Мы используем метафоры с тем, чтобы сделать свои слова более эффективными и увеличить их смысловую нагрузку. Клиент может применить метафору для описания своей проблемы или чтобы выразить свое мнение по какому-нибудь вопросу. Вот одна из самых распространенных метафор: «У меня такое ощущение, как будто я бьюсь об стену». Развивая тему, коуч может сказать: «Расскажите мне поподробнее об этой стене». Некоторые клиенты
ГЛАВА 9: СОВЕРШЕНСТВУЯ ОПЫТ
начнут описывать эту самую стену: какая у нее высота, какого цвета кирпичи или блоки в ней. Метафора проходит мимо нашего разума, его аналитической части и погружается глубоко во внутренний опыт. Судя по тому, какие метафоры использует клиент, можно многое понять о его жизненной позиции.
Иногда вам самим может представиться возможность применить метафору, которая поможет клиенту лучше понять вопрос. Если кто-то проявляет нетерпение, желая скорее приступить к осуществлению какого-нибудь проекта, то такие метафоры, как: «Прежде чем начать строить дом, надо заложить фундамент» и: «Не надо подкапывать саженец, чтобы увидеть, пустил он корни или нет», - будут как раз к месту и к случаю.
ЖОНГЛИРУЯ ТАРЕЛКАМИ
Вив несколько раз жаловался своему коучу, что теряет чувство контроля над ситуацией — что не может «одновременно жонглировать всеми своими тарелками так, чтобы они не падали и не разбивались». Развивая тему, коуч попросил Вива подумать о способах, с помощью которых он бы мог исправить положение. Вив придумал самый простой и эффективный способ, — уменьшить количество тарелок. Проецируя эту метафору на реальность, клиент решил вычеркнуть из списка те задачи, которые он безуспешно пытался решить. В результате у него высвободилось больше времени на то, чтобы более основательно заняться другими делами.
СТИВ БАВИСТЕР И АМАНДА ВИККЕРС: КОУЧИНГ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТУИЦИИ
Интуиция играет положительную роль в коучинге; однако ее следует применять очень осторожно. Если ваш внутренний голос несколько раз оказал вам хорошую услугу, то впоследствии вы начинаете доверять ему - хотя зачастую то, что вы скажете, может не отвечать нуждам клиента. Дайте знать клиенту, что вы собираетесь делать. После этого клиент или примет сказанное вами, или решит отвергнуть.
Как коуч, вы должны освободиться от любой привязанности к своей интуиции. Если она подходит клиенту - очень хорошо; если нет - тоже хорошо. Иногда ваша интуиция может подсказать что-то такое, что вам покажется бессмысленным. Если все же выскажете это, вы будете удивлены, как часто оно оказывается в унисон с мыслями клиента. Иногда он даже может взять вашу интуитивную мысль на вооружение как метафору и работать с ней, адаптируя ее к своей реальности.
ФОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОГО СТИЛЯ
Развивая свои навыки коуча, вы будете пробовать разные техники, пока не найдете то, что вам больше всего подходит. Главное, чтобы ваш стиль коучинга отражал вашу индивидуальность. Многие начинающие коучи стараются быть серьезными и важными, так как считают, что коуч должен быть именно таким. Но если вы по натуре остроумны и веселы, то такая серьезность может насто-
ГЛАВА 9: СОВЕРШЕНСТВУЯ ОПЫТ
рожить ваших клиентов. Еще один важный аспект формирования собственного стиля - это степень совместимости коучинга с вашим чувством самоидентичности и вашими стратегическими жизненными целями. Если вам удастся совместить коучинг с вашими ценностями, то, по мере того как от использования и проб различных техник вы будете переходить на более непосредственное и глубокое общение, ваш коучинг будет обретать живость и естественность.
Начните сейчас
Составьте список из десяти слов, которые наилучшим образом характеризуют вас как личность. После этого составьте еще один список, в котором тоже будет десять слов - на этот раз дающих определение вашей личности во время коучинга. В случае обнаружения несовпадений вам следует подумать о том, чтобы пересмотреть свой подход к коучингу и стать самим собой.