Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки



Главным системообразующим фактором, важнейшим компо­нентом процесса спортивной подготовки является система сорев­нований - комплекс разнообразных состязаний, отличающихся частными функциями (конкретной ролью в удовлетворении тех или иных потребностей в сфере спорта) и своими формами (спо­собами организации, построения, ведения). Такая система делает оправданным использование соревнований того или иного типа, определяя их соотношение и последовательность в типичных условиях спортивной подготовки.

Ф.П. Суслов, Ж.К. Холодов (1997), опираясь на мнения боль­шинства специалистов, характеризуют соревновательную дея­тельность как специальную сферу, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющую объективно сравнивать определенные его способности, обеспечивать их максимальное про­явление и максимально специализированными средствами повы­шать уровень подготовленности занимающихся. Это определение можно считать правомерным. Однако, по мнению Л.П. Матвеева (1999), при характеристике соревновательной деятельности целе­сообразно различать понятия «спортивное соревнование» и «спор­тивное состязание». С одной стороны, оба они характеризуют про­цесс конкурентного сопоставления спортивно-достиженческих

возможностей спортсменов (команд), организованный в форме регламентированного соперничества, упорядоченной борьбы за первенство либо за иной доступный спортивный результат. С дру­гой стороны, в них закладывается несколько отличный смысл.

Под спортивным состязанием подразумевается собственно соревновательная деятельность спортсменов, то есть конкурент­ное сопоставление реальных спортивно-достиженческих возмож­ностей спортсменов или команд.

Термин «спортивное соревнование» связывается с более широ­ким понятием, которое охватывает:

- собственно соревновательную деятельность спортсмена;

-«соучастие» в состязании заинтересованных лиц (спортив­ных арбитров, тренеров, зрителей и т.д.):

-формы организации соревновательной деятельности, регла­мент взаимоотношений участников и «соучастников» состязания как целостного события спортивной жизни. Все это свидетель­ствует, что спортивное соревнование охватывает не только соб­ственно соревновательную деятельность спортсменов, но и мно­гое сопряженное с ней.

Таким образом, спортивное соревнование - это многосторон­нее явление спортивной жизни, в сфере которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечивать их максимальное проявление, а также обусловленные ими отношения непосред­ственных участников и «соучастников», поведение которых орга­низуется в сложившихся для определенных видов спорта формах (Матвеев Л.П., 1999).

С учетом спортивной и экономической целесообразности, име­ющихся условий проведения, сложившихся традиций, специфи­ческих особенностей соревновательной деятельности и других, объективно действующих факторов, в каждом виде спорта обра­зуются собственные системы соревнований, которые, как прави­ло, имеют преемственность в возрастном плане, а также на миро­вом, континентальном, национальном, региональном и местном уровнях.

Система соревнований складывается в виде календаря сорев­нований, определяющего их ранг, сроки и место проведения. Ка­лендарь соревнований для отечественных атлетов включает в себя международные, всероссийские, ведомственные, региональные и местные состязания.

Все соревнования должны проводиться строго в соответствии с правилами и иметь четко оговоренный регламент проведе­ния - «Положение о соревнованиях». В разных видах спорта име­ется своя система оценки итогов соревновательной деятельности. В «Положении о соревнованиях» обязательно определяется сис­тема зачета.

Функции системы спортивных соревнований в современном спорте исключительно широки и многообразны.

Система соревнований:

- является важнейшим универсальным механизмом управле­ния совершенствованием мастерства спортсменов;

- во многом определяет содержание, направленность и струк­туру тренировочного процесса;

- используется в качестве одного из важнейших средств спе­циализированной тренировки;

- выступает в качестве необходимого инструмента контроля;

-позволяет сопоставлять и оперативно координировать раз­личные системы подготовки атлетов;

- активно воздействует на формирование мотивационного механизма в спорте;

- оказывает определяющее воздействие на дальнейшее разви­тие вида спорта;

- способствует развитию гласности и популярности спорта.

Система тренировки

Достижение запланированных спортивных результатов в за­ранее определенных стартах и в нужные сроки обеспечивается эффективной системой тренировки.

Спортивная тренировка представляет специализирован­ный педагогический процесс, построенный преимущественно на системе физических упражнений и направленный на воспита­ние и совершенствование определенных способностей, обусловли­вающих готовность спортсмена к достижению высших резуль­татов.

Спортивная тренировка, как и любой другой педагогический процесс, осуществляется:

- под непосредственным или опосредованным руководством преподавателя (тренера);

- по определенной программе;

- в виде обязательных занятий с определенным контингентом;

- по фиксированному расписанию с возможным дополнитель­ным использованием спортсменом самостоятельных занятий, проводимых при опосредованном управлении со стороны тренера.

Спортивная тренировка строится в строгом соответствии с за­кономерностями, позволяющими добиться максимально возмож­ных для занимающихся результатов в избранной спортивной спе­циализации. В ее содержании, по мнению Л.П. Матвеева (1997), должны быть представлены слагаемые, которые составляют специфические и неспецифические факторы совершенствования. Спортсмен, используя преимущественно физические упражне­ния, совершенствует общую и специальную подготовленность, в которых различают физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовленность. При этом необходимыми предпосылками для достижения их высокого уровня являются общая воспитанность человека и его развитый интеллект.

Разграничение на отдельные виды подготовки, по мнению Л.П. Матвеева (1999), исходит из того, что для гарантирования .максимального уровня подготовленности спортсмена объектив­но необходимо не только комплексно, но и однонаправленно воз­действовать на присущие каждому и не сводимые друг к другу физические и психические качества и способности, а также из­бирательно формировать и совершенствовать различные умения и навыки, от которых в целом зависит уровень мастерства. При этом каждый вид подготовки требует использования принципи­ально отличных средств.

Специальную подготовку спортсмена составляют специфиче­ские средства, которые имеют ближайшее отношение к предмету избранной соревновательной деятельности и тем самым специа­лизирует его развитие в этом направлении. Средствами специаль­ной подготовки могут быть: само соревновательное упражнение, его отдельные элементы или упражнения, структурно тожде­ственные соревновательному упражнению.

Термин общая подготовка характеризует то, что не сводится к спортивной специализации и тем не менее создает и оптими­зирует предпосылки прогрессирования спортсмена в избранном виде спорта путем содействия общему подъему уровня функцио­нальных возможностей, разностороннему развитию, обогащению знаниями, умениями, навыками. При этом содержание общей подготовки спортсмена находится в непосредственной зависимо­сти от специфики избранного вида спорта.

Общий и специальный компоненты есть во всех разделах под­готовки (физической, технической, тактической, психической). Однако их разграничение достаточно условно, поскольку они характеризуют отличающиеся стороны одного и того же ком­плексного процесса. Вместе с тем такая структура упорядочивает представление о составляющих спортивного мастерства, позво­ляет систематизировать средства и методы их совершенство­вания.

Следует учитывать, что каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, объединяясь в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей. По мнению П.К. Анохина (1975), сте­пень включения различных компонентов в такой комплекс, их взаимосвязь и взаимодействие происходят по закономерностям формирования необходимых функциональных систем.

Соотношение различных элементов, их взаимообусловлен­ность меняется на разных этапах и зависит от специфики вида спорта, периода, этапа подготовки, индивидуальных особенно­стей спортсменов (пола, возраста, состояния здоровья, квалифи­кации и др.) и целого ряда других факторов. При этом необходимо помнить, что если нарушается их необходимое соотношение, это негативно скажется на общей эффективности целостного процес­са подготовки. Отсюда возникают проблемы сбалансированности взаимодействия различных сторон тренировочного процесса, как в пределах отдельных этапов, так и динамики многолетней под­готовки.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.