Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы спортивной тренировки



Под методом спортивной тренировки понимается форма со­четания и воспроизведения действий в упражнениях. При этом концентрируют внимание на том, как именно воспроизводят­ся действия, в каком конкретно порядке, режиме, регламенте (Матвеев Л,П., 1999). В зависимости от особенностей методов их воспроизведения одни и те же по виду действия могут давать да­леко не один и тот же эффект.

Методические формы использования подготовительных уп­ражнений в тренировочном процессе достаточно многообразны. При их классификации есть смысл придерживаться устоявших­ся в теории и методике физического воспитания градаций. Вы­деляют методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный (Матвеев Л.П., 1997,1999). Также встречается мнение (Платонов В.Н., 1997), что в спортивной подготовке сле­дует выделить словесные, наглядные и практические методы. Од­нако, по мнению Л.П. Матвеева (1999), вербальные, аутогенные и визуальные методы следует отнести к факторам, содействую­щим эффективности выполнения подготовительных упражне­ний, а не к методам спортивной тренировки.

7.2.1. Методы строго регламентированного упражнения

Основные отличительные черты этих методов заключаются в более строгом (четком и полном) упорядочении процесса и ус­ловий выполнения упражнений, что выражается:

- в реализации твердо предписанной программы действий, ко­торая задает их определенный состав и комбинации, последова­тельность, порядок повторения, изменения и связи друг с другом;

- в возможно точном нормировании нагрузок и интервалов отдыха, последовательном управлении их эффектом в процессе упражнения;

- в возможно полной оптимизации внешних условий, влияю­щих на достижение эффекта упражнения (оснащения, обору­дования, устранения мешающих внешних раздражителей и т.п.) (Матвеев Л.П., 1999).

В зависимости от решаемых задач, закономерностей и условий их реализации эти методы используются в различных вариантах.

По направленности действий они разделяются на:

- направленные преимущественно на освоение спортивной техники;

- направленные преимущественно на развитие двигательных качеств.

При разучивании новых двигательных действий различают методы:

- расчлененно-конструктирующего упражнения, или освое­ния движения по частям с последующим объединением частей в целое;

-объединение-конструктирующего, или целостного упражне­ния (действия или их соединения сразу разучиваются в целостном виде с незначительными упрощениями). Внимание занимающих­ся последовательно акцентируют на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.

При совершенствовании техники соревновательных действий в зависимости от того, в какой мере воссоздают их состав и пара­метры, различают методы:

- частично моделирующего упражнения (в которых соревнова­тельная деятельность моделируются лишь в элементах, фрагмен­тарно);

- целостно-приближенного моделирующего упражнения (где соревновательные действия, их комбинация моделируются по возможности в целостном виде).

Методы, направленные преимущественно на воспитание дви­гательных способностей, реализуются как методы:

- сопряженного (общего) упражнения (воздействие распро­страняется на комплекс функциональных свойств или обеспечи­вает объединенное совершенствование двигательных качеств и их реализацию в рамках технического совершенствования);

- избирательно-направленного (локального) упражнения (воз­действия сосредотачиваются преимущественно на тех свойствах, которые избираются в качестве объекта развивающего воздей­ствия).

По признакам стандартизации либо варьирования различают методы:

- повторного упражнения (действия повторяются в возможно единообразных стандартных условиях);

- вариативного (переменного) упражнения (в ходе выполне­ния действий их параметры направленно видоизменяются по тем­пу, ритму, продолжительности, величине усилий и т.п.). В рам­ках этого метода используется как прогрессирующий вариант (повышение интенсивности или продолжительности работы), так и нисходящий вариант (постепенное снижение интенсивности или величины усилий и т.п.).

По признакам прерывности либо слитности выполнения упражнений различают методы:

- интервального упражнения (где нормируются интервалы отдыха; если повторное выполнение действий начинается при от­носительно полном восстановлении, такой режим называется по­вторным);

- слитного упражнения (двигательные действия выполняются непрерывно). При равномерном темпе его выполнения он носит название длительного равномерного упражнения. При выполне­нии упражнения с изменением темпа он носит название перемен­ного упражнения.

Такое многообразие методов строго регламентированного упражнения делает их пригодными для реализации многих кон­кретных подготовительных задач.

Игровой метод

Предусматривает выполнение двигательных действий в усло­виях игры. Он может быть использован на материале самых раз­нообразных двигательных действий при условии, что они под-

даются «сюжетный» организации (деятельность занимающихся организуется на основе образного замысла, плана игры). Сюжет игры намечает общую линию поведения, но не предопределяет жестко конкретные действия.

Особенности игровой деятельности обеспечивают высокую эмоциональность занятий, требуют от занимающихся проявления инициативы, смелости, настойчивости и самостоятельности, уме­ния управлять своими эмоциями, проявлять высокие координа­ционные способности, быстроту, выносливость, неожиданные для соперников технические и тактические решения. Все это предо­пределяет эффективность игрового метода для решения задач, от­носящихся к различным сторонам подготовки спортсмена.

Однако реализация игрового замысла, как правило, происхо­дит в условиях быстрого и чаще случайного изменения ситуации. В связи с этим игровой метод позволяет моделировать деятель­ность лишь с большой долей вероятности. Точность дозировки нагрузки в игровом методе всегда существенно меньше, чем в ме­тодах строго регламентированного упражнения.

В процессе спортивной тренировки использование игрового метода не ограничивается решением задач, связанных с повыше­нием уровня подготовленности. Не менее важна роль игрового метода как средства активного отдыха, переключения занимаю­щихся на иной вид деятельности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.