В настоящее время трудно представить общественную жизнь без тех или иных проявлений физической культуры и спорта. Они приобретают большую популярность, становятся, наряду с наукой и искусством, полноправными компонентами социальной жизни общества.
Физическую культуру и. прежде всего, спорт можно назвать «моделью жизни». Они дают нам возможность смоделировать и реально ощутить такие жизненные ситуации, в которых присутствуют как дружеские взаимоотношения и поддержка, так и жестокое соперничество. В отличие от реальной жизни с ее реальными опасностями, спортивная борьба имеет лишь игровой смысл по определенным правилам, что делает ее исключительно привлекательным, а главное, гуманным и человечным занятием.
Физическая культура и спорт способствуют формированию целого ряда необходимых качеств человеческой личности: смелости и решительности, настойчивости и упорства в достижении цели, эстетических чувств красоты и гармонии, доброжелательности, уважения к соперникам, судьям, зрителям и др. У занимающихся формируется чувство собственного достоинства, создаются условия для самоутверждения.
Однако не меньшего внимания, а подчас даже тревоги, заслуживают отнюдь не положительные стороны спорта, порождающие агрессивность, насилие, мошенничество (использование запрещенных стимуляторов - допинга, подкуп судей и соперников). Из всего этого следует, что спортивная деятельность является ареной повседневной борьбы между формированием положительных качеств и тем, что их разрушает. Словом, как и в реальной жизни, идет постоянная борьба добра и зла. А в ней есть и победы и поражения. Но, как отмечают большинство специалистов, положительного в физкультурно-спортивной деятельности во много раз больше, чем отрицательного.
Что же представляют собой физическая культура и спорт? В чем смысл этих социальных явлений?
В научной и методической литературе по теории физического воспитания понятия «физическая культура», «спорт» трактуются как в узком, так и в широком смысле. Наиболее емкое, на наш взгляд, их определение дает Л.П. Матвеев (1991, 1997,1999).
Физическая культура (в узком смысле) - это часть культуры личности, основу которой составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического совершенствования.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в широком смысле физическая культура рассматривается как органическая часть (отрасль) культуры общества, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, без которой он существовать не может. Исходя из этого, спорт (в узком смысле) можно определить через собственно соревновательную деятельность, т.е. способ регламентированно-противоборческого выявления, сопоставления и оценки человеческих возможностей в самой этой деятельности, а вместе с тем -и как действенное средство максимизации их (сил, способностей, умения искусно пользоваться ими для реализации достиженческих целей).
Вместе с тем спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности. Определяемое понятие имеет и более глубокий смысл, обусловленный социальной сущностью и назначением спорта в современном обществе. По мнению СВ. Брянкина (1983), сфера спорта - это специализированная социально-организованная система, которая образовалась вокруг соревнования. Она включает в себя: систему управления, идеологическое, научное, методическое, программно-нормативное, информационное, медицинское, материально-техническое и финансовое обеспечение, подготовку кадров, системы отбора и тренировки спортсменов и многое другое.
Для того чтобы достичь высоких спортивных результатов, необходима отлаженная система подготовки спортсменов, складывающаяся и действующая в сфере многообразных человеческих контактов между спортсменами, тренерами, научными и медицинскими работниками, судьями, организаторами соревнований, обслуживающим персоналом, зрителями, спонсорами, представителями средств массовой информации и т.д. Эти контакты осуществляются на разных уровнях, начиная с межличностных отношений в отдельном спортивном коллективе и заканчивая стратегической управленческой деятельностью организаций самого высокого, в том числе международного, уровня.
Таким образом, спорт (в широком понимании) представляет собой собственно соревновательную деятельность, процесс специальной подготовки к достижениям в ней. а также специфические межчеловеческие отношения, поведенческие нормы и достижения в сфере этой деятельности.
По мнению Л.П. Матвеева (1999). в таком широком понимании спорт представляется весьма сложным многофункциональным и многообразным явлением социальной реальности, занимающим незаурядное место в физической и духовной культуре общества.
С определенных позиций, спорт, использующий двигательную деятельность как фактор физического совершенствования и направленного развития физической дееспособности населения, может являться составной частью физической культуры. Однако следует отметить, что некоторые виды спорта не связаны непосредственно с высокой физической активностью (радиоспорт, шахматы и т.д.). Наряду с этим, занятиям физической культурой не всегда свойственна ярко выраженная «достиженческая» соревновательная деятельность. Именно поэтому справедливо дифференцировать физическую культуру и спорт как различные понятия.