Наконец, вам нужно задать себе вопрос: «являюсь ли я подходящим коучем для этого человека?» Вы должны с максимальной честностью и скрупулезностью отнестись к этому вопросу. Если у вас имеются сомнения относительно своей компетентности или адекватности, вы должны откровенно обсудить их со своим клиентом. В своей книге Coaching - Evoking Excellence in Others (Коучинг - пробуждение совершенства в людях), Джеймс Флаэрти выражает эту идею следующими словами: «Вам не надо проводить «курс лечения» своего клиента. Вам не обязательно становиться лучшими друзьями или сотрапезниками. Вы должны просто установить рабочие отношения, чтобы иметь возможность сделать свою работу коуча».
СТИВ БАВИСТЕР И АМАНДА ВИККЕРС: КОУЧИНГ
Если вы независимый коуч, то это означает, что по большому счету вы сами выбираете своих будущих клиентов. Убедившись, что ваши отношения с клиентом не складываются, вы можете принять решение не продолжать занятий. В этом случае лучшее, что вы можете предпринять, - это сообщить своему клиенту имена и контактные данные других коучей, которые, по вашему мнению, больше ему подходят. Другого выбора у вас просто нет (если, конечно, вы хотите считать себя профессионалом). Вы обязаны действовать в интересах клиента. И, в конечном счете, честность, порядочность и адекватность пойдут вам на пользу, ибо, проявляя их, вы зарабатываете себе репутацию человека, который занимается коучингом, исходя из высоких принципов, а не просто ради денег.
Сложнее обстоят дела, когда между вами и какой-нибудь компанией существует договоренность о проведении коучинга с несколькими людьми. Если вы заявите, что у вас не идет работа с одним из членов группы, вы тем самым поставите под угрозу весь контракт. В этом случае вы можете привлечь другого, более подходящего для этого клиента коуча, и заплатить ему из своего гонорара. И в этом случае, опять же, надо руководствоваться в первую очередь интересами клиента.
Если вы менеджер-коуч и у вас не складываются отношения со своим персоналом, вам следует обсудить это в департаменте человеческих ресурсов. В качестве альтернативы вы можете проводить коучинг «на одном уровне».
ГЛАВА 7: СОВЕРШЕНСТВУЙ СВОИ ЗНАНИЯ
Главная тема
После проведения первой, вводной сессии у клиентов появляется множество идей относительно своих будущих занятий. Некоторые из них могут захотеть работать над одним или несколькими вопросами; если же этого не произойдет, то приоритетные задачи можно определить с помощью Колеса жизни - они и станут «главной темой» коучинга. Если будет время, вы можете приступить к работе на первой же встрече. Иногда клиент хочет работать над конкретным вопросом в течение нескольких сессий, а иногда вопрос оказывается исчерпан за одну встречу. Также случается, что человек решает временно отложить данный вопрос и вернуться к нему после определенной паузы. После того как работа над главной темой закончена, можно переходить к следующему вопросу. Во время коучинга могут быть рассмотрены - порой одновременно - самые разные вопросы.
Очертания будущего
Во время совместной работы с клиентом над тем или иным вопросом важно сделать так, чтобы он сосредоточил свое внимание на результате, а не на проблеме. Другими словами, надо сосредоточиться не на недостатках и проблемах, а на будущем - на результате, к которому он стремится. Это можно сделать и с помощью процесса SPACES (см. Главу 3), в порядке первоочередности того или иного вопроса. Поработав подобным образом в
СТИВ БАВИСТЕР И АМАНДА ВИККЕРС: КОУЧИНГ
течение некоторого времени, ваш клиент научится контролировать и планировать свою жизнь.
Предупреждая неудачи
Редко бывает так, чтобы процесс коучинга протекал гладко, а клиент, еженедельно улучшая свои показатели, двигался от успеха к успеху. Ваши клиенты - обычные люди. Они могут разочароваться, пасть духом, расстроиться. Но если обсудить этот аспект на первой же встрече, то вероятность того, что они смогут справиться с проблемами, стоящими перед ними, существенно возрастет. Здесь же можно поднять вопрос и о тех внутренних «саботажниках», которые обычно мешают достижению цели. По мере того как клиент учится решать задачи или работает над ними, он развивается, как личность. Если вы поможете ему идентифицировать его внутренних «саботажников», то в будущем он научится определять, когда эти неприятели начинают неблагоприятно влиять на ситуацию.
ГЛАВА 7: СОВЕРШЕНСТВУЙ СВОИ ЗНАНИЯ
УСЛОЖНЕНИЕ ЗАДАЧ
Разные клиенты ставят перед собой разные цели. Одни смотрят на звезды, другие - на кончики своих пальцев. Коуч может помочь им расширить пределы их «мечтаний». Другими словами, люди начнут ставить перед собой дополнительные цели, достижение которых будет означать некоторый прогресс по сравнению с их нынешним положением. Не следует уводить их слишком далеко от персональной «зоны комфорта», вне которой они будут чувствовать себя неуютно, в результате чего их действия станут неэффективными. В противном случае, ни о каком реальном и последовательном прогрессе не может быть и речи.
Однако следует помнить, что подобные цели не каждого способны мотивировать. Некоторые готовы принять более сложные вызовы жизни. Если ваш клиент принадлежит к такой категории людей, следует поощрять его взяться за осуществление своих смелых проектов. Хороший коуч, соотнося цель клиента с его ценностями, убеждениями и идеалами, способен помочь ему достичь цели, даже если другие считают ее достижение невозможным.
ЗАВЕРШЕНИЕ
Внешние коучи во многих случаях заранее обговаривают со своими клиентами количество сессий за определенный период времени. Как правило, они на первой же встрече сообщают клиентам, что последняя сессия будет посвящена подведению итогов.