Будущие юристы должны знать, что важнейшим условием формирования личности трудного подростка в большинстве случаев являются искажение нравственного и правового сознания. Это касается толкование долга, совести, стыда, дозволенности, исходя из личного желаний или групповой солидарности, ориентация на получение сиюминутного удовольствия, равнодушие к переживаниям и страданиям родных и других людей, окружающих их или даже желание самоутвердиться, за счет более слабых из них. Законодательные запреты рассматриваются ими как формальные, а то и просто игнорируются, так как противопоставляются ситуационной целесообразности. У них искажено само понимание дозволенного и недозволенного поведения, формируется враждебно-недоверчивое отношение к правоохранительным органам. Среди них распространена убежденность в возможности избежать наказания за содеянное («малолетку не накажут»), что, подражая «крутым» преступникам, а тем более получив их покровительство, можно ничего не боятся.
Формированию трудного подростка способствуют также отрицательные семейные условия его жизнесуществования. Частые ссоры в семье, скандалы родителей, физические наказания подростков, естественно, приводят к разрушению тормозных процессов, к воспитанию у них вспыльчивости, повышенной возбудимости, несдержанности, к уверенности, что агрессией (силой) можно решать возникающие проблемы.
Психологические нарушения не так уж редко встречаются у несовершеннолетних. Чаще всего они следующие: озлобленность, неудовлетворенность, враждебность, страх, недоверие (скепсис), одиночество, равнодушие, черствость, эгоцентризм, эгоизм. Каждое из этих расстройств, соединяясь с неблагоприятными внутренними предпосылками (повышенная возбудимость, грубость, жестокость, лживость, пробелы в умственном развитии, педагогическая запущенность, недостаточность воли и критики и т.д.) создает ту внутреннюю среду, которая способствует проникновению в духовный мир подростка неблагоприятных внешних влияний.
Примером является следующий случай. Мать несовершеннолетнего В-на., работавшая менеджером в ресторане, ежедневно давала сыну «на карманные расходы» значительную сумму денег. Последний играл в карты, покупал вино и сигареты, даже нанял себе и девочку-прислугу, которая готовила ему завтраки, убирала его постель и комнату. В данном случае слепая любовь матери сделала из В-на. развращенного эгоиста. Когда денег матери не стало хватать на удовлетворение растущих потребностей (в это время он пристрастился к игре в казино). В. использовал первую же возможность совершить преступление. В начале это была кража личных вещей из автомобилей, затем разбой на улице. Все закончилось задержанием В-на и арестом во время бандитского нападения на инкассаторов сберегательного банка.
Факторы, «принимающие участие» в формировании трудного подростка следующие:
1.Одинственный ребенок в семье (при прочих равных условиях, он скорее вырастит эгоистом и лентяем, нежели ребенок в многодетной семье).
2.Тепличные условия, создаваемые в семьях, когда детей отстраняют от любой активной деятельности (уборки квартиры, мытья посуды и т.д.), что нередко приводит их к инфантильности и неспособности преодолеть жизненные трудности в критической ситуации.
3.Необычайный объем и рост потребностей, значительно опережающих возможности их удовлетворения. Важное значение для нормального развития подростка имеет установление гармонических отношений между тем, чего он хочет, на что претендует, и тем, на что он фактически способен.
4.Конфликтные ситуации, в которых не так уж редко оказываются несовершеннолетние, их неуживчивость, сверхконкретность, прямолинейность, неправильная самооценка. Препятствием для нормального развития личности несовершеннолетних с завышенной самооценкой является их заниженная требовательность и критичность к себе. И в тоже время подростки с заниженной самооценкой не могут нормально развиваться из-за повышенной самокритичности.
Большой ошибкой образовательных учреждений является то, что под их влиянием ряд несовершеннолетних, обучаясь в старших классах школы и заканчивая ее, ориентируются не на начало трудовой деятельности, а только на обучение в вузе. Некоторые из них, не сдавших вступительные экзамены и не зачисленные в вуз, рассматривают это как трагедию всей своей жизни. Часто уровень притязаний подростков значительно выше их действительного потенциала. И не получив желаемого, многие подростки испытывают чувство неудовлетворенности, у них развивается состояние, которое в психологии называют «фрустрацией».
Многие трудные несовершеннолетние характеризуются различными искажениями в области эмоциональной сферы. Специалисты нередко отмечают у них психологические нарушения невротического происхождения. Планировать и осуществлять индивидуальную воспитательную работу с такими учащимися без психолога недопустимо и бесполезно. А самое главное – нужно детально разобраться в дефектах воспитания несовершеннолетнего, понять, что именно обусловило те или иные особенности его личности, уметь правильно проводить воспитательную работу с ним.
В ряде случаев асоциальные формы поведения подростков связаны с органическим поражением центральной нервной системы (чаще с заболеваниями и травмами головного мозга), явлениями интеллектуальной неполноценности, педагогической запущенности и психопатическими чертами личности. Эти подростки отличаются большей степенью внушаемости, не критичностью поступков, а их влечения принимают нередко извращенный характер (садистский оттенок агрессии, прямолинейное разрешение силой возникшие проблемы и т.д.).
Установлено, что нередко асоциальное поведение несовершеннолетнего взаимообусловлено, в первую очередь, влиянием факторов внешней социальной среды (в особенности микросреды), а также особенностями личности подростка, которые определяют его индивидуальное реагирование на различные жизненные неудачи.
Следственные работники и криминалисты знают, что усилением социальной опасности является организация преступной группы с участием несовершеннолетних, так как многие преступления технически невыполнимы для одного подростка. Кроме того, и это следует всегда помнить, подростки участвуя в действиях группы, смелеют и наглеют, поскольку это одобряется групповым авторитетом.
Криминальную направленность устойчивой асоциальной группы несовершеннолетних во многом определяют следующие качественные показатели:
- участие в группе ранее судимых, ведущих асоциальный образ жизни (последние довольно часто не работают и не учатся, злоупотребляют алкоголем, наркотиками и никотином, увлекаются азартными играми, девочками легкого поведения или нетрадиционными сексуальными отправлениями с лицами одного пола;
- наличие в группе признанного лидера, у которого авторитарный стиль управления, преимущественно криминальной направленности;
- формирование в группе криминальной субкультуры (жаргон, пример для поведения, особые клятвы, ритуал посвящения в сообщество и т.д.);
- распределение ролей и наделение особыми функциями при совершении преступлений, а так же и различного вида поощрений.
Структура преступности несовершеннолетних.
Типичным преступлением для подростков – следует признать его совершение в группе (в «стае»). Статистика установила, что если из всех преступлений по линии уголовного розыска его совершили взрослые в группах в 48% случаев, то несовершеннолетние – в 88%. Для ниххарактерны преступления имущественные, сопряженные с насилием. Например, удельный вес совершенных несовершеннолетними разбоев и грабежей втрое выше, чем в структуре общей преступности; из всех уголовных дел несовершеннолетних на кражи, грабежи и разбои падает 18%, а вместе с убийствами, изнасилованиями, нанесением тяжких телесных повреждений и хулиганством, – 86%.
Специфической особенностью при совершении несовершеннолетними насильственных преступлений (прежде всего, убийств, нанесения тяжких телесных повреждений, хулиганства) – является импульсивная и неадекватная реакция на действия окружающих, которые воспринимаются ими как оскорбление, лежащая в истоках мотивации таких преступлений. Психологическое объяснение этого феномена связано: с недоверием к взрослым, ненормальными отношениями между собой и переносом этих взаимоотношений на других людей, недостатком критических и волевых усилий и гармонического развития в силу пубертатных особенностей и нарушений.
В преступной группе несовершеннолетних всякая субкультура имеет свои ритуалы. Помимо этих атрибутов во многих молодежных группах имеет место стремление казаться старше своих лет и подражать взрослым (например, в умении завязывать случайные знакомства). Большинство опрошенных девушек и юношей заявили, что они охотно знакомятся с представителями другого пола на улице, в трамвае, ведут откровенные разговоры на сексуальные темы с представителями разного пола, демонстрируя осведомленность или бравируя личным опытом (нередко придуманным ими) в области интимных отношений.
К числу психологических особенностей несовершеннолетних относится феномен «генерализации собственного опыта», возведение в ранг ритуала образцов негативного опыта. Многие из опрошенных юношей считают, что если девушка хочет уединиться с парнем, значит, она согласна на интимную близость. В тоже время они не понимают и не учитывают, что психологический механизм сексуального общения, приводящего к изнасилованию, опосредствован глубокими социальными факторами, детерминирующими эти преступления. Обнаружить непосредственные причины изнасилований вне анализа этих психологических механизмов крайне сложно. Так, исследование несовершеннолетних В.Ф.Пирожковым в 1998 году показало, что среди насильников большая доля учащихся, и в частности, семнадцатилетних примерно в 5 раз больше, чем четырнадцатилетних, хулиганов – в 40 раз, убийц — в 10 раз. Специальное исследование, проведенное в 1995 – 1998 г.г. (Г.С.Чавдырова, 2000) показывает, что среди насильников-несовершеннолетних; большинство (75%) воспитывалось в неблагополучных семьях, где имели место систематические пьянки и прием наркотиков взрослых членов семьи, мать часто меняла сожителей, отец был груб и циничен в отношениях с женщинами, братья и сестры рано вступали в половую связь.
Изучение досуговых изнасилований (В.Н.Волков с соавт., 2000) показало, что в 48% случаев преступник и жертва совместно пьянствовали, после чего у последней (последнего) утрачивалась способность ориентироваться в обстановке, тем более оказывать сопротивление; в 10% – преступник знал, что жертва была ранее изнасилована, но никому об этом не сообщила; в 21% – потерпевшая после случайного знакомства давала согласие погулять с пьяным подростком и даже искала с ним уединенное место, что воспринималось будущим насильником как сексуальная стимуляция, хотя никаких реальных эротических поощрений со стороны жертвы не было; в 33% – жертва после случайного знакомства своим собственным поведением провоцировала сексуальное посягательство.
В ряде монографических работ по криминальной мотивации, проблеме неосознаваемого в преступном поведении несовершеннолетних уделено достаточно серьезное внимание. В.Ф.Пирожков (1998 г) описал и классифицировал неосознаваемые мотивы асоциального поведения несовершеннолетних по категориям в зависимости от их природы и происхождения.
Первая категория – свойственна типу несовершеннолетних, характеризующемуся переоценкой значимости собственной личности, агрессивной концепцией окружающей среды, неустойчивостью настроения, склонностью к острым эмоциональным впечатлениям. У таких несовершеннолетних неосознаваемой детерминантой являлась сама психологическая структура личности. Сюда же относятся лица, которые неосознанно избегали социального контроля. Как правило, это несовершеннолетние, ведущие паразитический образ жизни.
Вторую категорию – чаще констатировали у несовершеннолетних с развивающимся комплексом неполноценности, неадекватностью, ущемленностью личности. Все это нередко приводило их к браваде, необдуманным, рискованным поступкам, проявлениям физического насилия, смещению агрессивной реакции на замещающий объект. Все это носило у них гиперкомпенсаторный характер.
Третья категория – была связана с отсроченным во времени действием закрепившихся в детстве по механизму импринтинга («впечатывания») травматического опыта. Унижения, незаслуженно жестокое обращение оставляли свой отпечаток в эмоциональной структуре несовершеннолетнего и при определенных условиях порождали соответствующие формы поведения.
Четвертую категорию – составляли различные психопатологические мотивы, не исключавшие вменяемости несовершеннолетних. В этих случаях у такого субъекта возникали сильнейшее стремление совершить проступок, который сам он расценивал затем как совершенно недопустимый. Такое нарушение влечения проявлялось как в форме безобидного озорства, так и в виде самых жестоких преступлений против личности (хулиганства, телесных повреждений и др.).
Юристы должны знать, что в процессе формирования асоциальных установок у несовершеннолетних за счет многократных повторений происходит:
- во-первых, трансформация потребностей, когда на месте прежних формируются извращенные потребности;
- во-вторых, асоциальные действия закрепляются до уровня неконтролируемого сознанием психического автоматизма, что свидетельствует о возникновении фиксированной установки.
К примеру, установка у несовершеннолетних на употребление никотина, алкоголя, наркотиков и токсических средств, совершение хулиганских действий и т.п., первоначально начинает складываться в неформальных подростковых группах под влиянием потребности в престиже, признании, самоутверждении. И лишь при последующих повторениях закрепление приводит к изменению мотивации, формированию самостоятельных извращенных потребностей в никотине, алкоголе, наркотике, токсических средствах и других негативных проявлениях. Но складываются асоциальные установки непосредственно в подростковом возрасте. Уже к 15 – 16 годам такие лица демонстрируют прочно сложившиеся извращенные потребности.
Примером в качестве иллюстрации, позволяющей объяснить психологические механизмы и путь формирования криминогенно опасной личности несовершеннолетнего, следует привести пример 15-ти летнего Х-ева., совершившего ряд тяжелейших насильственных преступлений против личности, являясь лидером преступной подростковой группы. Достаточно подробное клинико- психологическое изучение личности Х-ева и условий формирования его характера было осуществлено при проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в ГНЦСП им. В.П. Сербского (И.А.Кудрявцев, 1988).
Х-ев, юноша с хорошим интеллектуальным развитием, много читал, легко и успешно учился в школе, до 8-го класса включительно был отличником. Он был способен правильно оценивать свое и чужое поведение, хорошо разбирался в людях, мог полно характеризовать положительные и отрицательные стороны личности своих товарищей, что достаточно редко проявляется у подростков-правонарушителей. Искренне сожалел о содеянном, жертвах своего преступления, готов был нести суровое наказание. В то же время затруднялся объяснить мотивы своего преступления, заявлял, что они совершены во время вспышек неудержимой ярости и гнева. Плохо верит в то, что преодолеет свою жестокость и агрессивность, считает, что это у него от отца.
Жестокость и агрессивность Х-ев проявлялись редкими вспышками в определенных провоцирующих ситуациях, в то время как в обычной жизни ни в семье, ни с товарищами такие вспышки практически не наблюдались. Среди товарищей за свой спокойный нрав, рассудительность, стремление избежать ссор, драк он даже получил кличку «интеллигент». Мать Х-ева лишь однажды была свидетелем приступа его ярости, когда он чуть не разорвал любимую собачку, которая в игре оцарапала ему руку. Подобные приступы ярости, сопровождавшиеся жестокостью и агрессией по отношению к жертвам преступления, удавалось провоцировать другу Х-ева, с которым они совершили особо тяжкие преступления.
При ретроспективном изучении условий семейного воспитания выяснилось, что Х-ев, в раннем детстве воспитывался чрезмерно жестоким и циничным отцом, часто избивавшим мать и брата. Х-ев в детстве был любимцем отца, который задался целью воспитать из сына сверхчеловека, рано выучил его читать, внушал ему мысль о превосходстве, пренебрежении к окружающим, учил жестокости. Начиная с 12 лет Х-ев жил без отца с матерью и, по его словам, осуждал поведение и жизненные принципы отца, но, тем не менее, с горечью отмечал у себя проявление отцовских черт и сомневался в возможности их искоренения.
У Х-ева действительно, как бы вопреки его воле и сознанию, в определенных ситуациях проявлялись чрезмерная жестокость и агрессивность, приводившие его к совершению тяжких преступлений. Однако это не означает, что эти черты и поведение Х-ев унаследовал от отца генетическим путем. Здесь по сути дела речь идет о действии неосознаваемого поведенческого регулятора, фиксированной установки, которая была сформирована в раннем детстве за счет внушающих воздействий отца, а также путем подражания и идентификации с отцом. Сформированную таким образом у Х-ева в раннем детстве фиксированную установку характеризует автоматизм, в отдельных случаях возможный конфликт с сознанием, критикой и волей, а главное ее прочность и устойчивость, что объясняется глубинным физиологическим механизмом, рано и прочно сложившимся негативным динамическим стереотипом.
Юристы должны помнить, что перестройка ранних фиксированных установок оказывается делом весьма сложным, слабо поддающимся традиционным методам воспитания и перевоспитания. Здесь требуется иной подход и арсенал внушающих воспитательных воздействий на неосознаваемые поведенческие регуляторы. Интерес к внушению как воспитательному воздействию, способному эффективно перестраивать отрицательные установки, прежде всего, проявляется в сфере криминологической и пенитенциарной науки и практики. Проблема нейтрализации, блокировки установок асоциального поведения требует в ближайшем будущем своей серьезной проработки не только со стороны психологии и педагогики, но и со стороны юриспруденции, которая должна определить юридически допустимые и обоснованные возможности применения внушающих методов воспитательно-карательного воздействия в уголовно-исполнительной системе.
Немалую роль в перестройке негативных установок могут сыграть методы самовнушения, аутотренинга и др., которые сегодня активно применяются и широко рекомендуются психотерапевтами по снятию состояния тревожности, навязчивости, преодолению различных комплексов, восстановлению нормального эмоционального состояния и психического здоровья человека.
В настоящее время среди несовершеннолетних выделяют четыре типа правонарушителей, для которых общественно опасное действие является:
а) случайным (противоречит общей направленности личности) – 25%;
б) возможным (с учетом общей неустойчивости и личностной направленности группы, но ситуативным с точки зрения повода и ситуации) – 25%;
в) связанный с общей отрицательной ориентацией личности (обусловливающей выбор среды, времяпрепровождения и непосредственного варианта действия при наличии подстрекательства или преступного поведения и т.п.) – 30%;
г) преступной установкой личности (включающей активный поиск, организацию повода и ситуации для преступных деяний, устойчивой системы асоциальных оценок и отношений) – 20%.
Предложенная В.Ф.Пирожковым (1998) типология не только фиксирует основные варианты возможной направленности личности несовершеннолетних правонарушителей, но и отражает процесс постоянного формирования у них социально-негативных черт, переход от единичных деформаций к их логической последовательности при асоциальном поведении.
Таким образом, следователи обязаны учитывать то, что криминальная психология у несовершеннолетних раскрывает механизм формирования негативных установок с учетом действия объективных и субъективных факторов. В качестве последних, с одной стороны, выступают внешние условия, предоставляемые ближайшим окружением и ситуацией, а с другой стороны, индивидуальные и групповые потребности, которые на первой стадии преступного поведения не всегда носят асоциальный характер. Так называемая трудновоспитуемость несовершеннолетних, а затем и их криминогенность, возникают в результате взаимодействия неблагоприятных внешних условий с определенными биологическими пробелами или искажениями (в воспитании) в психике самого несовершеннолетнего. И только в борьбе с неблагоприятными условиями формируются положительные качества у таких лиц и профилактические возможности предупреждения не так уж не редко совершаемых ими правонарушений.