«Они несправедливо думали об Аллахе, как это делали во времена невежества, говоря: «Есть ли для нас в этом деле какое-либо участие?» Скажи: «Дела целиком принадлежат Аллаху». Они скрывают в своих душах то, чего не открывают тебе, говоря: «Если бы у нас было какое-либо участие в этом деле, то мы не были бы убиты здесь». Скажи: «Даже если бы вы остались в своих домах, то те, кому была предначертана гибель, непременно вышли бы к месту, где им суждено было полечь, и Аллах испытал бы то, что в вашей груди, и очистил бы то, что в ваших сердцах. Аллаху известно о том, что в груди»(сура «Али-Имран», аят 154)».
Соответствие данной главы «Книге единобожия»:
В этой главе имеется указание на то, что хорошее мнение об Аллахе является тем, что требует от нас единобожие, а также на то, что плохие мысли об Аллахе, являются тем, что противоречит единобожию.
Пользы, извлекаемые из этого аята:
1. Указание на то, что тот, кто думает об Аллахе, что Он даст лжи одержать верх над правдой и это будет постоянно, и что истина исчезнет и после уже не возродится вновь, тот думает о Всевышнем Аллахе мыслями невежества (джахилийи).
2. Указание на то, что Всевышний Аллах иногда дает победу лжи, и что в этом есть какая-то мудрость.
3. Указание на разъяснение порочности, которая имеется в сердцах у лицемеров, а также на то, что Всевышний Аллах в тяжелых ситуациях выявляет эту порочность в их сердцах.
4. Указание на обязательность веры в предопределение.
5. Указание на обязательность очищения Всевышнего Аллаха от того, что Ему не подобает.
6. Указание на обязательность хороших мыслей о Всевышнем Аллахе.
«…думающих об Аллахе дурное. Их постигнут превратности судьбы. Аллах разгневался на них, проклял их и приготовил для них Геенну. Как же скверно это место прибытия!»(сура «аль-Фатх, аят 6)».
В аяте указание на то, что тот, кто думает, что Всевышний Аллах не дарует победу своей партии над их врагами, тот думает о Нем плохими мыслями.
Пользы, извлекаемые из этого аята:
1. Указание на предостережение от плохих мыслей о Всевышнем Аллахе и обязательность хороших мыслей о Нем.
2. Указание на то, что тот, кто думает, что Всевышний Аллах не даст победу своему Посланнику (да благословит и приветствует его Аллах), своей религии, тот думает о Нем плохими, злыми мыслями.
3. Указание на описание Всевышнего Аллаха тем, что Он гневается и проклинает своих врагов.
4. Указание на разъяснение того, какой конец ожидает многобожников.
«По поводу первого аята Ибн аль-Каййим сказал:«По мнению толкователей Корана, эти злые мысли мушриков заключались в том, что Всевышний, якобы, не помогает Своему Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и что его дело исчезнет. Другие толкователи считают, что эти мысли заключались в том, что всё происходящее не является следствием предопределения Аллаха и Его мудрости. Их также истолковывали как отрицание мудрости Аллаха и Его предопределения, отрицание того, что Аллах довершит Своё дело и возвысит Ислам над всеми религиями. Это и есть те злые мысли, которые имели лицемеры и мушрики, и о которых говорится в суре «аль-Фатх».
Это действительно были злые мысли, поскольку абсолютно не подобает измышлять подобное о Пречистом Аллахе, Его мудрости, славе и верном обещании. А те, кто допускает, что кто-то одержит победу над истиной, кто отрицает то, что всё происходящее происходит по Его предустановлению и предопределению, и то, что Его предопределение связано с глубокой мудростью, достойной прославления, и кто утверждает, что всё происходит по простому стечению обстоятельств, тот имеет такие же злые мысли, которые имеют неверные. Горе тем, которые не веруют, по причине чего они попадут в Огонь!
Большинство людей имеют злые мысли об Аллахе под воздействием того, что происходит в жизни с ними или с другими людьми. От подобных мыслей могут избавиться только те, кто познал Аллаха, Его имена и качества, те, которые знают причину и необходимость Его Мудрости и прославления Его. Пусть каждый разумный человек, желающий себе добра, подумает об этом, раскается пред Аллахом и попросит Аллаха простить его за свои злые мысли...
Кого ни спроси, увидишь раздражение от предопределения и упрёк в его адрес. Все говорят, что должно было случиться так-то, а случилось так-то. Каждый человек в большей или меньшей степени жалуется на судьбу. Проверь себя, избавлен ли ты от подобного ропота?».
А затем ибн аль-Къаййим привел стих:
«Если ты освободишься от этого, то спасёшься от великого бедствия.
И я не вижу для тебя другого способа спасения» («Зад аль-Ма‘ад», 3/228-235)».