С развитием спорта и ростом спортивных достижений актуализируется значение факторов, повышающих эффективность функционирования как системы тренировки, так и системы соревнований. Специалисты в области теории спорта считают, что к таким факторам, прежде всего, следует отнести: качественную физкулътурно-спортивную ориентацию и спортивный отбор, кадровое, материально-техническое, научное, медико-биологическое, и информационное обеспечение, факторы внешней среды, социально-экономические условия, финансирование, организационно-управленческие структуры и механизмы.
Физкулътурно-спортивная ориентация и спортивный отбор
Добиться высоких результатов в спорте в настоящее время могут только двигательно-одаренные люди. Это обстоятельство, а также ускоренный прогресс современного спорта и резкое обострение конкуренции в отдельных его видах обусловливают актуальность проблематики заблаговременного выявления индивидуальной спортивной предрасположенности приобщаемых или уже приобщенных к занятиям спортом. При этом специалисты реализуют разные походы.
Физкультурно-спортивная ориентация понимается как комплекс организационно-методических мероприятий, конечной целью которых является заблаговременное распознание повышенной индивидуальной предрасположенности, позволяющей наметить наиболее предпочтительное направление специализации конкретного юного спортсмена (спортивной одаренности) или отсутствия таковой (в последнем случае ему рекомендуется ограничиться занятиями так называемым массовым спортом). При этом реализуется основная задача подбора вида спорта, в котором данный человек более полно может реализовать свои возможности.
Спортивный отбор понимают как комплекс организационно-методических мероприятий с целью заблаговременного распознания повышенной индивидуальной предрасположенности для занятий конкретным видом спорта и выделение из общего числа приобщаемых либо уже приобщенных к спорту тех, кто относительно более способен к высоким результатам в этом виде соревновательной деятельности. При этом реализуется задача отбора претендентов для занятия конкретным видом спорта.
Главное требование, предъявляемое к системе спортивной ориентации и отбора, состоит в том, что она должна быть органическим компонентом системы многолетней подготовки, так как способности могут быть надежно определены только в процессе тренировки и воспитания, поскольку являются следствием сложного диалектического единства врожденного и приобретенного, биологического и социального.
Кадровое обеспечение
Прогресс отечественной системы подготовки спортсменов всегда обеспечивался высоким уровнем профессиональной квалификации кадров, наличием талантливых тренеров, научных
работников, специалистов, обслуживающих спортивные сооружения, массажистов, медиков, спортивных арбитров. Совершенно очевидно, что если специалист, работающий в области спорта, недостаточно подготовлен в теоретическом и практическом отношениях, то могут возникнуть серьезные проблемы как в организации тренировочного процесса, так и в качественном проведении соревнований.
В нашей стране физкультурно-спортивные кадры готовятся в вузах физической культуры, на факультетах физического воспитания педагогических университетов, а также в педагогических колледжах и училищах олимпийского резерва. В Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма (ГЦОЛИФК) имеется Высшая школа тренеров, в которой готовятся кадры для работы со сборными командами и командами высших лиг. Во всех этих учебных заведениях будущие специалисты получают базовые теоретические знания, методические и практические навыки работы в области спорта.
Наряду с этим тренеры и организационно-управленческие работники, на протяжении всей трудовой деятельности должны систематически повышать уровень своей профессиональной подготовленности на основе самостоятельного изучения новой методической литературы, участия в специальных методических занятиях или семинарах, систематически (через каждые 4-5 лет) проходить через организованную систему повышения квалификации (факультеты или курсы повышения квалификации при высших специальных учебных заведениях, стажировка в сборной команде и др.).