Для современного этапа развития спорта высших достижений характерен постоянный творческий поиск специалистов разных стран в направлении совершенствования всех составляющих системы спортивной подготовки: ее организационных, материально-технических и особенно научно-методических основ. Это требует особого акцента при рассмотрении тех тенденций в развитии системы спортивной подготовки и с тех позиций, которые находятся в числе узловых в настоящее время и могут оказаться наиболее перспективными для дальнейшего прогресса спорта высших достижений.
В сфере организации спортивной подготовки, по мнению В.Н. Платонова (1986, 1997), в первую очередь следует выделить ряд положений, позволяющих объединить управленческие, кадровые, финансово-экономические, материально-технические и другие предпосылки для реализации возможностей современной методики спортивной подготовки:
-обеспечение органической взаимосвязи организационно-методических основ тренировки в вышестоящих (сборные команды, спортивные центры, ШВСМ) и нижестоящих (ДЮСШ,
СДЮШОР, УОР) структурных компонентах системы спортивной подготовки в отношении ее целей, задач, кадрового, материально-технического и научно-методического обеспечения;
-формирование позитивной мотивации труда тренеров и оргработников через организацию развернутой системы соревнований, материального и морального стимулирования для достижения высшего спортивного мастерства и эффективной подготовки спортивного резерва;
-создание организационных условий, обеспечивающих централизованную подготовку спортсменов, их постоянную конкуренцию в тренировочных занятиях и использование ее в качестве фактора повышения работоспособности, более полной мобилизации функциональных резервов организма и оптимизации адаптационных процессов;
-поощрение альтернативных организационных и научно-методических подходов к системе подготовки спортсменов высокого класса;
-обеспечение финансирования спортивной деятельности из различных источников.
Велико влияние на рост спортивных достижений совершенствования материально-технических основ тренировочной и соревновательной деятельности. Речь в первую очередь идет о современных спортивных базах, спортивном инвентаре, экипировке, тренажерно-диагностическом оборудовании. Бурный прогресс достижений, в последние годы в ряде видов спорта в значительной (если не в решающей) мере определяется именно факторами материально-технического порядка.
Вполне естественно, что при всей важности для роста спортивных достижений организационных и материально-технических основ современной спортивной подготовки прогресс спорта прежде всего определяется совершенствованием системы спортивной тренировки, современные тенденции которой отражаются в следующих основных направлениях.
1. Прирост объемов тренировочной работы. Многие специалисты из различных стран считают возможным дальнейшее повышения объема работы, затрачиваемой на подготовку спортсменов высокого класса, планомерное увеличение тренировочных занятий с большими нагрузками. Вместе с тем чрезмерные величины объема работы часто входят в противоречие с другими компонентами тренировочной нагрузки, отрицательно сказываются
на эффективности процесса специальной физической и технической подготовки спортсменов. Практика подготовки отдельных спортсменов и целых команд, чрезвычайно увеличивших объемы тренировочной работы, свидетельствует о том, что в этих условиях не всегда удается достигнуть ожидаемых результатов - резко возрастает число случаев перенапряжения функциональных систем организма, сокращаются сроки выступления на уровне высших достижений в силу исключительно высоких физических и психических нагрузок, исчерпания адаптивных возможностей спортсменов.
Исходя из этого, по мнению ведущих специалистов, возникла необходимость поиска, во-первых, наиболее эффективных сочетаний нагрузок различной преимущественной направленности и, во-вторых, новых форм организации тренировки, предусматривающих оптимальные условия для полноценной реализации адаптивных возможностей организма спортсмена на основе рациональной взаимосвязи между затратами и восстановлением его энергетических ресурсов.
2. Перспективное планирование подготовки и комплексная увязка входящих в нее компонентов и систем обеспечения (научно-методического, медицинского, материально-технического и др.). Индивидуальную целевую перспективную модель сильнейших спортсменов разрабатывают с оптимальным опережением реального прогноза результатов мирового уровня и возможностей основных соперников.
3. Динамичность системы подготовки, гибкое планирование, оперативная коррекция тренировочных программ на основе внедрения новых диагностических средств оценки динамики состояния спортсменов с учетом разработки новых средств и методов тренировки и восстановления, а также учета тенденций мирового спорта, соотношения сил с основными соперниками, изменения правил соревнований, международного календаря.
4. Ориентация всей системы спортивной тренировки на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности на этапе высшего спортивного мастерства. Это предусматривает не только совершенствование всех ее компонентов, значимых на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей, но и создание соответствующего функционального фундамента на ранних этапах многолетней подготовки. При этом необходимо учитывать, что в структуре соревновательной деятельности
на уровне высшего спортивного мастерства значимыми часто оказываются компоненты, которые на ранних этапах, в силу возрастных особенностей спортсменов и закономерностей становления спортивного мастерства, не влияют существенно на уровень результата. Поэтому при создании функционального фундамента на этапах предварительной и специализированной базовой подготовки необходимо ориентироваться на те составляющие, которые обеспечивают успех на уровне высших спортивных достижений. Ошибки, допущенные в этом отношении, очень трудно компенсировать на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей.
5. Постоянное увеличение соревновательной практики как эффективного средства мобилизации функциональных ресурсов организма спортсменов, стимуляции специфических адаптивных процессов и повышения на этой основе эффективности процесса подготовки. Проявляется это в увеличении числа соревнований, соревновательных дней, стартов, игр, схваток и т.д. и продолжительности соревновательного периода. Однако, по мнению В.Н. Платонова (1997), необходимо устранение интенсивно проявляющегося в последние годы противоречия между системой целенаправленной подготовки к крупнейшим соревнованиям (Олимпийским играм, мировым и континентальным чемпионатам) и сложившейся практикой участия ведущих спортсменов в большом количестве коммерческих соревнований в течение года,
6. Увеличение специализированности подготовки в строгом соответствии системы тренировки спортсменов высокого класса со специфическими требованиями избранного для специализации вида спорта. Это выражается в резком увеличении объема вспомогательной и особенно специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы, а также увеличении объема технико-тактической подготовки в условиях, максимально приближенных к предполагаемой соревновательной деятельности. Общая подготовка перестает играть существенную роль в тренировке спортсменов высокого класса и используется в основном как средство активного отдыха. Это направление можно характеризовать как моделирование соревновательной деятельности в условиях тренировки.
По мнению В.Н. Платонова (1986, 1997), необходимо обеспечить достаточный объем общей подготовки на предварительном
и базовом этапах, а также своевременность начала узкой специализации с постепенным увеличением объема специальной подготовки в границах этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей.
7. Повышение доли однонаправленных тренировочных (концентрированных) нагрузок с применением средств и методов, ориентированных на решение преимущественно какой-либо одной конкретной задачи. При этом заметна тенденция и к сосредоточению объемов однонаправленных тренировочных нагрузок на определенных этапах подготовки. Такая стимуляция функциональной активности с возрастающей действенностью обеспечивает прогрессивные адаптивные перестройки в организме спортсменов.
8.Планомерное увеличение психической напряженности в тренировочном процессе, создание микроклимата соревнований и жесткой конкуренции в каждом занятии.
9.Стремление к строго сбалансированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, системы восстановления и фармакологической поддержки, обеспечивающих стимуляцию работоспособности и мобилизацию функциональных резервов, увеличивающих реакцию организма на нагрузку, а также профилактику спортивных травм и заболеваний. Единство и оптимальное сочетание восстановительных средств, а также рациональное использование недопинговых фармакологических средств поддержки и стимулирования специальной работоспособности.
10.Максимальная ориентация на индивидуальные задатки и способности каждого конкретного спортсмена при выборе спортивной специализации, разработке всей системы многолетней подготовки, определении рациональной структуры соревновательной деятельности и т.д.
11.Разработка инновационных технологий и расширение дополнительных нетрадиционных средств подготовки, стимулирующих повышение работоспособности и ускоряющих процессы восстановления, а также увеличивающих реакцию организма на нагрузку. К их числу следует отнести:
- использование методических приемов, приборов и оборудования, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма спортсменов;
- применение тренажеров, обеспечивающих реализацию рекордных режимов выполнения соревновательного упражнения,
избирательное, а также сопряженное совершенствование различных двигательных качеств, физического и технического совершенствования:
- проведение тренировки в экстремальных условиях внешней среды (среднегорье и высокогорье, различные температурные режимы и влажность), дающих возможность интенсифицировать процессы адаптации к факторам тренирующего воздействия, повысить эффективность непосредственной подготовки к главным соревнованиям;
- целенаправленное применение искусственной гипоксии, электростимуляции и других инновационных технологий повышения работоспособности.
12. Совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом как общих закономерностей становления спортивного мастерства в конкретном виде спорта, так и индивидуальных возможностей спортсменов. Здесь предусматривается ориентация на групповые и индивидуальные .модельные характеристики соревновательной деятельности и подготовленности, соответствующую систему подбора и планирования средств педагогического воздействия, контроля и коррекции тренировочного процесса.
Магистральный путь реализации систем управления тренировочным процессом связан с разработкой и внедрением автоматизированных и компьютерных технологий, разработкой формализованных программ, опирающихся на возможность современной диагностической и вычислительной техники. Внедрение данных технологий позволяет добиться системности итоговых рекомендаций, предусматривающих оптимизацию тренировочного процесса по ряду основных позиций в рамках единого целого, количественного характера рекомендаций по значимым переменным, обеспечивает возможность отслеживать динамику показателей и влиять на их изменения с учетом трудозатрат и имеющихся в наличии материально-технических условий. Тем самым создаются оптимальные условия для рационального управления состоянием спортсмена, обеспечивающего соответствие уровня подготовленности планируемой структуре соревновательной деятельности и заданному спортивному результату.
Таким образом, анализ тенденций совершенствования подготовки спортсменов высокого класса позволяет констатировать, что только надежная система организационно-методического управ-
ления, творческий опыт и инновационные технологии тренеров-новаторов в сочетании с эффективным научно-методическим, медико-биологическим и материально-техническим и финансовым обеспечением определяют прогрессивный рост спортивных достижений.
?Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем заключаются особенности развития современного спорта высших достижений?
2.Назовите основные направления совершенствования подготовки высококвалифицированных спортсменов в сфере организации подготовки спортсменов; в сфере материально-технического обеспечения; в системе спортивной подготовки?
3. Чем характеризуется и к чему приводит увеличение объема тренировочной работы?
4.С какой целью применяют повышение доли однонаправленных тренировочных нагрузок?
5.Для чего требуется увеличение специализированности подготовки высококвалифицированных спортсменов?
6.С какой целью проводят планомерное увеличение соревновательной практики и психологической напряженности тренировочного процесса квалифицированных спортсменов?
7. По каким направлениям идет расширение нетрадиционных средств тренировки?
8.Как реализуется в многолетней спортивной тренировке достижение оптимальной структуры построения соревновательной деятельности?
9.На чем основывается совершенствование управления становления спортивного мастерства?