Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общая характеристика физической культуры и спорта



В настоящее время трудно представить общественную жизнь без тех или иных проявлений физической культуры и спорта. Они приобретают большую популярность, становятся, наряду с наукой и искусством, полноправными компонентами социаль­ной жизни общества.

Физическую культуру и. прежде всего, спорт можно назвать «моделью жизни». Они дают нам возможность смоделировать и реально ощутить такие жизненные ситуации, в которых при­сутствуют как дружеские взаимоотношения и поддержка, так и жестокое соперничество. В отличие от реальной жизни с ее реальными опасностями, спортивная борьба имеет лишь игро­вой смысл по определенным правилам, что делает ее исключитель­но привлекательным, а главное, гуманным и человечным занятием.

Физическая культура и спорт способствуют формированию целого ряда необходимых качеств человеческой личности: сме­лости и решительности, настойчивости и упорства в достижении цели, эстетических чувств красоты и гармонии, доброжелательно­сти, уважения к соперникам, судьям, зрителям и др. У занимаю­щихся формируется чувство собственного достоинства, создают­ся условия для самоутверждения.

Однако не меньшего внимания, а подчас даже тревоги, заслу­живают отнюдь не положительные стороны спорта, порождающие агрессивность, насилие, мошенничество (использование запре­щенных стимуляторов - допинга, подкуп судей и соперников). Из всего этого следует, что спортивная деятельность является ареной повседневной борьбы между формированием положительных ка­честв и тем, что их разрушает. Словом, как и в реальной жизни, идет постоянная борьба добра и зла. А в ней есть и победы и по­ражения. Но, как отмечают большинство специалистов, положи­тельного в физкультурно-спортивной деятельности во много раз больше, чем отрицательного.

 

Что же представляют собой физическая культура и спорт? В чем смысл этих социальных явлений?

В научной и методической литературе по теории физического воспитания понятия «физическая культура», «спорт» трактуют­ся как в узком, так и в широком смысле. Наиболее емкое, на наш взгляд, их определение дает Л.П. Матвеев (1991, 1997,1999).

Физическая культура (в узком смысле) - это часть культу­ры личности, основу которой составляет рациональное использо­вание человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического совершенствования.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в широком смысле физическая куль­тура рассматривается как органическая часть (отрасль) куль­туры общества, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях фи­зического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, без которой он существовать не может. Исходя из этого, спорт (в узком смысле) можно определить через собственно соревновательную деятельность, т.е. способ регламентированно-противоборческого выявления, сопоставления и оценки человече­ских возможностей в самой этой деятельности, а вместе с тем -и как действенное средство максимизации их (сил, способностей, умения искусно пользоваться ими для реализации достиженческих целей).

Вместе с тем спорт нельзя сводить только к соревнователь­ной деятельности. Определяемое понятие имеет и более глубо­кий смысл, обусловленный социальной сущностью и назначе­нием спорта в современном обществе. По мнению СВ. Брянкина (1983), сфера спорта - это специализированная социально-орга­низованная система, которая образовалась вокруг соревнования. Она включает в себя: систему управления, идеологическое, науч­ное, методическое, программно-нормативное, информационное, медицинское, материально-техническое и финансовое обеспе­чение, подготовку кадров, системы отбора и тренировки спортс­менов и многое другое.

Для того чтобы достичь высоких спортивных результатов, не­обходима отлаженная система подготовки спортсменов, склады­вающаяся и действующая в сфере многообразных человеческих контактов между спортсменами, тренерами, научными и меди­цинскими работниками, судьями, организаторами соревнова­ний, обслуживающим персоналом, зрителями, спонсорами, пред­ставителями средств массовой информации и т.д. Эти контакты осуществляются на разных уровнях, начиная с межличностных отношений в отдельном спортивном коллективе и заканчивая стратегической управленческой деятельностью организаций са­мого высокого, в том числе международного, уровня.

Таким образом, спорт (в широком понимании) представляет собой собственно соревновательную деятельность, процесс специ­альной подготовки к достижениям в ней. а также специфические межчеловеческие отношения, поведенческие нормы и достижения в сфере этой деятельности.

По мнению Л.П. Матвеева (1999). в таком широком понимании спорт представляется весьма сложным многофункциональным и многообразным явлением социальной реальности, занимаю­щим незаурядное место в физической и духовной культуре об­щества.

С определенных позиций, спорт, использующий двигательную деятельность как фактор физического совершенствования и на­правленного развития физической дееспособности населения, может являться составной частью физической культуры. Одна­ко следует отметить, что некоторые виды спорта не связаны не­посредственно с высокой физической активностью (радиоспорт, шахматы и т.д.). Наряду с этим, занятиям физической культу­рой не всегда свойственна ярко выраженная «достиженческая» соревновательная деятельность. Именно поэтому справедливо дифференцировать физическую культуру и спорт как различные понятия.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.