Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социальные функции спорта



В настоящее время спорт представляет собой многообразное общественное явление. В качестве продукта общественного разви­тия он составляет органическую часть культуры общества, приоб­ретая различные черты в зависимости от конкретных социальных условий. Спорт тесно связан со всеми сторонами общественной жизни людей: политикой, идеологией, экономикой, культурой, образованием, воспитанием и т.п. Он оказывает огромное влия­ние, как непосредственное, так и опосредованное, на культур­ное и экономическое развитие общества, на весь образ жизни людей.

По отношению к культуре человек, как правило, выступает в трех ипостасях: он ее осваивает («потребляет»), является носи­телем культуры (в той мере, в какой он развит духовно и физи­чески) и создает новые культурные ценности. Ю.Ф. Курамшин (2004) считает, что это в полной мере относится к спорту, как одному из видов обшей культуры. Спорт предоставляет человеку более широкие возможности для двигательной и интеллектуаль­ной деятельности, для проявления на новом, более высоком уров­не его физических и духовных сил и для дальнейшего развития и распространения культуры физической.

В процессе своей деятельности в спорте человек не только воз­действует на окружающий мир, но и сам становится субъектом и объектом собственного развития как физического, так и интел­лектуального, нравственного, психического. Здесь определяются и развиваются адаптационные возможности человека, реализу­ются резервы функционирования его организма, которые, в свою очередь, проявляются во всем многообразии его предметной дея­тельности. А это - одна из важнейших осознанных потребностей индивида.

Используя закономерности естественного развития человека, спортивная деятельность своими средствами и методами позво­ляет добиваться новых качественных результатов формирования и развития таких его свойств, которые не даны от природы. Решая

проблему воспроизводства физических способностей человека, они являются одним из важных средств формирования в полном объеме его культуры.

Таким образом, спорту присущи социальные функции. Термин «функция» отождествляется с понятием «действие». С этой точки зрения необходимо говорить прежде всего о воздействии спорта на человека с целью удовлетворения его физических и духовных потребностей через демонстрацию спортивных достижений. Од­нако спорт не ограничивается только этим, его функции гораздо шире. Он по своей природе полифункционален (Н.П. Пономарев. 1996; Л.П. Матвеев. 1997: Ю.Ф. Курамшин. 2004). В настоящее время специалисты выделяют ряд присущих спорту основных со­циальных функций - специфических и неспецифических (обще­культурных) (рис. 1.2).

 

 

 

 

 

            Социальные функции спорта              
             
Специфические   Неспецифические (общекультурные)
      <                         <   >              
Соревновательно-эталонная   Соревновательно-эвристическая   Спортивно-престижная   Оздоровительно-рекреационная   Воспитательная   Экономическая   Зрелищно-эстетическая   Социализирующая   Коммуникативная
                                                       

Рис. 1.2. Социальные функции спорта

 

К специфическим функциям относят те. которые реализуются в основной сущности самого спорта - его соревновательной деятельности соревновательно-эталонная, соревновательно-эвристическая испортивно-престижная.

Соревновательно-эталонная функция спорта заключается в том, что разнообразные классификационные нормативы и фик­сируемые рекорды приобретают широкое признание и служат своеобразными индикаторами индивидуальных и общечеловеческих

возможностей. При этом важно то, что спортивные эталоны постоянно меняются, прогрессируют, стимулируя мобилизацию усилий для самосовершенствования.

Соревновательно-эвристическая функция заключается в поисковой деятельности, сопряженной с познанием человеком своих возможностей и нахождением способов их максимальной реализации.

Спортивно-престижная функция заключается в том, что спорт является важным фактором самоутверждения личности в обществе, поднятия престижа самого спортсмена в глазах обще­ства, а также престижа той организации и территории которые он представляет, международного престижа страны.

Поскольку спорт - это органическая часть культуры общества, ему присущи общекультурные функции. Эти функции порожда­ются объективными условиями влияния спорта на формирование и прогрессивное развитие ценностей, обеспечивающих развитие личности и всего общества. Так как общекультурные функции реализуются, как правило, вне непосредственной соревнователь­ной деятельности, их относят к неспецифическим.

Оздоровительно-рекреационная функция проявляется в по­ложительном влиянии спортивной подготовки на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно ярко это выражено в детском и юношеском спорте, где благопри­ятное влияние спортивных занятий на формирующийся и разви­вающийся организм просто неоценимо. Именно в этом возрасте посредством адекватной двигательной активности закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки соблюде­ния правил личной и общественной гигиены.

Большая роль в этом отношении отводится кондиционному и рекреативному спорту в работе со взрослым населением. Они выступают средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий сокращения двигательной активности в трудовой деятельности и в быту, связанного с техническим прогрессом.

Эти и другие направления массового спорта — одни из попу­лярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и раз­влечений. Они представляют собой неиссякаемый источник по­ложительных эмоций, оптимизируют психическое состояние, позволяют снимать умственную усталость и т.д.

Воспитательная функция спорта определяется его мощным воздействием на формирование личности занимающихся, их ми­ровоззрения, характера, волевой сферы и т.д.

Экономическая функция спорта выражается прежде всего в том, что средства, вложенные в его развитие, в итоге компенси­руются повышением уровня здоровья населения, ростом работо­способности трудящихся, увеличением производительности тру­да, продлением человеческой жизни.

Экономическая сторона выражается также в получении до­ходов от организации спортивных зрелищ, эксплуатации специ­альных сооружений, предоставления различных услуг в области физической культуры и спорта и т.д. Однако это лишь малая доля, которая, как правило, не может окупить те средства, которые госу­дарство и общественные организации вкладывают в физическую культуру и спорт. Основная общественная ценность - здоровье и дееспособность населения. И в этом аспекте роль спорта, безу­словно, неоценима.

Зрелищно-эстетическая функция спорта состоит в том, что его популярность как зрелища определяется эмоциональной до­ходчивостью, остротой вызываемых переживаний, затрагиваю­щих личные и коллективные интересы множества людей, а так­же универсальностью «языка спорта», понятного практически каждому. Он несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, и в этом отношении граничит с искусством. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения ведущих атлетов, праздничное настроение - все это привлекает внимание огромно­го числа зрителей.

Социализирующая функция спорта вытекает из того, что спорт - это один из мощных факторов вовлечения людей в об­щественную жизнь, приобщения к ней и формирования у зани­мающихся опыта социальных отношений.

Спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, меж­коллективные) так или иначе включаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих от­ношений составляет основу влияния спорта на личность, основу усвоения человеком социального опыта как в сфере спорта, так и более широком масштабе, является фактором сближения лю­дей, объединения в группы по интересам. Популярность спорта.

естественная увязка спортивных успехов и достижений с пре­стижными интересами нации и государства делают его удобным средством воздействия на массовое сознание.

Коммуникативная функция спорта раскрывается в том, что его всеобщая притягательность позволяет легко устанавливать деловые и доброжелательные контакты между людьми, делает спорт действенным фактором укрепления международных свя­зей, представляют собой мощный импульс для роста взаимопо­нимания и культурного сотрудничества. Спорт занимает, таким образом, одно из ведущих мест в межчеловеческом и международ­ном общении.

?Вопросы и задания для самоконтроля

1. Чем являются физическая культура и спорт в современной жизни обще­ства?

2. Дайте характеристику понятию «физическая культура».

3. Раскройте смысловое значение понятия «спорт».

4. Что объединяет и в чем заложены основные различия в понятиях «физи­ческая культура» и «спорт»?

5. Охарактеризуйте понятия «вид спорта», «спортивная дисциплина», «со­ревновательная дисциплина».

6. Как классифицируются виды спорта?

7. Дайте определения понятию «спортсмен».

8. Какие права имеют спортсмены в соответствии с Федеральным законом о физической культуре и спорте в Российской Федерации?

9. Какие обязанности необходимо выполнять спортсмену?

10. Что заложено в понятие «спортивная дисквалификация»?

11. По каким основным направлениям развивается современный спорт?

12. На достижение каких целей приоритетно ориентирован школьный и сту­денческий спорт?

13. Что в первую очередь характерно для профессионально-прикладного спорта?

14. Какие целевые установки лежат в основе рекреативного спорта?

15. Какое место в массовом спорте занимает кондиционный спорт?

16. На что ориентирован адаптивный спорт?

17. Что характерно для современного спорта высших достижений?

18. Каковы основные отличия любительского и профессионального спорта? В чем точки их соприкосновения?

19. В чем суть специфических социальных функций спорта?

20. Какие неспецифические (общекультурные) социальные функции спор­та оказывают наибольшее влияние на общественную жизнь? В чем за­ключается это влияние?

 

ГЛАВА 2




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.