Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы психодиагностики при экспертном исследовании



Припроведении судебно-психологической экспертизы учитывают у подэкспертного, прежде всего, следующие показатели:

- отношение к совершенному деянию;

- степень осознания им содеянного;

- наличие психологического стресса;

- особенности проявлений психологической защиты личности.

Именно последний признак можно рассматривать как защитную реакцию на стрессовые ситуации с целью смягчения неудачи, устранения тревожности и психических травм.

В настоящее время не так уж редко следователь (судья, адвокат), в своей практике хотели бы знать возможность и реальность выполнения тех или иных поведенческих реакций в различных жизненных условиях или криминальных ситуациях обвиняемого (потерпевшего, свидетеля). Юристы должны знать, что определенную помощь в этом ему может оказать судебный психолог с помощью целого ряда психологических методов.

При проведении судебно-психологической экспертизы применяют (в зависимости от цели исследования) следующие психодиагностические методы или их комбинацию: наблюдение, беседы, биографический, изучение материалов уголовного (гражданского) дела, экспериментальный, тестирование, инструментальные личностные методики, методики изучения особенностей отдельных сфер психической деятельности, метод психоанализа и др. Рассмотрим наиболее употребляемые из них в судебно-психологической практике, и ранее не разобранные подробно (в главе первой).

1.Метод наблюдения – позволяющий изучать поведение подэкспертного в естественных условиях (в процессе трудовой деятельности, семьи, отдыха, общения, учебы, занятий спорта и т.д.). Но этот метод носит эпизодический характер и проводится в системе оценки познавательных процессов при какой-либо деятельности и общении. Для подтверждения фактов наблюдения пользуются свидетельскими показаниями очевидцев или характеристиками с места учебы и работы (т.е. анализируются данные окружения наблюдаемого лица).

2.Метод беседы (вопросно-ответный метод)один из общих и основных методов психологической науки, предусматривающий прямое или косвенное получение устных сведений путем речевого общения с испытуемым о его деятельности, в которых объективизируется свойственные ему психические явления, выясняется отношение подэкспертного к различным сторонам жизни и проблемам, морально-нравственным принципам, нормам поведения в обычных и конфликтных ситуациях, и т.д. Но для проведения беседы и инициативы в ней необходима соответствующая подготовка, знакомство с материалами дела, составление план и вопросов. Виды бесед: интервью, вопросник, анкета.

3.Метод биографический (метод педагогической психологии) – включающий описание жизни подэкспертного, его заболеваний, вредных привычек и т.д.

4.Метод изучения уголовного (гражданского) дела и материалов (документов) – характеризующий психическое состояние и поведенческие особенности подэкспертного до, во время и после деликта. Сюда же входит психолинг-вистический метод (оценка почерка, восприятия, памяти, навыков мышления, словарного запаса, содержательной стороны, грамотности изложения, уровень развития личности и, в целом, интеллекта).

5.Метод естественного эксперимента – может быть проведен в рамках его следственного аналога для того, чтобы восстановить картину преступления. По поведению подэкспертного можно получить дополнительные сведения о личности преступника .

6.Метод лабораторный эксперимент – позволяющий объективизировать наблюдение психолога. В отечественной практике это, в том числе, и проведение исследований, относимых к полиграфу-детектору лжи, в которых регистрируются вегетативные изменения в пределах кожно-гальванической реакции, электроэнцефалограммы, электрокардиограммы и других, на эмоционально значимые для испытуемого стимулы (раздражители).

7.Метод тестирования – использующий специально разработанные задания в виде тестов для оценки познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия и т.д.), эмоционально-волевой сферы (чувства, воли и т.д.), личностных качеств, возможности поведенческих реакций подэкспертного.

Психологические тесты, используемые при экспертизе. Они используются в психодиагностикедля стандартизованного измерения индивидуальных различий с помощью стандартных вопросов и задач, имеющих определенную шкалу значений, как правило, в комбинации с другими методами. Из множества тестов в практике используются в основном три группы: интеллектуальные, личностные и проективные. Выбор методик судебно-психологического обследования зависит от конкретной цели и задач, поставленных перед экспертом, и от объекта исследования. Рассмотрим их

Интеллектуальные тестыэти тесты служат для оценки уровня интеллекта, образования, продуктивности ума. Причем могут использоваться как тес-ты общего интеллекта, так и специального (выявляющие различные уровни и виды интеллекта). В интеллектуальные тесты включают тесты на внимание, память и их разновидности. Измерить можно и объем памяти, и ее пластичность и скорость реакции.

Популярен у судебных психологов так называемый ориентировочный тест, в котором из 50-ти логико-математических задач, испытуемые выявляют отсутствующий элемент.

Личностные тестыданные тесты описывают поведенческие особенности человека, его социальные навыки, способность к адаптации и т.п. Эти тесты могут выявить яркость того или иного качества (черту, свойство) характера, соотносимость испытуемого к тому или иному типу.

Примером психологического исследования взрослых может служить предложенный еще в 1941 году американскими клиническими психологами С.Хатэуэем иДж.Маккинли – «Миннесотский многомерный личностный опросник» (ММРI) и его отечественные модификации (Ф.Б.Березин, М.П.Мирош-ников, Р.В.Рожанец; Л.Н.Собчик) – методика многостороннего исследования личности (ММИЛ, СМОЛ). В судебно-психологической практике чаще используют ММРI. Рассмотрим его.

Тест ММРI – предназначен для оценки психического состояния и характерологических особенностей личности взрослых. Тест содержит 550 утвер-ждений, затрагивающих состояние соматической и неврологической сфер, психологические характеристики и психопатологические нарушения, каждое из которых испытуемый должен оценить по отношению к себе как верное или неверное (да или нет). Тест ММРI состоит из 13 шкал, из которых три – являются оценочными (шкалы лжи, аггравации и симуляции, неадекватной самооценки), восемь – клинических (ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, паранойяльности, психастении, шизоидности, гипомании) и две – психологические (мужественности – женственности, социальной интроверсии). Тест эффективен при экспертной оценке индивидуально – психологических особенностей обвиняемых, свидетелей, потерпевших, начиная с 16-ти лет.

Примером психологического исследования несовершеннолетних (подростков) может служить, предложенный А.Е.Личко и Н.Я.Ивановым (1977) «Патохарактерологический диагностический опросник» (ПДО).

Тест ПДО – показан для определения в подростковом возрасте (14-18 лет) типов характера при различных акцентуациях, формирующейся психопатии, психопатических развития, психопатоподобных нарушениях. ПДО включает 25 таблиц-наборов («самочувствие», «настроение», «отношение к родителям» и т.д.). В каждом наборе – от 10 до 19 предлагаемых ответов, которые предлагается выбрать испытуемому наиболее подходящие или неподходящие ответы. Опросник содержит две оценочные шкалы («объективной» и «субъективной» оценки), позволяющих диагностировать самооценку испытуемых, откровенность, диссимулятивные тенденции, соотнесенные с объективной характеристикой. С помощью теста ПДО диагностируют 11 основных типов акцентуаций характера и психопатий: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный, различные варианты смешанных типов. Кроме того, ПДО позволяет оценить такие показатели, как склонность к алкоголизации (наркотизации, токсикомании), делинквентному поведению, эмансипации, маскулинизации, феминизации в системе межличностных отношений. Тест используется при экспертизе несовершеннолетних обвиняемых, свидетелей, потерпевших.

Есть комплексные тесты, описывающие личность в целом, и тесты на определенное качество (умение быстро принимать решение, уровень самоконтроля, мотивов, ценностных ориентаций, степень агрессивности и др.).

Выделяют также тесты по определению межличностных отношений. Они выявляют задатки лидера, стиль ведущего, возможности общения, умение находить компромиссы, желание помочь другим. Им обычно уделяют особое внимание, так как с конфликтов и ссор начинаются большинство насильственных преступлений.

Проективные тесты – с их помощьюмогут быть установлены особенности психического состояния подэкспертных в будущем, характерологические и психопатологические черты личности, устойчивость к аффектогенным раздрожителям, привычные способы разрешения конфликтных ситуаций, внушаемость, склонность к патологическому фантазированию, значимые переживания, ведущие мотивы поведения.

Проективные методики представляют собой экспериментальное исследование тех особенностей нарушения личности возможных в будущем, которые наименее доступны непосредственному опросу или наблюдению. Примером могут служить «Тематический апперцептивный тест» (ТАТ), предложенный в 1935 году Г.Мюрреем и К.Морганом, «тест Роршаха»(1941) и «тест Розенцвейга»(1921).Рассмотрим их.

Тест ТАТ – позволяет оценить интеллектуальные возможности, нарушения восприятия и мышления, повышенную агрессивность, депрессивные переживания и выявить суицидальные намерения в будущем. В этом случае испытуемому предлагается по подобранным 20 картинкам составить рассказ, в котором предполагается, наделение персонажей своими мыслями, переживаниями, чувствами, прошлым опытом, потребностями, конфликтами, мотивами, интересами, установками на настоящее и будущее.

Тест Г.Роршаха – метод «чернильных пятен», является наиболее известным и широко распространенным проективным исследованием личности. Он применяется при изучении расстройств поведения, для оценки аффективности, характера социальных контактов и т.д. Материал теста состоит из 10 таблиц с 5 полихромными и 5 одноцветными изображениями симметричных пятен. Таблицы предъявляются в определенной последовательности. По анализу специальных показателей приходят к заключению и выводам о психическом состоянии испытуемого и о возможном характере его действий в будущем.

Тест С.Розенцвейга – также полезен при проективном исследовании личностных особенностей с акцентом на определение фрустрационной устойчивости (т.е. способности приспосабливаться к стрессовой ситуации). Он состоит в том, что испытуемому показывают фрустрационные рисунки и по его ответам судят о способности к нивелированию конфликтной ситуации, потребности в этом, порицанию либо способности к самозащите.

Виртуальный тест относится также к данной группе тестов, при котором испытуемому предлагается произвольно пофантазировать (например, нарисовать и описать несуществующее животное, неопознанный летающий предмет типа НЛО) или закончить начатое предложение. При этом выявляется преобладающая склонность испытуемого к виртуальности (фантазии).

Итак, учитывая широту и многоплановость задач эксперта-психолога, необходимо не одномоментное исследование личности подэкспертного, а изучение процесса развития, анализ многообразия ее проявлений в различных условиях с разных сторон, с применением многих методик или их комбинации. Но всегда следует помнить, что ни один из психологических методов не гарантирует получение абсолютно достоверных данных о личности, и метод психологического тестирования все-таки играет вспомогательную роль.

Важной стороной продуктивного исследования личности является комбинирование данных стандартного и нестандартного исследований, сочетание экспериментальных и неэкспериментальных методов изучения. В тоже время следует подчеркнуть, что:

во-первых, эксперимент в отношении к человеку ограничивается этическими соображениями, не позволяющими с ним широко экспериментировать;

во-вторых, нельзя не отметить, что эксперимент регистрирует лишь поперечник психики или личности в текущий момент ее жизни, конкретно при обследовании;

в третьих, реакция личности в настоящем обусловлены историей его психического развития в прошлом и ее перспективой на будущее.

Самооценки личности – при анализе индивидуально-психологических особенностей на этапе предварительного следствия играет также важное значение.

Как известно, самооценкой называется сложное психологическое образование, которое включает много разнородных элементов, относящихся к представлениям человека о своем «Я», о своих физических качествах, умениях, способностях, положении в группе и т.д. Опираясь на самооценку, человек прогнозирует свои возможности, оценивает их как значительные и незначительные; в результате его мотивация в конкретной ситуации может быть сильной или слабой. Неадекватность самооценки по-разному влияет на поведение человека. Люди с заниженной самооценкой приписывают себе более низкие возможности, недооценивают свою полезность. Это приводит к ограничению активности, понижению инициативы, особенно в тех случаях, когда ситуация предъявляет повышенные требования к его способностям и умениям. Недостаточная уверенность в своих силах является одной из главных предпосылок появления психической напряженности.

Люди с завышенной самооценке человек часто некритичен к себе, берутся за решение задач, которые явно превышают их возможности.

В судебно-психологической практике существует много подходов к диагностированию самооценки личности. Большой популярностью среди психологов пользуются специально составленные опросники для описания и оценки человеком самого себя. Однако при проведении экспертизы недостаточно оценивать личность только на основе самооценочных методов. В экспертном исследовании специфическое поведение подэкспертного можно предсказать более точно, изучая взаимодействие индивидуальных особенностей личности и особенностей ситуации. Кроме того, для изучения личности в целом необходим широкий комплекс взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов. При использовании опросников необходимо учитывать такие факторы, как степень искренности подэкспертного, беспокойство и даже страх в процессе следствия и проведения экспертиз, потребность в одобрении, а также естественная защита своего «Я».

Следует учесть и то, что отношение испытуемого к обследованию может определяться установочным поведением в связи с его заинтересованностью в результатах исследования. Исследование личности с помощью опросников способствует выявлению некоторых структурных характеристик личности, но предсказание поведения подэкспертного без применения биографического метода и метода учета ситуационных факторов является грубой методологической ошибкой. Эксперт-психолог в своем исследовании сопоставляет выявленные в эксперименте индивидуально-психологические особенности испытуемого с конкретными явлениями и обстоятельствами его жизни. Этот метод позволяет эксперту уже на предварительном следствии выявить соответствие самооценочных характеристик подэкспертного конкретным событиям его жизни. Это способствует более объективной оценке полученных данных и установлению причинно-следственных связей совершенного деяния.

При оценке методов судебно-психологического исследования, юристы должны понимать, что основными психологическими составляющими все-таки являются:

а) объективные проявления преступной деятельности (импульсивность при слабой воле, критике и прогнозе последствий);

б) тип эмоционального реагирования личности на содеянное;

в) уровень интеллектуального развития личности преступника;

г) жизненный опыт преступника.

Разберем это на чаще всего встречающихся в практике судебно-психоло-гической экспертизы аффективных состояниях. Например, при анализе физиологического аффекта – приобретает определенное значение исследование эмоциональных характеристик личности подэкспертного: Его импульсивность, тип эмоционального отношения к преступлению, эмоциональная реакция на расследование и эмоциональное реагирование на прогноз своей дальнейшей судьбы.

Особенно важен анализ эмоциональных отношений к преступлению при работе с несовершеннолетними, которые почти всегда эмоциональны и недооценивают серьезности состава правонарушения и прогноза на будущее. Данный тип отношений основывается на таких личностных особенностях, как неадекватная возбудимость, недостаточная продуктивность ума, низкий уровень воли, критичности, интеллекта и др. У другой группы несовершеннолетних имеет место неадекватное торможение, яркая эмоциональная окраска переживаний о случившемся, которая в ряде случаев превращалась в автономное, доминирующее образование ухода в себя и свои переживания, оно и дезорганизует поведение подростка вплоть до суицидальных попыток.

При анализе аффективных состояний подэкспертных психологи обязаны при обследовании внимательно изучить материалы уголовного дела и применить экспериментально-психологические методы. Необходимо использовать (как уже было сказано выше) психологический анализ криминогенных ситуаций и логики развития событий преступления. Выявленные инвариантные особенности испытуемого всегда сопоставляются с особенностями его поведения в ситуации инкриминируемого ему деликта. Динамическое наблюдение за испытуемым в период экспертных исследований должно быть направленно на оценку эмоциональных состояний, на анализ влияния стресса на его поведение в конкретных ситуациях.

Например, при судебно-психологической экспертизе кумулятивного аффекта важным является динамика развития анализа ситуации, возникновению которой способствует острый конфликт. Однако наличие длительного психического напряжения и конфликтных ситуаций является обязательным, но недостаточным условием при возникновении аффекта. Важное место занимает комплекс индивидуальных и психологических особенностей личности и психического состояния подэкспертного. Порог аффективного реагирования в значительной степени зависит от характерологических особенностей испытуемого. Поэтому на этапе предварительного следствия, даже когда недостаточно ясна конкретная картина преступления, анализ индивидуальных и психологических особенностей будет способствовать выявлению типа аффектогенных ситуаций и характера психогении (психотравмирующего напряжения и конфликтной ситуации). Тем более что исследования отечественных экспертов-психологов показали, что при психогениях аффективные реакции появляются чаще у лиц, которые склонны к кумуляции аффективных переживаний и отличаются нерешительностью, повышенной робостью, неспособностью к активному рациональному разрешению конфликта. При острых психогениях аффективные реакции могут вызвать такие особенности личности, как неустойчивую волю, недостаточную критику и самооценку, неспособность к быстрому принятию решений в сложных ситуациях, выраженный эгоцентризм, прямолинейность.

При экспертном анализе аффекта необходимо различать понятия «личностные склонности» и «состояние личности». Разберем их более подробно.

Личностная склонность – это индивидуальная тенденция человека только на возможность реагировать в будущем.

Состояние личности – это реальное переживание человеком своего положения с проявлением той или иной склонности или поведенческой реакции в определенный период времени. Например, тревожность – это тенденция (склонность) эмоционально реагировать в будущем на угрожающие стимулы. Состояние тревоги – это реально переживаемое чувство (состояние) напряженности и нервозности в настоящем.

Особое место в психологической диагностике принадлежит оценке степени тревожности подэкспертного. Тревожность – это склонность, которое вызывается возможным в будущем столкновением с эмоционально значимыми раздражителями. Она выражается в специфических переживаниях и физиологических изменениях на это, как ответной реакции. Как правило, в качестве показателя состояния тревоги используется субъективная оценка переживания человеком этого склонности. При определении тревожности также обращаются к специально разработанным опросникам (Спилберга-Ханина, ММР1, шкалы Тейлора и др.).

Для оценки эмоционального напряжения необходим учет вегетативных, мимических, двигательных, глазодвигательных и вазомоторных реакций. Для анализа психологического состояния подэкспертного «до», «в период» и «после» деликта эксперты используют критерии условных оценок внешних проявлений эмоций. Следует также знать, что для исследования установок, эмоциональных состояний и других особенностей личности при аффекте эксперты-психологи используют также опосредствованные методы изучения личности, в том числе и проективные методы (о которых было сказано выше), которые позволяют опосредствованно (моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения) исследовать личностные образования, выступающие прямо или в форме различных установок, что позволяет выявить неосознаваемые формы мотивации, а также значимые для личности переживания. В судебно-психоло-гической экспертизе проективные методы широко используются при дифференциации патологического и физиологического аффектов.

Компетентность психологов не должна ограничиваться лишь вопросами о степени психической незрелости умственно отсталого подростка, степени педагогической запущенности у психопатической личности, причинах и мотивах неадекватного защитного поведения обвиняемых с признаками психической незрелости. По мнению многих авторов, судебный психолог может и должен выступать и как интерпретатор комплексных судебных психолого-психи-атрических заключений.

Разберем это на следующем примере. В постановлении о судебно-психо-логической экспертизе по делам об изнасилованиях обычно ставятся следующие вопросы: способность потерпевшей (потерпевшего) понимать характер и значение совершаемых с ней (с ним) действий, способность оказывать сопротивление и т.п. Это связано с тем, что психологический механизм сексуального общения, приводящего к изнасилованию, опосредствован рядом факторов. В связи с этим необходим специальный анализ исследования психологов и психиатров о психосексуальном развитии потерпевших, психологических механизмов сексуального общения, которые привели к изнасилованию. Эксперт-психолог выявляет устойчивость виктимной деформации личности потерпевшей (потерпевшего), особенности ее (его) ценностно-личностных ориентации и установок.

Особые трудности возникают при экспертном обследовании пострадавших, которые были знакомы с преступником до изнасилования, общались с ним, и при изнасиловании не оказали должного сопротивления. Судебный эксперт-психолог должен выяснить не только особенности и уровень психосексуального развития испытуемого, но и особенности межличностного общения с преступником, дать психологический анализ ситуации. В таких случаях необходимо проводить экспертизу, как пострадавшей (пострадавшего), так и обвиняемого. Психологическая защита у данной группы подэкспертных проявляется в специфических механизмах, например, в рационализации, то есть попытке доказать (с целью самоутверждения и самооправдания), что поведение изнасилованной (изнасилованного) рационально, таким и должно быть, поэтому и оправданно, понятно и одобряемо ими.

Таким образом, юристы должны знать, что судебные психологи с целью уточнения возможности совершения того или иного деяния подэкспертного, наряду с традиционным психологическим обследованием (в т.ч. и тестированием), применяют нестандартные и экспериментальные методы. Все это необходимо для уточнения у обвиняемого (в данном случае испытуемого) осознания деяния, понимания его противоправности, констатации критических, волевых и других личностных особенностей.

Следственные работники обязаны помнить, что судебно-психологическая экспертиза является признанным научно-практическим исследованием, которое во многом способствует уточнению у подэкспертных процессуальной дееспособности и возможности давать правдивые показания в уголовном судебно-следственном процессе и гражданском судопроизводстве.

В тоже время следует уточнить, что к работе в судебно-психиатрических экспертных комиссиях в необходимых случаях врачами-психиатрами могут привлекаться и судебные психологи, так как они исследуют один и тот же предмет (психику человека), но с разных позиций (нормы и патологии).

Контрольные вопросы:

1.Какое практическое значение имеет судебно-психологическая экспертиза в уголовном процесс?

2.Какое практическое значение имеет судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе?

3.Какие психодиагностические возможности имеет судебный психолог эксперт, для оказания помощи следователю (судье) при установлении истины по делу?

4.В каких случаях юристам целесообразно назначать судебно-психологи-ческую экспертизу?

5.Что является целью и задачами судебно-психологической экспертизы?

6.Кто является субъектом и что предметом судебно-психологической экспертизы?

7.Каковы принципы и порядок работы судебно-психологической экспертной комиссии?

8.Какие методы и тесты в своей работе применяют судебные психологи? Дать их краткую характеристику.

9.Из каких основных разделов состоит порядок работы судебно-психоло-гической экспертизы?

=============================================================

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.