Следователь уполномочен возбуждать уголовное дело или принимать его к своему производству, самостоятельно направлять ход расследования, давать органу дознания для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий и отдельных следственных действий (задержание, привод, арест и др.).
Следователь– это должностное лицо, обязанное в пределах компетенции, предусмотренной Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (2002 г.) осуществлять предварительное следствие по уголовным делам, за исключением тех, которые проводят органы дознания.
В работе следователя над материалами уголовного дела (а также дознавателя, в части его касающегося) всегда различают следующие стадии:
- подготовительную (подготовку к данному мероприятию);
- основную или рабочую (непосредственно ход исследования);
- заключительную (подведение его итога).
Только при таком алгоритме и системном подходе возможно последовательное и логичное установление истины и доказательность обстоятельств дела. Сама же работа следователя и, возникающие при этом психологические проблемы, раскрываются внешне в очень небольшой степени. Так, например, в протоколе осмотра, как правило, фиксируют лишь его результаты и очень ограничено сам ход данного процессуального действия; в протоколе допроса указываются объяснения подозреваемого, потерпевшего, свидетеля, а не весь процесс психологического контакта, диалога и процессуального взаимодействия допрашивающего и допрашиваемого. Внутренняя же психологическая сторона этого в основном остается за рамками уголовного дела. То есть, психологические аспекты в материалах следователя практически не раскрывается. Поэтому многие моменты кропотливой, мыслительной, абстрактной и диалоговой работы следователя по собиранию доказательств и влияющие на это его психологические особенности не видны и выглядят для других (посторонних) совершенно случайными и даже необъяснимыми.
Следователь работает самостоятельно, но в ряде случаев он обязан представить уголовное дело (для контроля) вышестоящему прокурору, и в случае несогласия с ним письменно изложить свои возражения. При конкретном рассмотрении это:
- при привлечении гражданина в качестве обвиняемого;
- при иной квалификации преступления и объема обвинения;
- при избрании другой меры пресечения или изменения её;
- при несогласии в возбуждения перед судом ходатайства об избрании иной меры пресечения или иных процессуальных действий;
- при направлении уголовного дела в суд или его прекращении;
- при отводе следователя или его отстранении от дальнейшего ведения следствия.
Анализ служебной деятельности следователя существенно затрудняется ещё и тем, что он всегда имеет дело со сложными переплетениями причинно-следственных и психолого-личностных связей. Причем, одни из них выглядят как бы случайными, а другие представляются необходимыми и естественными, сопровождающими их. При более детальном рассмотрении динамического стереотипа деятельности следователя во время расследования уголовных дел следует констатировать, что у него (как и любого человека) психологически на конкретную ситуацию уже заложены варианты принятия различных решений и действий. Действия следователя в этом случае зависят от объективных факторов: получения своевременной информации и наличия доказательной базы, профессиональных знаний и опыта, обстановки, в которой они протекают. Именно это определяет рациональное поведение следователя в работе над материалами уголовного дела, отражаясь в его восприятии, сознании, памяти, мышлении, действиях, речи, преломляясь в психике через систему чувств, взглядов, отношений, психологических особенностей, темперамента и психического состояния. Но и субъективные факторы, определяемые условиями жизни и чертами характера, интеллектом и общечеловеческим мировоззрением, оказывают сильнейшее влияние на активность служебной деятельности следователя, проявляя определенную избирательность к внешним воздействиям. В тоже время такое обилие объективных и субъективных факторов затрудняет анализ и синтез всех материалов, приводящих его к установлению истины по делу, как результату необходимых психических процессов.
Следственная практика показала, что расследование, проводимое юристом, должно представлять собой схематизированный, систематизированный и логически развертывающийся процесс последовательного движения от предположения и версии к фактам и подтверждениям расследуемых обстоятельств, собиранию доказательств и обоснованным выводам. При этом не профессионалу не видны психологические трудности пройденного пути и сложность стоящих перед следователем задач.
Рассмотрение динамического стереотипа следователя показало, что на его служебную инициативу заметно влияют тип высшей нервной деятельности и темперамента, черты характера, которые во многом определяют его служебное поведение и поступки. Тем более что в психике такого юриста уже заложены, благодаря полученным знаниям и предыдущему опыту, различные психологические возможности для принятия им оптимального решения, выбора того или иного действия, предусмотренного законом.
Следует особо выделить и то, что принятый в настоящее время процессуальный порядок расследования уголовных дел обеспечивает следователю получение достоверных результатов, правильность принимаемых решений, их общественное признание и должный воспитательный эффект. Однако не так уж редко следователь «добывает» относящиеся к делу материалы (информацию, сведения, факты) не процессуальным путем, из источников, зафиксированных в не процессуальной форме. Их получают в основном в результате оперативно-розыскных мероприятий (проводимых в порядке подготовки к процессуальным действиям), из сообщений средств массовой информации, публичных высказываний представителей общественности. Полученные таким образом материалы играют важную, но вспомогательную роль. Они не содержат надежных гарантий достоверности и не могут служить основанием для юридически значимых решений по делу. Такие материалы всегда рассматриваются как предварительные.
В ходе расследования, собирания и проверки материалов следователь, по сути, даже не знает, какое значение в итоге будет иметь тот или иной факт, действие, доказательство, ибо их оценка в момент получения носит сугубо ориентировочный характер. Он же ищет конечный результат, а не отстаивает заранее избранную им версию.
Действия, направленные на выявление подозреваемого и применение к нему мер процессуального принуждения, одна из основных функций следователя. Но, прежде всего он обязан выяснить, было ли в действительности совершено преступление, собрать как уличающие, так и оправдывающие это доказательства. Следователь обязан направлять свою деятельность не на обвинение, а на установление истины, принимая то или иное решение в зависимости от результатов полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела
В тоже время, предъявленное следователем обвинение, означает констатацию того положения, что раннее рассматриваемые версии проверены и отпали, собранные и не опровергнутые доказательства указывают на совершение противоправных действий именно обвиняемым. Только поэтому он и привлекается к более активному участию в уголовном деле, чтобы обеспечить объективное исследование всех обстоятельств. Но все действия следователя и в этом, направляются на выяснение истины, а не на отстаивание уже выдвинутого обвинения.
Уголовный процесс последовательно проводит принцип разделения функций, в котором заложен глубокий психологический смысл. Он обеспечивает непредвзятость решений, взаимный контроль, исключение ошибок в установлении истины. Вменение в служебной деятельности следователя неприсущих ему функций (не касающихся расследуемого им уголовного дела) заставляет признать психологически и физиологически невозможным удовлетворительное исполнение им требований, предъявляемых к нему в этом государством.
Таким образом, следователь, выполняя основную функцию предварительного следствия, осуществляет всестороннее, полное и объективное исследование всей совокупности обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовного дела. Он, приходя к решению о направлении дела в суд или его прекращении, испытывает психологическое удовлетворение за результат (анализ и синтез) проведенной работы и одновременно психологическое напряжение в связи с высоким чувством ответственности, которое при этом ложится на него за исход судебно-следственного процесса.