В последние годы в криминологических исследованиях уделяется большое внимание роли потерпевшего (жертвы) при расследовании и раскрытии преступления. Важное место в этом имеют виктимологических исследованиях.
Виктимология – это научное направление в криминологии, изучающая личность потерпевшего, его роль в генезисе самого преступления, особенности поведения, межличностных связей и взаимоотношения с преступником, в инкриминируемой ситуации.
Например, ежегодно проводимый Генеральной прокуратурой России анализ убийств показал, что в среднем в момент убийства 65% жертв находилась в нетрезвом состоянии, а более двух третей из них употребляли спиртные напитки и наркотики совместно с убийцами, каждый тринадцатый потерпевший не работал, 10% вели паразитический образ жизни, в 40% случаев поведение потерпевших перед преступлением было аморальным или противоправным, в том числе и в 15% провокационным. Такие особенности личности, времяпровождения и поведения потерпевших могли способствовать увеличению риска совершения в отношении их тяжких противоправных действий.
При исследовании личности потерпевшего применят традиционный (обычный) метод и специальный, разработанные для судебной психологии (В.Л.Васильев, 1991, 1997). Разберем эти методы исследования.
Традиционный метод исследования личности потерпевшего можно условно поделить на две составляющие:
- статическая – она включает пол, возраст, национальность, служебное положение и т.д.; ряд этих формальных признаков необходимо выяснить по непосредственному требованию закона, причем некоторые из них могут прямо влиять на квалификацию преступления (возраст при половых преступлениях, служебное положение при оказании сопротивления и т.д.);
-.динамическая – онаизучает поведение потерпевшего в период, непосредственно предшествовавший событию преступления, и в период самого события преступления, и связь этого поведения с поведением преступника (например, интенсивность нападения в связи с неадекватной обороной, бегство от потерпевшего и т.п.).
К специальным методам исследования личности и поведения потерпевшего следует отнести: анализ следственной и судебной практики и статистики, изучение материалов судебно-психологических и судебно-психиатрических экспертиз, специальной статистики о потерпевших, социально-психологические и судебно-психологические исследования конфликтных ситуаций (психология конфликта).
Уже те небольшие сведения, которые имеются, убеждают, что исследования этих аспектов могут дать весьма интересную информацию для борьбы с преступностью. Так, среди потерпевших по делам об убийствах 85,4% были родственниками или знакомыми убийц; несовершеннолетние в этой группе составляют 6,8%; две трети убитых находились в возрасте от 18 до 40 лет, причем среди убитых – мужчин было 70,1%. Совершенно очевидно, что эти данные требуют более глубокого изучения конфликтной ситуации внутри социальных групп (семьи, коммунальной квартиры, общины в деревне, коллектива на предприятии и т.д.) на стадиях, предшествовавших совершению преступления.
Взаимосвязь и взаимообусловленность личности и отрицательного поведения потерпевшего до преступления и динамику психологического механизма их развития можно в известной мере проследить на примере психологических черт у части потерпевших при убийствах, причинении телесных повреждений и изнасилованиях, совершение которых обвиняемыми провоцировало поведение потерпевших. Доминирующим по устойчивости и значимости в структуре нравственно-психо-логического облика потерпевших были такие качества как агрессивность, деспотизм, неуживчивость, склонность к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ, сексуальная распущенность, склонность к веселому времяпрепровождению, неразборчивость в выборе знакомых, неоправданная обстоятельствами доверчивость. Многие из этих качеств вообще обусловливают совершение различных по характеру преступлений. Рассмотрим это на примере изнасилования.
При изнасиловании психологическое исследование личности потерпевшей (потерпевшего) показало, что решающим для перерастания предпреступного взаимодействия в преступление является видение ситуации преступником. Взаимная «сексуальная прелюдия», в которую женщина включается добровольно и которая объективно возбуждает у мужчины сексуальную реальность, расценивается им как приглашение к половой близости, свидетельствующее о совпадении его желания с желанием предполагаемой партнерши. Здесь очевидна роль безнравственного поведения потерпевшей в генезисе изнасилования. Предшествующее этому ее поведение в виде любовных прелюдий в той или иной степени является провокацией, создавшей необходимые условия для видимого согласия на интимную близость и совершение преступления. Ситуация становится криминальной с момента осознания насильником, что сопротивление потерпевшей действительное, а не притворное. Таков психологический механизм совершения изнасилования.
Следует всегда помнить, что отрицательное с точки зрения нравственности поведение (игривость, манерность, легкомыслие, доступность, опытность в амурных делах и т.п.) и одежда потерпевших (с большим разрезом на груди, юбка значительно выше колен и т.п.) в значительной степени повышает вероятность совершения их насилия. Следующий случай является наглядным примером.
Т., 15 лет, поздно вечером возвращалась из города в спортивный лагерь. Водитель иномарки "Мерседес" предложил ее подвести. Девочка охотно согласилась. По дороге слушали психоделическую музыку, разговаривали, курили, выпили по бокалу шампанского, целовались. В двух километрах от лагеря водитель неожиданно остановил машину, заблокировал центральный замок дверей, связал ей руки. После этого, угрожая ножом, изнасиловал девушку. Затем пригрозил физической расправой в случае ее обращения в милицию, и уехал.. Т. добралась до лагеря пешком, долго плакала, но легла спать. На следующее утро она обо всем рассказала тренеру-женщине, и та уговорила ее обратиться в милицию. Вскоре преступника поймали.
Судебно-психологическое обследование Т. выявило: высокую общительность, завышенную самооценку, самоуверенность и смелость, самостоятельность в решении сложных задач. В ситуации конфликта преобладали внешне обвинительные реакции, стремление без всякой помощи находить рациональ-ные способы его разрешения. На вопросы об обстоятельствах уголовного дела Т. утверждала, что надеялась в случае угрозы (у нее с собой был газовый баллончик, который она держала наготове) самостоятельно справиться с насильником, так как неоднократно попадала в такие ситуации, но все обходилось благополучно.
При сравнении средних сроков лишения свободы, для выше названных групп осужденных, выявилась следующая закономерность: осужденных за убийства и причинение телесных повреждений, спровоцированных потерпевшими, оказался на 1 год лишения свободы меньше, чем срок лишения свободы осужденных за аналогичные преступления, совершенные без провокации потерпевших; более половины осужденных за спровоцированное изнасилование были приговорены к наказанию, являющемуся минимальным пределом санкции статьи или даже ниже низшего предела, а значительная часть остальных – к наказанию, близкому к минимальному пределу санкции.
Таким образом, юристам всегда следует придавать значение личности потерпевшей и психологическому изучению ее возможных поведенческих реакций в той или иной ситуации.