Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологические проблемы профессии следователя



 

Следователь уполномочен возбуждать уголовное дело или принимать его к своему производству, самостоятельно направлять ход расследования, давать органу дознания для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий и отдельных следственных действий (задержание, привод, арест и др.).

Следовательэто должностное лицо, обязанное в пределах компетенции, предусмотренной Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (2002 г.) осуществлять предварительное следствие по уголовным делам, за исключением тех, которые проводят органы дознания.

В работе следователя над материалами уголовного дела (а также дознавателя, в части его касающегося) всегда различают следующие стадии:

- подготовительную (подготовку к данному мероприятию);

- основную или рабочую (непосредственно ход исследования);

- заключительную (подведение его итога).

Только при таком алгоритме и системном подходе возможно последовательное и логичное установление истины и доказательность обстоятельств дела. Сама же работа следователя и, возникающие при этом психологические проблемы, раскрываются внешне в очень небольшой степени. Так, например, в протоколе осмотра, как правило, фиксируют лишь его результаты и очень ограничено сам ход данного процессуального действия; в протоколе допроса указываются объяснения подозреваемого, потерпевшего, свидетеля, а не весь процесс психологического контакта, диалога и процессуального взаимодействия допрашивающего и допрашиваемого. Внутренняя же психологическая сторона этого в основном остается за рамками уголовного дела. То есть, психологические аспекты в материалах следователя практически не раскрывается. Поэтому многие моменты кропотливой, мыслительной, абстрактной и диалоговой работы следователя по собиранию доказательств и влияющие на это его психологические особенности не видны и выглядят для других (посторонних) совершенно случайными и даже необъяснимыми.

Следователь работает самостоятельно, но в ряде случаев он обязан представить уголовное дело (для контроля) вышестоящему прокурору, и в случае несогласия с ним письменно изложить свои возражения. При конкретном рассмотрении это:

- при привлечении гражданина в качестве обвиняемого;

- при иной квалификации преступления и объема обвинения;

- при избрании другой меры пресечения или изменения её;

- при несогласии в возбуждения перед судом ходатайства об избрании иной меры пресечения или иных процессуальных действий;

- при направлении уголовного дела в суд или его прекращении;

- при отводе следователя или его отстранении от дальнейшего ведения следствия.

Анализ служебной деятельности следователя существенно затрудняется ещё и тем, что он всегда имеет дело со сложными переплетениями причинно-следственных и психолого-личностных связей. Причем, одни из них выглядят как бы случайными, а другие представляются необходимыми и естественными, сопровождающими их. При более детальном рассмотрении динамического стереотипа деятельности следователя во время расследования уголовных дел следует констатировать, что у него (как и любого человека) психологически на конкретную ситуацию уже заложены варианты принятия различных решений и действий. Действия следователя в этом случае зависят от объективных факторов: получения своевременной информации и наличия доказательной базы, профессиональных знаний и опыта, обстановки, в которой они протекают. Именно это определяет рациональное поведение следователя в работе над материалами уголовного дела, отражаясь в его восприятии, сознании, памяти, мышлении, действиях, речи, преломляясь в психике через систему чувств, взглядов, отношений, психологических особенностей, темперамента и психического состояния. Но и субъективные факторы, определяемые условиями жизни и чертами характера, интеллектом и общечеловеческим мировоззрением, оказывают сильнейшее влияние на активность служебной деятельности следователя, проявляя определенную избирательность к внешним воздействиям. В тоже время такое обилие объективных и субъективных факторов затрудняет анализ и синтез всех материалов, приводящих его к установлению истины по делу, как результату необходимых психических процессов.

Следственная практика показала, что расследование, проводимое юристом, должно представлять собой схематизированный, систематизированный и логически развертывающийся процесс последовательного движения от предположения и версии к фактам и подтверждениям расследуемых обстоятельств, собиранию доказательств и обоснованным выводам. При этом не профессионалу не видны психологические трудности пройденного пути и сложность стоящих перед следователем задач.

Рассмотрение динамического стереотипа следователя показало, что на его служебную инициативу заметно влияют тип высшей нервной деятельности и темперамента, черты характера, которые во многом определяют его служебное поведение и поступки. Тем более что в психике такого юриста уже заложены, благодаря полученным знаниям и предыдущему опыту, различные психологические возможности для принятия им оптимального решения, выбора того или иного действия, предусмотренного законом.

Следует особо выделить и то, что принятый в настоящее время процессуальный порядок расследования уголовных дел обеспечивает следователю получение достоверных результатов, правильность принимаемых решений, их общественное признание и должный воспитательный эффект. Однако не так уж редко следователь «добывает» относящиеся к делу материалы (информацию, сведения, факты) не процессуальным путем, из источников, зафиксированных в не процессуальной форме. Их получают в основном в результате оперативно-розыскных мероприятий (проводимых в порядке подготовки к процессуальным действиям), из сообщений средств массовой информации, публичных высказываний представителей общественности. Полученные таким образом материалы играют важную, но вспомогательную роль. Они не содержат надежных гарантий достоверности и не могут служить основанием для юридически значимых решений по делу. Такие материалы всегда рассматриваются как предварительные.

В ходе расследования, собирания и проверки материалов следователь, по сути, даже не знает, какое значение в итоге будет иметь тот или иной факт, действие, доказательство, ибо их оценка в момент получения носит сугубо ориентировочный характер. Он же ищет конечный результат, а не отстаивает заранее избранную им версию.

Действия, направленные на выявление подозреваемого и применение к нему мер процессуального принуждения, одна из основных функций следователя. Но, прежде всего он обязан выяснить, было ли в действительности совершено преступление, собрать как уличающие, так и оправдывающие это доказательства. Следователь обязан направлять свою деятельность не на обвинение, а на установление истины, принимая то или иное решение в зависимости от результатов полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела

В тоже время, предъявленное следователем обвинение, означает констатацию того положения, что раннее рассматриваемые версии проверены и отпали, собранные и не опровергнутые доказательства указывают на совершение противоправных действий именно обвиняемым. Только поэтому он и привлекается к более активному участию в уголовном деле, чтобы обеспечить объективное исследование всех обстоятельств. Но все действия следователя и в этом, направляются на выяснение истины, а не на отстаивание уже выдвинутого обвинения.

Уголовный процесс последовательно проводит принцип разделения функций, в котором заложен глубокий психологический смысл. Он обеспечивает непредвзятость решений, взаимный контроль, исключение ошибок в установлении истины. Вменение в служебной деятельности следователя неприсущих ему функций (не касающихся расследуемого им уголовного дела) заставляет признать психологически и физиологически невозможным удовлетворительное исполнение им требований, предъявляемых к нему в этом государством.

Таким образом, следователь, выполняя основную функцию предварительного следствия, осуществляет всестороннее, полное и объективное исследование всей совокупности обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовного дела. Он, приходя к решению о направлении дела в суд или его прекращении, испытывает психологическое удовлетворение за результат (анализ и синтез) проведенной работы и одновременно психологическое напряжение в связи с высоким чувством ответственности, которое при этом ложится на него за исход судебно-следственного процесса.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.