Фото №24. Определение геометрических размеров стрелки спидометра
ВАЗ-21110.
Фото№25. Габариты стрелки подлежащей взвешиванию.
Вес несбалансированной части стрелки с учётом плотности материала (оргстекло), согласно расчётам, должен быть около 0,1 грамма. Для подтверждение этого результата, стрелка на аналогичном спидометре (но меньшего размера) была отделена от центральной сбалансированной части и взвешена. Вес её составил 0, 05 грамма.
Видеозапись проводимого эксперимента прилагается к данному ЭЗ на диске №6.
Таким образом, при двадцатитикратных перегрузках (20g) на панель приборов, когда вес стрелки возрастает с 0,1г (в состоянии покоя) до 2г (в динамике процесса соударения а/м) положение стрелки в первоначальном положении становится неустойчивым, т.к. возросший вес стрелки создаёт крутящий момент, сопоставимый с удерживающим моментом, созданным магнитной системой шагового двигателя спидометра.
Соответственно, при превышении двадцатитикратной перегрузки стрелка самопроизвольно повернётся в силу инерционности в сторону противоположную направлению возникшей силы.
А теперь приведём конкретные факты перегрузок, возникающих при лобовых столкновениях автомобилей.
В качестве примера возьмём резонансное ДТП, произошедшее в Москве в 25 февраля 2010 года.
Фото №26. Вид а/м Ситроен С3» на месте ДТП.
Тогда произошло лобовое столкновение двух автомобилей: «Мерседес S500» Компании «Лукойл» и «Ситроен С3». Соотношение масс автомобилей примерно 2 тонны против 1 тонны. Угол столкновения близок к 180 градусам, фронтальное перекрытие кузовов автомобилей составило 40%. В общем, всё как в рассматриваемом ДТП в Кирове. Экспертиза бортового компьютера а/м «Ситроен» показала, что автомобиль двигался перед столкновением со скоростью 75 км/час.
Расшифровка показаний бортовых акселерометров, проведённая французскими специалистами, позволила построить графики боковых и фронтальных ускорений, возникших в автомобиле во время этого ДТП в процессе разрушения конструкции машины.
Фото №27. Страницы экспертизы «Ситроен С3».
Фото №28. Временной график перегрузок и снижения скорости
А/м «Ситроен С3».
Как видим, при скорости автомобиля «Ситроен» всего лишь 75 км/час при лобовом столкновении во временных интервалах 40-42 мс (миллисекунд) и 52-54 мс (ось абсцисс) возникли перегрузки, доходящие почти до 60g (ось ординат).
Далее ещё один пример, проведённый на полигоне НАМИ. В нём участвовала отечественная машина ВАЗ-2110 (полный аналог ВАЗ2111). При лобовом ударе на скорости 54 км/час внутри машины возникли перегрузки достигающие 200g.