Фотография сделана так, что слева находится водительское сидение, а справа сидение переднего пассажира.
На всех режимах работы переключателя передач, пластмассовый язычок (показан красной стрелкой), находящийся на конструкции рычага переключения передач не принимает участия в работе узла. Ни при включённой первой передаче, ни при включённой второй и т.д. Не принимает участия в работе узла при включении передач для движения вперёд и пластина-блокиратор.
И только при включенной передаче заднего хода язычок входит в зацепление с пластмассовой пластиной-блокиратором. В момент начала включения задней передачи при движении рукоятки переключения передач из нейтрального положения влево он входит в широкую прорезь пластины блокиратора, а затем при движении рукоятки переключения вперёд для включения передачи заднего хода он фиксируется в её узкой прорези. Любое движение рычага переключения передачи в поперечном направлении (вбок) в условиях включённой передачи заднего хода сразу вызовет, как минимум, разрушение верхней перемычки пластины блокиратора. На всех других передачах для движения автомобиля вперёд это разрушение пластины-блокиратора исключено.
А теперь посмотрим, что произошло с этим узлом на автомобиле ВАЗ-21110.
Фото №67. Техническое состояние узла селектора переключения передач.
Мы видим, что рычаг переключения передач деформирован (изогнут) вправо и вышел из гнезда шарового шарнира.
Это вполне объяснимо, т.к. а/м ВАЗ после столкновения с а/м БМВ при дальнейшем движении опрокинулся на правый бок, и водитель, выпадывая из салона вправо в сторону пассажирского сидения, своим телом погнул вправо рычаг переключения передач с выходом рычага из гнезда.
Фото №68. Разрушение пластины–блокиратора.
Фото №69. Разрушение пластины блокиратора.
На этом фото наглядно видно, что верхняя перемычка пластины –блокиратора сломана (вырвана). Также надломлена и нижняя перемычка, на которую оказывалось давление сверху.
Такие разрушения пластины-блокиратора при давлении на рычаг переключения передач в сторону пассажирского сидения возможны лишь в одном единственном случае, а именно:
Когда при сильном давлении на рычаг переключения передач слева направо ( со стороны водительского места в направлении места переднего пассажира) в автомобиле ВАЗ-21110 в момент ДТП была включена задняя передача в КПП.
Подробное видео с записью всех режимов переключения передач и единственно возможного варианта разрушения пластины-блокиратора прилагается к данному ЭЗ на диске №8.