Показания потерпевшего являются одним из источников доказательств и занимают самостоятельное место в системе доказательств. Они зависят от многих субъективных и объективных факторов. Знание психологических закономерностей процесса формирования показаний и их особенностей у потерпевшего и изучение мотивации последнего помогает следователю избрать нужные тактические приемы для получения достоверных сведений. Данные о потерпевшем используются не только на допросе, но и при проведении других следственных действий. Они имеют много общих черт со свидетельскими показаниями (однако не могут ни отождествляться с ними, ни рассматриваться как их разновидность), но и также отличаются от свидетельских показаний, как по своему субъекту, так и предмету (содержанию).
В связи с этим показания потерпевшего отличаются от свидетельских и по процессуальной природе: они не только источник доказательств, но и средство защиты его интересов. Доказательственное значение в показаниях потерпевшего, как и свидетеля, имеют только сообщенные ими фактические сведения. Но, кроме того, в них может быть выражено и отношение потерпевшего к совершенному преступлению (это особенно важно по делам так называемого частного и частнопубличного обвинения), и его объяснения тех или иных фактов, выдвигаемых версий, аргументов их обоснований, а также возможность его различных ходатайств (например, о назначение тех или иных экспертиз).
Будущим юристам следует знать и то, что отношение потерпевшего к установлению истины может быть, весьма различным. В одних случаях он заинтересован в раскрытии истины, в других – ему безразлично, будет ли по делу установлена истина, в-третьих – он даже заинтересован в том, чтобы воспрепятствовать раскрытию преступления и изобличению преступника (т.е. установлению истины), и, наконец, в-четвертых, в доказыванию обстоятельств, заведомо не имевших места в действительности, что также является формой воспрепятствования раскрытию истины. Интересы потерпевшего полностью соответствуют задаче установления истины в тех случаях, когда потерпевший заинтересован в раскрытии преступления и изобличении его подлинного виновника. Показаний потерпевшего должны учитываться при исследовании результатов предварительного следствия и судебного разбирательства и оценки их.
Показания потерпевшего – основной источник доказательств. Потерпевший обязательно должен быть допрошен, ибо дача показаний является его гарантированным законным правом как участника уголовного процесса (ст. 42 УПК РФ). В этом случае потерпевшему всегда необходимо разъяснить его права и обеспечить возможность при допросе не только сообщить известные ему сведения, но и изложить возникшие у него версии, дать объяснение относительно тех или иных материалов дела и привести соответствующие аргументы. Потерпевший должен быть допрошен первым о самом преступлении и обязан дать подробные сведения о следующем:
- об обстоятельствах преступного деяния и его существенных признаках (времени, месте, деталях и т.п.);
- об участвовавших в преступлении лицах и роли каждого из них;
- о характере и размере вреда, причиненного преступлением;
- о его взаимоотношениях с обвиняемым.
Потерпевший обычно располагает такими сведениями, и это составляет существенную и характерную черту содержания его показаний. Оценивая показания потерпевшего (как, впрочем, и любого лица), следует отсеять все то, что не имеет значения для дела, а равно сведения, источник которых не может быть указан потерпевшим. Вместе с тем необходимо отделить фактические данные, сообщенные потерпевшим, от его предположений и умозаключений, имея в виду, что доказательствами являются только первые, но для определения направления поисков могут иметь значение и вторые.
Для выяснения обстоятельств уголовного дела одним из главных, а иногда и единственным источником информации являются показания потерпевшего. Поэтому следователю очень важно установить психологический контакт с потерпевшим, учитывая его психическое состояние и индивидуальные особенности, и таким образом обеспечить полноту и точность показаний. Это касается, в основном, таких следственных действий, как допрос, очная ставка, опознание.
Изучение психофизиологических особенностей потерпевшего, силы и подвижности его нервных процессов (т.е. высшей нервной деятельности и темперамента), довольно часто помогает определить возможность совершения потерпевшим тех или иных действий, и в целом – создать реальную картину события. Эти качества необходимо учитывать и при установлении контакта с потерпевшим и при организации следственных действий.
Формирование показаний потерпевшего происходит поэтапно. Обычно выделяют три стадии этого процесса: восприятие, запоминание и воспроизведение. Каждое из них содержит возможность выпадения или искажения необходимой для следователя информации. Последний должен всегда это учитывать, чтобы свести такие пробелы и ошибки к минимуму.
Первая стадия – восприятие. Это чувственный этап познания, отражение потерпевшим в головном мозгу предметов и явлений в совокупности их свойств. При восприятии в максимально адекватных условиях у него создается целостное представление на основе парциальных образов и ощущений.
К ним относятся: а) объективные условия, от которых зависит! физическая возможность восприятия; доступность для восприятия предмета по его свойствам и по отношению к нему потерпевшего; обстоятельства, сопутствующие и предшествующие восприятию; б) субъективные условия, изучениевозможности восприятия, исследование степени чувствительности (ее порога), наличие опыта и знания потерпевшего, определение его состояние в момент преступления (нужно удостовериться, не пьян ли потерпевший, не принимал ли он наркотики или токсические вещества и т. п.).
Восприятие потерпевшего во время деликта приобретает избирательный характер, и он может сосредотачиваться на чем-либо одном, имеющем первостепенное значение. Тогда появляются осмысленность, понимание связей и отношений между объектами. Мышление может регулировать восприятие, но с его действием связаны и отрицательные моменты, привнесение в показания потерпевшего различного рода домыслы, которые восполняют пробелы восприятия.
Наконец, особую роль в этой стадии имеет эмоциональное состояние потерпевшего, которое неизбежно приковывает к преступным действиям его внимание: острые переживания нарушают восприятие, сужают сознание, снижают полноту и точность реального отражения. Последствия стрессовой ситуации могут сказаться и позднее, при расследовании, когда придается большое значение сохранению в памяти воспринятого, то есть запоминанию.
Вторая стадия – запоминание. Оно характеризуется образованием и сохранением (запоминанием) представлений. Представление – сумма образов, воспринятых ранее и в силу основной помехи (времени) в какой-то степени отличающихся от объектов, которые были восприняты. Потерпевший обычно более прочно запоминает обстоятельства преступления, чем просто свидетель, так как им они воспринимаются ярче, острее и больше касаются его интересов. Как известно, полнота и точность показаний во многом зависит от времени, прошедшего с момента преступления. Поэтому потерпевшего рекомендуется допрашивать первым и как можно скорее после событий, о которых он должны рассказать. Но иногда полезно и отложить допрос потерпевшего, чтобы последствия стрессовой ситуации у него несколько ослабли.
Конечно, имеет значение и тип памяти потерпевшего, который может быть образным, логическим и эмоциональным. Следователь, стимулируя потерпевшего к созданию более полной картины события, должен учитывать этот фактор, советуя, в одном случае, вспомнить мысли о воспринятом событии сразу после него, в другом, – переживания и чувства, связанные с событием. В процессе следствия может наблюдаться реминисценция, когда с течением времени событие не сглаживается в памяти потерпевшего, а, наоборот, дополняется новыми деталями. Это происходит и в тех случаях, когда под влиянием аффекта потерпевший сразу после преступления вообще ничего не может о нем вспомнить. Тогда больше пользы приносят повторные допросы.
Третья стадия – воспроизведение. Оно наступает тогда, когда потерпевший воспроизводит сохраненные в памяти обстоятельства и детали преступления. Но это не просто копировать обстановки события, а сложный психический процесс, в котором активно участвуют мышление, эмоции, направленность интересов. С одной стороны, они могут положительно влиять на продуктивность восприятия, а с другой, – стать источником домыслов и ошибок.
В процессе воспроизведения могут проявляться такие особенности как осознание потерпевшим значимости своих показаний, отношения к делу и лицам, которые в нем участвуют, самой обстановкой допроса. Эта стадия также требует применения некоторых более целенаправленных тактических приемов. Целесообразно, например, чтобы потерпевший изложил все, что относится к делу в форме свободного рассказа, причем следователь не должен прерывать его какими - либо вопросами. Обычно, перед началом такого рассказа потерпев-ший осмысливает происшедшее, обдумывает, в какой последовательности изложить обстоятельства происшедшего.
Юристы обязаны помнить, что особенностью, влияющей на показания потерпевшего, может оказаться внушение других лиц (преднамеренное или непреднамеренное). В большей степени это характерно для несовершеннолетних потерпевших, но внушению могут быть подвержены и взрослые. Установлено, что потерпевшие вообще внушаемы больше, чем свидетели, особенно тогда, когда внушаемые сведения соответствуют их интересам. Неполнота и неточность информации потерпевшего также способствуют внушению. Для того чтобы избежать вредного действия внушения, на допросе предусмотрены определенные процессуальные меры, в частности запрещены наводящие вопросы, которые могут подсказать потерпевшему желаемый ответ.
Таким образом, будущие юристы обязаны сделать вывод о том, что на показания потерпевших; влияют их психические и эмоциональные особенности, во многом зависящие и от психологического состояния потерпевших до, во время и после преступления, и от условий производства процессуальных действий (допроса, следственного эксперимента и др.), влияющих на установление истины. Следователю всегда нужно учитывать стадийность показаний потерпевших и психологические особенности, воздействующие в это время на потерпевших (например, не только восприятие, запоминание, воспроизведение, но и внушение, осознание, эмоции и др.).
Контрольные вопросы:
1.Каковы психологические особенности потерпевшего?
2.Как можно исследовать личность потерпевшего?
3.От чего зависит личность потерпевшего?
4.Как провести психологический анализ показаниям потерпевшего?
5.Какие выделяют стадии допроса потерпевших?
6.Какие эмоционально-волевые качества влияют на восприятие потерпевших, запоминание, воспроизведение событий деликта?