Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Средства спортивной тренировки



Спортивная тренировка определяется как специализирован­ный педагогический процесс, построенный на системе упраж­нений. В теории и методике спорта термином «упражнение» принято называть регулярное воспроизведение целесообразных действий (избирательно или комплексно), упорядоченных по принципам достижения эффекта подготовительной деятельности (Матвеев Л.П., 1997).

При систематизации массы упражнений, используемых в ка­честве средств подготовки, важно учитывать ряд признаков, вы­ражающих особенности их содержания и форм, принадлежность к различным разделам подготовки, специфику воздействия на прогрессирование в избранной спортивной деятельности. Эф­фект упражнения может выражаться в научении рациональным способам выполнения действий и совершенствовании их, а также в развивающем воздействии на физические и психические воз­можности занимающихся, в повышении, сохранении и восстанов­лении уровня дееспособности.

Наряду с этим, Л.П. Матвеев (1977, 1991, 1997) обращает внимание на то, что совокупность упражнений, используемых в подготовке спортсмена, с одной стороны, представляет со­бой то основное, из чего складывается комплекс специфических средств, с другой стороны, методически отлаженные формы со­четания и воспроизведения действий в упражнениях составляют главную часть арсенала практикуемых в ней методов. Таким об­разом, упражнения фигурируют здесь как бы в двойном значении: в качестве средств и в качестве методов подготовки.

Л.П. Матвеев (1999) считает, что по характеру деятельных фак­торов, определяющих особенности содержания действий, в чис­ле подготовительных упражнений следует различать физические и иные упражнения. Во всех видах спорта, соревновательная дея­тельность в которых является высокоактивной двигательной дея-

тельностью самого спортсмена, преобладающая масса подготови­тельных упражнений представляет собой именно физические уп­ражнения. Поэтому долгое время специалисты сосредотачивали свое внимание почти исключительно на физических упражнениях. Однако отнюдь не все практикуемые подготовительные упражне­ния можно назвать физическими. В частности, в спорте приме­няют и упражнения, получившие наименование идеомоторных (мысленное воспроизведение двигательных действий), и психо-регулирующие упражнения различного типа, и абстрагирован­ные тактические упражнения, выполняемые на макетах и т.п.

Физическое упражнение ~ это основное и специфическое сред­ство физического совершенствования, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направлен­ное воздействие на занимающегося (Курамшин Ю.Ф., 2004).

По специфике воздействия и принадлежности к различным разделам подготовки физические упражнения условно могут быть подразделены на отдельные группы. По устоявшемуся мнению большинства специалистов целесообразно различать: соревнова­тельные, специально-подготовительные, общеподготовительные упражнения. Наряду с этим, В.Н. Платонов (1997) считает целе­сообразным выделить группу так называемых вспомогательных (полуспециальных) упражнений, а Л.П. Матвеев (1999) выделяет группу восстановительных упражнений.

Соревновательные упражнения - это целостные действия либо комплекс двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации, которые выполняются в соответ­ствии с существующими правилами соревнований.

Ряд соревновательных упражнений носит характер относи­тельно узконаправленных, ограниченных по двигательному со­ставу действий (скоростно-силовые, циклические виды спорта). Другая группа характеризуется соревновательными действиями, носящими комплексный характер, в которых двигательные дей­ствия осуществляются в условиях постоянной и внезапной смены ситуации и формы движений (игровые виды спорта, единобор­ства). Существуют также комплексы относительно самостоятель­ных соревновательных упражнений с постоянным составом, но включающие различные двигательные действия (многоборья). Наряду с этим, существует большая группа соревновательных упражнений многоборного характера с постоянным изменяю­щимся содержанием (сложно-координационные виды спорта).

При выполнении соревновательных упражнений, как правило, достигаются максимально «высокие», предельные режимы функ­ционирования систем организма, требующие проявления макси­мального уровня адаптационных возможностей спортсмена.

Вместе с тем в процессе спортивной тренировки используют­ся соревновательные упражнения, которые по отдельным осо­бенностям режима выполнения могут отличаться от собственно-соревновательных. Такие режимы создаются при отягощенных или облегченных формах выполнения соревновательного упраж­нения.

Удельный вес собственно-соревновательных упражнений в подготовке спортсменов большинства видов спорта, за исклю­чением спортивных игр и единоборства, невелик, так как они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.

Специально-подготовительные упражнения охватывают круг средств, включающих элементы соревновательной деятель­ности и действий, приближенных к ним по форме, структуре, а также по характеру проявляемых двигательных качеств и дея­тельности функциональных систем организма.

У спортивных специалистов сложилось устойчивое мнение, что упражнение правомерно считать специально-подготовительным только в том случае, если у него имеется сходство с соревнова­тельным либо по форме выполнения, либо по характеру работы нервно-мышечного аппарата, либо по функционированию основ­ных энергетических систем.

К числу специально-подготовительных упражнений относятся отдельные части соревновательного упражнения, его элементы, отдельные комбинации или их связки, выполняемые в обычных, облегченных и затрудненных условиях. В эту же группу можно отнести упражнения, приближенно воссоздающие форму сорев­новательных действий (упражнения на лыжероллерах - для лыж­ников и биатлонистов, прыжки на батуте - для гимнастов и пры­гунов в воду и т.п.).

Круг специально-подготовительных упражнений достаточно ограничен. С одной стороны, состав специально-подготовительных упражнений определяется спецификой избранной спортивной дисциплины, с другой стороны, они не должны быть тождествен­ны собственно соревновательному упражнению. По каким-то параметрам они должны обеспечивать режимы работы отдель­ных систем организма, превышающие существующие параметры

соревновательного упражнения. Они создаются и подбираются с таким расчетом, чтобы обеспечить более напряженное и диф­ференцированное воздействие на различные системы организ­ма, обеспечивающие высокую эффективность соревновательных действий.

К числу специально-подготовительных упражнений, направ­ленных на преимущественное освоение техники движений, следует отнести подводящие упражнения, в основе которых используются более простые, по сравнению с соревновательными, двигательные действия, но воспроизводящие элементы динамической и коор­динационной структур соревновательного упражнения.

К этой же группе специально-подготовительных упражнений следует отнести имитационные упражнения. Эти упражнения подбираются таким образом, чтобы они соответствовали сорев­новательному по внешней форме (кинематической структуре). Как правило, они выполняются в облегченных условиях, с су­щественным замедлением скорости выполнения отдельных эле­ментов.

Многие специалисты в определенных случаях к специально-подготовительным относят упражнения из смежных спортивных дисциплин, направленные на совершенствование специфических двигательных качеств, необходимых в дисциплине специализации и проявляемых в соответствующих режимах. Однако, по мнению В.Н. Платонова (1999, 2004), такие упражнения целесообразно отнести к отдельной группе - вспомогательные (полуспециаль­ные), под которыми он понимает двигательные действия, создаю­щие специальный фундамент для последующего совершенствова­ния в той или иной спортивной деятельности.

К общеподготовительным относятся упражнения, служащие всестороннему функциональному развитию организма спортсме­на. Их состав по сравнению с другими группами наиболее широк и многообразен. Они могут как соответствовать особенностям избранного вида спорта, так и находится с ними в определенном противоречии.

Общеподготовительные упражнения, по мнению большинства специалистов, должны содействовать всестороннему физиче­скому развитию, а также отражать особенности спортивной спе­циализации. Уже по одной этой причине средства общей физи­ческой подготовки не могут быть одинаковыми для разных

спортивных дисциплин. Наряду с некоторым сходством, состав этих средств в каждом конкретном случае должен иметь свою специфику.

Более того, по мере роста квалификации спортсменов их об­щая подготовка должна все более соответствовать специфике из­бранного вида специализации. Поэтому средства общей подготов­ки начинающих спортсменов должны отличаться от аналогичных средств квалифицированных спортсменов. Это касается как их подбора, так и места, которое они занимают в структуре трениро­вочного процесса.

Восстановительными упражнениями в подготовке спортс­мена Л.П. Матвеев (1999) называет выполнение действий (дви­гательных и не только двигательных), регламентированных так, чтобы получить эффект активного отдыха, содействовать восста­новлению работоспособности после утомительных тренировоч­ных и соревновательных нагрузок, оптимизировать вызванные ими функциональные сдвиги, исключить перерастание кумуля­тивного эффекта тренировки в перетренированность.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.