Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 10. Психология несовершеннолетних правонарушителей



____________________________________________________________________

Учебные вопросы.

10.1. Психологические проблемы несовершеннолетних с делинквентным поведением.

10.2. Несовершеннолетние и криминал.

10.3. Психологические особенности несовершеннолетних в условиях предварительного следствия и судебного разбирательства.

 

 

Преступность несовершеннолетних последние годы резко возросла. В настоящее время установлено, что каждое 8-е преступление в России совершается несовершеннолетним. Особенности рассматриваемого вопроса обусловлены взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые трудные, педагогически запущенные подростки с делинквентным поведением (В.Ф.Пирожков, 1998). В ряде исследований указывается, что для несовершеннолетних-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов таких подростков чрезмерное влияние оказывают сверстники и в особенности более старшие по возрасту, но с асоциальным опытам поведения, негативное микросоциальное окружение взрослых, а также средства массовой информации, тиражирующие культ грубой силы, убийства и «виртуальные возможности человека» (В.В.Гульдан, 1986). Целенаправленное исследование показало, что у большинства несовершеннолетних-правонарушителей в структуре личности доминируют такие отрицательные качества как лень, безволие, безответственность, конформизм, агрессивность, возбудимость, прямолинейность в решении возникающих проблем, неумение предвидеть последствия своих действий и т.п. Все это обусловило актуальность рассмотрения данного вопроса.

 

 

Психологические проблемы несовершеннолетних с делинквентным

Поведением

 

Непременным условием формирования личности «трудного подростка», прежде всего, являются негативные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье, преобладание в его воспитании эгоцентризма, эгоизма, истеричности, возбудимости и других отрицательных качеств. Весьма часто такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением, нечистоплотностью в финансовых отношениях и т.д. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители.

Будущие юристы должны знать, что, как правило, для трудновоспитуемых несовершеннолетних характерно:

а) негативное отношение к учебе, которое, в конечном счете, противопоставляет их коллективу класса, школы и т.п. (начало этого противопоставления лежит в мотивах учебной деятельности, если для большинства детей в учебном процессе преобладают познавательные мотивы, то у трудных подростков в этом же процессе преобладает мотив принуждения, что усугубляет конфликтные отношения неуспевающего подростка с коллективом класса и педагогами, порождая в его поведение явление негативизма, лжи и бравады);

б) утрата интереса не только к учебе, но и неприятие требований образовательного учреждения (в подавляющем большинстве случаев в число подростков-правонарушителей попадают те, кто не нашёл себя в школьном коллективе из-за требований к порядку и дисциплине);

в) узкоутилитарное отношение к работе, отсутствие связанных с ней длительных планов, недобросовестное отношение к своим обязанностям на работе, отсюда и частая смена мест работы и специальностей;

г) равнодушие к проблемам, находящимся в центре внимания общества, неучастие в общественной жизни;

д) пассивность в жизни восполняется примыканием к экстремистским проявлениям, с пребыванием в среде «спортивных фанатов», «скинхедов», а то и религиозных сект;

е) ограниченность использования культурной информации (из газет и журналов в основном читается только развлекательная и спортивная информация);

ж) использование с «сомнительным и виртуальным содержанием» кинофильмов, видеофильмов и телевидения, увлечение «психоделической» музыкой и радио преимущественно как средства заполнения свободного времени, а не как источник культурно значимой и приобретаемой информации;

з) предпочтительное отношение к «своим каналам информации», получаемой в микрогруппе, в среде которой проводится свободное время;

и) резкая ограниченность круга интересов, с предпочтением пассивно-потребительскому досугу, постоянным развлечениям и его негативным формам;

к) в сфере досуга предпочтение бесцельному и беспорядочному времяпровождению (часто в группе подростков с отрицательной направленностью), праздношатанию по улице, участию в выпивках и приемах наркотиков и токсических (одурманивающих) средств, в компаниях с «общими девочками».

Асоциальное поведение несовершеннолетнихвзаимообусловлено влиянием ряда факторов, в первую очередь внешней социальной среды (в особенности микросреда), формирующей делинквентное (отклоняющееся) поведение, а также возрастными и личностными особенностями подростка, которые определяют его индивидуальное реагирование на различные жизненные неудачи. То есть психологические (внешние) и физиологические (внутренние) функции несовершеннолетних обусловливают их поведенческие реакции и стереотип поведения. Все это порождает необходимость для юристов рассмотрения основных периодов их жизни.

Подростковый (отроческий) возраст (от 12 до 14 лет) является переходным.

В биологическом плане – это возраст полового созревания (пубертатный период), параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма подростка.

В социальном плане подростковая фаза – это продолжение первичной социализации. Все подростки этого возраста – школьники, они находятся на иждивении родителей (государства), их ведущей деятельностью остается учеба. Социальный статус подростка мало, чем отличается от детского.

В психологическом плане этот возраст крайне противоречив. Для него характерны диспропорции в формировании и темпах развития, обусловленные в значительной мере биологическими (физиологическими) и внешними (учеба, спорт, музыка, общественные обязанности) факторами. Важнейшее психологическое новообразование возраста – чувство взросления представляет собой главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда – типичные возрастные конфликты и их болезненное преломление в самосознании подростка. В целом – это период завершения детства и начала «вырастания» из него.

Юношеский возраст (от 14 до 18 лет) представляет собой период, существующий между детством (подростковостью) и взрослостью.

В биологическом плане – это постпубертатный период завершения физического созревания юноши. Однако на долю этого периода выпадает задача устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к периоду взрослости.

В социальном плане положение юношества неоднородно. Юность – завершающий этап первичной социализации. Подавляющее большинство юношей и девушек еще учатся, их участие в производительном труде рассматривается не только и не столько с точки зрения его экономической эффективности, сколько с точки зрения воспитательной и интеллектуальной ценности.

В психологическом плане промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и особенности их психики. Многих юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового периода, собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.д. В то же время перед ними стоит задача социального и личностного самоопределения, которая означает отнюдь не автономию от взрослых, а четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире (И.С. Кон, 1980).

Обычно процесс усвоения моральных и правовых норм поведения заканчивается в подростковом возрасте (к 14 годам). Это обстоятельство учитывается законодателем, который установил частичную уголовную ответственность с 14-ти лет (за убийства, кражи, грабежи, разбои, изнасилования), и полную уголовную ответственность с 16-ти лет за все преступления, предусмотренные уголовным законом.

Личность трудного несовершеннолетнего, прежде всего, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе и на производстве. С другой стороны, на такую личность трудного подростка, как правило, излишне большое влияние оказывает микросоциальное окружение: улица, двор, уличная группа с отрицательной направленностью.

Под трудновоспитуемостью несовершеннолетнего, прежде всего, понимают негативизм и сопротивление педагогическим и воспитательным воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, далеко выходящими за рамки педагогической и социальной запущенности.

Будущие юристы должны иметь в виду, что в процессе своего биологического развития несовершеннолетний переживает определенные кризисные периоды, характеризующиеся качественно новыми скачками в становлении его психики и организма, приводящие к формированию определенных психологических новообразований. Это в свою очередь требует от взрослых, родителей и учителей как перестройки характера отношений и общения с ребенком, так и изменения системы воспитательных мер и воздействий. Но наиболее трудным как для самих ребят, так и для тех, кто непосредственно занимается их воспитанием, является кризис подросткового переходного возраста, который констатируют в пубертатный период физиологического развития несовершеннолетнего, и участвующий в формировании т.н. делинквентного поведения,поэтому его следует рассмотреть более подробно.

Пубертатный период вызывает в той или иной степени ряд осложнений, которые влечет за собой бурное и неравномерное развитие организма, сопровождающее процесс полового созревания подростка. Эта адинамичность может проявиться как в неравномерном развитии костно-мышечной и сердечно-сосу-дистой системы, других внутренних органов и, в целом, соматической и телесной организации, так и в развитии центральной нервной системы (головного и спинного мозга) подростка. В одном случае – это приводит к различным соматическим диспропорциям (высокий рост при маленькой голове, узкой грудной клетке, длинных конечностях и т.д.), что болезненно воспринимается, служит поводом для огорчений, делает подростка уязвимым в среде сверстников. В другом случае – неравномерность развития головного и спинного мозга с может привести к резким болезненным состояниям, повышенному (пониженному) артериальному давлению, головным болям, расстройству сна, необузданным фантазиям (в т.ч. и сексуальным).

Самое заметное влияние на поведение несовершеннолетнего способна оказать повышенная активность эндокринной системы (пубертатный криз), так называемая гормональная буря, вызванная ускоренным половым созреванием. И, как следствие этого, у несовершеннолетнего констатируют необъяснимую эмоциональную неустойчивость, повышенную возбудимость, неуравновешенность, непредсказуемость, неадекватность реакций, выливающиеся в неоправданную резкость и повышенную конфликтность, прямолинейность и правдоискательство, что само по себе способно затруднять его отношения с окружающими.

Повышенная конфликтность особенно в отношениях с взрослыми, родителями и учителями, которая нередко проявляется в подростковом возрасте, объясняется не только пубертатными изменениями, но и тем, что психологически меняется вся система отношений подростка и с взрослыми и сверстниками. «Мораль подчинения», которая раньше характеризовала отношения ребенка с взрослыми, вследствие обостренного чувства взрослости заменяется у подростка стремлением поменять на «мораль равенства». Стремясь избавиться, отстраниться от оценки и влияния взрослых, несовершеннолетний становится весьма критичным по отношению к родителям и учителям, начинает обостренно чувствовать и замечать их недостатки, подвергать сомнению советы, мнения и высказывания старших.

Этим создаются условия для возникновения острых конфликтов и столкновений между взрослыми и подростками, как в семье, так и в школе, на улице, в общественных местах. Немалую роль при этом играет и несдержанность, педагогическая несостоятельность взрослых, не желающих уважать личное достоинство подростка, считаться с его возрастными психологическими особенностями и стремящихся действовать сугубо авторитарными методами, которые порой доходят до неоправданно оскорбительного отношения к формирующейся личности (И.С.Кон, 1980).

Криз несовершеннолетних с более или менее выраженной тенденцией к криминализации проявляется также в том, что уже у подростков существенно перестраиваются отношения не только со взрослыми, но и сверстниками. Хотя для них и характерна повышенная потребность общения со сверстниками, но у них появляется новое качество – стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение сверстников. Это может в свою очередь вызвать неудовлетворенность и раздражение взрослых.

Такие проявления в этом возрасте отнюдь не случайны. Они обусловлены тем, что в подростковом возрасте закладываются самосознание, самооценка и основа (фундамент) личности, играющие решающую роль в процессе личностного самоопределения и саморегулирования, которые формируются, прежде всего, в общении, в процессе активного взаимодействия с себе подобными подростками.

Потребность общения и самоутверждения подростка должна быть реализована в благоприятных условиях, на основе социально-значимой полезной деятельности. Если это по каким-то причинам не происходит, и самоутверждение осуществляется в неформальных подростковых группах, уличных, дворовых компаниях в форме делинквентного поведения и асоциальных проявлений (выпивка, курение, употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ, нецензурная брань, драки, хулиганство), оно может стать опасным криминализирующим фактором.

Сексуальное созревание, которое происходит в этом возрасте, обостряет интерес подростка к проблеме взаимоотношений полов, интимной (половой) жизни человека. Поэтому для подростка, по выражению А.С. Макаренко (1978), характерен «естественный взрыв полового любопытства». Юношеская гиперсексуальность начинает активно проявляться у мальчиков уже в подростковом возрасте, требует особо внимательного отношения к проблеме их полового воспитания. Там, где приобщение к сексуальной жизни происходит в раннем возрасте и циничных обстоятельствах, возникает реальная возможность деморализации личности юноши или девушки и формирования у них отрицательного потребительски-развлекательного отношения к лицам противоположного пола, неспособность управлять своими инстинктивными началами и, как следствие этого, – неспособность к моногамии, к сохранению надежности и верности в браке.

Делинквентное поведение обуславливают следующие относительно самостоятельные группы неблагоприятных индивидных особенностей несовершеннолетних. Прежде всего, это:

1.Кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте и протекающие у ряда подростков довольно остро. Эти явления обусловливают известную трудновоспитуемость подростка, но они вполне могут быть преодолены в системе общих образовательных учреждений, если учебно-воспитательный процесс и взаимоотношения взрослых, учителей, родителей, воспитателей, психологов с подростком будут строиться с учетом специфических особенностей этого возраста.

2.Психические заболевания эндогенного происхождения (шизофрения, эпилепсия и др.). В данном случае недостаточно мер педагогической коррекции, необходимо вмешательство и помощь психиатров, психологов, психотерапевтов, психоневрологов, когда наряду с мерами воспитательного характера необходимо воплощать в реальную действительность медицинскую коррекцию (фармакологическое лечение, психотерапию, трудотерапию, медицинский надзор), а также проводить специальные консультации для педагогов, воспитателей и родителей.

3.Отставание в умственном развитии. Прежде всего, вследствие олигофрении (в степени дебильности), обусловленной психической отягощенностью врожденного, наследственного характера, либо наступившие в результате заболеваний или травм головного мозга, перенесенных в возрасте до 2 лет. Как известно, социальная адаптация подростков с отставанием в умственном развитии, равно как и профилактика асоциальных отклонений у них, должны осуществляться по особым программам во вспомогательных учебно-воспитательных (коррекционных) учреждениях.

4.Физические недостатки (уродства), дефекты речи, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического характера. Нередко именно такие дефекты служат причиной негативного отношения к ним других подростков, приводят к отчуждению, и даже изоляции в юношеских коллективах. Очевидно, что нарушения взаимоотношений в школе вследствие физических предпосылок у подростков вполне могут быть преодолены путем своевременной педагогической коррекции.

5.Извращенные биологические потребности. Они встречаются у несовершеннолетних значительно реже, чем у взрослых, но, тем не менее, и они не должны выпадать из поля зрения криминолистического анализа. Сюда можно отнести юношескую гиперсексуальность, не сублимированную в социально активные формы деятельности, закрепившуюся на уровне дурных привычек (потребность в алкоголе, наркотиках, токсических средствах). Борьба с такого рода явлениями требует комплексных мер как педагогического, медицинского, так и административно-принудительного характера.

6.Дефект психического развития (воспитания). Прежде всего, это акцентуация характера подростков, то есть крайние проявления нормы, за которыми начинаются патологические явления и психопатия. А.Е. Личко (1983) довольно верно определяет акцентуацию характера как «крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим». Им выделено 11 типов акцентуаций и показано, как определенные условия и ситуации приводят к социальной дезадаптации и асоциальному поведению подростков с акцентуированным характером. Им также указано и на то, что не так уж редко психопатии маскируют шизофрению.

По данным А.Е. Личко (1979, 1983, 1991), делинквентное (отклоняющееся) поведение, проявляющееся в прогулах, мелком воровстве, бродяжничестве, драках, хулиганстве, отмечается у 40% подростков, наблюдавшихся по поводу нервно-психических нарушений, главным образом, при психопатиях и акцентуациях характера.

Исследование несовершеннолетних нарушителей, проведенное И.Д. Мариновской (1994), выявили у 71% исследуемых различные нервно-психические отклонения: неврозы и невротические проявления (после перенесенных органических поражений мозга), задержки психического развития, психопатии, легкие степени олигофрении (дебильности), энурез и др. Далее этот же автор указывает на то, что психические патологии тесно связаны с неблагоприятными, конфликтными отношениями в семье. Ее отмечена высокая степень корреляции между агрессивным поведением родителей или старших братьев в семье с проявлением у таких несовершеннолетних аффективности, склонности к дракам, дерзкими нарушениями дисциплины, особенно у подростков с эпилептоидными чертами характера, тогда как при благоприятной семейной обстановке эта связь была менее отчетлива.

Выборочное изучение в течение 10-ти лет (1988 – 1999 г.г.) состояния психического здоровья подростков (в динамике), состоящих на учете в отделе по делам несовершеннолетних ЦАО ГУВД г. Москвы (З.И.Заломаева, 2000) показало следующее. Среди 2754 подростков, обследованных психиатрами и наблюдавшихся психологами, было диагностировано: у 15% – психопатия, 2% – неврозы, 5% – токсикомания, 3% – наркомания, 1% – хронический алкоголизм, 4% – дебильность, 2% – шизофрения, 3% – заболевания и травмы головного мозга, 6% – другие психические расстройства, 54% – акцентуация характера. Психически здоровыми было признанно лишь 5%, но и то у 3% из них, была установлена педагогическая запущенность. Главное, что всех их отличало от других подростков – затруднение «выработки любых тормозов», гиперподвижность, поведенческая неустойчивость, необязательность, неудовлетворительный уровень продуктивности ума, слабая способность к анализу и прогнозу своих действий, правдоискательство, агрессивно-силовое и прямолинейное решение возникающих проблем.

То есть причины, приводящие школьников-подростков к психическим нарушениям, психологическим расстройствам и акцентуациям характера, исследователи этой проблемы во многом связывают как с органическим повреждением мозга (асфиксия при рождении, черепно-мозговые травмы, заболевания головного мозга, тяжелые интоксикации), так и с социальными факторами, на первом месте среди которых – дефектные условия «уличного, семейного и даже школьного воспитания». Чаще всего эти факторы настолько тесно связаны, что вызывают серьезные затруднения при определении первопричинности делинквентного поведения подростка.

Поэтому эффективная профилактика отклоняющегося (делинквентного) поведения среди подростков предполагает комплекс мероприятий как социально-педагогического, так и медико-психологического характера, направленных на оздоровление среды, на лечение и коррекцию поведения таких несовершеннолетних. Педагогическая коррекция поведения акцентуированных подростков требует строго индивидуального подхода, в основе которого лежат специфические особенности данной акцентуации. Так, например, гипертимный, расторможенный подросток требует особых мер педагогической коррекции, которые наибольшее внимание уделяют социально организованному выходу, неуемной энергии, шумливости, подвижности этих ребят путем вовлечения их в занятия спортом, активные виды деятельности, требующие повышенного расхода энергии. Напротив, шизоидный тип, склонный к углубленным интеллектуальным занятиям, страдающий коммуникативными расстройствами, которые затрудняют его взаимодействия с окружающими, нуждается в расширении системы взаимоотношений со сверстниками на основе своих излюбленных занятий. Если и воспитательной работе игнорировать особенности личности акцентуированных детей и подростков, вместо индивидуального подхода применять авторитарные методы, неизбежны нервные срывы и асоциальные проявления.

Наряду с отклонениями нервно-психического характера особую проблему представляет социальная адаптация умственно отсталых несовершеннолетних (дебилов). Исследования показывают, что у них отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям. При адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания они в состоянии усваивать определенные социальные программы, получать несложные профессии, добросовестно трудиться и быть в меру своих возможностей полезными членами общества. Однако же умственная неполноценность этих подростков, безусловно, затрудняет их социальную адаптацию. При неблагоприятных условиях, в силу своей повышенной внушаемости и подчиняемости, они могут легко попадать под влияние и зависимость более взрослых, негативных лидеров и быть слепым орудием в их руках. И эти обстоятельства нельзя не учитывать в деятельности органов профилактики и специальных учебно-воспитательных учреждений, занимающихся проблемами социальной адаптации олигофренов.

Слабоумие детей, являясь одной из психобиологических предпосылок отклоняющегося поведения, тем не менее, само оно нередко оказывается порожденным социальным фактором, в частности алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией.

Таким образом, следует особо подчеркнуть, что решение проблемы несовершеннолетних в криминальной психологии состоит в предупреждении у них, прежде всего, делинквентного поведения и, как следствие этого, правонарушений мерами общего социально-педагогического характера. И, прежде всего, в совершенствовании системы образования и воспитания подрастающего поколения, оздоровлению ближайшего окружения несовершеннолетних и условий их семейного воспитания.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.