Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формирование отечественной системы подготовки физкультурно-спортивных кадров



Потребности в подготовке квалифицированных специали­стов в области физического воспитания и спорта в нашей стра­не всегда были столь велики, что, несмотря на трудности, мо­лодое Советское правительство нашло возможность открыть институты физической культуры в 1919 г. - в Петрограде (ныне - Санкт-Петербург), а в 1920 г. - в Москве. Созданные вузы в условиях Гражданской войны и разрухи не только начали под­готовку высококвалифицированных специалистов, но и обеспе­чивали научно-исследовательскую разработку вопросов физи­ческого воспитания. В настоящее время эти вузы существенно расширили направления подготовки своих специалистов и при­обрели статус университетов. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта Санкт-Петербурга и Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма осуществля­ют подготовку и повышение квалификации работников различных направлений в области физической культуры и спорта, научных и научно-педагогических работников, выполняют фундаменталь­ные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук и являются ведущими научными и учебно-методическими центрами в области физической культуры и спорта.

Бурное развитие и рост физкультурно-спортивного движения в стране и возросшая в связи с этим потребность в специалистах, остро поставили вопрос о необходимости создания целой систе­мы подготовки физкультурных и спортивных кадров, начиная с семинаров и курсов, готовивших общественные физкультурные кадры и кончая институтами физической культуры с аспиранту­рой, высшей школой тренеров и отделениями повышения квали­фикации специалистов с высшим физкультурным образованием. Открылись новые институты, техникумы физической культуры, школы тренеров, факультеты физического воспитания в педаго­гических вузах и университетах.

Государственно-политические и социально-экономические пре­образования начала 90-х годов XX в. оказали существенное влия­ние на российское образование, в том числе и физкультурное, позволив реализовать идеи, связанные с академической автоном­ностью высших учебных заведений, обеспечением многообразия образовательных учреждений и вариативностью образователь­ных программ, развитием многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы полу­чили свое отражение и закрепление в законе Российской Феде­рации «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и по­слевузовском профессиональном образовании».

В соответствии с Федеральным законом «О высшем и по­слевузовском профессиональном образовании» статус высшего учебного заведения в настоящее время определяется в зависимо­сти от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. В Российской Феде­рации установлены следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.

Университет - высшее учебное заведение: реализует образо­вательные программы высшего и послевузовского профессиональ­ного образования по широкому спектру направлений подготов­ки (специальностей); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалифи­кации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широ­кому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Академия - высшее учебное заведение: реализует образова­тельные программы высшего и послевузовского профессиональ­ного образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалифи­кации для определенной области научной и научно-педагогичес­кой деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей нау­ки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Институт - высшее учебное заведение: реализует образова­тельные программы высшего профессионального образования, а гак же, как правило, образовательные программы послевузов­ского профессионального образования; осуществляет подготовку,

переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ве­дет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

В настоящее время физкультурно-спортивные кадры у нас в стране готовятся в 5 университетах, 6 академиях и 3 институ­тах физической культуры, имеющих 13 филиалов. Кроме того, специалистов в области физической культуры и спорта готовят нескольких десятках факультетов физического воспитания пе­дагогических университетов, а также в 20 средних специальных учебных заведениях (техникумы, колледжи и училища олимпий­ского резерва). В рамках этой системы функционируют 7 докто­рантур, 14 аспирантур, 11 диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций в области теории и ме­тодики физического воспитания, спортивной тренировки, оздо­ровительной и адаптивной физической культуры. В системе фе­деральных образовательных учреждений Министерства спорта, туризма и молодежной политики (Минспорттуризма) находятся два научно-исследовательских института физической культуры и два учреждения дополнительного профессионального образо­вания.

В Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма имеется Высшая школа тренеров, в которой готовятся кадры для работы со сборными командами по видам спорта и командами высших лиг. Во всех этих учебных за­ведениях будущие специалисты получают базовые теоретические знания, методические и практические навыки работы в области физической культуры и спорта.

В высших учебных заведениях Минспорттуризма и их филиа­лах проходят обучение более 42,7 тыс. студентов, в том числе за счет средств федерального бюджета более 26 тыс. человек. Еже­годно принимаются на учебу более 9 тыс. студентов, из них на очную форму обучения более 5,5 тыс. Конкурс при поступлении составляет 2-3 человека на место.

Учебный процесс обеспечивается высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом. Около 66,6% препо­давателей имеют ученые степени кандидата и доктора наук, уче­ные звания профессора и доцента.

Система образовательных учреждений обеспечивает подго­товку высококвалифицированных кадров для сферы физической

культуры и спорта, в том числе научно-педагогических и научных, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров. В соответствии с требованиями Государственного образо­вательного стандарта высшего профессионального образования для обеспечения учебного процесса основной образовательной программы подготовки выпускника по направлению «Физиче­ская культура», «Спорт» и другим все вузы должны обеспечивать полноценную подготовку высококвалифицированного специали­ста по общегуманитарным и социально-экономическим дисципли­нам, общематематическим и естественно-научным дисциплинам, общепрофессионалъным и специальным дисциплинам.

Особое значение в освоении приемов педагогической и научно-методической деятельности занимает профилированная (педа­гогическая) практика, где студенту приобретенные в учебном процессе знания, умения, навыки приходится применять факти­чески в целостной профессиональной деятельности в должно­сти тренера, учителя физической культуры, научного работника или методиста. Практика служит «полигоном» для интегрирова­ния учебных дисциплин в целостное представление о профессии и для освоения навыков педагогической и научно-методической деятельности.

Важным разделом работы высших учебных заведений, учреж­дений дополнительного профессионального образования являет­ся профессиональная переподготовка и повышение квалифика­ции работающих специалистов по физической культуре и спорту. Тренеры, организационно-управленческие работники и другие специалисты в области физической культуры и спорта на протя­жении всей трудовой деятельности должны систематически по­вышать уровень своей профессиональной подготовленности на основе самостоятельного изучения новой методической литера­туры, участия в специально организованных методических заня­тиях или семинарах, систематически (через каждые 4-5 лет) про­ходить через организованную систему повышения квалификации (факультеты или курсы повышения квалификации при выс­ших специальных учебных заведениях), стажировку в сборной команде и др. В настоящее время переподготовку и стажировку на факультетах и курсах повышения квалификации при высших учебных заведениях и учреждениях дополнительного профессио­нального образования ежегодно проходят более 5 тыс. человек.

Образовательные учреждения физической культуры и спорта решают в своих регионах не только задачи по подготовке и про­фессиональной переподготовке кадров, но и выполняют роль центров по научно-исследовательской, методической и массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работе среди насе­ления.

Современная российская система образования вполне конку­рентоспособна, ее выпускники с успехом работают как со спор­тивным резервом, так и в подготовке спортсменов высшего класса. Россия занимает одно из лидирующих мест в мировом спортив­ном движении. Достижения российских ученых в области физи­ческой культуры и спорта признаются во всем мире.

Образование является одним из приоритетных национальных проектов Российской Федерации, в рамках которого планирует­ся оказать значительную государственную поддержку образо­вательным учреждениям, внедряющим инновационные методы, средства и формы обучения, что будет содействовать интегра­ции Российской Федерации в Европейское образовательное про­странство.

В целях формирования комплексного подхода к развитию образовательных учреждений в системе физической культуры и спорта разработана и реализуется перспективная Концепция развития образования.

Среди основных задач и приоритетных программ, включенных в нее, необходимо отметить следующие:

- развитие современной системы непрерывного образования;

- повышение качества профессионального образования;

- адаптация системы образования в области физической куль­туры и спорта к основным направлениям модернизации про­фессионального образования в Российской Федерации - введе­ние уровней системы профессионального образования, введение системы зачетных единиц, единого государственного экзамена, модернизации перечня направлений подготовки и специально­стей, практико-ориентированной подготовки профессиональных кадров;

- повышение инвестиционной привлекательности сферы об­разования;

- формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы подушного финансирования.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.