Под методом спортивной тренировки понимается форма сочетания и воспроизведения действий в упражнениях. При этом концентрируют внимание на том, как именно воспроизводятся действия, в каком конкретно порядке, режиме, регламенте (Матвеев Л,П., 1999). В зависимости от особенностей методов их воспроизведения одни и те же по виду действия могут давать далеко не один и тот же эффект.
Методические формы использования подготовительных упражнений в тренировочном процессе достаточно многообразны. При их классификации есть смысл придерживаться устоявшихся в теории и методике физического воспитания градаций. Выделяют методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный (Матвеев Л.П., 1997,1999). Также встречается мнение (Платонов В.Н., 1997), что в спортивной подготовке следует выделить словесные, наглядные и практические методы. Однако, по мнению Л.П. Матвеева (1999), вербальные, аутогенные и визуальные методы следует отнести к факторам, содействующим эффективности выполнения подготовительных упражнений, а не к методам спортивной тренировки.
7.2.1. Методы строго регламентированного упражнения
Основные отличительные черты этих методов заключаются в более строгом (четком и полном) упорядочении процесса и условий выполнения упражнений, что выражается:
- в реализации твердо предписанной программы действий, которая задает их определенный состав и комбинации, последовательность, порядок повторения, изменения и связи друг с другом;
- в возможно точном нормировании нагрузок и интервалов отдыха, последовательном управлении их эффектом в процессе упражнения;
- в возможно полной оптимизации внешних условий, влияющих на достижение эффекта упражнения (оснащения, оборудования, устранения мешающих внешних раздражителей и т.п.) (Матвеев Л.П., 1999).
В зависимости от решаемых задач, закономерностей и условий их реализации эти методы используются в различных вариантах.
По направленности действий они разделяются на:
- направленные преимущественно на освоение спортивной техники;
- направленные преимущественно на развитие двигательных качеств.
При разучивании новых двигательных действий различают методы:
- расчлененно-конструктирующего упражнения, или освоения движения по частям с последующим объединением частей в целое;
-объединение-конструктирующего, или целостного упражнения (действия или их соединения сразу разучиваются в целостном виде с незначительными упрощениями). Внимание занимающихся последовательно акцентируют на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.
При совершенствовании техники соревновательных действий в зависимости от того, в какой мере воссоздают их состав и параметры, различают методы:
- частично моделирующего упражнения (в которых соревновательная деятельность моделируются лишь в элементах, фрагментарно);
- целостно-приближенного моделирующего упражнения (где соревновательные действия, их комбинация моделируются по возможности в целостном виде).
Методы, направленные преимущественно на воспитание двигательных способностей, реализуются как методы:
- сопряженного (общего) упражнения (воздействие распространяется на комплекс функциональных свойств или обеспечивает объединенное совершенствование двигательных качеств и их реализацию в рамках технического совершенствования);
- избирательно-направленного (локального) упражнения (воздействия сосредотачиваются преимущественно на тех свойствах, которые избираются в качестве объекта развивающего воздействия).
По признакам стандартизации либо варьирования различают методы:
- повторного упражнения (действия повторяются в возможно единообразных стандартных условиях);
- вариативного (переменного) упражнения (в ходе выполнения действий их параметры направленно видоизменяются по темпу, ритму, продолжительности, величине усилий и т.п.). В рамках этого метода используется как прогрессирующий вариант (повышение интенсивности или продолжительности работы), так и нисходящий вариант (постепенное снижение интенсивности или величины усилий и т.п.).
По признакам прерывности либо слитности выполнения упражнений различают методы:
- интервального упражнения (где нормируются интервалы отдыха; если повторное выполнение действий начинается при относительно полном восстановлении, такой режим называется повторным);
- слитного упражнения (двигательные действия выполняются непрерывно). При равномерном темпе его выполнения он носит название длительного равномерного упражнения. При выполнении упражнения с изменением темпа он носит название переменного упражнения.
Такое многообразие методов строго регламентированного упражнения делает их пригодными для реализации многих конкретных подготовительных задач.
Игровой метод
Предусматривает выполнение двигательных действий в условиях игры. Он может быть использован на материале самых разнообразных двигательных действий при условии, что они под-
даются «сюжетный» организации (деятельность занимающихся организуется на основе образного замысла, плана игры). Сюжет игры намечает общую линию поведения, но не предопределяет жестко конкретные действия.
Особенности игровой деятельности обеспечивают высокую эмоциональность занятий, требуют от занимающихся проявления инициативы, смелости, настойчивости и самостоятельности, умения управлять своими эмоциями, проявлять высокие координационные способности, быстроту, выносливость, неожиданные для соперников технические и тактические решения. Все это предопределяет эффективность игрового метода для решения задач, относящихся к различным сторонам подготовки спортсмена.
Однако реализация игрового замысла, как правило, происходит в условиях быстрого и чаще случайного изменения ситуации. В связи с этим игровой метод позволяет моделировать деятельность лишь с большой долей вероятности. Точность дозировки нагрузки в игровом методе всегда существенно меньше, чем в методах строго регламентированного упражнения.
В процессе спортивной тренировки использование игрового метода не ограничивается решением задач, связанных с повышением уровня подготовленности. Не менее важна роль игрового метода как средства активного отдыха, переключения занимающихся на иной вид деятельности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.