Припроведении судебно-психологической экспертизы учитывают у подэкспертного, прежде всего, следующие показатели:
- отношение к совершенному деянию;
- степень осознания им содеянного;
- наличие психологического стресса;
- особенности проявлений психологической защиты личности.
Именно последний признак можно рассматривать как защитную реакцию на стрессовые ситуации с целью смягчения неудачи, устранения тревожности и психических травм.
В настоящее время не так уж редко следователь (судья, адвокат), в своей практике хотели бы знать возможность и реальность выполнения тех или иных поведенческих реакций в различных жизненных условиях или криминальных ситуациях обвиняемого (потерпевшего, свидетеля). Юристы должны знать, что определенную помощь в этом ему может оказать судебный психолог с помощью целого ряда психологических методов.
При проведении судебно-психологической экспертизы применяют (в зависимости от цели исследования) следующие психодиагностические методы или их комбинацию: наблюдение, беседы, биографический, изучение материалов уголовного (гражданского) дела, экспериментальный, тестирование, инструментальные личностные методики, методики изучения особенностей отдельных сфер психической деятельности, метод психоанализа и др. Рассмотрим наиболее употребляемые из них в судебно-психологической практике, и ранее не разобранные подробно (в главе первой).
1.Метод наблюдения – позволяющий изучать поведение подэкспертного в естественных условиях (в процессе трудовой деятельности, семьи, отдыха, общения, учебы, занятий спорта и т.д.). Но этот метод носит эпизодический характер и проводится в системе оценки познавательных процессов при какой-либо деятельности и общении. Для подтверждения фактов наблюдения пользуются свидетельскими показаниями очевидцев или характеристиками с места учебы и работы (т.е. анализируются данные окружения наблюдаемого лица).
2.Метод беседы (вопросно-ответный метод) – один из общих и основных методов психологической науки, предусматривающий прямое или косвенное получение устных сведений путем речевого общения с испытуемым о его деятельности, в которых объективизируется свойственные ему психические явления, выясняется отношение подэкспертного к различным сторонам жизни и проблемам, морально-нравственным принципам, нормам поведения в обычных и конфликтных ситуациях, и т.д. Но для проведения беседы и инициативы в ней необходима соответствующая подготовка, знакомство с материалами дела, составление план и вопросов. Виды бесед: интервью, вопросник, анкета.
3.Метод биографический (метод педагогической психологии) – включающий описание жизни подэкспертного, его заболеваний, вредных привычек и т.д.
4.Метод изучения уголовного (гражданского) дела и материалов (документов) – характеризующий психическое состояние и поведенческие особенности подэкспертного до, во время и после деликта. Сюда же входит психолинг-вистический метод (оценка почерка, восприятия, памяти, навыков мышления, словарного запаса, содержательной стороны, грамотности изложения, уровень развития личности и, в целом, интеллекта).
5.Метод естественного эксперимента – может быть проведен в рамках его следственного аналога для того, чтобы восстановить картину преступления. По поведению подэкспертного можно получить дополнительные сведения о личности преступника .
6.Метод лабораторный эксперимент – позволяющий объективизировать наблюдение психолога. В отечественной практике это, в том числе, и проведение исследований, относимых к полиграфу-детектору лжи, в которых регистрируются вегетативные изменения в пределах кожно-гальванической реакции, электроэнцефалограммы, электрокардиограммы и других, на эмоционально значимые для испытуемого стимулы (раздражители).
7.Метод тестирования – использующий специально разработанные задания в виде тестов для оценки познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия и т.д.), эмоционально-волевой сферы (чувства, воли и т.д.), личностных качеств, возможности поведенческих реакций подэкспертного.
Психологические тесты, используемые при экспертизе. Они используются в психодиагностикедля стандартизованного измерения индивидуальных различий с помощью стандартных вопросов и задач, имеющих определенную шкалу значений, как правило, в комбинации с другими методами. Из множества тестов в практике используются в основном три группы: интеллектуальные, личностные и проективные. Выбор методик судебно-психологического обследования зависит от конкретной цели и задач, поставленных перед экспертом, и от объекта исследования. Рассмотрим их
Интеллектуальные тесты – эти тесты служат для оценки уровня интеллекта, образования, продуктивности ума. Причем могут использоваться как тес-ты общего интеллекта, так и специального (выявляющие различные уровни и виды интеллекта). В интеллектуальные тесты включают тесты на внимание, память и их разновидности. Измерить можно и объем памяти, и ее пластичность и скорость реакции.
Популярен у судебных психологов так называемый ориентировочный тест, в котором из 50-ти логико-математических задач, испытуемые выявляют отсутствующий элемент.
Личностные тесты – данные тесты описывают поведенческие особенности человека, его социальные навыки, способность к адаптации и т.п. Эти тесты могут выявить яркость того или иного качества (черту, свойство) характера, соотносимость испытуемого к тому или иному типу.
Примером психологического исследования взрослых может служить предложенный еще в 1941 году американскими клиническими психологами С.Хатэуэем иДж.Маккинли – «Миннесотский многомерный личностный опросник» (ММРI) и его отечественные модификации (Ф.Б.Березин, М.П.Мирош-ников, Р.В.Рожанец; Л.Н.Собчик) – методика многостороннего исследования личности (ММИЛ, СМОЛ). В судебно-психологической практике чаще используют ММРI. Рассмотрим его.
Тест ММРI – предназначен для оценки психического состояния и характерологических особенностей личности взрослых. Тест содержит 550 утвер-ждений, затрагивающих состояние соматической и неврологической сфер, психологические характеристики и психопатологические нарушения, каждое из которых испытуемый должен оценить по отношению к себе как верное или неверное (да или нет). Тест ММРI состоит из 13 шкал, из которых три – являются оценочными (шкалы лжи, аггравации и симуляции, неадекватной самооценки), восемь – клинических (ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, паранойяльности, психастении, шизоидности, гипомании) и две – психологические (мужественности – женственности, социальной интроверсии). Тест эффективен при экспертной оценке индивидуально – психологических особенностей обвиняемых, свидетелей, потерпевших, начиная с 16-ти лет.
Примером психологического исследования несовершеннолетних (подростков) может служить, предложенный А.Е.Личко и Н.Я.Ивановым (1977) «Патохарактерологический диагностический опросник» (ПДО).
Тест ПДО – показан для определения в подростковом возрасте (14-18 лет) типов характера при различных акцентуациях, формирующейся психопатии, психопатических развития, психопатоподобных нарушениях. ПДО включает 25 таблиц-наборов («самочувствие», «настроение», «отношение к родителям» и т.д.). В каждом наборе – от 10 до 19 предлагаемых ответов, которые предлагается выбрать испытуемому наиболее подходящие или неподходящие ответы. Опросник содержит две оценочные шкалы («объективной» и «субъективной» оценки), позволяющих диагностировать самооценку испытуемых, откровенность, диссимулятивные тенденции, соотнесенные с объективной характеристикой. С помощью теста ПДО диагностируют 11 основных типов акцентуаций характера и психопатий: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный, различные варианты смешанных типов. Кроме того, ПДО позволяет оценить такие показатели, как склонность к алкоголизации (наркотизации, токсикомании), делинквентному поведению, эмансипации, маскулинизации, феминизации в системе межличностных отношений. Тест используется при экспертизе несовершеннолетних обвиняемых, свидетелей, потерпевших.
Есть комплексные тесты, описывающие личность в целом, и тесты на определенное качество (умение быстро принимать решение, уровень самоконтроля, мотивов, ценностных ориентаций, степень агрессивности и др.).
Выделяют также тесты по определению межличностных отношений. Они выявляют задатки лидера, стиль ведущего, возможности общения, умение находить компромиссы, желание помочь другим. Им обычно уделяют особое внимание, так как с конфликтов и ссор начинаются большинство насильственных преступлений.
Проективные тесты – с их помощьюмогут быть установлены особенности психического состояния подэкспертных в будущем, характерологические и психопатологические черты личности, устойчивость к аффектогенным раздрожителям, привычные способы разрешения конфликтных ситуаций, внушаемость, склонность к патологическому фантазированию, значимые переживания, ведущие мотивы поведения.
Проективные методики представляют собой экспериментальное исследование тех особенностей нарушения личности возможных в будущем, которые наименее доступны непосредственному опросу или наблюдению. Примером могут служить «Тематический апперцептивный тест» (ТАТ), предложенный в 1935 году Г.Мюрреем и К.Морганом, «тест Роршаха»(1941) и «тест Розенцвейга»(1921).Рассмотрим их.
Тест ТАТ – позволяет оценить интеллектуальные возможности, нарушения восприятия и мышления, повышенную агрессивность, депрессивные переживания и выявить суицидальные намерения в будущем. В этом случае испытуемому предлагается по подобранным 20 картинкам составить рассказ, в котором предполагается, наделение персонажей своими мыслями, переживаниями, чувствами, прошлым опытом, потребностями, конфликтами, мотивами, интересами, установками на настоящее и будущее.
Тест Г.Роршаха – метод «чернильных пятен», является наиболее известным и широко распространенным проективным исследованием личности. Он применяется при изучении расстройств поведения, для оценки аффективности, характера социальных контактов и т.д. Материал теста состоит из 10 таблиц с 5 полихромными и 5 одноцветными изображениями симметричных пятен. Таблицы предъявляются в определенной последовательности. По анализу специальных показателей приходят к заключению и выводам о психическом состоянии испытуемого и о возможном характере его действий в будущем.
Тест С.Розенцвейга – также полезен при проективном исследовании личностных особенностей с акцентом на определение фрустрационной устойчивости (т.е. способности приспосабливаться к стрессовой ситуации). Он состоит в том, что испытуемому показывают фрустрационные рисунки и по его ответам судят о способности к нивелированию конфликтной ситуации, потребности в этом, порицанию либо способности к самозащите.
Виртуальный тест относится также к данной группе тестов, при котором испытуемому предлагается произвольно пофантазировать (например, нарисовать и описать несуществующее животное, неопознанный летающий предмет типа НЛО) или закончить начатое предложение. При этом выявляется преобладающая склонность испытуемого к виртуальности (фантазии).
Итак, учитывая широту и многоплановость задач эксперта-психолога, необходимо не одномоментное исследование личности подэкспертного, а изучение процесса развития, анализ многообразия ее проявлений в различных условиях с разных сторон, с применением многих методик или их комбинации. Но всегда следует помнить, что ни один из психологических методов не гарантирует получение абсолютно достоверных данных о личности, и метод психологического тестирования все-таки играет вспомогательную роль.
Важной стороной продуктивного исследования личности является комбинирование данных стандартного и нестандартного исследований, сочетание экспериментальных и неэкспериментальных методов изучения. В тоже время следует подчеркнуть, что:
во-первых, эксперимент в отношении к человеку ограничивается этическими соображениями, не позволяющими с ним широко экспериментировать;
во-вторых, нельзя не отметить, что эксперимент регистрирует лишь поперечник психики или личности в текущий момент ее жизни, конкретно при обследовании;
в третьих, реакция личности в настоящем обусловлены историей его психического развития в прошлом и ее перспективой на будущее.
Самооценки личности – при анализе индивидуально-психологических особенностей на этапе предварительного следствия играет также важное значение.
Как известно, самооценкой называется сложное психологическое образование, которое включает много разнородных элементов, относящихся к представлениям человека о своем «Я», о своих физических качествах, умениях, способностях, положении в группе и т.д. Опираясь на самооценку, человек прогнозирует свои возможности, оценивает их как значительные и незначительные; в результате его мотивация в конкретной ситуации может быть сильной или слабой. Неадекватность самооценки по-разному влияет на поведение человека. Люди с заниженной самооценкой приписывают себе более низкие возможности, недооценивают свою полезность. Это приводит к ограничению активности, понижению инициативы, особенно в тех случаях, когда ситуация предъявляет повышенные требования к его способностям и умениям. Недостаточная уверенность в своих силах является одной из главных предпосылок появления психической напряженности.
Люди с завышенной самооценке человек часто некритичен к себе, берутся за решение задач, которые явно превышают их возможности.
В судебно-психологической практике существует много подходов к диагностированию самооценки личности. Большой популярностью среди психологов пользуются специально составленные опросники для описания и оценки человеком самого себя. Однако при проведении экспертизы недостаточно оценивать личность только на основе самооценочных методов. В экспертном исследовании специфическое поведение подэкспертного можно предсказать более точно, изучая взаимодействие индивидуальных особенностей личности и особенностей ситуации. Кроме того, для изучения личности в целом необходим широкий комплекс взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов. При использовании опросников необходимо учитывать такие факторы, как степень искренности подэкспертного, беспокойство и даже страх в процессе следствия и проведения экспертиз, потребность в одобрении, а также естественная защита своего «Я».
Следует учесть и то, что отношение испытуемого к обследованию может определяться установочным поведением в связи с его заинтересованностью в результатах исследования. Исследование личности с помощью опросников способствует выявлению некоторых структурных характеристик личности, но предсказание поведения подэкспертного без применения биографического метода и метода учета ситуационных факторов является грубой методологической ошибкой. Эксперт-психолог в своем исследовании сопоставляет выявленные в эксперименте индивидуально-психологические особенности испытуемого с конкретными явлениями и обстоятельствами его жизни. Этот метод позволяет эксперту уже на предварительном следствии выявить соответствие самооценочных характеристик подэкспертного конкретным событиям его жизни. Это способствует более объективной оценке полученных данных и установлению причинно-следственных связей совершенного деяния.
При оценке методов судебно-психологического исследования, юристы должны понимать, что основными психологическими составляющими все-таки являются:
а) объективные проявления преступной деятельности (импульсивность при слабой воле, критике и прогнозе последствий);
б) тип эмоционального реагирования личности на содеянное;
в) уровень интеллектуального развития личности преступника;
г) жизненный опыт преступника.
Разберем это на чаще всего встречающихся в практике судебно-психоло-гической экспертизы аффективных состояниях. Например, при анализе физиологического аффекта – приобретает определенное значение исследование эмоциональных характеристик личности подэкспертного: Его импульсивность, тип эмоционального отношения к преступлению, эмоциональная реакция на расследование и эмоциональное реагирование на прогноз своей дальнейшей судьбы.
Особенно важен анализ эмоциональных отношений к преступлению при работе с несовершеннолетними, которые почти всегда эмоциональны и недооценивают серьезности состава правонарушения и прогноза на будущее. Данный тип отношений основывается на таких личностных особенностях, как неадекватная возбудимость, недостаточная продуктивность ума, низкий уровень воли, критичности, интеллекта и др. У другой группы несовершеннолетних имеет место неадекватное торможение, яркая эмоциональная окраска переживаний о случившемся, которая в ряде случаев превращалась в автономное, доминирующее образование ухода в себя и свои переживания, оно и дезорганизует поведение подростка вплоть до суицидальных попыток.
При анализе аффективных состояний подэкспертных психологи обязаны при обследовании внимательно изучить материалы уголовного дела и применить экспериментально-психологические методы. Необходимо использовать (как уже было сказано выше) психологический анализ криминогенных ситуаций и логики развития событий преступления. Выявленные инвариантные особенности испытуемого всегда сопоставляются с особенностями его поведения в ситуации инкриминируемого ему деликта. Динамическое наблюдение за испытуемым в период экспертных исследований должно быть направленно на оценку эмоциональных состояний, на анализ влияния стресса на его поведение в конкретных ситуациях.
Например, при судебно-психологической экспертизе кумулятивного аффекта важным является динамика развития анализа ситуации, возникновению которой способствует острый конфликт. Однако наличие длительного психического напряжения и конфликтных ситуаций является обязательным, но недостаточным условием при возникновении аффекта. Важное место занимает комплекс индивидуальных и психологических особенностей личности и психического состояния подэкспертного. Порог аффективного реагирования в значительной степени зависит от характерологических особенностей испытуемого. Поэтому на этапе предварительного следствия, даже когда недостаточно ясна конкретная картина преступления, анализ индивидуальных и психологических особенностей будет способствовать выявлению типа аффектогенных ситуаций и характера психогении (психотравмирующего напряжения и конфликтной ситуации). Тем более что исследования отечественных экспертов-психологов показали, что при психогениях аффективные реакции появляются чаще у лиц, которые склонны к кумуляции аффективных переживаний и отличаются нерешительностью, повышенной робостью, неспособностью к активному рациональному разрешению конфликта. При острых психогениях аффективные реакции могут вызвать такие особенности личности, как неустойчивую волю, недостаточную критику и самооценку, неспособность к быстрому принятию решений в сложных ситуациях, выраженный эгоцентризм, прямолинейность.
При экспертном анализе аффекта необходимо различать понятия «личностные склонности» и «состояние личности». Разберем их более подробно.
Личностная склонность – это индивидуальная тенденция человека только на возможность реагировать в будущем.
Состояние личности – это реальное переживание человеком своего положения с проявлением той или иной склонности или поведенческой реакции в определенный период времени. Например, тревожность – это тенденция (склонность) эмоционально реагировать в будущем на угрожающие стимулы. Состояние тревоги – это реально переживаемое чувство (состояние) напряженности и нервозности в настоящем.
Особое место в психологической диагностике принадлежит оценке степени тревожности подэкспертного. Тревожность – это склонность, которое вызывается возможным в будущем столкновением с эмоционально значимыми раздражителями. Она выражается в специфических переживаниях и физиологических изменениях на это, как ответной реакции. Как правило, в качестве показателя состояния тревоги используется субъективная оценка переживания человеком этого склонности. При определении тревожности также обращаются к специально разработанным опросникам (Спилберга-Ханина, ММР1, шкалы Тейлора и др.).
Для оценки эмоционального напряжения необходим учет вегетативных, мимических, двигательных, глазодвигательных и вазомоторных реакций. Для анализа психологического состояния подэкспертного «до», «в период» и «после» деликта эксперты используют критерии условных оценок внешних проявлений эмоций. Следует также знать, что для исследования установок, эмоциональных состояний и других особенностей личности при аффекте эксперты-психологи используют также опосредствованные методы изучения личности, в том числе и проективные методы (о которых было сказано выше), которые позволяют опосредствованно (моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения) исследовать личностные образования, выступающие прямо или в форме различных установок, что позволяет выявить неосознаваемые формы мотивации, а также значимые для личности переживания. В судебно-психоло-гической экспертизе проективные методы широко используются при дифференциации патологического и физиологического аффектов.
Компетентность психологов не должна ограничиваться лишь вопросами о степени психической незрелости умственно отсталого подростка, степени педагогической запущенности у психопатической личности, причинах и мотивах неадекватного защитного поведения обвиняемых с признаками психической незрелости. По мнению многих авторов, судебный психолог может и должен выступать и как интерпретатор комплексных судебных психолого-психи-атрических заключений.
Разберем это на следующем примере. В постановлении о судебно-психо-логической экспертизе по делам об изнасилованиях обычно ставятся следующие вопросы: способность потерпевшей (потерпевшего) понимать характер и значение совершаемых с ней (с ним) действий, способность оказывать сопротивление и т.п. Это связано с тем, что психологический механизм сексуального общения, приводящего к изнасилованию, опосредствован рядом факторов. В связи с этим необходим специальный анализ исследования психологов и психиатров о психосексуальном развитии потерпевших, психологических механизмов сексуального общения, которые привели к изнасилованию. Эксперт-психолог выявляет устойчивость виктимной деформации личности потерпевшей (потерпевшего), особенности ее (его) ценностно-личностных ориентации и установок.
Особые трудности возникают при экспертном обследовании пострадавших, которые были знакомы с преступником до изнасилования, общались с ним, и при изнасиловании не оказали должного сопротивления. Судебный эксперт-психолог должен выяснить не только особенности и уровень психосексуального развития испытуемого, но и особенности межличностного общения с преступником, дать психологический анализ ситуации. В таких случаях необходимо проводить экспертизу, как пострадавшей (пострадавшего), так и обвиняемого. Психологическая защита у данной группы подэкспертных проявляется в специфических механизмах, например, в рационализации, то есть попытке доказать (с целью самоутверждения и самооправдания), что поведение изнасилованной (изнасилованного) рационально, таким и должно быть, поэтому и оправданно, понятно и одобряемо ими.
Таким образом, юристы должны знать, что судебные психологи с целью уточнения возможности совершения того или иного деяния подэкспертного, наряду с традиционным психологическим обследованием (в т.ч. и тестированием), применяют нестандартные и экспериментальные методы. Все это необходимо для уточнения у обвиняемого (в данном случае испытуемого) осознания деяния, понимания его противоправности, констатации критических, волевых и других личностных особенностей.
Следственные работники обязаны помнить, что судебно-психологическая экспертиза является признанным научно-практическим исследованием, которое во многом способствует уточнению у подэкспертных процессуальной дееспособности и возможности давать правдивые показания в уголовном судебно-следственном процессе и гражданском судопроизводстве.
В тоже время следует уточнить, что к работе в судебно-психиатрических экспертных комиссиях в необходимых случаях врачами-психиатрами могут привлекаться и судебные психологи, так как они исследуют один и тот же предмет (психику человека), но с разных позиций (нормы и патологии).
Контрольные вопросы:
1.Какое практическое значение имеет судебно-психологическая экспертиза в уголовном процесс?
2.Какое практическое значение имеет судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе?
3.Какие психодиагностические возможности имеет судебный психолог эксперт, для оказания помощи следователю (судье) при установлении истины по делу?
4.В каких случаях юристам целесообразно назначать судебно-психологи-ческую экспертизу?
5.Что является целью и задачами судебно-психологической экспертизы?
6.Кто является субъектом и что предметом судебно-психологической экспертизы?
7.Каковы принципы и порядок работы судебно-психологической экспертной комиссии?
8.Какие методы и тесты в своей работе применяют судебные психологи? Дать их краткую характеристику.
9.Из каких основных разделов состоит порядок работы судебно-психоло-гической экспертизы?