Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Профессиональные черты личности следователя



 

Рассматривая личную проблему психологического сопровождения следственного процесса (А.В.Пищелко, О.В.Афанасьева, 2001), следует указать, что ее разрешение во многом зависит от понимания следователем того, что он состоит на государственной службе, имеет определенные юридические обязанности и властные полномочия, обязан сохранять служебную и следственную тайну. Следователь должен понимать и положительно оценивать общественно-политическую и социально-правовую значимость своей служебной деятельности, которая имеет индивидуальное и коллективное начало, выполняется при дефиците времени и, как правило, психологическом напряжении, в условиях определенного противодействия при ее исполнении.

Следственная работа относится к тем видам деятельности, успех в которой, прежде всего, связан с высоким образовательным и профессиональным уровнем и общим интеллектуальным развитием человека. Именно от этого во многом зависят необходимые следователю профессиональные качества, а не от каких-либо специальных врожденных задатков. Все те способности, которые нужны следователю для профессиональной деятельности, являются приобретенными в процессе жизни. Неспособность же к следственной работе обусловлена не отсутствие природных задатков, а особенностями воспитания и характера, дефектами полученного образования, в ходе которых не были сформированы необходимые черты стереотипа будущего следственного работника.

В период становления специалиста любая деятельность человека (игра, учеба, труд, наука, спорт и т.д.) косвенно формирует необходимые для профессионала черты в виде общих способностей (трудолюбия, честности, порядочности, ответственности, дисциплинированности, уважительности, интеллигентности и др.). Но этот процесс оказывается недостаточно быстрым и разносторонним, и его интенсивность и усвояемость по-разному протекает у людей.

Опыт отечественной педагогики, психологии и юриспруденции показал возможность формирования и специальных способностей, характерных только для следователя. Так установлено, что первоначально они возникают на базе общих способностей еще в период обучения в школе, но необходимое целенаправленное развитие получают в процессе подготовки в юридических вузах, на стажировках и, наконец, при непосредственном проведении самой следственной работы. Правда, возможности их развития не беспредельны и для разных следователей они различны. Поэтому для молодых людей – абитуриентов целесообразно еще на ранних этапах проводить целенаправленные консультации по определению профессиональной заинтересованности и выявлению профессиональной ориентации – при выборе специальности и, наконец, профессиональный отбор – наиболее пригодных кандидатов на должность следователя. При этом необходимо уже при проведении этих мероприятий выявлять те психологические качества (черты), которые с наибольшей вероятностью могут рассматриваться как наиболее перспективные по овладению данной профессией.

В настоящее время в России и за рубежом при отборе кандидатов на должность следователя (юриста) используют определение специальных способностей с помощью: целенаправленного собеседования, психодиагностического обследования (в т.ч. и психологическое тестирование) и эмпирических критериев. Рассмотрим их.

Целенаправленное собеседование – ононаправлено в основном при проведении беседы на установление психологических возможностей абитуриентов, во время которой пытаются получить ответы на профилирующие вопросы при воспроизводстве различных ситуаций, часто встречающихся на их будущем профессиональном пути как следователя. Всегда следует помнить, что собеседование кандидата на должность следователя с психологом (а при необходимости и психиатром) является одним из наиболее важных методов определения состояния психического здоровья такого абитуриента в кадровой работы. Тем не менее, доверяют в известной мере и психологическим тестам, хотя их результаты не являются решающими при приеме соискателей на следственную работу (на учебу в юридический вуз).

Психодиагностическая оценка – она у будущих юристов так же важна для дальнейшего их профессионального становления и развития. Психологический анализ позволяет выделить некоторые рациональные элементы психики соискателя необходимые следователю или отвергнуть их наличие, и дать им соответствующее толкование.

К сожалению, современная психологическая наука еще не располагает пока что достаточно надежными методами, которыми можно было бы воспользоваться для решения вопроса о профессиональной пригодности кандидата на должность следователя. Психологическое тестирование играет лишь вспомогательную роль, так как оно направлено на стандартное определение возможности психики и выявление личностных особенностей испытуемого. По ним можно дать лишь рекомендацию о назначении на должность. Следует помнить, что в любом случае нет руководителя, который бы полагался только на психологические тесты.

Эмпирические критерии – применение их представляется необходимым потому, что многолетний опыт кадровой работы с сотрудниками правоохранительных органов говорит о целесообразности использования в дополнении к собеседованию и психологической проверке, изучение и анализ кадровых анкет, различных документов и запросов, характеристик с места учебы и работы, аттестатов и дипломов об образовании, медицинских заключений о состоянии здоровья соискателя и т.д. Как известно, при этом делается акцент главным образом на те свойства личности, которые дают положительную оценку специаль-ным способностям соискателя к следственной работе, определяют психологические компоненты, способствующие становлению молодого специалиста и возможности приобретения им профессионального мастерства, выделяют пути интенсификации по его совершенствованию в следственной деятельности. Но всегда необходимо помнить, что это только условие, при котором возможно становление следователя как профессионала.

При отборе абитуриентов учитывают и те свойства личности, которые противопоказаны для следственной работы (моральная нечистоплотность, карьеризм, конфликтность, властолюбие, амбициозность, лживость, грубость, жестокость, эгоизм, эгоцентризм, прямолинейность, правдоискательство, неудовлетворительное состояние соматического и психического здоровья, неблагоприятная кадровая анкета, негативные характеристики и др.).

Формирование следователя – это целый этап, во время которого в процессе его первоначального обучения и непосредственно при проведении следственной практики, он под руководством более опытного следователя-наставника изучает целенаправленно действенные приемы и детализирует методы следственной работы, а также ее положительный опыт. И только тогда происходит лишь его вхождение на уровень «молодого специалиста». В дальнейшем только по результатам следственной работы можно судить о его становлении как следователя и об уровне профессионального мастерства.

Следователь и правосознание. С психологической точки зрения правосознание как профессиональная черта включает в себя глубокое понимание всех принципов и институтов права, веру в их справедливость, нетерпимость ко всяким правонарушениям, безоговорочное исполнение правовых норм, обостренное чувство установления истины и правды, справедливости и законности. Такое правосознание, закрепляясь в психике следователя, формирует особенности стереотипа его идейного и нравственного облика, и становится ведущей чертой личности, которая в значительной степени направляет ход психических процессов и вырабатывает положительные качества у следователя. Правосознание заметно влияет на его служебную деятельность и играет решающую роль в практическом применении следователем правовых норм.

Следователь и мировоззрение – с философской точки зрения мировоззрение в свою очередь опосредствуется в правосознании, которое представляет собой правовую идеологию и правовую психологию (А.Р.Ратинов, 2001). При этом следует исходить из того, что для следователя: правовая идеология – это система правовых знаний, взглядов общества и идей; а правовая психология – это совокупность чувств (эмоций), переживаний и привычек, связанных с действием права, и отраженных в психике.

Следователь и морально-волевые качества. Они являются не только ведущими чертами личности, но и одним из главных профессиональных особенностей следователя. Моральные принципы, которыми он руководствуется, влияют не только на исполнение им служебных обязанностей, но и на поведение в быту и коллективе. Эти принципы становятся достоянием всех тех, с кем следователь контактирует во время проведения следственной работы, общается на службе и в обществе, вольно или невольно оказывая этим воспитательное воздействие на окружающих. Как известно, общие принципы морали конкретизируются в этических нормах и правилах поведения, специфичных для представителей различных профессий. И в тоже время каждая профессия определяет для своих представителей нравственные правила и обязанности, которые дополняют общие моральные принципы.

Только высокие морально - волевые качества, как профессиональная черта, способствуют готовности следователя принять оптимальное правовое решение, привести его в исполнение и довести до необходимого конца. Особенно это видно, когда следователю надо срочно среагировать на вновь возникшую ситуацию, принять неотложные меры для пресечения преступления, сохранить его следы, задержать преступника, восстановить нарушенный порядок, оказать помощь пострадавшим и т.д. В противном случае, особенно при колебании в принятии решения, нерешительности, растерянности, нежелании взять ответственность на себя, низких морально-волевых качествах, – вероятность пагубных последствий для общества и следователя несоизмеримо возрастает.

Следователь и воля. Как черта характера воля формируется в процессе воспитания, обучения и производства какой-либо деятельностью. Но у следователя в значительной степени волю укрепляет характер его целенаправленной работы – следственной деятельности. Повышенные требования к волевой сфере следователя связаны со всеми сторонами человеческой психики: восприятием, сознанием, памятью, мышлением, вниманием, критикой, чувствами и др. Наиболее ярко вырисовываются его волевые качества в сложных ситуациях, при выполнении наиболее трудных задач в следственной работе. Особенно пагубно на воспитание воли оказывает слабоволие, проявляющееся в непоследовательности, лени, противоречивости, полной зависимости от складывающейся ситуации, разрыве между словом и делом, неспособности использовать свои силы и способности для доведения начатого до логического конца, а также при необходимости подчинить свои действия требованиям служебного долга.

В следственной практике становление воли во многом зависит от степени противостояния и противодействия, заинтересованных в этом лиц. Нередко это происходит в ситуации угроз и нежелательных последствий, довольно часто в неблагоприятной обстановке, в условиях служебной перегрузки и крайнего напряжения умственных и физических сил. Недаром замечено, что неудачи и ошибки в следственной работе во многом связаны, прежде всего, с дефектом в волевой сфере.

Следователь и критика. Критическая оценка своих и чужих действий и поступков – одно из самых необходимых следователю профессиональных качеств. Ведь он постоянно должен во всем сомневаться (пока не убедится в обратном) и все критически воспринимать (например, правдивость документов, искренность высказываний, достоверность исследования экспертов и пр.). Следователь обязан уметь распознавать правду от лжи, истину от заблуждения, ложное утверждение от ошибочного, совпадение от случайности и т.д. При всем этом ему необходимо быть бдительным, пунктуальным, строго, постоянно и объективно контролировать факты, события, действия, информацию и давать им соответствующую интерпретацию. Следователю никогда не следует доверять внешнему впечатлению, и каждый раз ему необходимо раскрывать в каждом явлении его подлинную сущность.

Критичность следователя, как профессиональная черта, заключается в объективной самооценке им самим своих действий, решений и высказываний, промахов и упущений. В тоже время это не означает постоянные сомнения в своих поступках, нередко приводящих к колебаниям, утрате веры в себя, нерешительности и робости. Следователь при системном подходе к следственной работе должен подвергать свои поступки разбору и их самооценке. Однако это не должно выражаться в постоянном «самокопании» и «самоанализе», которые невольно приводят его к необходимости слишком часто обращаться (что становиться заметным и для других) за советом и помощью к товарищам по службе и начальникам, и невозможности без них принять самостоятельное решение. А это в свою очередь вырабатывает у него ущербность, понимание своей неполноценности и уход в себя, в свои переживания.

В основе критичности всегда лежит сложный психический акт – сомнение, которое необходимо следователю, прежде всего в процессе раскрытия и расследования преступления. Это связано нередко с препятствием проводимому следствию или добросовестному заблуждению, обманом, коварством и лицемерием ряда участников следственного процесса. В тоже время у него не должна критическая оценка и контроль принимать искаженные формы. Следователь обязан верить в людей и не подозревать каждого в злом умысле, в каждом задержанном и подозреваемом – преступника.

Следователь и внимание. В следственной работе внимание возникает в результате очага возбуждения в коре головного мозга следователя на целенаправленное восприятие, понимание, запоминание или воспроизведение определенных, интересующих его явлений (предметов, высказываний, фактов и т.д.) реальной действительности. Примером могут служить действия следователя, руководящего осмотром места происшествия. В этом случае он изучает обстановку, исследует отдельные предметы, руководит действиями своих помощников, наблюдает за поведением присутствующих. В тоже время следователь испытывает при этом множество посторонних воздействий, значительная часть которых мешает его работе по руководству осмотром. Но поскольку при данном следственном действии общая задача распадается на частные, то это делает возможным концентрацию им внимания на промежуточных звеньях (на отдельных узлах или предметах, фиксации следов и т.д.). В данном случае в течение определенного времени, сохраняя устойчивое внимание на одном объекте, от него одновременно требуется перераспределения внимания на другие, и быстрое переключение с одного на другой объект. При этом важны не столько распределение и широта внимания, сколько глубина и устойчивость, концентрация и целеустремленность.

Следователь, осмысливая обстоятельства расследуемого дела, перемещает центр своего внимания с внешних явлений (материалов дела) на внутренние процессы (на свои мысли о них), то есть, именно так он производит анализ и синтез доказательств. К сожалению, реальная действительность такова, что в современных условиях у следователя в производстве бывает не одно, а несколько уголовных дел. Поэтому он вынужден постоянно переключать все качества и свойства своего внимания на иные действия, на поиск новых вещественных доказательств и фактов, предназначенных для других дел. В свою очередь, это ведет к дефектам и ошибкам в следственной работе над материалами уголовных дел, так как внимание следователя рассеивается. Он не уделяет должного внимания каким-либо обстоятельствам, «просматривает» их, оставляет без необходимого внимания противоречия в доказательном материале, не сосредотачивает свое внимания на исследовании существенного вопроса, что приводит к невнимательности при проведении следственных действий.

Внимание как психический процесс, будучи фиксированным, переходит в психическое свойство личности следователя. Оно, закрепляясь в определенных его чертах, становится свойством личности – внимательностью. Отрицательные же свойства внимания перерастают в невнимательность, которая имеет много видов и проявлений (трудно переключаемое – «липкое» внимание, трудно сосредоточиваемое – «порхающие» внимание, рассеянное внимание и т.п.). Сформировать и развить необходимые следователю свойства внимания – дело достижимое, требующее серьезной и постоянной работы над собой и определенных волевых усилий. Становление внимания должно протекать параллельно с воспитанием его воли и дисциплинированности, развитием интеллектуального потенциал и системного мышления. Для следователя очень важно иметь целенаправленное и произвольное внимание, связанное с интересом к следственной работе. При отсутствии такого интереса все усилия, направленные на развитие внимания, окажутся безрезультатными.

Следователь и организованность. Организованность следователя – одно из самых необходимых ему профессиональных качеств. Она обязательно включает в себя такие черты как исполнительность и аккуратность. Следователь при этом обязан подчинить себя неуклонному подчинению своих действий профессиональному долгу, исполнению служебных обязанностей, требованиям закона и нормативных актов, распоряжениям руководства.

Основой организованности следователя является системное мышление, профессиональные знания и опыт, высокая юридическая культура и внутренняя дисциплина. В противном случае при несоблюдении этих условий у следователя возможны психологические перегрузки. Чаще всего это констатируют тогда, когда у него работа идет рывками и с особым напряжением в конце месяца (ради улучшения отчетности) или при истечении срока ведения уголовного дела. В этих условиях из-за дефицита рабочего времени у них появляется склонность к систематическому откладыванию той работы, которую без особых неприятностей можно выполнить позже. Такой подход постепенно превращается в привычку. Авралы сменяются все более длительными периодами снижения интенсивности, а то и откровенного безделья, которым легко находиться внутреннее оправдание в силу прошлых перегрузок, а последние (вместо организованного и систематического труда) к запущенности в расследовании уголовных дел. Между тем такие «застарелые дела» психологически угнетают следователя. Он вынужден в срочном порядке кое-как и поспешно выполнить запущенную работу, допуская довольно часто всякие недочеты и нарушения, лишь бы избавиться от нее. Именно этим явлением можно объяснить ошибки и неудачи, которые допускает следователь. Поэтому основным средством их предупреждения является, прежде всего, самоконтроль и дисциплинированность самого следователя, который, как правило, проводит следственную работу в условиях самостоятельности, и регулярный контроль руководителей за служебной деятельностью подчиненному ему следователя, их действенная помощь в организации и проведении им профессиональной деятельности.

Следователь и дисциплинированность. Непременным требованием, предъявляемым к личности следователю, является соблюдение им внешней дисциплины, и наличие у него самодисциплинированности. Они лежат в основе системного подхода, пунктуальности, аккуратности, трудолюбия и исключают невыполнение или искажение следователем закона под предлогом служебной, партийной или общественной целесообразности. Следует всегда помнить, что именно закон устанавливает оптимальный порядок предварительного следствия и судопроизводства, гармонически сочетая гарантии в достижении истины, интересов личности и воспитательного воздействия. Усвоение этого придает дисциплинированности следователя сознательный характер. В противном случае у некоторых из них вырабатывается формализм в служебной деятельности.

Следователь и выдержанность. Данное качество в следственной деятельности юриста имеет большое значение. Прежде всего, это связано с дисциплинированностью и необходимостью осуществления сознательного контроля над собой, своими высказываниями, поведением и настроением. Следователь обязан быть терпеливым и сдержанным во внешних проявлениях, подавлять в себе импульсивность, неуравновешенность, поспешность в принятии решения и действиях.

Следователь и эмоциональность. Как и все участники любой трудовой деятельности, следователь должен владеть своими чувствами (эмоциями). Известно, что источниками эмоций являются предметы и явления реального мира и окружающая действительность. Отношение (реакция) следователя к ним, вызывает у него положительные или отрицательные эмоции.

Положительные эмоции повышают жизнедеятельность, способствуют стеническим реакциям, трудовому возбуждению, подъему, настрою, внутренней собранности и мобилизации всех психических сил на решение цели и задач, стоящих перед следователем.

Отрицательные эмоции вызывают астенические реакции, угнетающие и понижающие жизнедеятельность, негативно влияющие на настроение, волю и результаты его работы. Они в известном смысле нарушают его психическую деятельность, суживают сознание, расстраивают процессы памяти и внимания, искажают восприятие и мышление, что нередко приводит к ошибкам. Как раз на это и направлены расчеты лиц, противодействующих установлению истины при расследовании уголовных дел, которые пытаются вывести следователя из равновесия, вызвать его на конфликт, спровоцировать скандал, «поймать» на невыполнении или нарушении им закона. Такие люди сознательно идут на это, понимая, что отрицательные эмоции вызывают раздражение, волнения, переживания, нарушение сна, и такому юристу намного труднее выполнять порученную ему следственную работу.

Эмоциональные вспышки, и положительные и отрицательные, в следст-венной работе следователя нежелательны. Их необходимо устранять волевым усилием. Это в свою очередь требует воспитания у следователя самообладания, уравновешенности, спокойствия, хладнокровия, контроля над своим поведением и высказываниями. Тем более, что он обязан постоянно скрывать и подавлять свои эмоции, выглядеть спокойным и ровным. Но с другой стороны, – необходимость этого может отрицательно сказаться на характере следователя, и привести его к известному равнодушию к людям, их судьбам, переживаниям, чувствам.

Следователь и инициативность. Эта черта профессионально необходима следователю. Это обусловлено тем, что его труд индивидуален, занят постоянным поиском доказательств и поэтому высоко интенсивен. Трудовой процесс следователя связан со служебной необходимостью и процессуальной независимостью, постоянным психологическим напряжением и обязанностью принимать ответственные решения. А это требует сильной воли и высоко развитых умственных способностей, и особенно мышления, сознания, памяти, анализа и синтеза. Инициатива следователя держится на ответственном отношении к порученному делу и исключении риска нежелательных последствий. При этом у него должны преобладать системное мышление, рассудок, волевая направленность, аффективный фон в работе, умение владеть собой даже в сложной обстановке.

Разумной инициативе следователя всегда мешает безответственное отношение к порученному делу, трусость, страх, боязнь принятия на себя ответственных решений, неупорядоченная активность или ее имитация, поспешность, неосмотрительность, не предвидение возможных последствий, эмоциональная неустойчивость, вялость восприятия, психическое отчуждение, слабые интеллектуальные способности, низкие профессиональные знания, отсутствие опыта, и конечно, снижение уровня личности.

Следователь и принципиальность. В морально-волевом облике любого человека принципиальность является одной из существенных черт личности. Для следователя это наличие твердых убеждений в своей правоте при расследовании уголовного дела и активное стремление к установлению истины, невзирая на препятствия, противодействия и угрозы. Данное качество помогает ему разрешить внешние конфликты, споры между должным и желаемым, возможным и необходимым, личным и общественным.

В тоже время принципиальность ничего не имеет общего с негативизмом, упрямством, критиканством, оппозицией. Следователь должен понимать, что если он не прав и упорствует, не учитывает мнение руководителей, сослуживцев, экспертов и специалистов или, допустив ошибку, не желает ее признать и исправить, этим только усугубляется положение и совершаются новые, служеб-ные нарушения. Например, получив уголовное дело на доследование, такой следователь прикладывает большие усилия для его опротестования и отмены судебного определения. А ведь подобное поведение свидетельствует не о принципиальности, а о защите чести мундира, карьеризме, эгоистичных интересах, об отсутствии самокритичности и гражданского мужества, недостатке в профессиональном умении, неумении доводить начатое дело до конца и низких морально-волевых качествах.

Следователь и беспристрастность. Как личное качество беспристрастность представляется, прежде всего, тем, что следователь обязан при расследовании правонарушения, уметь находить у подозреваемого или обвиняемого в инкриминируемых им деяниях как отягощающие, так и смягчающие факты, и положительные черты личности. Он обязан судить обо всем объективно и выводы делать в соответствии со своим внутренним убеждением, построенном на доказательствах и строгом соблюдении закона.

Следователь и решительность. Такая черта личности как решительность, предполагает у следователя быстрые решения и действия, основанные на твердых знаниях, профессиональном опыте, точной ориентировке, ускоренном расчете и уверенности в достижении необходимого результата. В психологии различают также противоположную ей качество как решимость, – при которой действия кратковременные, бессистемные, случайные, безрассудные, и не желательные.

Следователь и настойчивость. Стержневым качеством воли следователя является настойчивость, которая выражается в способности длительное время удерживать в сознании определенную цель, мобилизуя все силы для ее выполнения. При этом он всегда находится в постоянной готовности преодолевать препятствия для достижения поставленной цели. Настойчивость тесно связана с моральным обликом следователя и такими чертами характера как организованность и стойкость.

Следователь и подозрительность. Данная черта – одна из возможных и очень опасных видов профессиональной деформации. Эта черта не так уж редко приводит его к тенденциозности и обвинительному уклону расследования, которые пагубно сказываются на объективности, полноте и всесторонности в установление истины. Предубежденный следователь оказывается психологически неспособным выполнить требования закона о собирании доказательств как уличающих, так и оправдывающих, как положительно, так и отрицательно характеризующих обвиняемого. Такой следователь в своих действиях будет явно не объективен и тем более не справедлив.

Следователь и формализм. Одним из негативных качеств, являющейся основной чертой профессиональной деформации, следует признать формальное отношение следователя к своим служебным обязанностям. Его формализм в следственной работе выражается в стойкой привычке действовать по шаблону, бюрократически прикрываясь соответствующим параграфом инструкции или распоряжением начальника. Бездумный формализм – это следствие, прежде всего нравственной слабости, перестраховки, несамостоятельности, отсутствия воли, правовых знаний и профессионального опыта, а то и банальной лени и трусости. За этим кроется нежелание осмыслить ситуацию и найти более необходимое и эффективное или согласительное для данного случая решение. Формализм особенно опасен в следственной деятельности, требующей большой активности, интеллектуального потенциала, порядочности, творческого отношения к делу и других профессиональных качеств.

Следователь и профессиональная деформация. Известно, что следственная работа формирует и укрепляет у многих следователей волевые качества. В тоже время длительное занятие такой деятельностью при наличии властных полномочий, отсутствии контроля, неустойчивой психики, физических и психи-ческих перегрузках, излишней самоуверенности могут в ряде случаев привести его, вначале к служебной, а затем и к профессиональной деформации.

Таким образом, следует придавать большое значение формированию у следователя таких профессиональных черт личности, которые в наибольшей степени соответствуют его должности. Это необходимо для осуществления им своей служебной деятельности и выполнения должностных обязанностей в строгом соответствии с процессуальными нормами при всех обстоятельствах, в необычной или сложной обстановке, даже во время непредвиденных и нестандартных ситуаций. И везде следователь обязан быть высоко эрудированным юристом, волевым и мужественным человеком, не терять никогда ясности ума и достоинства, сдерживать свои чувства и стремления, во всех случаях сохранять верность закону и нравственным принципам, стойко переносить трудности, преодолевать попытки склонить его к действиям, несоответствующим профессиональным убеждениям и жизненной позиции.

 

Контрольные вопросы:

1.В чем заключаются психологические аспекты служебной деятельности следователя?

2.Какие основные психологические особенности способствуют становлению следователя и эффективности проводимой им следственной работе?

3.Какие черты личности необходимы для профессии следователя?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.