Потребности в подготовке квалифицированных специалистов в области физического воспитания и спорта в нашей стране всегда были столь велики, что, несмотря на трудности, молодое Советское правительство нашло возможность открыть институты физической культуры в 1919 г. - в Петрограде (ныне - Санкт-Петербург), а в 1920 г. - в Москве. Созданные вузы в условиях Гражданской войны и разрухи не только начали подготовку высококвалифицированных специалистов, но и обеспечивали научно-исследовательскую разработку вопросов физического воспитания. В настоящее время эти вузы существенно расширили направления подготовки своих специалистов и приобрели статус университетов. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта Санкт-Петербурга и Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма осуществляют подготовку и повышение квалификации работников различных направлений в области физической культуры и спорта, научных и научно-педагогических работников, выполняют фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук и являются ведущими научными и учебно-методическими центрами в области физической культуры и спорта.
Бурное развитие и рост физкультурно-спортивного движения в стране и возросшая в связи с этим потребность в специалистах, остро поставили вопрос о необходимости создания целой системы подготовки физкультурных и спортивных кадров, начиная с семинаров и курсов, готовивших общественные физкультурные кадры и кончая институтами физической культуры с аспирантурой, высшей школой тренеров и отделениями повышения квалификации специалистов с высшим физкультурным образованием. Открылись новые институты, техникумы физической культуры, школы тренеров, факультеты физического воспитания в педагогических вузах и университетах.
Государственно-политические и социально-экономические преобразования начала 90-х годов XX в. оказали существенное влияние на российское образование, в том числе и физкультурное, позволив реализовать идеи, связанные с академической автономностью высших учебных заведений, обеспечением многообразия образовательных учреждений и вариативностью образовательных программ, развитием многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в законе Российской Федерации «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» статус высшего учебного заведения в настоящее время определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. В Российской Федерации установлены следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.
Университет - высшее учебное заведение: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.
Академия - высшее учебное заведение: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.
Институт - высшее учебное заведение: реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а гак же, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку,
переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.
В настоящее время физкультурно-спортивные кадры у нас в стране готовятся в 5 университетах, 6 академиях и 3 институтах физической культуры, имеющих 13 филиалов. Кроме того, специалистов в области физической культуры и спорта готовят нескольких десятках факультетов физического воспитания педагогических университетов, а также в 20 средних специальных учебных заведениях (техникумы, колледжи и училища олимпийского резерва). В рамках этой системы функционируют 7 докторантур, 14 аспирантур, 11 диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций в области теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. В системе федеральных образовательных учреждений Министерства спорта, туризма и молодежной политики (Минспорттуризма) находятся два научно-исследовательских института физической культуры и два учреждения дополнительного профессионального образования.
В Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма имеется Высшая школа тренеров, в которой готовятся кадры для работы со сборными командами по видам спорта и командами высших лиг. Во всех этих учебных заведениях будущие специалисты получают базовые теоретические знания, методические и практические навыки работы в области физической культуры и спорта.
В высших учебных заведениях Минспорттуризма и их филиалах проходят обучение более 42,7 тыс. студентов, в том числе за счет средств федерального бюджета более 26 тыс. человек. Ежегодно принимаются на учебу более 9 тыс. студентов, из них на очную форму обучения более 5,5 тыс. Конкурс при поступлении составляет 2-3 человека на место.
Учебный процесс обеспечивается высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом. Около 66,6% преподавателей имеют ученые степени кандидата и доктора наук, ученые звания профессора и доцента.
Система образовательных учреждений обеспечивает подготовку высококвалифицированных кадров для сферы физической
культуры и спорта, в том числе научно-педагогических и научных, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для обеспечения учебного процесса основной образовательной программы подготовки выпускника по направлению «Физическая культура», «Спорт» и другим все вузы должны обеспечивать полноценную подготовку высококвалифицированного специалиста по общегуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, общематематическим и естественно-научным дисциплинам, общепрофессионалъным и специальным дисциплинам.
Особое значение в освоении приемов педагогической и научно-методической деятельности занимает профилированная (педагогическая) практика, где студенту приобретенные в учебном процессе знания, умения, навыки приходится применять фактически в целостной профессиональной деятельности в должности тренера, учителя физической культуры, научного работника или методиста. Практика служит «полигоном» для интегрирования учебных дисциплин в целостное представление о профессии и для освоения навыков педагогической и научно-методической деятельности.
Важным разделом работы высших учебных заведений, учреждений дополнительного профессионального образования является профессиональная переподготовка и повышение квалификации работающих специалистов по физической культуре и спорту. Тренеры, организационно-управленческие работники и другие специалисты в области физической культуры и спорта на протяжении всей трудовой деятельности должны систематически повышать уровень своей профессиональной подготовленности на основе самостоятельного изучения новой методической литературы, участия в специально организованных методических занятиях или семинарах, систематически (через каждые 4-5 лет) проходить через организованную систему повышения квалификации (факультеты или курсы повышения квалификации при высших специальных учебных заведениях), стажировку в сборной команде и др. В настоящее время переподготовку и стажировку на факультетах и курсах повышения квалификации при высших учебных заведениях и учреждениях дополнительного профессионального образования ежегодно проходят более 5 тыс. человек.
Образовательные учреждения физической культуры и спорта решают в своих регионах не только задачи по подготовке и профессиональной переподготовке кадров, но и выполняют роль центров по научно-исследовательской, методической и массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работе среди населения.
Современная российская система образования вполне конкурентоспособна, ее выпускники с успехом работают как со спортивным резервом, так и в подготовке спортсменов высшего класса. Россия занимает одно из лидирующих мест в мировом спортивном движении. Достижения российских ученых в области физической культуры и спорта признаются во всем мире.
Образование является одним из приоритетных национальных проектов Российской Федерации, в рамках которого планируется оказать значительную государственную поддержку образовательным учреждениям, внедряющим инновационные методы, средства и формы обучения, что будет содействовать интеграции Российской Федерации в Европейское образовательное пространство.
В целях формирования комплексного подхода к развитию образовательных учреждений в системе физической культуры и спорта разработана и реализуется перспективная Концепция развития образования.
Среди основных задач и приоритетных программ, включенных в нее, необходимо отметить следующие:
- развитие современной системы непрерывного образования;
- повышение качества профессионального образования;
- адаптация системы образования в области физической культуры и спорта к основным направлениям модернизации профессионального образования в Российской Федерации - введение уровней системы профессионального образования, введение системы зачетных единиц, единого государственного экзамена, модернизации перечня направлений подготовки и специальностей, практико-ориентированной подготовки профессиональных кадров;
- повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;
- формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы подушного финансирования.