Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологические аспекты формирования решения судьи



 

Формирование судейского убеждения – это не просто результат воздействия на сознание судей определенной совокупности доказательств, установленных и проверенных в ходе судебного разбирательства. Оно всегда складывается на основе рационального познания причинно-следственных и иных связей между фактами объективной действительности, целостного к ним подхода, их соотношения с запретами закона, чувственного переживания полученных по уголовному делу результатов предварительного и судебного следствия, сделанных из них правовых выводов соответствующих истине.

Осознание судьей своей роли в осуществлении правосудия способствует появлению у него психологической установки – не связывать свой вывод по существу рассматриваемого уголовного дела с выводами по нему органов предварительного следствия. Такая психологическая установка способствует критическому отношению судьи к результатам предварительного расследования, помогает вскрыть допущенные следователем при расследовании предвзятость, ошибки или нарушения закона.

Большинство судей считают, что их убеждение формируют: предварительное изучение материалов уголовного дела, доказанность (недосказанность) обвинения в ходе судебного следствия, а также предшествующая преступная деятельность подсудимого и другие социально-психологические факторы из его жизни. Следует признать, что на формирование судейского убеждения также влияют внутренние, психологические факторы (поведение подсудимого в суде и т.д.) и внешние, внесудебные факторы (требование общественных организаций, оценка судебного процесса средствами массовой информации, общественное мнение и др.).

Председательствующему в судебном процессе необходимо иметь незаурядные организаторские способности, которые реализуются в сложных условиях состязаний между сторонами, обвинением и защитой. Как ведущий судебный процесса судья должен обладать организованностью, целеустремленностью, настойчивостью, собранностью и другими волевыми качествами. Высокое качество рассмотрения уголовных дел имеет прямую связь с культурой ведения судебного процесса. Последнее предполагает наличие благоприятных внешних условий: достаточное количество благоустроенных, надлежащее оформленных и спланированных помещений суда, наличие современной оргтехники, опытного секретариата и т. д. Культура судебного процесса связана не только с общей и профессиональной подготовкой самих судей, но и государственного обвинителя, адвоката и других его участников.

К внутренним факторам уголовного судопроизводства необходимо, прежде всего, отнести учет судьей психологических закономерностей, характерных для допроса в судебном заседании. При этом следует учитывать, что их специфика в первую очередь определяется самой процедурой судебного допроса. В соответствии с уголовно-процессуальным кодексом, допрос подсудимого в суде происходит в следующем порядке: председательствующий предлагает ему дать показания по поводу предъявленного обвинения и известных ему обстоятельствах дела. Суд выслушивает показания в виде свободного рассказа подсудимого, как правило, не перебивая его. В ходе изложения подсудимым показаний, судья вправе обращать его внимание на необходимость сообщать факты, имеющие отношение к делу и представляющие для суда интерес. После того как он закончит изложение своих показаний, его допрашивают судьи, обвинитель, потерпевший, а также гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, адвокат. Судья вправе в любой момент допроса подсудимого участниками судебного разбирательства задать уточняющие и дополнительные вопросы.

Такой же, в общих чертах, является процедура допроса в суде потерпевшего и свидетелей. Перед допросом эти лица предупреждаются об обязательности дачи показаний и их ответственности за дачу заведомо ложных показаний, им разъясняется обязанность рассказать правдиво все известное по делу. До начала допроса председательствующий выясняет отношения свидетелей с подсудимыми и потерпевшими. По общему правилу, потерпевшие допрашиваются раньше свидетелей.

В отличие от предварительного следствия суд не имеет возможности сопоставлять полученные показания с доказательствами, которые еще не известны допрашиваемому лицу. Особенно это касается подсудимого, который до суда имел право и возможность ознакомиться со всеми материалами уголовного дела. Для лучшей организации получения показаний на суде используются различные психологические приемы. К ним, например, относятся: умение четко, доходчиво и понятно формулировать вопросы, определение системности и последовательности ведения допросов в суде, ведении судебных прений и некоторые другие.

К внешним факторам уголовного судопроизводства следует отнести общественное мнение, которое создается до слушания дела и известно судье. В некоторых случаях это может психологически негативно влиять на него, на осуществляемый им процесс познания. Именно поэтому следует исключительно осторожно относиться к формированию общественного мнения до рассмотрения дела в суде, так как зачастую оно способно принести вред интересам правосудия.

Общественное мнение может оказывать сильное воздействие на весь ход ведения судебного процесса и вынесения приговора. В ситуациях, когда оно сформировалось под влиянием ложной или искаженной информации и к тому же имеет яркую эмоциональную окраску, – воздействие такого общественного мнения может привести к серьезным судебным ошибкам. По общему правилу, никто не может и не должен через средства массовой информации утверждать о виновности того или иного лица и тем более требовать для него сурового наказания, прежде чем виновность этого лица не будет доказана в судебном порядке.

Использование общественного мнения может быть эффективным средством воспитательного воздействия на подсудимого. Сила общественного мнения проявляется в том, что любая личность психологически постоянно ощущает на себе совокупность моральных и правовых требований, выработанных обществом, под воздействием которых у человека вырабатываются психологические потребности их соблюдения, мотивы поведенческой деятельности. Несовпадение морально-правовых принципов конкретной личности и общества, преобладание первых над вторыми, как правило, ведет к конфликту личности и общества.

Воспитательное воздействие суда заложено уже в специфической форме его деятельности: полном и объективном рассмотрении в судебном заседании всех обстоятельств дела. И его эффективность заключается именно в предельной конкретности и восприятии фактов всеми присутствующими гражданами, независимо от того, положительные или отрицательные эмоции возбуждает каждый отдельно взятый факт.

В целях осуществления эффективного влияния на подсудимого судья должен использовать средства, которые, по его мнению, в конкретно сложившейся ситуации должны способствовать достижению желаемых результатов. К числу таких психологических средств (помимо собранных по делу доказательств) можно отнести:

- использование положительных черт личности подсудимого;

- акцентирование отдельных фактов из жизни подсудимого, имевших для него важное, но и положительное значение;

- опровержение расчета подсудимого на безнаказанность;

- подчеркивание ошибочных представлений подсудимого о причинах, приведших его к уголовной ответственности;

- убеждение подсудимого в том, что чистосердечное раскаяние в совершенном преступлении на основании закона будет учтено судом как смягчающее вину обстоятельство;

- привлечение к рассмотрению дела лиц, являющихся авторитетом для подсудимого и способных оказать на него положительное влияние (родственников, знакомых, руководителей предприятий, учреждений, где учился или работал подсудимый, тренеров и т.п.);

- использование общественного мнения.

Оглашение приговора имеет также большое воспитательное воздействие . Но для этого необходимо, чтобы приговор был справедливым, отвечал требованиям закона о соразмерности наказания тяжести совершенного преступления и личности подсудимого. Он должен быть предельно четким, ясным, конкретным, доходчивым для всех присутствующих в зале судебного заседания.

Исполнения приговора – в этом случае направленность воспитательного воздействия на осужденных сужается, и оно существенно меняет свои формы.

Необходимо знать, что пенитенциарная психология активно помогает личному составу следственного изолятора и следователю в осуществлении воспитательной работы с обвиняемыми еще на стадии следственного процесса. Далее она продолжается с подсудимыми совместно с судьей во время уголовного судопроизводства. Затем ее продолжают воспитатели при исполнении приговора с осужденными в исполнительных учреждениях УИС. Но там она имеет свою методологию и соответственно приемы и методы. При этом значительное развитие получает метод индивидуальной беседы и адаптации к коллективу осужденных, трудовое перевоспитание и воспитательное воздействие уголовно-исполнительной системы, а также их ресоциализации в общества в целом.

При условно-досрочном освобождении осужденных воспитательная функция опять переходить к судье и соответствующим органам внутренних дел, а вместе с ней и обязанность контроля за жизнесуществованием лица, которое до этого перевоспитывалось в исправительном учреждении, оказания помощи ему в реабилитации в новых жизненных условиях и т.д.

Таким образом, наиболее действенными психологическими мерами, применяемыми судьей в воспитании подсудимого, остается:

- представление о неотвратимости наказания при совершении преступления;

-убеждение в возможности не совершать правонарушение при повторных (аналогичных) ситуациях;

- выработка уверенности в своем возвращении в общество и семью ее полноправным членом.

 

Контрольные вопросы:

1.Какова психологическая характеристика судебного разбирательства?

2.Чем в психологическом отношении отличается судебное расследование от предварительного следствия?

3.Как психологически формируется судебное убеждение?

4.Что общего и в чем заключается отличие внутренних (социально-психологических) и внешних (внесудебных) факторов в судебном процессе?

5.Каково влияние и роль общественного мнения на судебный процесс?

6.Каково воспитательное воздействие суда на подсудимого, осужденного и общество в целом?

 

 


 

Глава 15. Психологические особенности деятельности адвоката[6]

Учебные вопросы.

15.1.Правовые, психологические и личностные качества, необходимые адвокату.

15.2.Психология взаимоотношений адвоката с участниками судебно-следствен-ного процесса.

15.3.Защитительная речь адвоката в судебном процессе и ее психологические особенности.

Адвокат – довольно сложная юридическая профессия, которая в условиях демократического преобразования России приобрела новое актуальное и социальное значение. Участие адвоката в судебно-следственном разбирательстве является важной формой и действенным способом процессуального обеспечения лица, привлеченного к уголовной или гражданской ответственности, права на защиту в соответствие с Конституцией Российской Федерации и уголовно-процессуального и гражданского процессуального законодательств. В части 2-й статьи 48 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина пользоваться помощью адвоката: "Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право воспользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения"

В силу специфики своей юридической деятельности, адвокату необходимо обладать не только знанием закона, но и уметь изложить и применить нормы права в уголовном или гражданском процессах. При этом он для успешного выполнения своей работы должен быть не только профессионально грамотным, но и обладать определенными психологическими качествами и личностными чертами характера, которые наиболее эффективно могли бы ему построить оптимальные взаимоотношения со всеми участниками судебного процесса. Только при таких условиях адвокат сможет добиться положительного решения, поставленной перед ним судебной проблемы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.