Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вхождение отечественной системы подготовки физкультурно-спортивных кадров в общеевропейское пространство



Одним из важнейших критериев качества образовательного процесса в физкультурных вузах является спрос на производимые ими образовательные услуги, в том числе и со стороны иностран­ных граждан, поскольку их подготовка представляет собой один из показателей степени интеграции России в мировое сообщество. Российские вузы наиболее активно работают на таких региональ­ных рынках сбыта образовательных услуг, как страны Азии, СНГ, Ближнего Востока и Северной Африки.

Однако в настоящее время лидерами на международном рын­ке образовательных услуг являются США, Великобритания, Гер­мания, Франция, Испания. По числу обучающихся иностранных граждан, включая выходцев из СНГ, Россия занимает лишь 8-е место в мире.

В этом направлении развития образования нам, видимо, следу­ет ориентироваться на страны Европы. Формирование современ­ного образовательного пространства Европы начиналось с подпи­сания 25 мая 1998 г. министрами четырех стран (Великобритания, Германия, Франция и Италия) совместной декларации (Болонская декларация). Это была декларация о гармонизации архитек­туры европейской системы высшего образования. Ее главными тезисами стали: международное признание и международный потенциал систем высшего образования, непосредственно свя­занный с прозрачностью и удобочитаемостью дипломов, степеней и квалификаций; ориентацией на преимущественно двухступен­чатую структуру высшего образования (бакалавр, магистр). В на­стоящее время к этой декларации присоединились другие страны Европейского содружества.

Сегодня мы подошли к порогу, когда надо усилить и развивать нашу систему образования, впитывая все полезное, что можно по­заимствовать в других странах, но в то же время учитывая свою самобытность и имеющиеся достижения, и Болонский процесс должен помочь России занять достойное место на международ­ном рынке образования.

Современные приоритеты развития высшего профессиональ­ного образования в Российской Федерации были заданы Феде­ральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ

№ 1340-р от 3 сентября 2005 г. В ней определены следующие на­правления:

- развитие системы высшего профессионального образования (ВПО) на двух основных уровнях - бакалавриат и магистратура;

- введение приложения к диплому о ВПО, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образова­нии (Diploma Supplement);

- создание и обеспечение деятельности сопоставимой систе­мы признания иностранных документов об образовании в Рос­сийской Федерации и российских документов в государствах-участниках Болонской декларации;

- повышение качества образования и разработки сопостави­мых методологий и критериев оценки его качества;

- содействие развитию академической мобильности студентов и преподавателей вузов.

Принятие структуры степеней, опирающихся на два основных образовательных цикла - бакалавриат и магистратуру, было с са­мого начала одним из направлений развития Болонского процесса. В соответствии с этим в российском законодательстве закреплено, что бакалавриат является базой для перехода к программам, даю­щим степень специалиста или магистра. Соответствующие сроки обучения определены в 4 года (бакалавры), 5 лет (специалисты) и 6 лет (магистры).

Многоуровневая система высшего и послевузовского про­фессионального образования в Российской Федерации введена и успешно работает. Ее концептуальная основа - в представлении о непрерывности и преемственности процесса образования, что открывает новые возможности повышения профессионализма в различных областях науки и производственной деятельности.

Разработан и реализуется Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, в котором закреплено, что основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непре­рывно и по ступеням.

Все физкультурные вузы России лицам, завершившим обуче­ние по образовательным программам высшего и послевузовско­го профессионального образования и прошедшим итоговую ат­тестацию, выдают документы о соответствующем образовании. Выпускникам, успешно прошедшим государственную аттеста­цию, присваивают следующие степени (квалификации): бака-

лавр физической культуры, дипломированный специалист, ма­гистр физической культуры. По результатам защиты диссертации в установленном порядке выдается диплом кандидата наук или диплом доктора наук.

Областью профессиональной деятельности бакалавра физи­ческой культуры являются физическая культура, спорт, двига­тельная рекреация и деятельность по профилактике заболеваний и оздоровлению населения средствами физической культуры и спорта.

Государственный образовательный стандарт высшего профес­сионального образования определяет, что бакалавр по направле­нию «Физическая культура» осуществляет подготовку:

- к педагогической и тренерской деятельности во всех типах образовательных учреждений, в организациях, на предприятиях различной формы собственности;

- к управленческой деятельности в сфере физической культу­ры и спорта;

- к выполнению научно-исследовательской деятельности в области физической культуры и спорта;

- к выполнению рекреационных и реабилитационных за­дач средствами физической культуры и спорта в физкультурно-спортивных, спортивно-зрелищных, туристских, лечебных, реа­билитационных и профилактических учреждениях любой формы собственности.

Магистерская подготовка в Российской Федерации реали­зует профессиональную образовательную программу второ­го уровня в многоуровневой структуре высшего образования. Подготовка магистров ориентирована прежде всего на научно-исследовательскую, научно-педагогическую и организационно-управленческую деятельность.

Слово «магистр» - латинского происхождения, имеет древ­ние корни, встречаясь в языках многих стран. У разных народов в его смысл заложены понятия «наставник», «учитель», «руко­водитель». В русском переводе слово «магистр» трактуется и как «мастер своего дела». В современном толковании магистр -это широко эрудированный специалист, владеющий методоло­гией и методикой научного творчества, современными инфор­мационными технологиями, имеющий навыки анализа и синтеза. разнородной информации, способный самостоятельно решить научно-исследовательские задачи, разрабатывать и управлять проектами.

В структуре современного российского высшего образования степень магистра следует за степенью бакалавра и предшеству­ет степени кандидата наук. Эта степень является не научной, а академической, поскольку она отражает прежде всего образова­тельный уровень выпускника высшей школы.

В соответствии с Федеральным государственным образова­тельным стандартом высшего профессионального образования по направлениям подготовки «Физическая культура», «Спорт» магистр должен быть подготовлен и иметь компетенцию в дея­тельности, требующей углубленной фундаментальной и профес­сиональной подготовки к научно-исследовательской, научно-педагогической, организационно-управленческой и тренерской работе.

Научно-исследовательская работа обучающихся является обя­зательной частью основной образовательной программы подго­товки магистров и направлена на формирование универсальных и профессиональных компетенций в соответствий с требования­ми Федерального государственного образовательного стандарта и общей образовательной программой, реализуемой вузом.

Наряду с этим, уровень подготовки магистра по физической культуре и спорту должен обеспечить ему возможность продол­жить образование в аспирантуре преимущественно по научной специальности 13.00.04 «Теория и методика физического воспи­тания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры».

Программы конкретных видов профессиональной деятельно­сти, к которым в основном должны готовиться магистры, опреде­ляются высшим учебным заведением совместно с заинтересован­ными участниками образовательного процесса.

Перед началом разработки основных образовательных про­грамм вуз должен определить главную цель и составляющие целевые установки как в области воспитания, так и в области обучения, учитывающие ее специфику, направление и профиль подготовки, особенности научной школы, потребности рынка труда.

Новым Федеральным государственным стандартом устанав­ливается, что основные образовательные программы подготовки магистров должны включать учебные циклы - общенаучный, профессиональный; разделы: практики и научно-исследовательская работа; итоговая та/дарственная аттестация.

368

При формировании общей образовательной программы подго­товки магистров основываются прежде всего на том, что в резуль­тате ее освоения магистр должен овладеть знаниями, умениями и практическим опытом, а также готовностью мобилизовать их в ситуациях, которые необходимы для профессионального испол­нения должностных полномочий в избранной деятельности. При этом должен быть сформирован уровень компетенции, который заключается не только в способности решения профессиональ­ных задач, но и способности к саморазвитию - стимулирующему к мотивированному непрерывному самообразованию и самосо­вершенствованию, творческому отношению к делу.

Развитие новой структуры образования, несомненно, является прогрессивным достижением, которое способно помочь физкуль­турным вузам более продуктивно интегрироваться в европейскую систему образования, которая имеет большой опыт в этом направ­лении.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что разработка единой межвузовской политики развития профессионального об­разования в интересах подготовки специалистов по физической культуре и спорту международной квалификации может способ­ствовать более динамичному и безболезненному вхождению физ­культурных вузов России в общеевропейское образовательное пространство.

? Вопросы и задания для самоконтроля

1. Когда и где были открыты первые вузы но подготовке отечественных специалистов в области физической культуры и спорта?

2. Какие образовательные учреждения входили в систему подготовки физкулътурно-спортивных кадров в первой половине XX века?

3. Какие идеи в изменении системы образовательных учреждений на­чали реализоваться в 1990-х годах и в каких документах это нашло отображение?

4. Какие высшие учебные заведения реализуют образовательные про­граммы подготовки физкультурных кадров в соответствии с Феде­ральным законом «О высшем и послевузовском образовании» и ка­ков их статус?

5. Сколько образовательных учреждений готовят специалистов в обла­сти физической культуры и спорта у нас в стране в настоящее время?

6. По каким циклам дисциплин осуществляется подготовка в соответ­ствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования?

7. Как осуществляется профессиональная переподготовка и повыше­ние квалификации работающих специалистов по физической куль­туре и спорту?

8. Какие основные задачи и приоритетные программы включены в перспективную Концепцию развития образования?

9. Какой критерий качества образовательного процесса в физкультур­ных вузах является показателем степени интеграции России в миро­вое сообщество?

10. Что представляет собой Болонская декларация?

11. Какие приоритеты развития высшего профессионального обра­зования в Российской Федерации заданы Федеральной целевой программой развития образования на 2006 - 2010 годы?

12. Какие образовательные уровни положены в основу современной системы высшего образования и, какая концептуальная основа в нее заложена?

13. Какие степени (квалификации) присваиваются выпускникам физ­культурных вузов России?

14. К какой области профессиональной деятельности готовятся бака­лавры физической культуре?

15. На какую деятельность направлена подготовка магистра физической культуры?

16. Какое смысловое значение заложено в понятие магистр?

17. К какой деятельности должен быть подготовлен магистр по направ­лению подготовки «Физическая культура» и «Спорт»?

18. Кем готовятся основные образовательные программы профессио­нальной подготовки магистра?

19. Какие циклы учебных дисциплин должны включать основные обра­зовательные программы подготовки магистра в соответствии с Феде­ральным государственным стандартом высшего образования?

20. Чему будет способствовать разработка новой единой межвузовской политики развития профессионального образования?

ГЛАВА 23




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.