«Джабир ибн Абдуллах, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ликом Аллаха можно испрашивать только Рай»(Абу Дауд, 1671; аль-Бейхакъи, 4/199 и другие, хадис слабый)».
Соответствие данной главы «Книге единобожия»:
Является обязательным почитать имена Всевышнего Аллаха и Его атрибуты, поэтому не пристало просить что-то мирское Его прекрасным Ликом. Надо просить самое великое Его прекрасным Ликом, а это Рай, и это является одним из прав единобожия.
В этом хадисе имеется запрет просить Ликом Всевышнего Аллаха что-либо, кроме Рая.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на наличие Лика Всевышнего Аллаха и что он подобает Его величию, как и все остальные Его атрибуты.
2. Указание на обязательность возвеличивания Всевышнего Аллаха и уважения Его имен и атрибутов.
3. Указание на дозволенность испрашивания Рая и всего, что приводит к Раю, Ликом Всевышнего Аллаха, и запрет просить Ликом Всевышнего Аллаха чего-либо из мирских благ.
«Говоря: «Если бы у нас было какое-либо участие в этом деле, то мы не были бы убиты здесь». Скажи: «Даже если бы вы остались в своих домах, то те, кому была предначертана гибель, непременно вышли бы к месту, где им суждено было полечь, и Аллах испытал бы то, что в вашей груди, и очистил бы то, что в ваших сердцах. Аллаху известно о том, что в груди»(сура «Аль-Имран», 154 аят)».
Соответствие данной главы «Книге единобожия» заключается в том, что принятие предопределения является одним из признаков полноты единобожия и что слово «если бы» неспособно помочь ничем, так как оно понимается как проявление недовольства к предопределению, что, в свою очередь, противоречит единобожию.
Этот аят указывает на то, что говорить «если бы» в предопределенных вещах запрещено и что это из слов лицемеров.
Пользы, извлекаемые из этого аята:
1. Аят указывает на запрет использовать слово «если бы» в вещах, которые предопределены. Так как оно указывает на недовольство предопределением и на то, что по причине этого проявляется печаль в сердцах. Что касается применения этого слова в значении сожаления об упущенном им времени и кается в этом, то в этом нет ничего страшного, так как это указывает на стремление человека к добру.
2. Аят указывает на то, что человек должен довольствоваться предопределением и не должен проявлять недовольства к нему.
3. Аят также указывает на то, что если человек чего-то остерегается, а это ему предопределено, то это остерегание не спасет его.
4. Указывает на то, что тот, кому предопределена смерть в каком-то месте, обязательно отправится в это место, даже если будет отпираться.
«Они являются теми, которые сказали своим братьям в то время, как сами отсиживались дома: "Если бы они послушались нас, то не были бы убиты. Скажи: «Отвратите смерть от себя, если вы говорите правду» (сура «Али Имран», аят 168)».
В этом аяте указание на то, что использование слова «если бы» (в значении, которое пришло в аяте) является одним из признаков лицемеров.
Пользы, извлекаемые из этого аята:
1. Указание на предостережение от произнесения слова «если бы», в значении, когда человек использует его, проявляя недовольство к предопределению или же к тому, что с ним случилось из несчастий.
2. Указание на то, что вера требует от нас принимать предопределение и проявлять довольство им, а также на то, что непринятие предопределения является одним из признаков лицемеров.
3. Указание на узаконенность спора с лицемерами и заблудшими, чтобы отвести их сомнения и ложные убеждения.
«В «ас-Сахихе» Муслима приводится хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Усердствуй в стремлении к тому, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся перед трудностями. А если же постигнет тебя что-либо, не говори: «Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то». Скажи лишь: «Это предопределил Аллах и Он сделал так, как Ему было угодно»,- поскольку (это) «если бы» открывает двери для козней шайтана»» (Муслим, 2664).
В этом хадисе приходит запрет на использование слова «если бы» во время каких-либо несчастий и разъяснение того, каким вредом чреваты эти слова.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на побуждение к проявлению усердия в достижении того, что приносит либо скорую пользу, либо пользу в будущем, беря для этого все необходимые причины.
2. Указание на то, что нужно обязательно просить помощи у Всевышнего Аллаха в совершении полезных дел, а также на запрет опираться на свою силу и мощь.
3. Указание на запрещенность проявления нерадения, лени в стремлении к полезному и не выполнения причин для его достижения.
4. Указание на обязательность веры в предопределение, а также на то, что вера в предопределение не противоречит тому, чтобы брать причины и стремиться к достижению блага.
5. Указание на обязательность проявления терпения при трудностях и невзгодах.
6. Указание на запрет произнесения слов «если бы», проявляя недовольство случившимся несчастием, и на разъяснение вреда от этого.
7. Указание на предостережение от хитростей шайтана.