Федеральный закон о физической культуре и спорте дает определение понятия «тренер» ~ это физическое лицо, имеющее соответствующее среднее или высшее профессиональное образо-
вание и осуществляющее проведение со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий, а также руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов.
Это определение хорошо раскрывает юридическую сторону профессии «тренер», однако оно не дает представления в полной мере о всей сущности его профессиональной деятельности.
Чтобы раскрыть структуру профессиональной деятельности тренера, необходимо понять ее предназначение и место в обществе, поскольку существование и востребованность любой профессии связаны с ее социальной необходимостью.
Социальный заказ в адрес профессии тренера предполагает наличие как минимум трех направлений в ней:
1) физическое развитие подрастающего поколения;
2) укрепление здоровья и физическое совершенствование взрослого населения;
3) подготовка спортсменов высокой квалификации.
Этот социальный заказ выступает как целевая установка, как системообразующий фактор спортивной подготовки, которую можно рассматривать как относительно автономную в рамках системы физического воспитания. Он подчеркивает социальную значимость тренерской профессии, ее сложность и разноплановость, необходимость обладания широким кругозором и разнообразными навыками.
Необходимо понимать, что профессия - это собирательное понятие. Каждая из них включает множество специфических форм деятельности (специальностей), которые отражают исторический процесс развития любой трудовой деятельности. Специальность - это более узкий вид трудовой деятельности человека, в котором он стремится достичь большого мастерства и умения, приобрести необходимый опыт. Например, в нашем случае профессия - педагог-тренер, а специальность - тренер по определенному виду спорта.
Независимо от специализации (специальности) тренер должен выполнять целый ряд должностных обязанностей, в которых отражаются функции представителей различных специальностей:
• учителя - передающего новые знания, идеи, умения и навыки;
• инструктора - определяющего виды деятельности в совершенствовании различных сторон подготовки;
• менеджера - организующего и планирующего подготовку, обеспечивающего необходимые условия для тренировочной и соревновательной деятельности;
• психолога - влияющего на мотивацию учеников для занятий спортом и уверенность их в свои силы, готовность переносить тяжелые двигательные нагрузки;
• воспитателя - определяющего систему поощрений и наказаний;
• ученого - экспериментирующего, анализирующего, дающего оценку двигательной одаренности и решающего проблемы физического, технического совершенствования;
• пресс-атташе - конающегося в прессе, находя новое в печати;
• социального работника - дающего консультации и советы ученикам по житейским вопросам;
• друга - оказывающего поддержку и понимание;
• ученика - желающего слушать, учиться, приобретать новые знания.
Более того, тренер является хранителем ценностей спорта в целом и ценностей избранной спортивной специализации. Он несет за них ответственность, служит примером и помогает другим развивать ценности спорта.
В соответствии с этим можно дать следующее определение профессии: тренер - это педагог, профессиональная деятельность которого направлена на всестороннее гармоничное воспитание человека, укрепление его здоровья, физическое развитие и техническое совершенствование, посредством преимущественного использования физических упражнений, диагностику двигательных способностей человека, отбор двигательно одаренных людей и специализированную их подготовку с целью достижения высоких спортивных результатов в избранном виде соревновательной деятельности.