12.1.Основные принципы организации судебно-психологического исследования.
12.2.Цель, задачи и предмет экспертизы.
12.3.Методы психодиагностики при экспертном исследовании.
Теория и практика уголовного и гражданского процессов признает необходимым прибегать в сложных и проблематичных судебно-следственных ситуациях, связанных с психической деятельностью обвиняемых, потерпевших, свидетелей, истцов и ответчиков, к специальным знаниям психологов, если речь идет о психически здоровых людях и их процессуальной дееспособности. Производится это чаще в виде экспертных психологических заключений при производстве дознания, предварительного следствия и судебном разбирательстве.
12.1 Основные принципы организации судебно-психологического
исследования
В области теории и практики судебно-психологической экспертизы (В.Л.Васильев, 1991, 2001; М.И.Еникеев, 1999; В.В.Романов, 1998; Ю.В.Чуфа-ровский, 1995 и др.) имеются вопросы, раскрывающие закономерности формирования показаний в судебно-следственном процессе, связанных с индивидуальными способностями личности человека и состоянием его органов чувств. В следственной и судебной практике всегда требуется конкретное решение проблемы или четкое определение психического состояния и понимание ситуации, в котором находился подэкспертный в момент деяния. Актуальность этого вопроса задействована с необходимость объективного восстановления самого факта совершения инкриминируемого деяния и достоверной его констатацией свидетелями и потерпевшими.
Применение психологических знаний способствует – современному решению юридических задач по раскрытию и расследованию преступлений, уточнению психического состояния его участников во время правонарушения и т.п. Но, в тоже время, несмотря на сложность решаемых проблем, у юристов отсутствуют специальные знания о человеческой психике, психических состояниях в норме и патологии и, в целом, психологии деятельности людей, особенно противоправной. Поэтому и назначается судебно-психологическая экспертиза, в процессе которой только эксперт-психолог, используя свои специальные познания и психодиагностические методики, получает данные о психическом (психологическом) состояние подследственных и подсудимых, а в необходимых случаях, и других участников уголовного и гражданского процессов до, во время и после деликта.
Судебно-психологическая экспертиза – это система психологических исследований личности субъектов уголовного или гражданского процессов и дача экспертного заключения, применяемая тогда, когда требуются специальные знания о психическом их состоянии или деятельности во время правонарушения или заключения гражданско-правового акта, и проводимая экспертами-психологами по постановлению органов следствия или определения суда, для установления истины по делу.
К компетенции судебно-психологического эксперта (эксперта-психолога) относится, главным образом, определение аффективных состояний, которые, если они вызваны неправомерными действиями потерпевшего, являются либо смягчающим ответственность обстоятельством, либо обусловливающим привилегированную квалификацию отдельных составов преступлений. Исследование интенсивности, длительности и механизма аффективного состояния методами судебно-психологической экспертизы обеспечивают научную обоснованность и практическую достоверность выводов предварительного и судебного следствия. При этом следует указать на то, что заключение экспертной комиссии психологов не может иметь заранее установленной силы и, в частности, решать вопрос о достоверности показаний допрашиваемых лиц.
Юристы должны помнить о трудностях, стоящих перед психологами, у которых при экспертном обследовании стоит задача: выделения психологических доминант, прежде всего, на каждом этапеправонарушения подэкспертного, То есть, в процессе решения и реализации этого исследуется по частям динамика психического реагирования личности на антиобщественный поступок. Рассмотрим это на примере правонарушения.
На первом этапе – анализируются возможности в процессе жизни у личности формирования преступной (антиобщественной) ориентации и, в частности, ее правосознание, система самооценок, развитие реальных жизненных ценностей и нравственно-нормативных установок; важное место занимает и изучение индивидуально-типологических характерологических особенностей испытуемого; то есть, анализируются индивидуальные свойства личности.
На втором этапе – исследуются особенности формирования у личности способа принятия конкретного решения на совершение правонарушения (антиобщественного поступка); то есть, рассматривается процесс взаимодействия личностных черт субъекта и мотивы его поведения с особенностями внешней ситуации, в которой испытуемый должен действовать; только как выявленные личностные характеристики соотносятся с образами внешней ситуации.
На третьем этапе – учитываются реализация правонарушителем решения о совершении самого преступного (антиобщественного) действия, включая и само преступление и наступление вредных последствий; то есть, инвариантные свойства человека обусловливают однородность поведения, а индивидуальные свойства свидетельствуют о разнородности человеческого поведения.
Необходимо пояснить, что в психологии принято:
- к инвариантным (постоянным) свойствам личности относить такие черты как система памяти, направленность человеческих действий на определенные цели (целеустремленность), последовательный характер психических процессов, которые обусловливают однородность поведения людей;
- к индивидуальным (разнообразным) свойствам личности относят такие черты как оригинальность мышления, уровень тревожности, степень агрессивности, самостоятельность, импульсивность, экстравертивность, интровертивность, эгоизм, эгоцентризм и другие, которые обосновывают разнообразие в поведении людей.
Юристы должны знать, что в организме человека имеется специальная регулятивная система стабилизации личности, которая направлена на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Это функция психологической защиты – «ограждение», осознание негативных и травмирующих личность переживаний. Необходимо уточнить, что среди защитных механизмов у таких лиц также выделяются фантазия (виртуальность), рационализация, проекция, вытеснение или отрицание реальности и др. Могут наблюдаться более сложные формы защитных реакций в виде симулятивного поведения. Механизмы психологической защиты связаны с реорганизацией и регуляцией осознаваемых и неосознаваемых компонентов системы ценностей. Особенности такой защиты во многом и определяют индивиду-ально-психологические и возрастные характеристики.
Необходимо учитывать, что каждый человек характеризуется индивидуальной комбинацией психологических приемов выхода из затруднения, и эти приемы можно рассматривать как форму адаптации. Рассмотрим это в качестве примера для лучшего понимания возможности судебно-психологической экспертизы.
Реакция человека на непреодолимые препятствия, барьеры, блокирующие его деятельность, носит разнообразный характер. Следует знать, что дезорганизация сознания и деятельности, которая возникает, когда мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится, называется фрустрацией. Чтобы прогнозировать ее характер, нужно наблюдать человека в ситуациях, где блокируются его потребности, намерения, действия.
Реакция фрустрации принимают два основных направления: импульсивность (действие) и толерантность (устойчивость). Например, эксперт-психолог анализирует реакцию подэкспертного на фрустрацию с помощью экспериментально-психологического метода (теста Розенцвейга), а также с помощью биографического метода (изучение истории жизни) и метода наблюдения.
Юридическая психология, как наука, так и практика, выработали ряд принципов, соблюдение которых в значительной мере облегчит юристам психологическое обеспечение их деятельности в период предварительного следствия и судебного разбирательства в уголовном процессе, а также при судебном производстве в гражданском процессе. Рассмотрим основные аспекты организации экспертного исследования.
Судебно-следственные обстоятельства, при которых целесообразно назначать экспертизу:
- для определения психологического состояния обвиняемого или подсудимого в тех случаях, когда возникают сомнения в том, что во время деликта или к моменту производства по уголовному делу данные лица полностью осознавали фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо могли руководить ими, то есть, определения у них уголовной процессуальной дееспособности;
- для определения психологического состояния истца и ответчика в тех случаях, когда возникают сомнения в том, что во время заключения сделки или к моменту производства по гражданскому делу данные лица полностью понимали значение своих действий либо могли руководить ими, то есть определения у них гражданской процессуальной дееспособности;
- для определения психологического состояния потерпевшего или свидетеля в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правдивые показания;
- для решения проблемы, находящейся на стыке различных отраслей науки, технике, искусства, ремесла.
Организация экспертизы при решении психологических задач базиру-ется на том, что у следователя или судьи:
- выбор эксперта всегда должен падать на наиболее авторитетных и признанных специалистов в области судебной психологии, то есть психологов, знающих право и специализирующихся на судебно-психологических (научно-практических) исследованиях субъектов уголовного и гражданского процессов;
- постановка вопросов (задач) перед экспертами-психологами обязательно должна основываться на определенных психологических знаниях юристов;
- для получения полноценных экспертных заключений перед психологами необходимо ставить четко сформулированные целенаправленные вопросы (задачи);
- экспертные оценки должны быть получены от судебных психологов в максимально систематизированной и понятной форме, дающей возможность их обобщения и интерпретации;
--судебно-психологические экспертизы лучше проводить комиссией не менее чем из дву-трех психологов, из-за известного субъективного суждения таких экспертов о психической деятельности человека и отсутствия достоверных (объективных) методов ее исследования.
Основные принципы построения экспертного психологического исследования (Б.В.Зейгарник, 1986; Т.В.Сахнова, 1997; Ф.С.Сафуанов, 1998) сводятся к следующему:
- психологическое исследование (психологический эксперимент) является своеобразной «функциональной пробой», в процессе которой исследуются специфические функции головного мозга у обследуемого человека;
- психологическое изучение проводится с целью выявления нарушения конкретных форм познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, изменений личности и психической деятельности испытуемых;
- психологическая специфика требует определения при экспертизе качественной характеристики особенностей психической деятельности подэкспертного до, во время и после деликта;
- психологическая методика требует учета не только трудности экспериментального задания и количества допущенных ошибок исследуемым лицом, но и ход его рассуждений и суждений, и их мотивировку;
- психологические результаты при экспертном исследовании должны быть достаточно объективными и обоснованными и выносить целостное суждение о подэкспертном.
В отличие от традиционных психологических обследований судебно-психологическая экспертиза имеет свою специфику, которая описывается ниже.
Специфические особенности организации судебно-психологической экспертизы состоят в необходимости:
- получить сведения из уголовного или гражданского дела, уточняющие те или иные достоверные показатели (отдельные детали) о психической деятельности испытуемого до, во время и после деликта;
- проанализировать значения конкретных условий и ситуаций, поведения и действия других участников криминального эпизода как факторов, которые обусловили поведение испытуемого (например, ситуативные факторы излагаются в материалах уголовного или гражданского дела);
- провести психологическое обследование испытуемого с обоснованным анализом природы психических процессов, которые активизировались при совершении инкриминируемых ему действий, с заключением, выводами и ответами на поставленные следствием (судом) вопросы;
- использовать при судебно-психологическом исследовании испытуемых специальные знания эксперта-психолога.
Специальные знания судебно-психологического эксперта – это профессиональные знания психолога, имеющее юридическое значение, необходимые для производства судебно-психологической экспертизы, по основаниям и в порядке, определенным Федеральным Законом «О государственной судебно-экс-пертной деятельности в Российской Федерации» (от 31.05.2001 г.), а также уголовным и уголовно процессуальным или гражданским и гражданским процессуальными кодексами.
Таким образом, необходимо сделать вывод, что при проведении судебно-психологической экспертизы необходимо соблюдение основных принципов организации и проведения судебно-психологического исследования с учетом экспертных особенностей. Это позволит разрешить юристам психологические проблемы, возникающих в следственной и судебной практике. В тоже время такое исследование предъявляет к эксперту-психологу дополнительные требования, – иметь специальные знания. Он должен знать, помимо общей и юридической психологии, закон и право в части проведения процедуры экспертного исследования, специфические условия и возможности предварительного следствия и судебного разбирательства, а также гражданского судопроизводства.