Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные компоненты структуры профессиональной подготовленности тренера



Выделив три крупных уровня в структуре профессиональной подготовленности тренера, мы должны зафиксировать мысль о том, что каждый из них имеет свою сложную инфраструктуру, с первыми двумя из них будущие тренеры знакомятся при изуче-

нии педагогики и теории и методики физического воспитания. Поэтому в рамках этой темы остановимся более подробно только на инфраструктуре узкопрофессионального уровня.

Прежде всего в рамках этого уровня необходимо выделить не­сколько видов специализации тренера в зависимости от: подго­товки к работе в том или ином звене системы спортивных школ; возраста, пола и квалификации тренировочных групп; вида спор­та и спортивной дисциплины.

Однако в каждой специальности при оценке инфраструктуры профессиональной подготовленности тренера можно выделить три основных компонента: теоретическая, методическая и прак­тическая подготовленность.

Теоретическую подготовленность тренера следует оцени­вать в двух направлениях. Это, во-первых, накопление знаний об объекте, с которым придется работать, - т.е. о человеке как о биологической системе и как о социальном объекте, а во-вторых, представление о творческом их использовании при организации тренировочного процесса.

Основой этой подготовленности будут знания по педагогике, психологии, анатомии и физиологии и т.д. Поскольку речь идет об узкопрофессиональном уровне, в структуре подготовленности тренера прежде всего должны быть знания истории развития из­бранного вида спорта, которая тесно связана с историей человече­ства, с историей его общей культуры. Обязательные компоненты теоретической подготовленности тренера - знания о строении и функционировании человеческого организма, о закономер­ностях его возрастного развития, о биохимических механизмах обеспечения двигательной деятельности и ее биомеханике, о за­кономерностях и механизмах адаптации, об основных принципах обучения и воспитания.

Очень важными, на наш взгляд, в структуре теоретической подготовленности тренера являются представления и понима­ния сущности:

- содержания и структуры соревновательной деятельности;

- структуры подготовленности спортсменов;

- системы отбора наиболее перспективных к занятиям в дан­ном виде спорта;

- закономерностей становления спортивного мастерства;

- содержания и структуры тренировочного процесса, обеспе­чивающего оптимальные условия для индивидуального спор-

тивного совершенствования, позволяющего сформировать ре­зультативную структуру подготовленности, с целью достижения максимально возможного спортивного результата.

Чем большим будет багаж знаний у тренера, тем лучше для дела, однако важны не просто знания, какая-то их сумма, большое значение имеют представления, сформировавшиеся на основе этих знаний, о том, как эти знания можно использовать в кон­кретной деятельности. Например, предложенная последова­тельность теоретических представлений о системе спортивной подготовки не случайна. Она отражает логику процесса позна­ния сущности спортивного совершенствования. Представление о структуре соревновательной деятельности дает понимание механизмов технологии получения результата. Представление о структуре соревновательной деятельности, о механизмах полу­чения спортивного результата есть не что иное, как представле­ние о совокупности требований, предъявляемых этой деятель­ностью к организму спортсмена.

Логичное развитие этого представления - понимание струк­туры подготовленности спортсмена - совокупности устойчи­вых свойств (качеств) и приспособительных изменений орга­низма, обусловленных спецификой и условиями тренировочной и соревновательной деятельности, на уровне вегетативных сис­тем, нервно-мышечного аппарата, центральных механизмов регуляции деятельности и в сфере психики.

На основе понимания совокупности требований, предъявля­емых соревновательной деятельностью к организму спортсме­на, и совокупности качеств, имеющихся у спортсмена для обе­спечения высокой результативности, облегчается возможность понимания технологии формирования этих качеств, т.е. струк­туры, и содержания тренировочного процесса.

Таким образом, в совокупности теоретических представлений об организации тренировочной и соревновательной деятельно­сти есть своя иерархия, одно представление выступает базой для другого, при этом все они должны основываться на знаниях смеж­ных наук о развитии и воспитании человека.

Уровень теоретической подготовленности специалиста-трене­ра зависит от того, способен ли он, используя имеющиеся у него знания и представления, сформировать более или менее целост­ный взгляд на процесс спортивного совершенствования, который можно определить как тренерскую концепцию. Наличие или от-

сутствие таковой и является, несомненно, одним из критериев в оценке уровня теоретической подготовленности.

Одна из необходимых сторон любой профессиональной дея­тельности, а педагогической особенно, - работа с литературой и другими источниками профессионально значимой информации. Наличие потребности в получении такой информации, возмож­ность оценить, принять или не принять ее, готовность к аргумен­тированной дискуссии - это также критерий уровня теоретиче­ской подготовленности.

Методическая подготовленность - это совокупность спосо­бов проведения какой-либо работы, т.е. способность специалиста перевести свой теоретический потенциал в систему практических рекомендаций, способность так спланировать и организовать реальный тренировочный процесс, чтобы поставленные задачи были решены.

Методика - это мостик, связывающий теорию и практику. Пре­жде всего, это система планов, рассчитанных на разные времен­ные отрезки, но обязательно охватывающих весь период занятия спортом. Необходимые характеристики этих планов - их эффек­тивность, реальность и конкретность. В этом случае появляется возможность оценить уровень методической подготовленности специалиста по качеству разрабатываемых им тренировочных планов. Основу процесса планирования составляет тренировоч­ная концепция, собственно ее можно рассматривать как много­летний план.

Однако, для того чтобы концепция превратилась в многолет­ний план, необходимо теоретические представления о динамике спортивного совершенствования и возможности использования тех или иных тренирующих воздействий изложить на бумаге, вы­разив в количественных величинах распределение по отдельным этапам объемов основных средств подготовки для конкретного спортсмена или группы спортсменов. Изложение сложившейся концепции в виде количественных или графических материа­лов - не только способ фиксации информации, но и способ ее осмысления.

Практическая подготовленность тренера проявляется в уровне его общей двигательной культуры, его внешнем виде, в способности доходчиво объяснить и показать спортсменам тех­нику осваиваемого упражнения и отдельных его частей, в способ­ности подмечать ошибки в технике движений и исправлять эти

ошибки, в способности подбирать комплексы упражнений для совершенствования определенных систем организма и развития двигательных возможностей, в способности работать с различной регистрирующей аппаратурой и приборами, осуществлять конт­роль состояния спортсменов, в способности так организовать тренировочное занятие, чтобы поставленные перед ним задачи были решены в оптимальном варианте.

Значимость различных компонентов в структуре практиче­ской подготовленности тренера зависит от многих факторов: воз­раста и уровня квалификации спортсменов, возраст тренера, его авторитета, оснащенности мест тренировок, традиций, сформиро­вавшиеся в регионе и в тренировочных группах и т.д.

Говоря о внешнем виде и уровне общей двигательной культу­ры тренера, мы исходили из представления о том, что это тоже важный элемент практической подготовленности, поскольку спе­циалист с высшим физкультурным образованием, будь то препо­даватель или тренер, должен быть образцом физически подготов­ленного человека в нашем обществе. Эта точка зрения встречает часто возражения со стороны тренеров, однако альтернативная точка зрения - это компромисс с нашими слабостями, это рас­хождение слова и дела. Такая ситуация антипедагогична, так как исключает один из основных каналов воспитательного воздей­ствия - личный пример.

Выделение «уровней» и «компонентов» в структуре про­фессиональной подготовленности тренера - хоть и условный, но необходимый шаг в его самоопределении. «Уровни» и «ком­поненты» - это внутреннее содержание профессии, потенциал, который реализуется через способности тренера, т.е. через педа­гогические способности, поскольку высокая профессиональная подготовленность предполагает не только знание своего дела, но и постоянное развитие и реализацию в ней своих способностей. Та­кими способностями в педагогической деятельности, к которой от­носится профессия тренер, являются педагогические способности.

23.4. Педагогические способности тренера Педагогические способности - это всегда синтез личностных черт, знаний, умений, навыков, привычек. Совокупность педагоги­ческих способностей тренера столь же богата, сколь разнообразна и многогранна педагогическая деятельность вообще и профес­сиональная деятельность тренера п частности. Для того чтобы

сформировать хотя бы общее представление о совокупности пе­дагогических способностей тренера, в спортивной педагогике и психологии принято выделять такие их блоки, как дидактиче­ские, академические, гностические, психомоторные, авторитар­ные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и органи­заторские способности.

Академические способности тренера проявляются: в его по­стоянном стремлении к повышению своего профессионального мастерства; в реальных действиях, направленных на профессио­нальное совершенствование; в творческом подходе к организа­ции учебно-тренировочного процесса; в умении создать на тре­нировках ситуацию коллективного творчества, стимулирующую развитие творческих способЕюстей самих спортсменов; вуме­нии сформировать у спортсменов адекватную систему стимулов к спортивному совершенствованию.

Дидактические способности - это способности обучать. Они характеризуются умением тренера довести содержание учебного материала до сознания спортсмена, выбирая для этого соответ­ствующие педагогические приемы, обеспечивающие заинтере­сованность спортсмена, доступность, наглядность учебного ма­териала; их можно разглядеть в умении спланировать и реально организовать учебно-тренировочный процесс, быстро оценивать состояние спортсменов и вносить оперативные коррекции в тре­нировочные планы, вести диалог со спортсменом на языке, со­ответствующем его подготовленности, но стимулирующем его развитие; содействии повышению уровня физкультурной образо­ванности всех людей, с кем тренеру приходится общаться.

Коммуникативные способности заключаются в умении ус­танавливать деловые и доброжелательные контакты с другими людьми. В обобщенном варианте коммуникативные способно­сти выступают как педагогический такт - драгоценное профес­сиональное качество тренера, объединяющее его общую культуру, любовь к детям, умение чувствовать настроение, понять психо­логию другого человека, подсказывающее ему меру проявления эмоций в применении средств педагогического воздействия, с ним связаны выдержка, самообладание, терпение.

Коммуникативные способности тренера необходимы в кон­тактах не только со спортсменами, но и с их родителями, с коллегами, с сотрудниками спортивных организаций. В течение

рабочего дня тренеру приходится контактировать со многими людьми, поэтому обязательная характеристика коммуникатив­ных способностей тренера - его умение быстро переключать­ся, так как эмоциональное состояние, возникшее от встречи с кем-то, может помешать правильной оценке новой ситуации.

Гностические способности (от греч. гнозис - познание, зна­ние) - умение анализировать тренировочную и соревнователь­ную деятельности, структуру подготовленности спортсмена и факторы, обуславливающие рост спортивных достижений, а также в способности к анализу и обобщению опыта своих кол­лег, к самоанализу. Гностические способности имеют много обще­го с академическими, так как и те и другие определяются готов­ностью добывать профессионально значимую информацию. И все же в академических способностях в большей мере проявляется творческий потенциал, умение создать вокруг себя атмосферу творчества, а в гностических - настроенность на анализ, на поиск, умение искать профессионально полезную информацию, крити­чески ее оценивать и конструировать перспективные установки. Гностические способности - это и умение прогнозировать раз­витие педагогической ситуации и на основе этого предотвращать конфликтные ситуации.

Психомоторные способности тренера определяются умением объединить рассказ и показ или дополнить одно другим с целью создания у занимающихся полного и правильного представления (обзора) об осваиваемом упражнении. Требование к объедине­нию слова и движения относится не только к подготовленности тренера, это необходимое условие освоения техники абсолютного большинства упражнений, так как освоенным может быть толь­ко то, что осмыслено, а осмысленным может быть то, что названо, пусть это будет внутренняя речь, но назвать - это необходимый этап освоения (изучения). Тренер должен уметь показывать все упражнения и целом, выделить и показать наиболее важные части упражнения (элементы), варианты техники.

Авторитарные способности составляют основу стиля дея­тельности тренера. В спортивной психологии принято выделять три основных стиля: автократический (авторитарный, твердый), демократическим (коллегиальный), либеральный (попуститель­ский). Анализ спортивной практики показывает, что для трене­ров присущи автократический и демократический стили деятель-

ности. Остановимся более подробно на характеристике этих двух стилей деятельности.

Для автократического стиля характерно единоначалие тре­нера, приверженность к железной дисциплине, выраженному, а зачастую и беспрекословному, подчинению. Тренировочные за­дания выдаются и воспринимаются преимущественно как коман­ды, их обсуждение не только не приветствуется, но и подавляется. Автократичность в сочетании с высокой профессиональной ком­петентностью обеспечивают быстрый успех. Однако этот вариант имеет свои рифы, а связаны они с его сущностью, основанной на подчинении, он не допускает равенства ученика и учителя, и тем более превосходства ученика над учителем. Такое недопущение противоречит сущности педагогической профессии и часто явля­ется причиной конфликтов между тренером и спортсменом.

Говоря об автократическом стиле, считаем необходимым от­метить один парадокс: этот стиль оказывается наиболее результа­тивным в работе с детьми, но именно на этом возрастном этапе он наиболее опасен, так как способствует воспитанию послушности, готовности подчиниться воле более сильного человека, безыни­циативности.

В основе демократического стиля лежит ориентация на со­трудничество, уважительное отношение к личности спортсмена, расчет на его сознательное отношение к тренировкам. Демокра­тический стиль предполагает обсуждение тренировочных планов и заданий, защиту тренером своих предложений, своей точки зре­ния. Можно сказать, что союзниками тренера с демократическим стилем работы являются коллектив спортсменов и присущие ему (коллективу) традиции. Демократический стиль сопряжен с большей продолжительностью организационного периода при формировании тренировочной группы, потому что в детском со­знании демократические начала могут смешиваться с элементами анархизма. Медленнее, в сравнении с автократическим стилем, происходит становление авторитета тренера, однако достигнутое оказывается более устойчивым. В работе со взрослыми квалифи­цированными спортсменами часто возникают такие ситуаций, когда спортсмены ожидают от тренера усиления автократичности. Это характерно для напряженных периодов подготовки к участию в ответственных соревнованиях.

Перцептивные способности тренера (от лат. перцепцио - вос­приятие) - психологическая наблюдательность, тонкое понима-

ние личности ученика, его временных психических состояний, психических особенностей. Перцептивные способности опреде­ляются умением тренера видеть как положительные, так и от­рицательные черты своих подопечных, понимать динамику их соотношения, вовремя нейтрализовать отрицательные черты, уме­нием увидеть действительные побуждения спортсмена к занятиям, к деловым и личным взаимоотношениям в коллективе.

Экспрессивные способности проявляются в умении тренера, используя разнообразные средства, передать спортсмену содер­жание тренировочного задания, свое отношение к этому заданию, свою оценку действий спортсмена. Можно сказать, что экспрес­сивные способности реализуются в педагогической технике, под которой А.С. Макаренко предлагал понимать целесообразно орга­низованное поведение педагога, владение голосом, мимикой, же­стом, проницательностью и формами применения педагогических средств («техника поощрения - наказания», «техника индивиду­ального воздействия и воздействия через коллектив»).

Суггестивные способности (от лат. суггестио - внушение, воздействие) характеризуются способностью тренера убедить другого человека, что занятия спортом принесут ему большую пользу, в правильности выбора своего увлечения, в возможности достижения высоких спортивных результатов, в целесообразно­сти и необходимости выполнения именно тех средств подготовки, которые рекомендует ему тренер, в способности создать положи­тельный эмоциональный фон, состояния радостного ожидания очередной тренировки, уверенности в том, что именно вы, со­вместная работа с вами приведет спортсмена к успеху.

Организаторские способности тренера имеют много сфер и форм проявления, но в их основе лежит умение тренера органи­зовать свою собственную деятельность. Обычно организаторские способности тренера оцениваются по его умению создавать хоро­шие условия для тренировок, создать материально-техническую базу для тренировочного процесса и по качеству проведения раз­личных спортивных и спортивно-массовых мероприятий. Одна­ко не меньшее значение имеет способность тренера организовать дружный коллектив, спортивную команду, найти разумное сочета­ние между тренировочной и другой сферами деятельности снонх учеников, организовать их участие в общественно-полезном труде

Глубоко ошибается тот педагог, который считает, что надо обучать только спортивной технике, только заниматься разни-

тием физических качеств и подготовкой к соревнованиям. Разрыв между духовным и физическим воспитанием нарушает основной принцип системы воспитания - его всесторонность и, самое глав­ное, не позволяет осуществлять воспитание человека, гармониче­ски сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Стремление учеников упорно и настойчиво тренироваться, чтобы успешно выступать на соревнованиях, показывать высо­кие, порой рекордные результаты, не приходит само собой. Пер­вая роль в этом отводится тренеру, который ставит цель перед спортсменом, укрепляет его веру в свои силы, вместе идет с ним к победе.

Современная тренировка требует больших затрат труда и вре­мени. Задача тренера - помочь своим ученикам оптимально со­четать спорт с другими сторонами жизни: учебой, трудом, обще­ственной работой, отдыхом, культурным досугом. К тренеру предъявляются очень высокие требования как к человеку, с ко­торого ученики берут пример. Подтянутость, аккуратность, дис­циплинированность, высокие моральные качества должны быть присущи тренеру в первую очередь. Кроме того, если по уровню образованности, интеллектуального развития и воспитанности тренер уступает своему ученику, он перестает быть воспитате­лем. Если к этому добавить, что система спортивной трениров­ки постоянно совершенствуется, что возрастает поток научной и методической информации, которую надо осмыслить и довести до сознания учеников, то станет ясным вся сложность и много­образность работы тренера. Из этого складывается стиль работы тренера.

? Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каков социальный заказ в адрес профессии тренера?

2. Дайте определение профессии «тренер».

3. Какие профессии объединяются в сфере деятельности тренера?

4. Дайте характеристику уровней подготовленности тренера.

5. Какие компоненты подготовки необходимо различать в профессии тренера?

6. Что определяет теоретическую подготовленность тренера?

7. Что определяет методическую подготовленность тренера?

8. Что определяет практическую подготовленность тренера?

9. Какими педагогическими способностями должен обладать тренер?

10. В чем проявляются академические способности?

11. В чем проявляются дидактические способности?

12. В чем проявляются коммуникативные способности?

13. В чем проявляются гностические способности?

14. В чем проявляются психомоторные способности?

15. Как проявляются авторитарные способности?

16. В чем проявляются перцептивные способности?

17. Как реализуются экспрессивные способности?

18. Что характеризуют суггестивные способности?

19. Как проявляются организаторские способности?

20. В чем появляется стиль работы тренера?

ЛИТЕРАТУРА

Аруин А.С. Совершенствование спортивного инвентаря и оборудова­ния // Современная система спортивной подготовки. - М.: СААМ, 1995. -С. 337-342.

Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государ­ственных образовательных стандартов высшего профессионального обра­зования (методологические и методические вопросы): методическое посо­бие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специали­стов, 2005. - 114 с.

Баландин В.И.,Блудов Ю.М.,ПлахтиенкоВ.А. Прогнозирование в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1986. - 192 с.

Беяинович В.В. Обучение в физическом воспитании. - М: Физкультура и спорт, 1958. - 256с.

Бернштейн НА. Очерки о физиологии движений и физиологии актив­ности. - М.: Медицина, 1966. - 560 с.

Богем М.М. Обучение двигательным действиям. — М.: Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.

Боген М.М. Тактическая подготовка - основа многолетнего совершен­ствования: учебное пособие. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 88 с.

Бондарчук А.П. Интенсивность тренировочных нагрузок и длительность развития спортивной формы // Теория и практика физической культуры. -1998.-№ 2.- С. 56.

Бондарчук АЛ. О принципе дополнительности // Научно-спортивный вестник. - 1986. - № 5. - С. 28-31.

Бондарчук АЛ. Периодизация спортивной тренировки. - К.: Олимпий­ская литература, 2005. - 304 с.

Бойко ВВ. Целенаправленное развитие двигательных способностей чело­века. - М: Физкультура и спорт, 1987. - 144 с.

Булатова ММ., Платонов В.Н. Спортсмен и различных климато-географических и погодных условиях. - К.: Олимпийская литература, 1996. 174 с.

Васильков А.А. Теория и методика спорта: учебник. - Ростов н/Д: Фе­никс, 2008. - 381 с.

Васильев II.Д. и др. Структура профессиональной подготовленности тренера по бегу на средние и длинные дистанции. - Волгоград: ВГАФК, 1988. - 86 с.

Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортс­менов. - М: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с,

Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М: Физическая культура и спорт, 1985. - 176 с.

Волков В.М., Филин В.Л. Спортивный отбор. - М: Физкультура и спорт, 1983. -176 с.

Губа В.П. Резервные возможности спортсменов: монография. - М.: Физ­культура и спорт, 2008. - 146 с.

Губа В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в видах спорта: монография. - М.: Советский спирт, 2008. 30 i с

Губа В.П., Никитушкин ВТ., Квашу к П.В. Индивидуальные особенности юных спортсменов: Основы теории и методики индивидуализации и процессе отбора, ориентации и подготовки юных спортсменов. - Смоленск, 1997.-219 с.

Гуськов СИ., Платонов В.Н. Профессиональный спорт. - К.: Олимпий­ская литература, 2000. - 392 с.

Донской Д'.Д., Зациорский В.М. Биомеханика. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 346 с.

Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - 3-е изд. - М.: Со­ветский спорт. - 2009. - 200 с.

Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. - М: Физкультура и спорт, 1987. — 256 с.

Книга тренера по легкой атлетике. - Изд. 3-е, перераб. / под ред. Хомен-кова Л.С. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 399 с.

Корецкий В.М. Профессионально-педагогическая подготовка студен­тов. - Москва, 1987. - 88 с.

Кузнецов В.В. Специальная силовая подготовка спортсменов. - М: Физ­культура и спорт, 1975. - 208 с.

Кузнецов В.В. Модельные характеристики легкоатлетов /В.В. Кузнецов, В.В. Петровский, В.В. Шустин. - Киев: Здоров'я, 1979. - 88 с.

Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культу­ры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практи­ка физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 10-15.

Мазниченко В.Д. Двигательные навыки в спорте (Метод, разработки для студентов спорт, фак.). - Малаховка: МОГИФК, 1981.

Матвеев Л.П. Общая теория спорта: учебник для завершающего уровня высшего физкультурного образования. - М.: Физкультура и спорт, 1997. -304 с.

Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортс­менов. - К.: Олимпийская литература, 1999. - 318 с.

Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1977.-280 с.

Методические рекомендации по организации деятельности спортив­ных школ в Российской федерации // Сборник официальных документов и материалов. Федеральное агентство по физическом культуре1 и спорту. -2007.-№ 1.-С. 41-57.

Новокрещенов В.В. Управление сферой физической культуры и спор­та: правовые и организационные основы взаимодействия: монография. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. - 140 с.

Основы управления подготовкой юных спортсменов / под ред. М..Я. 11а-батниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.

Петровский В.В. Тренировка и управление // Легкая атлетi пса. 197!i. № 1-2. - С. 10-11;№4.-С. 18-20;№ 5. - С. 18-19.

Платонов В.Н. Адаптация в спорте. - Киев: Здоров'я, 1988. - 216 с.

Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: Физ­культура и спорт, 1986. - 287 с.

Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература. - 1997. - 582 с.

Положение о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации // Сборник официальных документов и материалов. Федеральное агентство по физической культуре и спорту, - 2008. — № 3. — С. 7-12.

Попов Г.И. Биомеханические основы создания предметной среды для формирования и совершенствования спортивных движений: автореф. дис.... д-ра пед. наук. - М., 1992. - 48 с.

ПочинкинА.В. Становление и развитие профессионального спорта в Рос­сии. - М.: Советский спорт, 2006. - 216 с.

Разумовский Е.А. Соревновательная деятельность и подготовка спортс­менов высшей квалификации в различных климатических условиях. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 292с.

РатовИ.П. Двигательные возможности человека (нетрадиционные мето­ды их развития и восстановления). - Минск: Минтиппроект, 1994, - 116 с.

Российский спорт - выбор пути: Серия «Олимпийская школа», посвя­щенная 100-летию Международного олимпийского комитета / под общ. ред. B.C. Родиченко. - М.: Исследовательский центр «Фэйр Плэй», 1993. -47 е.

Сборник нормативно-правовых документов, регламентирующих деятель­ность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, расположенных на территории Российской Федерации. -М., 1995.-120 с.

Сирис II.3., Гайдарска П.М., Рачев К.И. Отбор и прогнозирование способ­ностей в легкой атлетике. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 127 с.

Система подготовки спортивного резерва / под ред. В.Г. Никигушкина. -М: Изд-во МГФСО, 1994. - 320 с.

Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. псд. учеб. за­ведений / В,А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 482 с.

Современная система спортивной подготовки / под ред. Ф.П. Суслова, В.Я. Сыча, Б.Н. Шустипа. - М.: СААМ, 1995. - 445 с.

Совершенствование технического мастерства спортсменов / под общ. ред. В.М. Дьячкова. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 231с.

Спортивная Россия: организации и персоны. - Энциклопедический спра­вочник/под общ. ред. В.В. Кузина. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 396 с.

Столов И.И. Спортивный резерв: состояние, проблемы, пути решения: монография. - М.: Советский спорт, 2008. - 131 с.

Суслов Ф.П. Тренировка в условиях среднегорья как средство повышения спортивного мастерства: автореф. дис.... д-ра пед. наук. - М., 1985 - 48 с.

Таранов В.Ф., Черкашин В.П. «Блочное»,построение и программирование полугодичных циклов подготовки к соревновательным сезонам вскоростно-силовых, беговых и прыжковых видах легкой атлетики // Актуальные вопросы спортивной подготовки и физического воспитания: сб. науч. трудов. - Волгоград: Изд-во ВГИФК, 1994. - С. 25-29.

Теория и методика спорта: учебное пособие для училищ олимпийского резерва/под общей ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. - М., 1997. - 416 с.

Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.

Устав общероссийского союза общественных объединений «Олимпий­ский комитет России». М., 2009 // http://www.olympic.ru/ru /election2009/ ustav OCR. doc.

Уткин В.Л. Биомеханические основы спортивной тактики. - М.: Физ­культура и спорт, 1984. - 127 с.

Федеральный закон «О физической культуре и спорте Российской Фе­дерации» от 4.12.2007 г. № 329-ФЗ // Сборник официальных документов и материалов. Федеральное агентство по физической культуре и спорту. -2007. - № 12. - С. 3-35.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодатель­ных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6.10.1999 № 131-ФЗ // Сборник за­конодательства Российской Федерации. - 1999. - С. 5005.

Физическая культура и спорт в Российской Федерации: норматив­ное правовое, организационно-управленческое, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение: Документы и ма­териалы (2002-2008 годы) / авт.-сост. В.А. Фетисов, П.А.Виноградов. - М.: Советский спорт, 2008. - 1104 с.

Фискалов В.Д., Черкашин В.П. Теоретические основы подготовки спортс­менов: учебное пособие. - Волгоград: ВГАФК, 2006. - 245 с.

Харре Д. Учение о тренировке / пер. с нем. - М.: Физкультура и спорт, 1971.-С. 328.

Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. -480 с.

Черкашин В.П. Индивидуализация тренировочного процесса юных спортсменов в скоростно-силовых видах легкой атлетики: монография. -Волгоград: ВГАФК, 2000. - 240 с.

Челноков АН. Конституция Российской федерации и правовое регулиро­вание физической культуры и спорта // Спорт: экономика, право, управле­ние. - 2004. - № 4. - С. 5-8.

Чхаидзе Л.В. Об управлении движениями человека. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 136 с.

Энциклопедия олимпийского спорта: Том 4 / под ред. В.Н. Платонова. -К.: Олимпийская литература, 2004. - 608 с.

Юшкевич Т.П. и др. Применение технических средств в обучении и тре­нировке спортсменов: методическое пособие. - Мн.: Полымя, 1987. — 240 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.................................................................................................................. 3

ЧАСТЬ I. Современные тенденции развития спорта.................................... 5

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.