Спортивная тренировка определяется как специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений. В теории и методике спорта термином «упражнение» принято называть регулярное воспроизведение целесообразных действий (избирательно или комплексно), упорядоченных по принципам достижения эффекта подготовительной деятельности (Матвеев Л.П., 1997).
При систематизации массы упражнений, используемых в качестве средств подготовки, важно учитывать ряд признаков, выражающих особенности их содержания и форм, принадлежность к различным разделам подготовки, специфику воздействия на прогрессирование в избранной спортивной деятельности. Эффект упражнения может выражаться в научении рациональным способам выполнения действий и совершенствовании их, а также в развивающем воздействии на физические и психические возможности занимающихся, в повышении, сохранении и восстановлении уровня дееспособности.
Наряду с этим, Л.П. Матвеев (1977, 1991, 1997) обращает внимание на то, что совокупность упражнений, используемых в подготовке спортсмена, с одной стороны, представляет собой то основное, из чего складывается комплекс специфических средств, с другой стороны, методически отлаженные формы сочетания и воспроизведения действий в упражнениях составляют главную часть арсенала практикуемых в ней методов. Таким образом, упражнения фигурируют здесь как бы в двойном значении: в качестве средств и в качестве методов подготовки.
Л.П. Матвеев (1999) считает, что по характеру деятельных факторов, определяющих особенности содержания действий, в числе подготовительных упражнений следует различать физические и иные упражнения. Во всех видах спорта, соревновательная деятельность в которых является высокоактивной двигательной дея-
тельностью самого спортсмена, преобладающая масса подготовительных упражнений представляет собой именно физические упражнения. Поэтому долгое время специалисты сосредотачивали свое внимание почти исключительно на физических упражнениях. Однако отнюдь не все практикуемые подготовительные упражнения можно назвать физическими. В частности, в спорте применяют и упражнения, получившие наименование идеомоторных (мысленное воспроизведение двигательных действий), и психо-регулирующие упражнения различного типа, и абстрагированные тактические упражнения, выполняемые на макетах и т.п.
Физическое упражнение ~ это основное и специфическое средство физического совершенствования, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающегося (Курамшин Ю.Ф., 2004).
По специфике воздействия и принадлежности к различным разделам подготовки физические упражнения условно могут быть подразделены на отдельные группы. По устоявшемуся мнению большинства специалистов целесообразно различать: соревновательные, специально-подготовительные, общеподготовительные упражнения. Наряду с этим, В.Н. Платонов (1997) считает целесообразным выделить группу так называемых вспомогательных (полуспециальных) упражнений, а Л.П. Матвеев (1999) выделяет группу восстановительных упражнений.
Соревновательные упражнения - это целостные действия либо комплекс двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации, которые выполняются в соответствии с существующими правилами соревнований.
Ряд соревновательных упражнений носит характер относительно узконаправленных, ограниченных по двигательному составу действий (скоростно-силовые, циклические виды спорта). Другая группа характеризуется соревновательными действиями, носящими комплексный характер, в которых двигательные действия осуществляются в условиях постоянной и внезапной смены ситуации и формы движений (игровые виды спорта, единоборства). Существуют также комплексы относительно самостоятельных соревновательных упражнений с постоянным составом, но включающие различные двигательные действия (многоборья). Наряду с этим, существует большая группа соревновательных упражнений многоборного характера с постоянным изменяющимся содержанием (сложно-координационные виды спорта).
При выполнении соревновательных упражнений, как правило, достигаются максимально «высокие», предельные режимы функционирования систем организма, требующие проявления максимального уровня адаптационных возможностей спортсмена.
Вместе с тем в процессе спортивной тренировки используются соревновательные упражнения, которые по отдельным особенностям режима выполнения могут отличаться от собственно-соревновательных. Такие режимы создаются при отягощенных или облегченных формах выполнения соревновательного упражнения.
Удельный вес собственно-соревновательных упражнений в подготовке спортсменов большинства видов спорта, за исключением спортивных игр и единоборства, невелик, так как они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.
Специально-подготовительные упражнения охватывают круг средств, включающих элементы соревновательной деятельности и действий, приближенных к ним по форме, структуре, а также по характеру проявляемых двигательных качеств и деятельности функциональных систем организма.
У спортивных специалистов сложилось устойчивое мнение, что упражнение правомерно считать специально-подготовительным только в том случае, если у него имеется сходство с соревновательным либо по форме выполнения, либо по характеру работы нервно-мышечного аппарата, либо по функционированию основных энергетических систем.
К числу специально-подготовительных упражнений относятся отдельные части соревновательного упражнения, его элементы, отдельные комбинации или их связки, выполняемые в обычных, облегченных и затрудненных условиях. В эту же группу можно отнести упражнения, приближенно воссоздающие форму соревновательных действий (упражнения на лыжероллерах - для лыжников и биатлонистов, прыжки на батуте - для гимнастов и прыгунов в воду и т.п.).
Круг специально-подготовительных упражнений достаточно ограничен. С одной стороны, состав специально-подготовительных упражнений определяется спецификой избранной спортивной дисциплины, с другой стороны, они не должны быть тождественны собственно соревновательному упражнению. По каким-то параметрам они должны обеспечивать режимы работы отдельных систем организма, превышающие существующие параметры
соревновательного упражнения. Они создаются и подбираются с таким расчетом, чтобы обеспечить более напряженное и дифференцированное воздействие на различные системы организма, обеспечивающие высокую эффективность соревновательных действий.
К числу специально-подготовительных упражнений, направленных на преимущественное освоение техники движений, следует отнести подводящие упражнения, в основе которых используются более простые, по сравнению с соревновательными, двигательные действия, но воспроизводящие элементы динамической и координационной структур соревновательного упражнения.
К этой же группе специально-подготовительных упражнений следует отнести имитационные упражнения. Эти упражнения подбираются таким образом, чтобы они соответствовали соревновательному по внешней форме (кинематической структуре). Как правило, они выполняются в облегченных условиях, с существенным замедлением скорости выполнения отдельных элементов.
Многие специалисты в определенных случаях к специально-подготовительным относят упражнения из смежных спортивных дисциплин, направленные на совершенствование специфических двигательных качеств, необходимых в дисциплине специализации и проявляемых в соответствующих режимах. Однако, по мнению В.Н. Платонова (1999, 2004), такие упражнения целесообразно отнести к отдельной группе - вспомогательные (полуспециальные), под которыми он понимает двигательные действия, создающие специальный фундамент для последующего совершенствования в той или иной спортивной деятельности.
К общеподготовительным относятся упражнения, служащие всестороннему функциональному развитию организма спортсмена. Их состав по сравнению с другими группами наиболее широк и многообразен. Они могут как соответствовать особенностям избранного вида спорта, так и находится с ними в определенном противоречии.
Общеподготовительные упражнения, по мнению большинства специалистов, должны содействовать всестороннему физическому развитию, а также отражать особенности спортивной специализации. Уже по одной этой причине средства общей физической подготовки не могут быть одинаковыми для разных
спортивных дисциплин. Наряду с некоторым сходством, состав этих средств в каждом конкретном случае должен иметь свою специфику.
Более того, по мере роста квалификации спортсменов их общая подготовка должна все более соответствовать специфике избранного вида специализации. Поэтому средства общей подготовки начинающих спортсменов должны отличаться от аналогичных средств квалифицированных спортсменов. Это касается как их подбора, так и места, которое они занимают в структуре тренировочного процесса.
Восстановительными упражнениями в подготовке спортсмена Л.П. Матвеев (1999) называет выполнение действий (двигательных и не только двигательных), регламентированных так, чтобы получить эффект активного отдыха, содействовать восстановлению работоспособности после утомительных тренировочных и соревновательных нагрузок, оптимизировать вызванные ими функциональные сдвиги, исключить перерастание кумулятивного эффекта тренировки в перетренированность.