Выделив три крупных уровня в структуре профессиональной подготовленности тренера, мы должны зафиксировать мысль о том, что каждый из них имеет свою сложную инфраструктуру, с первыми двумя из них будущие тренеры знакомятся при изуче-
нии педагогики и теории и методики физического воспитания. Поэтому в рамках этой темы остановимся более подробно только на инфраструктуре узкопрофессионального уровня.
Прежде всего в рамках этого уровня необходимо выделить несколько видов специализации тренера в зависимости от: подготовки к работе в том или ином звене системы спортивных школ; возраста, пола и квалификации тренировочных групп; вида спорта и спортивной дисциплины.
Однако в каждой специальности при оценке инфраструктуры профессиональной подготовленности тренера можно выделить три основных компонента: теоретическая, методическая и практическая подготовленность.
Теоретическую подготовленность тренера следует оценивать в двух направлениях. Это, во-первых, накопление знаний об объекте, с которым придется работать, - т.е. о человеке как о биологической системе и как о социальном объекте, а во-вторых, представление о творческом их использовании при организации тренировочного процесса.
Основой этой подготовленности будут знания по педагогике, психологии, анатомии и физиологии и т.д. Поскольку речь идет об узкопрофессиональном уровне, в структуре подготовленности тренера прежде всего должны быть знания истории развития избранного вида спорта, которая тесно связана с историей человечества, с историей его общей культуры. Обязательные компоненты теоретической подготовленности тренера - знания о строении и функционировании человеческого организма, о закономерностях его возрастного развития, о биохимических механизмах обеспечения двигательной деятельности и ее биомеханике, о закономерностях и механизмах адаптации, об основных принципах обучения и воспитания.
Очень важными, на наш взгляд, в структуре теоретической подготовленности тренера являются представления и понимания сущности:
- содержания и структуры соревновательной деятельности;
- структуры подготовленности спортсменов;
- системы отбора наиболее перспективных к занятиям в данном виде спорта;
- содержания и структуры тренировочного процесса, обеспечивающего оптимальные условия для индивидуального спор-
тивного совершенствования, позволяющего сформировать результативную структуру подготовленности, с целью достижения максимально возможного спортивного результата.
Чем большим будет багаж знаний у тренера, тем лучше для дела, однако важны не просто знания, какая-то их сумма, большое значение имеют представления, сформировавшиеся на основе этих знаний, о том, как эти знания можно использовать в конкретной деятельности. Например, предложенная последовательность теоретических представлений о системе спортивной подготовки не случайна. Она отражает логику процесса познания сущности спортивного совершенствования. Представление о структуре соревновательной деятельности дает понимание механизмов технологии получения результата. Представление о структуре соревновательной деятельности, о механизмах получения спортивного результата есть не что иное, как представление о совокупности требований, предъявляемых этой деятельностью к организму спортсмена.
Логичное развитие этого представления - понимание структуры подготовленности спортсмена - совокупности устойчивых свойств (качеств) и приспособительных изменений организма, обусловленных спецификой и условиями тренировочной и соревновательной деятельности, на уровне вегетативных систем, нервно-мышечного аппарата, центральных механизмов регуляции деятельности и в сфере психики.
На основе понимания совокупности требований, предъявляемых соревновательной деятельностью к организму спортсмена, и совокупности качеств, имеющихся у спортсмена для обеспечения высокой результативности, облегчается возможность понимания технологии формирования этих качеств, т.е. структуры, и содержания тренировочного процесса.
Таким образом, в совокупности теоретических представлений об организации тренировочной и соревновательной деятельности есть своя иерархия, одно представление выступает базой для другого, при этом все они должны основываться на знаниях смежных наук о развитии и воспитании человека.
Уровень теоретической подготовленности специалиста-тренера зависит от того, способен ли он, используя имеющиеся у него знания и представления, сформировать более или менее целостный взгляд на процесс спортивного совершенствования, который можно определить как тренерскую концепцию. Наличие или от-
сутствие таковой и является, несомненно, одним из критериев в оценке уровня теоретической подготовленности.
Одна из необходимых сторон любой профессиональной деятельности, а педагогической особенно, - работа с литературой и другими источниками профессионально значимой информации. Наличие потребности в получении такой информации, возможность оценить, принять или не принять ее, готовность к аргументированной дискуссии - это также критерий уровня теоретической подготовленности.
Методическая подготовленность - это совокупность способов проведения какой-либо работы, т.е. способность специалиста перевести свой теоретический потенциал в систему практических рекомендаций, способность так спланировать и организовать реальный тренировочный процесс, чтобы поставленные задачи были решены.
Методика - это мостик, связывающий теорию и практику. Прежде всего, это система планов, рассчитанных на разные временные отрезки, но обязательно охватывающих весь период занятия спортом. Необходимые характеристики этих планов - их эффективность, реальность и конкретность. В этом случае появляется возможность оценить уровень методической подготовленности специалиста по качеству разрабатываемых им тренировочных планов. Основу процесса планирования составляет тренировочная концепция, собственно ее можно рассматривать как многолетний план.
Однако, для того чтобы концепция превратилась в многолетний план, необходимо теоретические представления о динамике спортивного совершенствования и возможности использования тех или иных тренирующих воздействий изложить на бумаге, выразив в количественных величинах распределение по отдельным этапам объемов основных средств подготовки для конкретного спортсмена или группы спортсменов. Изложение сложившейся концепции в виде количественных или графических материалов - не только способ фиксации информации, но и способ ее осмысления.
Практическая подготовленность тренера проявляется в уровне его общей двигательной культуры, его внешнем виде, в способности доходчиво объяснить и показать спортсменам технику осваиваемого упражнения и отдельных его частей, в способности подмечать ошибки в технике движений и исправлять эти
ошибки, в способности подбирать комплексы упражнений для совершенствования определенных систем организма и развития двигательных возможностей, в способности работать с различной регистрирующей аппаратурой и приборами, осуществлять контроль состояния спортсменов, в способности так организовать тренировочное занятие, чтобы поставленные перед ним задачи были решены в оптимальном варианте.
Значимость различных компонентов в структуре практической подготовленности тренера зависит от многих факторов: возраста и уровня квалификации спортсменов, возраст тренера, его авторитета, оснащенности мест тренировок, традиций, сформировавшиеся в регионе и в тренировочных группах и т.д.
Говоря о внешнем виде и уровне общей двигательной культуры тренера, мы исходили из представления о том, что это тоже важный элемент практической подготовленности, поскольку специалист с высшим физкультурным образованием, будь то преподаватель или тренер, должен быть образцом физически подготовленного человека в нашем обществе. Эта точка зрения встречает часто возражения со стороны тренеров, однако альтернативная точка зрения - это компромисс с нашими слабостями, это расхождение слова и дела. Такая ситуация антипедагогична, так как исключает один из основных каналов воспитательного воздействия - личный пример.
Выделение «уровней» и «компонентов» в структуре профессиональной подготовленности тренера - хоть и условный, но необходимый шаг в его самоопределении. «Уровни» и «компоненты» - это внутреннее содержание профессии, потенциал, который реализуется через способности тренера, т.е. через педагогические способности, поскольку высокая профессиональная подготовленность предполагает не только знание своего дела, но и постоянное развитие и реализацию в ней своих способностей. Такими способностями в педагогической деятельности, к которой относится профессия тренер, являются педагогические способности.
23.4. Педагогические способности тренера Педагогические способности - это всегда синтез личностных черт, знаний, умений, навыков, привычек. Совокупность педагогических способностей тренера столь же богата, сколь разнообразна и многогранна педагогическая деятельность вообще и профессиональная деятельность тренера п частности. Для того чтобы
сформировать хотя бы общее представление о совокупности педагогических способностей тренера, в спортивной педагогике и психологии принято выделять такие их блоки, как дидактические, академические, гностические, психомоторные, авторитарные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские способности.
Академические способности тренера проявляются: в его постоянном стремлении к повышению своего профессионального мастерства; в реальных действиях, направленных на профессиональное совершенствование; в творческом подходе к организации учебно-тренировочного процесса; в умении создать на тренировках ситуацию коллективного творчества, стимулирующую развитие творческих способЕюстей самих спортсменов; вумении сформировать у спортсменов адекватную систему стимулов к спортивному совершенствованию.
Дидактические способности - это способности обучать. Они характеризуются умением тренера довести содержание учебного материала до сознания спортсмена, выбирая для этого соответствующие педагогические приемы, обеспечивающие заинтересованность спортсмена, доступность, наглядность учебного материала; их можно разглядеть в умении спланировать и реально организовать учебно-тренировочный процесс, быстро оценивать состояние спортсменов и вносить оперативные коррекции в тренировочные планы, вести диалог со спортсменом на языке, соответствующем его подготовленности, но стимулирующем его развитие; содействии повышению уровня физкультурной образованности всех людей, с кем тренеру приходится общаться.
Коммуникативные способности заключаются в умении устанавливать деловые и доброжелательные контакты с другими людьми. В обобщенном варианте коммуникативные способности выступают как педагогический такт - драгоценное профессиональное качество тренера, объединяющее его общую культуру, любовь к детям, умение чувствовать настроение, понять психологию другого человека, подсказывающее ему меру проявления эмоций в применении средств педагогического воздействия, с ним связаны выдержка, самообладание, терпение.
Коммуникативные способности тренера необходимы в контактах не только со спортсменами, но и с их родителями, с коллегами, с сотрудниками спортивных организаций. В течение
рабочего дня тренеру приходится контактировать со многими людьми, поэтому обязательная характеристика коммуникативных способностей тренера - его умение быстро переключаться, так как эмоциональное состояние, возникшее от встречи с кем-то, может помешать правильной оценке новой ситуации.
Гностические способности (от греч. гнозис - познание, знание) - умение анализировать тренировочную и соревновательную деятельности, структуру подготовленности спортсмена и факторы, обуславливающие рост спортивных достижений, а также в способности к анализу и обобщению опыта своих коллег, к самоанализу. Гностические способности имеют много общего с академическими, так как и те и другие определяются готовностью добывать профессионально значимую информацию. И все же в академических способностях в большей мере проявляется творческий потенциал, умение создать вокруг себя атмосферу творчества, а в гностических - настроенность на анализ, на поиск, умение искать профессионально полезную информацию, критически ее оценивать и конструировать перспективные установки. Гностические способности - это и умение прогнозировать развитие педагогической ситуации и на основе этого предотвращать конфликтные ситуации.
Психомоторные способности тренера определяются умением объединить рассказ и показ или дополнить одно другим с целью создания у занимающихся полного и правильного представления (обзора) об осваиваемом упражнении. Требование к объединению слова и движения относится не только к подготовленности тренера, это необходимое условие освоения техники абсолютного большинства упражнений, так как освоенным может быть только то, что осмыслено, а осмысленным может быть то, что названо, пусть это будет внутренняя речь, но назвать - это необходимый этап освоения (изучения). Тренер должен уметь показывать все упражнения и целом, выделить и показать наиболее важные части упражнения (элементы), варианты техники.
Авторитарные способности составляют основу стиля деятельности тренера. В спортивной психологии принято выделять три основных стиля: автократический (авторитарный, твердый), демократическим (коллегиальный), либеральный (попустительский). Анализ спортивной практики показывает, что для тренеров присущи автократический и демократический стили деятель-
ности. Остановимся более подробно на характеристике этих двух стилей деятельности.
Для автократического стиля характерно единоначалие тренера, приверженность к железной дисциплине, выраженному, а зачастую и беспрекословному, подчинению. Тренировочные задания выдаются и воспринимаются преимущественно как команды, их обсуждение не только не приветствуется, но и подавляется. Автократичность в сочетании с высокой профессиональной компетентностью обеспечивают быстрый успех. Однако этот вариант имеет свои рифы, а связаны они с его сущностью, основанной на подчинении, он не допускает равенства ученика и учителя, и тем более превосходства ученика над учителем. Такое недопущение противоречит сущности педагогической профессии и часто является причиной конфликтов между тренером и спортсменом.
Говоря об автократическом стиле, считаем необходимым отметить один парадокс: этот стиль оказывается наиболее результативным в работе с детьми, но именно на этом возрастном этапе он наиболее опасен, так как способствует воспитанию послушности, готовности подчиниться воле более сильного человека, безынициативности.
В основе демократического стиля лежит ориентация на сотрудничество, уважительное отношение к личности спортсмена, расчет на его сознательное отношение к тренировкам. Демократический стиль предполагает обсуждение тренировочных планов и заданий, защиту тренером своих предложений, своей точки зрения. Можно сказать, что союзниками тренера с демократическим стилем работы являются коллектив спортсменов и присущие ему (коллективу) традиции. Демократический стиль сопряжен с большей продолжительностью организационного периода при формировании тренировочной группы, потому что в детском сознании демократические начала могут смешиваться с элементами анархизма. Медленнее, в сравнении с автократическим стилем, происходит становление авторитета тренера, однако достигнутое оказывается более устойчивым. В работе со взрослыми квалифицированными спортсменами часто возникают такие ситуаций, когда спортсмены ожидают от тренера усиления автократичности. Это характерно для напряженных периодов подготовки к участию в ответственных соревнованиях.
Перцептивные способности тренера (от лат. перцепцио - восприятие) - психологическая наблюдательность, тонкое понима-
ние личности ученика, его временных психических состояний, психических особенностей. Перцептивные способности определяются умением тренера видеть как положительные, так и отрицательные черты своих подопечных, понимать динамику их соотношения, вовремя нейтрализовать отрицательные черты, умением увидеть действительные побуждения спортсмена к занятиям, к деловым и личным взаимоотношениям в коллективе.
Экспрессивные способности проявляются в умении тренера, используя разнообразные средства, передать спортсмену содержание тренировочного задания, свое отношение к этому заданию, свою оценку действий спортсмена. Можно сказать, что экспрессивные способности реализуются в педагогической технике, под которой А.С. Макаренко предлагал понимать целесообразно организованное поведение педагога, владение голосом, мимикой, жестом, проницательностью и формами применения педагогических средств («техника поощрения - наказания», «техника индивидуального воздействия и воздействия через коллектив»).
Суггестивные способности (от лат. суггестио - внушение, воздействие) характеризуются способностью тренера убедить другого человека, что занятия спортом принесут ему большую пользу, в правильности выбора своего увлечения, в возможности достижения высоких спортивных результатов, в целесообразности и необходимости выполнения именно тех средств подготовки, которые рекомендует ему тренер, в способности создать положительный эмоциональный фон, состояния радостного ожидания очередной тренировки, уверенности в том, что именно вы, совместная работа с вами приведет спортсмена к успеху.
Организаторские способности тренера имеют много сфер и форм проявления, но в их основе лежит умение тренера организовать свою собственную деятельность. Обычно организаторские способности тренера оцениваются по его умению создавать хорошие условия для тренировок, создать материально-техническую базу для тренировочного процесса и по качеству проведения различных спортивных и спортивно-массовых мероприятий. Однако не меньшее значение имеет способность тренера организовать дружный коллектив, спортивную команду, найти разумное сочетание между тренировочной и другой сферами деятельности снонх учеников, организовать их участие в общественно-полезном труде
Глубоко ошибается тот педагог, который считает, что надо обучать только спортивной технике, только заниматься разни-
тием физических качеств и подготовкой к соревнованиям. Разрыв между духовным и физическим воспитанием нарушает основной принцип системы воспитания - его всесторонность и, самое главное, не позволяет осуществлять воспитание человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Стремление учеников упорно и настойчиво тренироваться, чтобы успешно выступать на соревнованиях, показывать высокие, порой рекордные результаты, не приходит само собой. Первая роль в этом отводится тренеру, который ставит цель перед спортсменом, укрепляет его веру в свои силы, вместе идет с ним к победе.
Современная тренировка требует больших затрат труда и времени. Задача тренера - помочь своим ученикам оптимально сочетать спорт с другими сторонами жизни: учебой, трудом, общественной работой, отдыхом, культурным досугом. К тренеру предъявляются очень высокие требования как к человеку, с которого ученики берут пример. Подтянутость, аккуратность, дисциплинированность, высокие моральные качества должны быть присущи тренеру в первую очередь. Кроме того, если по уровню образованности, интеллектуального развития и воспитанности тренер уступает своему ученику, он перестает быть воспитателем. Если к этому добавить, что система спортивной тренировки постоянно совершенствуется, что возрастает поток научной и методической информации, которую надо осмыслить и довести до сознания учеников, то станет ясным вся сложность и многообразность работы тренера. Из этого складывается стиль работы тренера.
? Вопросы и задания для самоконтроля
1. Каков социальный заказ в адрес профессии тренера?
2. Дайте определение профессии «тренер».
3. Какие профессии объединяются в сфере деятельности тренера?
5. Какие компоненты подготовки необходимо различать в профессии тренера?
6. Что определяет теоретическую подготовленность тренера?
7. Что определяет методическую подготовленность тренера?
8. Что определяет практическую подготовленность тренера?
9. Какими педагогическими способностями должен обладать тренер?
10. В чем проявляются академические способности?
11. В чем проявляются дидактические способности?
12. В чем проявляются коммуникативные способности?
13. В чем проявляются гностические способности?
14. В чем проявляются психомоторные способности?
15. Как проявляются авторитарные способности?
16. В чем проявляются перцептивные способности?
17. Как реализуются экспрессивные способности?
18. Что характеризуют суггестивные способности?
19. Как проявляются организаторские способности?
20. В чем появляется стиль работы тренера?
ЛИТЕРАТУРА
Аруин А.С. Совершенствование спортивного инвентаря и оборудования // Современная система спортивной подготовки. - М.: СААМ, 1995. -С. 337-342.
Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.
Баландин В.И.,Блудов Ю.М.,ПлахтиенкоВ.А. Прогнозирование в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1986. - 192 с.
Беяинович В.В. Обучение в физическом воспитании. - М: Физкультура и спорт, 1958. - 256с.
Бернштейн НА. Очерки о физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966. - 560 с.
Богем М.М. Обучение двигательным действиям. — М.: Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.
Боген М.М. Тактическая подготовка - основа многолетнего совершенствования: учебное пособие. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 88 с.
Бондарчук А.П. Интенсивность тренировочных нагрузок и длительность развития спортивной формы // Теория и практика физической культуры. -1998.-№ 2.- С. 56.
Бондарчук АЛ. О принципе дополнительности // Научно-спортивный вестник. - 1986. - № 5. - С. 28-31.
Бойко ВВ. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М: Физкультура и спорт, 1987. - 144 с.
Булатова ММ., Платонов В.Н. Спортсмен и различных климато-географических и погодных условиях. - К.: Олимпийская литература, 1996. 174 с.
Васильков А.А. Теория и методика спорта: учебник. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 381 с.
Васильев II.Д. и др. Структура профессиональной подготовленности тренера по бегу на средние и длинные дистанции. - Волгоград: ВГАФК, 1988. - 86 с.
Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с,
Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М: Физическая культура и спорт, 1985. - 176 с.
Волков В.М., Филин В.Л. Спортивный отбор. - М: Физкультура и спорт, 1983. -176 с.
Губа В.П. Резервные возможности спортсменов: монография. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 146 с.
Губа В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в видах спорта: монография. - М.: Советский спирт, 2008. 30 i с
Губа В.П., Никитушкин ВТ., Квашу к П.В. Индивидуальные особенности юных спортсменов: Основы теории и методики индивидуализации и процессе отбора, ориентации и подготовки юных спортсменов. - Смоленск, 1997.-219 с.
Гуськов СИ., Платонов В.Н. Профессиональный спорт. - К.: Олимпийская литература, 2000. - 392 с.
Донской Д'.Д., Зациорский В.М. Биомеханика. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 346 с.
Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - 3-е изд. - М.: Советский спорт. - 2009. - 200 с.
Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. - М: Физкультура и спорт, 1987. — 256 с.
Книга тренера по легкой атлетике. - Изд. 3-е, перераб. / под ред. Хомен-кова Л.С. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 399 с.
Корецкий В.М. Профессионально-педагогическая подготовка студентов. - Москва, 1987. - 88 с.
Кузнецов В.В. Специальная силовая подготовка спортсменов. - М: Физкультура и спорт, 1975. - 208 с.
Кузнецов В.В. Модельные характеристики легкоатлетов /В.В. Кузнецов, В.В. Петровский, В.В. Шустин. - Киев: Здоров'я, 1979. - 88 с.
Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 10-15.
Мазниченко В.Д. Двигательные навыки в спорте (Метод, разработки для студентов спорт, фак.). - Малаховка: МОГИФК, 1981.
Матвеев Л.П. Общая теория спорта: учебник для завершающего уровня высшего физкультурного образования. - М.: Физкультура и спорт, 1997. -304 с.
Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - К.: Олимпийская литература, 1999. - 318 с.
Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1977.-280 с.
Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской федерации // Сборник официальных документов и материалов. Федеральное агентство по физическом культуре1 и спорту. -2007.-№ 1.-С. 41-57.
Новокрещенов В.В. Управление сферой физической культуры и спорта: правовые и организационные основы взаимодействия: монография. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. - 140 с.
Основы управления подготовкой юных спортсменов / под ред. М..Я. 11а-батниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.
Петровский В.В. Тренировка и управление // Легкая атлетi пса. 197!i. № 1-2. - С. 10-11;№4.-С. 18-20;№ 5. - С. 18-19.
Платонов В.Н. Адаптация в спорте. - Киев: Здоров'я, 1988. - 216 с.
Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 287 с.
Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература. - 1997. - 582 с.
Положение о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации // Сборник официальных документов и материалов. Федеральное агентство по физической культуре и спорту, - 2008. — № 3. — С. 7-12.
Попов Г.И. Биомеханические основы создания предметной среды для формирования и совершенствования спортивных движений: автореф. дис.... д-ра пед. наук. - М., 1992. - 48 с.
ПочинкинА.В. Становление и развитие профессионального спорта в России. - М.: Советский спорт, 2006. - 216 с.
Разумовский Е.А. Соревновательная деятельность и подготовка спортсменов высшей квалификации в различных климатических условиях. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 292с.
РатовИ.П. Двигательные возможности человека (нетрадиционные методы их развития и восстановления). - Минск: Минтиппроект, 1994, - 116 с.
Российский спорт - выбор пути: Серия «Олимпийская школа», посвященная 100-летию Международного олимпийского комитета / под общ. ред. B.C. Родиченко. - М.: Исследовательский центр «Фэйр Плэй», 1993. -47 е.
Сборник нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, расположенных на территории Российской Федерации. -М., 1995.-120 с.
Сирис II.3., Гайдарска П.М., Рачев К.И. Отбор и прогнозирование способностей в легкой атлетике. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 127 с.
Система подготовки спортивного резерва / под ред. В.Г. Никигушкина. -М: Изд-во МГФСО, 1994. - 320 с.
Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. псд. учеб. заведений / В,А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 482 с.
Современная система спортивной подготовки / под ред. Ф.П. Суслова, В.Я. Сыча, Б.Н. Шустипа. - М.: СААМ, 1995. - 445 с.
Совершенствование технического мастерства спортсменов / под общ. ред. В.М. Дьячкова. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 231с.
Спортивная Россия: организации и персоны. - Энциклопедический справочник/под общ. ред. В.В. Кузина. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 396 с.
Столов И.И. Спортивный резерв: состояние, проблемы, пути решения: монография. - М.: Советский спорт, 2008. - 131 с.
Суслов Ф.П. Тренировка в условиях среднегорья как средство повышения спортивного мастерства: автореф. дис.... д-ра пед. наук. - М., 1985 - 48 с.
Таранов В.Ф., Черкашин В.П. «Блочное»,построение и программирование полугодичных циклов подготовки к соревновательным сезонам вскоростно-силовых, беговых и прыжковых видах легкой атлетики // Актуальные вопросы спортивной подготовки и физического воспитания: сб. науч. трудов. - Волгоград: Изд-во ВГИФК, 1994. - С. 25-29.
Теория и методика спорта: учебное пособие для училищ олимпийского резерва/под общей ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. - М., 1997. - 416 с.
Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
Устав общероссийского союза общественных объединений «Олимпийский комитет России». М., 2009 // http://www.olympic.ru/ru /election2009/ ustav OCR. doc.
Уткин В.Л. Биомеханические основы спортивной тактики. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 127 с.
Федеральный закон «О физической культуре и спорте Российской Федерации» от 4.12.2007 г. № 329-ФЗ // Сборник официальных документов и материалов. Федеральное агентство по физической культуре и спорту. -2007. - № 12. - С. 3-35.
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6.10.1999 № 131-ФЗ // Сборник законодательства Российской Федерации. - 1999. - С. 5005.
Физическая культура и спорт в Российской Федерации: нормативное правовое, организационно-управленческое, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение: Документы и материалы (2002-2008 годы) / авт.-сост. В.А. Фетисов, П.А.Виноградов. - М.: Советский спорт, 2008. - 1104 с.
Фискалов В.Д., Черкашин В.П. Теоретические основы подготовки спортсменов: учебное пособие. - Волгоград: ВГАФК, 2006. - 245 с.
Харре Д. Учение о тренировке / пер. с нем. - М.: Физкультура и спорт, 1971.-С. 328.
Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. -480 с.
Черкашин В.П. Индивидуализация тренировочного процесса юных спортсменов в скоростно-силовых видах легкой атлетики: монография. -Волгоград: ВГАФК, 2000. - 240 с.
Челноков АН. Конституция Российской федерации и правовое регулирование физической культуры и спорта // Спорт: экономика, право, управление. - 2004. - № 4. - С. 5-8.
Чхаидзе Л.В. Об управлении движениями человека. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 136 с.
Энциклопедия олимпийского спорта: Том 4 / под ред. В.Н. Платонова. -К.: Олимпийская литература, 2004. - 608 с.
Юшкевич Т.П. и др. Применение технических средств в обучении и тренировке спортсменов: методическое пособие. - Мн.: Полымя, 1987. — 240 с.