Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Несовершеннолетние и криминал



 

Будущие юристы должны знать, что важнейшим условием формирования личности трудного подростка в большинстве случаев являются искажение нравственного и правового сознания. Это касается толкование долга, совести, стыда, дозволенности, исходя из личного желаний или групповой солидарности, ориентация на получение сиюминутного удовольствия, равнодушие к переживаниям и страданиям родных и других людей, окружающих их или даже желание самоутвердиться, за счет более слабых из них. Законодательные запреты рассматриваются ими как формальные, а то и просто игнорируются, так как противопоставляются ситуационной целесообразности. У них искажено само понимание дозволенного и недозволенного поведения, формируется враждебно-недоверчивое отношение к правоохранительным органам. Среди них распространена убежденность в возможности избежать наказания за содеянное («малолетку не накажут»), что, подражая «крутым» преступникам, а тем более получив их покровительство, можно ничего не боятся.

Формированию трудного подростка способствуют также отрицательные семейные условия его жизнесуществования. Частые ссоры в семье, скандалы родителей, физические наказания подростков, естественно, приводят к разрушению тормозных процессов, к воспитанию у них вспыльчивости, повышенной возбудимости, несдержанности, к уверенности, что агрессией (силой) можно решать возникающие проблемы.

Психологические нарушения не так уж редко встречаются у несовершеннолетних. Чаще всего они следующие: озлобленность, неудовлетворенность, враждебность, страх, недоверие (скепсис), одиночество, равнодушие, черствость, эгоцентризм, эгоизм. Каждое из этих расстройств, соединяясь с неблагоприятными внутренними предпосылками (повышенная возбудимость, грубость, жестокость, лживость, пробелы в умственном развитии, педагогическая запущенность, недостаточность воли и критики и т.д.) создает ту внутреннюю среду, которая способствует проникновению в духовный мир подростка неблагоприятных внешних влияний.

Примером является следующий случай. Мать несовершеннолетнего В-на., работавшая менеджером в ресторане, ежедневно давала сыну «на карманные расходы» значительную сумму денег. Последний играл в карты, покупал вино и сигареты, даже нанял себе и девочку-прислугу, которая готовила ему завтраки, убирала его постель и комнату. В данном случае слепая любовь матери сделала из В-на. развращенного эгоиста. Когда денег матери не стало хватать на удовлетворение растущих потребностей (в это время он пристрастился к игре в казино). В. использовал первую же возможность совершить преступление. В начале это была кража личных вещей из автомобилей, затем разбой на улице. Все закончилось задержанием В-на и арестом во время бандитского нападения на инкассаторов сберегательного банка.

Факторы, «принимающие участие» в формировании трудного подростка следующие:

1.Одинственный ребенок в семье (при прочих равных условиях, он скорее вырастит эгоистом и лентяем, нежели ребенок в многодетной семье).

2.Тепличные условия, создаваемые в семьях, когда детей отстраняют от любой активной деятельности (уборки квартиры, мытья посуды и т.д.), что нередко приводит их к инфантильности и неспособности преодолеть жизненные трудности в критической ситуации.

3.Необычайный объем и рост потребностей, значительно опережающих возможности их удовлетворения. Важное значение для нормального развития подростка имеет установление гармонических отношений между тем, чего он хочет, на что претендует, и тем, на что он фактически способен.

4.Конфликтные ситуации, в которых не так уж редко оказываются несовершеннолетние, их неуживчивость, сверхконкретность, прямолинейность, неправильная самооценка. Препятствием для нормального развития личности несовершеннолетних с завышенной самооценкой является их заниженная требовательность и критичность к себе. И в тоже время подростки с заниженной самооценкой не могут нормально развиваться из-за повышенной самокритичности.

Большой ошибкой образовательных учреждений является то, что под их влиянием ряд несовершеннолетних, обучаясь в старших классах школы и заканчивая ее, ориентируются не на начало трудовой деятельности, а только на обучение в вузе. Некоторые из них, не сдавших вступительные экзамены и не зачисленные в вуз, рассматривают это как трагедию всей своей жизни. Часто уровень притязаний подростков значительно выше их действительного потенциала. И не получив желаемого, многие подростки испытывают чувство неудовлетворенности, у них развивается состояние, которое в психологии называют «фрустрацией».

Многие трудные несовершеннолетние характеризуются различными искажениями в области эмоциональной сферы. Специалисты нередко отмечают у них психологические нарушения невротического происхождения. Планировать и осуществлять индивидуальную воспитательную работу с такими учащимися без психолога недопустимо и бесполезно. А самое главное – нужно детально разобраться в дефектах воспитания несовершеннолетнего, понять, что именно обусловило те или иные особенности его личности, уметь правильно проводить воспитательную работу с ним.

В ряде случаев асоциальные формы поведения подростков связаны с органическим поражением центральной нервной системы (чаще с заболеваниями и травмами головного мозга), явлениями интеллектуальной неполноценности, педагогической запущенности и психопатическими чертами личности. Эти подростки отличаются большей степенью внушаемости, не критичностью поступков, а их влечения принимают нередко извращенный характер (садистский оттенок агрессии, прямолинейное разрешение силой возникшие проблемы и т.д.).

Установлено, что нередко асоциальное поведение несовершеннолетнего взаимообусловлено, в первую очередь, влиянием факторов внешней социальной среды (в особенности микросреды), а также особенностями личности подростка, которые определяют его индивидуальное реагирование на различные жизненные неудачи.

Следственные работники и криминалисты знают, что усилением социальной опасности является организация преступной группы с участием несовершеннолетних, так как многие преступления технически невыполнимы для одного подростка. Кроме того, и это следует всегда помнить, подростки участвуя в действиях группы, смелеют и наглеют, поскольку это одобряется групповым авторитетом.

Криминальную направленность устойчивой асоциальной группы несовершеннолетних во многом определяют следующие качественные показатели:

- участие в группе ранее судимых, ведущих асоциальный образ жизни (последние довольно часто не работают и не учатся, злоупотребляют алкоголем, наркотиками и никотином, увлекаются азартными играми, девочками легкого поведения или нетрадиционными сексуальными отправлениями с лицами одного пола;

- наличие в группе признанного лидера, у которого авторитарный стиль управления, преимущественно криминальной направленности;

- формирование в группе криминальной субкультуры (жаргон, пример для поведения, особые клятвы, ритуал посвящения в сообщество и т.д.);

- распределение ролей и наделение особыми функциями при совершении преступлений, а так же и различного вида поощрений.

Структура преступности несовершеннолетних.

Типичным преступлением для подростков – следует признать его совершение в группе (в «стае»). Статистика установила, что если из всех преступлений по линии уголовного розыска его совершили взрослые в группах в 48% случаев, то несовершеннолетние – в 88%. Для ниххарактерны преступления имущественные, сопряженные с насилием. Например, удельный вес совершенных несовершеннолетними разбоев и грабежей втрое выше, чем в структуре общей преступности; из всех уголовных дел несовершеннолетних на кражи, грабежи и разбои падает 18%, а вместе с убийствами, изнасилованиями, нанесением тяжких телесных повреждений и хулиганством, – 86%.

Специфической особенностью при совершении несовершеннолетними насильственных преступлений (прежде всего, убийств, нанесения тяжких телесных повреждений, хулиганства) – является импульсивная и неадекватная реакция на действия окружающих, которые воспринимаются ими как оскорбление, лежащая в истоках мотивации таких преступлений. Психологическое объяснение этого феномена связано: с недоверием к взрослым, ненормальными отношениями между собой и переносом этих взаимоотношений на других людей, недостатком критических и волевых усилий и гармонического развития в силу пубертатных особенностей и нарушений.

В преступной группе несовершеннолетних всякая субкультура имеет свои ритуалы. Помимо этих атрибутов во многих молодежных группах имеет место стремление казаться старше своих лет и подражать взрослым (например, в умении завязывать случайные знакомства). Большинство опрошенных девушек и юношей заявили, что они охотно знакомятся с представителями другого пола на улице, в трамвае, ведут откровенные разговоры на сексуальные темы с представителями разного пола, демонстрируя осведомленность или бравируя личным опытом (нередко придуманным ими) в области интимных отношений.

К числу психологических особенностей несовершеннолетних относится феномен «генерализации собственного опыта», возведение в ранг ритуала образцов негативного опыта. Многие из опрошенных юношей считают, что если девушка хочет уединиться с парнем, значит, она согласна на интимную близость. В тоже время они не понимают и не учитывают, что психологический механизм сексуального общения, приводящего к изнасилованию, опосредствован глубокими социальными факторами, детерминирующими эти преступления. Обнаружить непосредственные причины изнасилований вне анализа этих психологических механизмов крайне сложно. Так, исследование несовершеннолетних В.Ф.Пирожковым в 1998 году показало, что среди насильников большая доля учащихся, и в частности, семнадцатилетних примерно в 5 раз больше, чем четырнадцатилетних, хулиганов – в 40 раз, убийц — в 10 раз. Специальное исследование, проведенное в 1995 – 1998 г.г. (Г.С.Чавдырова, 2000) показывает, что среди насильников-несовершеннолетних; большинство (75%) воспитывалось в неблагополучных семьях, где имели место систематические пьянки и прием наркотиков взрослых членов семьи, мать часто меняла сожителей, отец был груб и циничен в отношениях с женщинами, братья и сестры рано вступали в половую связь.

Изучение досуговых изнасилований (В.Н.Волков с соавт., 2000) показало, что в 48% случаев преступник и жертва совместно пьянствовали, после чего у последней (последнего) утрачивалась способность ориентироваться в обстановке, тем более оказывать сопротивление; в 10% – преступник знал, что жертва была ранее изнасилована, но никому об этом не сообщила; в 21% – потерпевшая после случайного знакомства давала согласие погулять с пьяным подростком и даже искала с ним уединенное место, что воспринималось будущим насильником как сексуальная стимуляция, хотя никаких реальных эротических поощрений со стороны жертвы не было; в 33% – жертва после случайного знакомства своим собственным поведением провоцировала сексуальное посягательство.

В ряде монографических работ по криминальной мотивации, проблеме неосознаваемого в преступном поведении несовершеннолетних уделено достаточно серьезное внимание. В.Ф.Пирожков (1998 г) описал и классифицировал неосознаваемые мотивы асоциального поведения несовершеннолетних по категориям в зависимости от их природы и происхождения.

Первая категория – свойственна типу несовершеннолетних, характеризующемуся переоценкой значимости собственной личности, агрессивной концепцией окружающей среды, неустойчивостью настроения, склонностью к острым эмоциональным впечатлениям. У таких несовершеннолетних неосознаваемой детерминантой являлась сама психологическая структура личности. Сюда же относятся лица, которые неосознанно избегали социального контроля. Как правило, это несовершеннолетние, ведущие паразитический образ жизни.

Вторую категорию – чаще констатировали у несовершеннолетних с развивающимся комплексом неполноценности, неадекватностью, ущемленностью личности. Все это нередко приводило их к браваде, необдуманным, рискованным поступкам, проявлениям физического насилия, смещению агрессивной реакции на замещающий объект. Все это носило у них гиперкомпенсаторный характер.

Третья категория – была связана с отсроченным во времени действием закрепившихся в детстве по механизму импринтинга («впечатывания») травматического опыта. Унижения, незаслуженно жестокое обращение оставляли свой отпечаток в эмоциональной структуре несовершеннолетнего и при определенных условиях порождали соответствующие формы поведения.

Четвертую категорию – составляли различные психопатологические мотивы, не исключавшие вменяемости несовершеннолетних. В этих случаях у такого субъекта возникали сильнейшее стремление совершить проступок, который сам он расценивал затем как совершенно недопустимый. Такое нарушение влечения проявлялось как в форме безобидного озорства, так и в виде самых жестоких преступлений против личности (хулиганства, телесных повреждений и др.).

Юристы должны знать, что в процессе формирования асоциальных установок у несовершеннолетних за счет многократных повторений происходит:

- во-первых, трансформация потребностей, когда на месте прежних формируются извращенные потребности;

- во-вторых, асоциальные действия закрепляются до уровня неконтролируемого сознанием психического автоматизма, что свидетельствует о возникновении фиксированной установки.

К примеру, установка у несовершеннолетних на употребление никотина, алкоголя, наркотиков и токсических средств, совершение хулиганских действий и т.п., первоначально начинает складываться в неформальных подростковых группах под влиянием потребности в престиже, признании, самоутверждении. И лишь при последующих повторениях закрепление приводит к изменению мотивации, формированию самостоятельных извращенных потребностей в никотине, алкоголе, наркотике, токсических средствах и других негативных проявлениях. Но складываются асоциальные установки непосредственно в подростковом возрасте. Уже к 15 – 16 годам такие лица демонстрируют прочно сложившиеся извращенные потребности.

Примером в качестве иллюстрации, позволяющей объяснить психологические механизмы и путь формирования криминогенно опасной личности несовершеннолетнего, следует привести пример 15-ти летнего Х-ева., совершившего ряд тяжелейших насильственных преступлений против личности, являясь лидером преступной подростковой группы. Достаточно подробное клинико- психологическое изучение личности Х-ева и условий формирования его характера было осуществлено при проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в ГНЦСП им. В.П. Сербского (И.А.Кудрявцев, 1988).

Х-ев, юноша с хорошим интеллектуальным развитием, много читал, легко и успешно учился в школе, до 8-го класса включительно был отличником. Он был способен правильно оценивать свое и чужое поведение, хорошо разбирался в людях, мог полно характеризовать положительные и отрицательные стороны личности своих товарищей, что достаточно редко проявляется у подростков-правонарушителей. Искренне сожалел о содеянном, жертвах своего преступления, готов был нести суровое наказание. В то же время затруднялся объяснить мотивы своего преступления, заявлял, что они совершены во время вспышек неудержимой ярости и гнева. Плохо верит в то, что преодолеет свою жестокость и агрессивность, считает, что это у него от отца.

Жестокость и агрессивность Х-ев проявлялись редкими вспышками в определенных провоцирующих ситуациях, в то время как в обычной жизни ни в семье, ни с товарищами такие вспышки практически не наблюдались. Среди товарищей за свой спокойный нрав, рассудительность, стремление избежать ссор, драк он даже получил кличку «интеллигент». Мать Х-ева лишь однажды была свидетелем приступа его ярости, когда он чуть не разорвал любимую собачку, которая в игре оцарапала ему руку. Подобные приступы ярости, сопровождавшиеся жестокостью и агрессией по отношению к жертвам преступления, удавалось провоцировать другу Х-ева, с которым они совершили особо тяжкие преступления.

При ретроспективном изучении условий семейного воспитания выяснилось, что Х-ев, в раннем детстве воспитывался чрезмерно жестоким и циничным отцом, часто избивавшим мать и брата. Х-ев в детстве был любимцем отца, который задался целью воспитать из сына сверхчеловека, рано выучил его читать, внушал ему мысль о превосходстве, пренебрежении к окружающим, учил жестокости. Начиная с 12 лет Х-ев жил без отца с матерью и, по его словам, осуждал поведение и жизненные принципы отца, но, тем не менее, с горечью отмечал у себя проявление отцовских черт и сомневался в возможности их искоренения.

У Х-ева действительно, как бы вопреки его воле и сознанию, в определенных ситуациях проявлялись чрезмерная жестокость и агрессивность, приводившие его к совершению тяжких преступлений. Однако это не означает, что эти черты и поведение Х-ев унаследовал от отца генетическим путем. Здесь по сути дела речь идет о действии неосознаваемого поведенческого регулятора, фиксированной установки, которая была сформирована в раннем детстве за счет внушающих воздействий отца, а также путем подражания и идентификации с отцом. Сформированную таким образом у Х-ева в раннем детстве фиксированную установку характеризует автоматизм, в отдельных случаях возможный конфликт с сознанием, критикой и волей, а главное ее прочность и устойчивость, что объясняется глубинным физиологическим механизмом, рано и прочно сложившимся негативным динамическим стереотипом.

Юристы должны помнить, что перестройка ранних фиксированных установок оказывается делом весьма сложным, слабо поддающимся традиционным методам воспитания и перевоспитания. Здесь требуется иной подход и арсенал внушающих воспитательных воздействий на неосознаваемые поведенческие регуляторы. Интерес к внушению как воспитательному воздействию, способному эффективно перестраивать отрицательные установки, прежде всего, проявляется в сфере криминологической и пенитенциарной науки и практики. Проблема нейтрализации, блокировки установок асоциального поведения требует в ближайшем будущем своей серьезной проработки не только со стороны психологии и педагогики, но и со стороны юриспруденции, которая должна определить юридически допустимые и обоснованные возможности применения внушающих методов воспитательно-карательного воздействия в уголовно-исполнительной системе.

Немалую роль в перестройке негативных установок могут сыграть методы самовнушения, аутотренинга и др., которые сегодня активно применяются и широко рекомендуются психотерапевтами по снятию состояния тревожности, навязчивости, преодолению различных комплексов, восстановлению нормального эмоционального состояния и психического здоровья человека.

В настоящее время среди несовершеннолетних выделяют четыре типа правонарушителей, для которых общественно опасное действие является:

а) случайным (противоречит общей направленности личности) – 25%;

б) возможным (с учетом общей неустойчивости и личностной направленности группы, но ситуативным с точки зрения повода и ситуации) – 25%;

в) связанный с общей отрицательной ориентацией личности (обусловливающей выбор среды, времяпрепровождения и непосредственного варианта действия при наличии подстрекательства или преступного поведения и т.п.) – 30%;

г) преступной установкой личности (включающей активный поиск, организацию повода и ситуации для преступных деяний, устойчивой системы асоциальных оценок и отношений) – 20%.

Предложенная В.Ф.Пирожковым (1998) типология не только фиксирует основные варианты возможной направленности личности несовершеннолетних правонарушителей, но и отражает процесс постоянного формирования у них социально-негативных черт, переход от единичных деформаций к их логической последовательности при асоциальном поведении.

Таким образом, следователи обязаны учитывать то, что криминальная психология у несовершеннолетних раскрывает механизм формирования негативных установок с учетом действия объективных и субъективных факторов. В качестве последних, с одной стороны, выступают внешние условия, предоставляемые ближайшим окружением и ситуацией, а с другой стороны, индивидуальные и групповые потребности, которые на первой стадии преступного поведения не всегда носят асоциальный характер. Так называемая трудновоспитуемость несовершеннолетних, а затем и их криминогенность, возникают в результате взаимодействия неблагоприятных внешних условий с определенными биологическими пробелами или искажениями (в воспитании) в психике самого несовершеннолетнего. И только в борьбе с неблагоприятными условиями формируются положительные качества у таких лиц и профилактические возможности предупреждения не так уж не редко совершаемых ими правонарушений.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.