«Абдуллах ибн Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:«Клянусь Тем, в Чьих руках душа Ибн Умара, если бы у одного из них была гора золота величиной с гору Ухуд, и он потратил бы всё это богатство на пути Аллаха, то Аллах не принял бы это до тех пор, пока этот человек не уверует в Предопределение».Затем он привёл в доказательство своих слов высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Вера означает, что ты веруешь в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников, Последний день, а также веруешь в Предопределение с его добром и злом» (Муслим, 8. Абу Дауд, 4695, Тирмизи 2613, Ибн Маджах 63)».
Соответствие данной главы «Книге единобожия»:
Так как единобожие в господстве не будет полным, без подтверждения человеком предопределения и веры в него, автор, да смилуется над ним Аллах, в этой главе разъяснил то, к чему приведет человека отрицание предопределения, указав тем самым на обязательность веры в него.
В данном предании разъяснение положения того, кто отрицает предопределение.
Пользы, извлекаемые из этого предания:
1. Указание на то, что отрицание предопределения является неверием.
2. Указание на то, что благие дела принимаются только у верующего человека.
3. Указание на то, что доводы приводятся и принимаются из Корана и Сунны.
«Убада ибн ас-Самит, да будет доволен им Аллах, сказал своему сыну: «Сынок, ты почувствуешь вкус веры только тогда, когда осознаешь, что случившееся с тобой несчастье не должно было миновать тебя, а то, что миновало тебя, не должно было постигнуть тебя. Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Как только Аллах создал Перо, Он повелел ему: "Пиши!" Перо спросило: "О Господь, что мне писать?" Всевышний сказал: "Пиши все, что предопределено до наступления Часа". Сынок, я также слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Тот, кто умер без подобных убеждений, тот не от меня"»(Абу Дауд, 4700; ат-Табарани в «Муснад аш-Шамиййин», 59; аль-Бейхакъи в «Сунан аль-Кубра», 10/204 и другие).
В версии у Ахмада говорится: «Как только Аллах создал Перо, Он повелел ему: "Пиши!" И в этот час было записано всё сущее вплоть до дня Воскресения». (Ахмад, 5/317).
В версии у Ибн Вахба говорится:«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот же, кто не уверует в предопределение с его добром и злом, будет сожжён Аллахом в Огне» (Ибн Уахб в «Китаб аль-Къадар», 26 и другие)».
СынУбады ибн ас-Самита– это Валид ибн Убада, который родился во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Он считается одним из известных табиинов. Умер Валид ибн Убада после 70-года по хиджре, да смилуется над ним Аллах.
Ибн Вахб– это Абдуллах ибн Вахб ибн Муслим аль-Масари, заслуживающий доверия факих, был соратником имама Малика. Родился в 125 году хиджры, умер в 167 году, да смилуется над ним Аллах.
В этом предании имеется разъяснение обязательности веры в предопределение и предостережение от отрицания его и неверия в него, а также разъяснение угрозы, следующей за этим.
Пользы, извлекаемые из этого предания:
1. Указание на обязательность веры в предопределение.
2. Указание на страшное наказание, которое следует за отрицанием предопределения.
3. Указание на существование Пера и то, что оно написало все, что было предопределено в прошлом и будущем, вплоть до Судного Дня.
«Ахмад в «аль-Муснаде» и Ибн Маджах в «ас-Сунане» передали хадис Ибн ад-Дайлями, который сказал: «Придя к Убайю ибн Ка'бу, я сказал: "В моей душе есть нечто, заставляющее меня усомниться в Предопределении. Расскажи мне что-нибудь, быть может, Аллах удалит это из моего сердца". Он сказал: "Если ты потратишь на пути Аллаха золото величиной с гору Ухуд, то Он не примет это от тебя до тех пор, пока ты не уверуешь в Предопределение и не осознаешь, что случившееся с тобой несчастье не должно было миновать тебя, а то, что миновало тебя, не должно было постигнуть тебя. Если же ты умрёшь без подобных убеждений, то окажешься среди обитателей Огня". После этого я посетил Абдуллаха ибн Масуда, Хузейфу ибн аль-Йамана и Зейда ибн Сабита, да будет доволен ими Аллах, и каждый из них сказал мне то же самое, ссылаясь на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует» (Ахмад, 5/185-189; Абу Дауд, 4699; Ибн Маджах, 77; ат-Табарани в «аль-Кабир», 4940; Ибн Хиббан, 1817)».
Ибн ад-Дайлями– это Абдуллах ибн Файруз ад-Дайлями, заслуживающий доверия передатчик, один из известных табиинов, да смилуется над ним Аллах. Его отец Файруз воевал против лжепророка Асуда аль-Анси.
В данном предании пришло разъяснение того, что вера в предопределение должна быть обязательной вещью, и это то, что передали сподвижники от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Пользы, извлекаемы из этого предания:
1. Указание на страшную угрозу тому, кто не верит в предопределение.
2. Указание на то, что человеку следует спрашивать у ученых о любых сомнительных вещах, которые ему не понятны, будь то в вопросах вероубеждения, или в любых других вопросах.
3. Указание на то, что в обязанности ученых отведение сомнений и распространение знания среди людей.