Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологическая характеристика судебного процесса



Суд – это любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу проблемы и выносящий решение, предусмотренное УПК РФ.

Суд предусматривает судебный процесс:судебное следствие, прения сторон и вынесение приговора по делу, что является логически неизбежным, следующим за событием преступления и предварительным следствием.

Судебный процесс состоит из судебных заседаний, на которых осуществляется процессуальная форма правосудия в ходе досудебного и судебного производства и заканчивается вынесением приговора (обвинительного или оправдательного) виновному лицу. Рассмотрение уголовных дел осуществляется коллегиально судом (судья и присяжные заседатели или трое судей федерального суда) или единолично судьей (мировой судья или судья федерального суда общей юрисдикции).

Деятельность судьи и других участников судебного процесса весьма многообразна. Установлено, что ряд психологических особенностей судебного разбирательства вытекает из того, что в судебной деятельности благодаря принципам коллегиальности и состязательности в большей степени, чем при проведении расследования, проявляется действие общих судебно-психологических и социально-психологических явлений. Разберем это на примере уголовного судопроизводства.

В судебной практике уголовного процесса довольно редко встречаются случаи разногласия среди членов суда. Судебное разбирательство и вынесение приговора по единогласному мнению состава суда можно рассматривать психологически как дополнительную правовую гарантию обоснованности и законности приговора, поскольку внутреннее убеждение всех членов судейской коллегии совпадает, что делает его несомненным. Однако такое единогласие нередко имеет место и при вынесении приговора, отмененного впоследствии вышестоящим судом. Это, среди других причин, может косвенно говорить об авторитарности председателя суда или неправильном мнении членов суда на формирование собственного убеждения каждого из них.

Существует ряд субъективных и объективных условий, которые могут способствовать преодолению конформизма в судебном процессе. Прежде всего, члены суда должны постоянно помнить о тех опасностях, которые подстерегают их при формировании коллективного мнения при разрешении уголовных дел. Поэтому они должны подвергать внутреннему контролю выводы по делу, чтобы лишний раз проверить, не формируют ли они их, таким образом, под влиянием большинства. Существуют и пути преодоления этого психологического фактора с помощью объективных условий: сопоставление каждого процессуального вывода с буквой закона и подкрепление его доказательствами, когда сомнения не принимаются во внимание, а трактуются в пользу подсудимого, и др.

Практический опыт говорит о том, что состав суда действует в такой психологической обстановке, которая может усиливать проявления конформизма и корпоративности. Эти условия усугубляются еще и тем, что председатель суда среди членов суда находится в особом положении. Он психологически «давит», на заседателей своими должностными полномочиями, юридическими знаниям опытом и эрудицией. От него исходит профессиональная инициатива и наибольшее количество информации, связанной с рассмотрением дела, что подобная ситуация, согласно основам социальной психологии, обосновывает положение судьи как руководителя-лидера в группе совместно действующих лиц. Кроме того, в суде существует неравный социальный статус взаимодействующих лиц (председательствующего и членов суда). Такой социальный, а не правовой статус выражается в том, что судья выполняет свою профессиональную функцию, а остальные члены суда (заседатели), как правило, не являются нередко даже профессиональными юристами.

В силу этих обстоятельств мнение члена суда, оставшегося в меньшинстве, чаще психологически подвергается деформации под влиянием авторитетного для него мнения председательствующего в совокупности с психологическим давлением, хотя и небольшого, но коллектива. Поэтому, согласно уголовно-процессуальному кодексу, председательствующий судья подает свой голос в процессе судебного совещания последним, с целью ограничить возможность его влияния на мнение других членов суда.

Психологическая особенность деятельности суда заключается в том, что процесс опосредствованного познания фактов здесь занимает большее место, чем в деятельности следователя. Это определяется еще большим удалением суда по времени от совершения преступления, особыми процессуальными условиями его деятельности, восприятием многих фактов через восприятие следователя. Это приводит к необходимости еще на предварительном следствии принимать меры к тому, чтобы полнее закрепить доказательствами воспринятое положение, и тем самым существенно облегчить познание фактов судом, мысленное построение судьей и членами суда (заседателями) моделей исследуемого события.

Имеется существенная разница и период времени поступления информации к следователю и в правовом оформлении уголовного дела в суд. На предварительном следствии информация в полном объеме поступает в течение длительного промежутка времени. Следователь успевает полностью воспринять, переработать, отбросить все, что не имеет отношения к данному делу и т.д. У судьи же весь процесс поступления информации предельно сконцентрирован. И сведения о событии преступления и о личности обвиняемого поступают уже в период судебного рассмотрения как из материалов уголовного дела, так из показаний и выступлений потерпевшего, свидетелей, прокурора, адвоката и других лиц. Непродолжительность времени восприятия информации в суде приводит к психологической необходимости особой дисциплины мыслительной деятельности у судьи и заседателей.

Таким образом, при судебном разбирательстве имеет большое значение предельная концентрация мыслительных процессов членов суда именно на обстоятельствах и фактах конкретного дела. Эти условия могут быть созданы только в результате активной работы судьи и других членов суда (заседателей) по изучению материалов дела, выдвижению версий, составлению плана исследования фактов в судебном заседании, установлению истины и степени вины подсудимого и др. Все это способствует формированию решения суда и вынесению справедливого приговора понятного обществу и одобряемого им.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.