Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологические особенности несовершеннолетних в условиях предварительного следствия и судебного разбирательства



 

Знание психологических особенностей подростков способствует рациональному решению задач по расследованию правонарушений и перевоспитанию несовершеннолетних преступников. Работники правоохранительных органов и в первую очередь органов предварительного следствия, используя эти знания, обеспечивают оптимальную диагностику личности несовершеннолетнего, индивидуальный подход к нему, выбор и применение наиболее соответствующих ситуации тактических приемов и др.

Схема анализа личности несовершеннолетнего правонарушителя на предварительном и судебном следствии, рекомендуемая юристам, следующая.

1.Определение наследственно-биологические факторов (на их формирование отрицательно влияют алкоголизм, наркомания, токсикомания и психические заболевания родителей, патологическая беременность, анормальные роды, а также болезненное течение пубертатного периода у подростка).

2.Установление ближайшего социального окружения (семьи, социально-экономического статуса родителей, взаимоотношения в семье, ценностных ориентаций родителей, братьев, сестер, особенностей воспитания, отношений с учителями, положение с учебой, возможных конфликтов и их причины), а также характеристики друзей, их социального положения и ценностных ориентаций, статуса самого подростка в классе и в группе друзей.

3.Выяснение личностных особенностей (прежде всего, особенностей характера и темперамента подростка, наличие ценностно-мотивационного блока, ценностных претензий, мотивация достижения, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в этой области, планы на будущее).

4. Уточнение уровня правосознания и мировоззрения.

Естественно, что следователь и судья без участия психолога не в состоянии определить, насколько сказались те или иные возрастные особенности на имеющем уголовно-правовое значение поведении несовершеннолетнего. В частности, это возникает тогда, когда у юристов появляются сомнения в умственном развитии несовершеннолетнего или при определении у него уровня интеллекта. Особенно важно привлечение и психиатра при решении вопроса диагностики психических расстройств и психологических нарушений, а также возможности осознания несовершеннолетним значения своих действий и руковод-ства ими.

Будущие юристы должны знать, что при анализе причин антиобщественной ориентации личности подростка только психолог способен исследовать особенности формирования его правосознания, реальных жизненных ценностей, нравственно-нормативные установки и соотносить их с индивидуально-типологическими и характерологическими нарушениями. Необходимо при исследовании специфики принятия подростком решения на правонарушение также изучать индивидуальные свойства его личности и поручать это судебному психологу.

При проведении большинства судебно-следственных действий с участием несовершеннолетних проявляются специфические психологические закономерности, связанные с возрастными и другими особенностями их личности, которые учтены уголовно-процессуальным законодательством. Следователь и судья должен быть хорошо знакомы с ними и учитывать их при выборе тактических приемов того или иного следственного и судебного действия. Разберем это на примере предварительного следствия.

Допрос несовершеннолетних, – законодатель регламентировал данное действие дополнительными процессуальными гарантиями, обеспечивающими его объективность и минимальное травмирование неокрепшей в жизни психики.

В допросе несовершеннолетнего обвиняемого (не достигшего 16-летнего возраста), по усмотрению следователя или прокурора либо по ходатайству адвоката может участвовать педагог. Его участие возможно и при допросе несовершеннолетнего старше 16 лет, если данное лицо признано умственно отсталым. Педагог вправе с разрешения следователя задавать вопросы обвиняемому, а по окончании допроса ознакомиться с протоколом и сделать свои замечания о полноте имеющихся в нем записей.

При допросе несовершеннолетнего свидетеля (не достигшего 16-летнего возраста), последний вызывается на допрос, как правило, через родителей или иных законных представителей. Допрос свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя – и в возрасте от 14 до 16 лет, производится в присутствии педагога. В случае необходимости на таком допросе могут присутствовать также законные представители несовершеннолетнего или его близкие родственники. Указанные лица могут с разрешения следователя задавать свидетелю вопросы.

При допросе несовершеннолетних наряду с общими закономерностями, характерными для этого следственного действия, следует учитывать ряд психологических особенностей, которые связаны с их возрастом, которые соответственно условно делятся на шесть групп:

- первая – младенческий возраст (от момента рождения до одного года), по понятным причинам нами рассматриваться не будет;

- вторая – раннее детство (от 1 года до 3 лет); следственной и судебной практике известны крайне редкие случаи их допроса (целесообразнее допрос таких детей заменить беседой или опросом с целью быстрого и правдивого получения информации о личности преступника и т.п.;

- третья – дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); при их допросе следует учитывать, что эти дети при восприятии окружающего плохо разбираются в причинных связях (в частности, они сложное событие воспринимают не целиком, а фрагментарно, при воспроизведении наблюдавшегося события дети этой группы более подробно описывают второстепенные его стороны, дополняют своей фантазией увиденное, легко поддаются внушению старших;

- четвертая – младший школьный возраст (от 7 до 11 лет); у них уже отмечают навыки осознанного восприятия, логического суждения и повествования, формирования системы взаимосвязанных понятий, а также появление практического опыта в общественных отношениях и моральном поведении; в то время дети этой группы при описании сложных явлений не всегда в состоянии отличить главное от второстепенного, а отсутствие жизненного опыта склонны дополнять воображением; в этом возрасте дети хорошо воспринимают предметы и события, которые им близки и их интересуют, об этих наблюдениях они и могут дать объективную информацию в случае хорошего психологического контакта с ними при умелом допросе;

- пятая – подростковый возраст (от 11 до 15 лет); у них уже констатируют широкие познавательные процессы, рост самосознания, стремление общаться с людьми, самостоятельность в работе, проявление чувства долга и ответственности; все эти качества в целом способствуют запоминанию и воспроизведению информации, но для этого возраста порой характерны излишняя самоуверенность и самолюбие, неуравновешенность поведения, склонность к фантазии; дети этой группы могут дать неправильные показания под влиянием взрослых (практике известны случаи, когда подросток, присутствуя при беседе взрослых, обсуждающих преступное событие, воспринимал от них неправильную версию и впоследствии излагал ее на допросе как свое собственное мнение);

- шестая – собственно несовершеннолетние (от 15 до 18 лет); при их допросе необходимо знать, что на них в целом действуют те же психологические закономерности, характерные уже для взрослого человека; в то же время у некоторых юношей и девушек этого возраста могут отмечаться неправильные нравственные оценки наряду с повышенным стремлением их к независимости (например, в этой связи юноша лихачество пьяного шофера, похождения бандита или насильника может воспринимать как проявление необычайной смелости).

Юристам следует иметь в виду, что допросу несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого должна предшествовать тщательная психологическая подготовка. Следует выяснить, какие люди окружают несовершеннолетнего, в каких условиях он живет, с кем дружит, как он работает или учится. Необходимо определить уровень его развития, способностей, круг интересов и особенности характера. Добытая до допроса информация о личностных особенностях несовершеннолетнего (правдивость, доброта, мягкость, лживость, жестокость, агрессивность и т.д.), несомненно, помогут следователю выбрать правильную тактику допроса. В это же время следователь решает вопрос о том, кого следует пригласить для участия в допросе.

На допросе следователь должен избрать такую тактику общения с допрашиваемым подростком, чтобы тот убедился в его объективности и беспристрастности. Каждыйдопрос несовершеннолетних психологически можно разделить на следующие этапы:

- первый этап – следователь, как правило, в устной форме получает от несовершеннолетнего допрашиваемого его анкетные (формальные) данные;

оба собеседника вольно или невольно приблизительно намечают линию своего дальнейшего поведения по отношению друг к другу; главная задача следователя, учитывать при допросе особенности пубертатного периода юноши или девушки, их психофизиологические возможности, типичные для данного возраста, и уметь при этом использовать личные черты характера допрашиваемого;

- второй этап – следователь, по сути, вступает в период психологического контакта между допрашиваемым и допрашивающим; на этом этапе темой беседы являются обычные незначительные для существа дела вопросы, они, как правило, касаются биографии допрашиваемого, его учебы, увлечения и т.д.; т.е., оба собеседника окончательно вырабатывают в отношении друг друга общую линию поведения; а также определяют такие общие параметры беседы, как ее темп, ритм, освоение состояния собеседников, приемы устной речи, позы, мимика и в некоторых случаях ими приводится основная аргументация;

- третий этап – это главная часть допроса, именно в этот период следователь стремится получить от допрашиваемого лица основную информацию по делу;

- четвертый этап – следователь сопоставляет полученную на допрос информацию с уже имеющейся у него по делу и пытается устранить противоречия, неясности, неточности и т.д.;

- пятый этап – заключительный; в это время следователь различными способами (рукопись, машинопись, магнитофонная запись, стенограмма, компьютер) заносит в протокол полученную в результате допроса информацию и представляет эту информацию уже в письменном виде допрашиваемому подростку (последний, подтвердив правильность записанного в протокол, его подписывает); но очень важно в протоколе допроса сохранить лексические особенности речи несовершеннолетнего.

Психологический опыт работы следователей, специализирующихся на юридических проблемах возникающих у подростков, и анализ допросов несовершеннолетних правонарушителей позволяет дать следующие практические рекомендации.

1). У «трудного» подростка надо в первую очередь выявлять положительные качества, на базе которых только и возможно достижение с ним психологического контакта и его перевоспитание.

2). Изучение недостатков «трудного» подростка, которое чаще происходит опосредствованно (через других лиц в ходе конкретной деятельности, в естественной обстановке).

3). Нормализация отношений с «трудным» подростком, основная предпосылка его объективного изучения.

4). Понять такого подростка можно только в том случае, если есть возможность тщательно изучить среду, людей, которые его воспитывали ранее, товарищей по двору, улице, классу.

5). Надо всемерно побуждать несовершеннолетнего к признанию и самооценке инкриминируемого ему деяния. Так как никакое знание психологии «трудных подростков» не даст результатов, если он сам не убедится в правильности данной ему оценки другими (следователем), не осознает нетерпимости своих недостатков.

6). Изучение «трудного подростка» неотделимо от его воспитания, перевоспитания и побуждения к самовоспитанию.

7). Особое внимание нужно обращать на возникающие самопроизвольно малые группы подростков (внутри классного коллектива или спортивной секции, а также во дворах домов, около зрелищных предприятий, магазинов и др.). Общим для них (по крайней мере, для большинства) является наличие наиболее авторитетных и влиятельных для данной группы лиц. Задача состоит в том, чтобы привлечь в качестве своих союзников тех, кто положительно влияет на ребят, и нейтрализовать тех, кто оказывает отрицательное влияние.

Юристы должны с пониманием отнестись к тому, что подросток являясь членом асоциальной микросреды, совершая аморальные проступки и преступления, приобретает целый ряд негативных привычек, навыков, стереотипов поведения (употребление алкоголя, наркотиков, никотина, бездельное времяпровождение и т.п.). При его перевоспитании необходимо сначала разрушить приобретенные такие стереотипы поведения. Вместе с тем в таком подростке следует воспитывать установку на исправление, перестройку собственной личности через труд и самовоспитание. В таком случае подросток будет союзником следователя в решении нелегкой задачи по установлению истины и перестройке собственной личности. При этом следует исходить из оптимистического прог-ноза, что в каждом несовершеннолетнем можно обнаружить положительные черты, какие бы правонарушения он ни совершил. Опираясь на такие черты, можно приступить к формированию социально-положительной личности. В ряде случаев можно говорить о так называемой реституции, т.е. восстановлении в личности подростка положительных качеств, которые были частично утрачены вследствие противоправной деятельности и неблагоприятных внешних воздействий.

Подготовленный с глубоким знанием всех материалов дела и проведенный с учетом всех личностных особенностей несовершеннолетнего допрос, несомненно, убеждает допрашиваемого не только в бесперспективности запирательства, но и наглядно показывает истинную цену его преступного поведения, неизбежность разоблачения и последующего наказания со всеми вытекающими последствиями для самого виновного.

Психологически будет правильным, если в процессе подготовки к допросу следователь не только планирует последовательность и четко формулирует вопросы, но и прогнозирует возможные варианты ответов. И в зависимости от этого, основываясь на имеющейся у него информации и анализе всех обстоятельств, заранее подготовить необходимые материалы дела. От полученных при этом результатов следователь должен определить линию взаимоотношений с обвиняемым. Если преступление было совершено вследствие неблагоприятно сложившейся ситуации и допрашиваемый подросток тяжело переживает, подавлен случившимся, следует помочь несовершеннолетнему не только в выборе линии поведения на следствии, но и в дальнейшей жизни. Для этого следователю необходимо собрать материалы и факты, которые дали бы возможность подвести несовершеннолетнего к правильной оценке не только совершенного им преступления, но и иных негативных поступков.

Изучая личность несовершеннолетнего, следователь должен установить в первую очередь его положительные качества, время, когда его поведение стало меняться в худшую сторону, выяснить причины этих изменений. Они могут быть вызваны не усвоением учебного материала, неурядицами и семье, другими неблагоприятно сложившимися обстоятельствами, болезнью или смертью одного из родителей и т.д. Собранные данные позволят следователю создать правильное представление о положительных и отрицательных качествах личности несовершеннолетнего, об условиях жизни, учебы, работы, о микроклимате среды, где вращается несовершеннолетний, о его склонностях и т.д. Все это вместе взятое необходимо не только для получения правдивых показаний и установлению истины, но в первую очередь для надлежащего воздействия на несовершеннолетнего в плане критического осмысления, как совершенного преступления, так и негативного поведения в целом.

Когда из материалов дела или в процессе непосредственного общения на допросе следователь видит, что несовершеннолетний бравирует совершенным правонарушением, недостойно ведет себя, необходимо сразу же пресечь такое поведение.

Следователю необходимо самому допросить родителей (или лиц, их заменяющих), педагогов, товарищей по учебе и работе, совместному провождению свободного времени, а работникам органов дознания поручить проведение действий, не требующих обязательного участия следователя.

Как отмечалось выше, несовершеннолетние в подавляющем большинстве совершают групповые и многоэпизодные преступления. Для их успешного расследования большое значение имеет психологически верное решение вопроса: кого первым, и по какому из эпизодов допросить? Для успешного решения поставленных вопросов необходимо придерживаться общих правил, а именно: допросить в первую очередь подростков, которые могут дать правдивые показания или менее подвергнуты отрицательному влиянию микросреды несовершеннолетних правонарушителей. При выборе эпизода допрос следует начать с наиболее доказанного материала дела.

Наибольшую общественную опасность по делам о преступлениях несовершеннолетних представляет организатор, «главарь» преступной группы, поэтому еще на стадии подготовки к допросу несовершеннолетнего следователю надо учесть необходимость выявления такого «главаря» и установления его действительной роли. Следует помнить, что несовершеннолетние по самым разным причинам стараются скрыть действительных организаторов, «главарей» таких группировок, и нередко их вину берут на себя.

В роли организаторов преступных групп несовершеннолетних в подавляющем большинстве выступают ранее судимые взрослые или близкие к совершеннолетию юноши, которые, как правило, уже привлекались к уголовной или административной ответственности, опытнее и физически сильнее остальных. Бравируя уголовным прошлым, превосходством в физической силе, «главари» подчиняют других несовершеннолетних членов группы своей воле, нередко терроризируют их. Установление и разоблачение такого «главаря», как уже отмечалось, первостепенная задача следователя. Поэтому, собирая материалы для выявления «главаря», следователю необходимо добыть доказательства, не только изобличающие лидера в совершении преступления, но и факты, показывающие истинное лицо «главаря», разрушающие «ореол героя». Готовясь к допросу «главаря», следователь должен также продумать последовательность и формулировку вопросов, очередность предъявления изобличающих вещественных доказательств, документов, показаний свидетелей, других обвиняемых по делу и т.д.

Успешность проводимого допроса во многом зависит от выбора места и обстановки его проведения. Недопустимо панибратское отношение с допрашиваемым лицом. С самого начала допроса с несовершеннолетним необходимо, чтобы последний понял, что он попал в очень серьезную жизненную ситуацию, и что от его искренности и честности зависит его будущее. Однако обстановка допроса не может быть запугивающей. Между допрашиваемым и следователем должны быть серьезные, подчеркивающие ответственность происходящего отношения.

Если несовершеннолетний не может четко объяснить местонахождение или передвижение кого-либо из соучастников, следует предложить ему начертить схему места происшествия и на ней указать, например, место проникновения в помещение и передвижение в нем интересующего следователя соучастника, а составленную им схему вместе с протоколом приобщить к делу.

Исходя из интересов дела, следователь должен решить вопрос о применении звуко – и видеозаписи, которые могут оказать существенную помощь в деле склонения других соучастников к даче правдивых показаний, а в некоторых случаях избавит от необходимости проведения очной ставки и тем самым освободит несовершеннолетнего от из лишних психологических перегрузок.

Выясняя на допросе несовершеннолетнего те или иные обстоятельства по делу, необходимо установить источник полученных сведений. В случаях признания им вины должны быть выяснены обстоятельства, объективно свидетельствующие о совершенном правонарушении. Определяя роль каждого из соучастников, следует позаботиться о доказательствах, которые могли бы объективно указать поведение каждого члена группы во время деяния. Необходимо проследить судьбу добытых преступным путем вещей и орудий преступления, если они применялись. Очень важно выяснить, рассказывал ли допрашиваемый подросток кому-нибудь о случившемся проступке.

Беседуя с несовершеннолетним об условиях жизни семьи и отношении членов семьи к нему, учебе в школе, колледже, лицее, о работе, любимых занятиях и т.д., следователю необходимо вести допрос тактично, помня, что несовершеннолетние, особенно из неблагополучных семей, стыдятся поведения родных и близких и не всегда в связи с этим дают правдивые показания. Нарушение этого требования может привести к потере психологического контакта, определенным затруднениям при допросе.

Проведение очной ставки с участием несовершеннолетнего, – это процессуальное действие должно проводиться с учета возрастных и психологических особенностей его личности, Не учет этого, может отрицательно сказаться на результатах данного следственного мероприятия. Чтобы избежать этого, следователю необходимо изучить индивидуальные черты характера несовершеннолетнего, уровень его умственного развития, волевые качества, правдивость, критичность, отношение к совершенному правонарушению, соучастникам, потерпевшим, свидетелям. Знание этих психологических качеств дает возможность предвидеть поведение несовершеннолетнего на очной ставке и поможет следователю в выборе тактики ее проведения. Однако независимо от прогноза следователь, готовясь к проведению очной ставки, должен еще на допросе выяснить отношение несовершеннолетнего к запланированной очной ставке и разъяснить ее необходимость, а также порядок проведения. Следователь должен обязательно учитывать и то, что несовершеннолетние, на допросах уличавшие других соучастников, на очной ставке из страха перед возможной расправой, из-за боязни потерять «авторитет» в глазах сверстников и т.д., могут изменить ранее данные показания, отказаться от них или от участия в очной ставке. В подобных случаях следователю необходимо установить причины такого поведения несовершеннолетнего, попытаться нейтрализовать их, развеять опасения и убедить его в необходимости выполнить гражданский долг и помочь следствию в установлении истины по делу.

На всем протяжении очной ставки следователь должен держать под тщательным визуальным и психологическим контролем поведение ее участников и решительно пресекать всякие попытки запугать или каким-либо образом воздействовать на несовершеннолетнего. Возможность возникновения конфликтной ситуации, от кого бы она ни исходила, должна быть сразу же пресечена.

Известны случаи, когда следователь, предвидя отказ или изменение правдивых показаний несовершеннолетним на очной ставке, не проводит ее в целях «сохранения показаний». При этом он забывает, что при утверждении обвинительного заключения или во время судебного разбирательства, не устранённые противоречия, неизбежно станут предметом обсуждения в прокуратуре или на суде, и что прокурор или судья возвратят дело на доследование, указав на необходимость устранения противоречий. В подобных ситуациях следователь должен установить истинную причину возможного изменения или отказа от ранее данных правдивых показаний, а также «добыть» другие доказательства, не только подтверждающие показания несовершеннолетнего, но и устраняющие противоречия, исключив таким образом проведение очной ставки.

Проверка показаний несовершеннолетнего на месте, – это сложное следственное действие требует тщательной подготовки, в том числе и психологической. Его необходимо проводить в следующих случаях:

1) когда несовершеннолетний на допросе не смог назвать точные параметры или ориентиры расположения интересующего следствие объекта (магазин, киоск, дом, сарай, автомобиль и т.д.), или указать путь следования, заявив при этом, что может показать интересующее следствие помещение или путь к ним;

2) когда для более точного и наглядного представления механизма правонарушения необходим рассказ несовершеннолетнего на месте происшествия, где бы он указал пути подхода и способы проникновения в то или иное помещение, особенности расположения и передвижения как самого допрашиваемого, так и других соучастников до, во время или после совершения преступления;

3) когда имеющие значение для дела обстоятельства могут быть установлены или проверены на месте правонарушения только с участием несовершеннолетнего;

4) когда для выяснения первоначальной обстановки на месте происшествия, если ко времени прибытия следователя обстановка была нарушена, а ее точное восстановление необходимо для дела.

Для успешного проведения проверки показаний несовершеннолетнего на месте правонарушения следователю необходимо провести тщательную подготовку, а именно:

а) определить время проведения проверки показаний на месте;

б) подобрать понятых, а в необходимых случаях и других участников (экспертов, охрану и т.д.);

в) проверить и подготовить технические средства (фото-, видео-, киноаппаратуру, измерительные приборы и т.д.

Проведение проверки показаний несовершеннолетнего на месте, как правило, следует проводить при дневном освещении. За исключением случаев, когда время суток, погода, вид освещения могут иметь значение для восприятия обстановки преступления. Проверку показаний на месте необходимо проводить максимально приближенной к первоначальной обстановке.

Подбирая понятых и других участников проверки показаний на месте, следователь должен исходить из общих правил, но, учитывая возраст и непредсказуемость несовершеннолетнего, показания которого проверяются на месте, лучше в качестве понятых пригласить педагогов.

Таким образом, юристы при организации и проведении судебно-следственного процесса всегда должны помнить о психологических особенностях несовершеннолетних. Известно, что в подростковом возрасте отмечаются, ослабление процессов торможения и преобладание процессов возбуждения, преобладание волевых качеств над критическими, неадекватность реакций и дезинтегрированность организма подростка на воздействие различных внешних факторов, возникновение повышенного интереса к событиям жизни, стремление к личному участию в них, переоценка своих сил, прав и возможностей. Все это имеет место на фоне повышенной эмоциональности, аффективности, непредсказуемости, эгоцентризма и эгоизма. Поэтому знание следователем и судьей психологических особенностей в каждой из возрастных групп несовершеннолетних, а так же уточнение характерологических и индивидуальных черт их личности, способствует оптимальному проведению с ними различных судебно-следственных действий.

Контрольные вопросы:

1.В чем заключается суть проблемы несовершеннолетних-преступников?

2.Значение пубертатного периода в асоциальном поведении подростков

3.Какие неблагоприятные индивидуальные особенности могут повлиять на асоциальное поведение несовершеннолетних?

4.Какие факторы принимают участие в формировании «трудного подростка»?

5.В чем особенности структуры преступности у несовершеннолетних, вытекающие из их психофизиологических нарушений?

6.Как должен проводится анализ личности несовершеннолетнего-правонарушителя?

7.Какова характеристика основных возрастных групп детей, подростков и юношей, и их психофизиологические возможности участия в судебно-следственных мероприятиях

8.Каковы психологические особенности допроса несовершеннолетнего обвиняемого (свидетеля)?

9.Каковы психологические особенности проведения очной ставки с участием несовершеннолетнего?

10.Каковы психологические особенности проведения проверки показаний несовершеннолетнего на месте?

=============================================================

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.