Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные пути решения экологической, топливно-энергетической и сырьевой проблемы с точки зрения общественной формы (или отношений экономической собственности) следующие



Во-первых, установить национальную народную собственность на все природные ресурсы. Это защитит их от хищнического использования и в определенной мере ослабит процесс грабежа империалистическими государствами, прежде всего ТНК, топливно-энергетических и сырьевых ресурсов развивающихся стран.

Во-вторых, следует существенно изменить механизм ценообразования на природные ресурсы. Так, цены на них в слаборазвитых странах диктуют гигантские ТНК, которые сосредоточили в своих руках контроль за природными богатствами. По данным экспертов ЮНКТАД, от трех до шести компаний контролируют 80— 85% рынка меди, 90—95% рынка железной руды, 80% рынка хлопка, пшеницы, кукурузы, какао, кофе и грейпфрутов, 70—75% рынка бананов, 60% рынка сахара. ТНК с помощью политики «разделяй и властвуй» добиваются несогласованности между странами — экспортерами природных ресурсов.

По таким ценам мирового рынка продавал бывший СССР свои топливно-энергетические и сырьевые ресурсы. Если США отдают предпочтение импорту природных ресурсов, то СССР разбазаривал их за мизерные деньги. Это порождало варварское отношение общесоюзных министерств и ведомств к природным ресурсам республик.

В-третьих, необходимо объединенной силе развитых стран противопоставить стратегию объединения действий стран — экспортеров топливно-энергетических и сырьевых ресурсов. Эта стратегия должна касаться как объема добычи всех видов ресурсов, так и квот их продажи на внешних рынках.

В-четвертых, следует списать все долги слаборазвитых стран, сумма которых превысила 2,5 трлн долл. США. Для выплаты только процентов по этим долгам не хватает средств, полученных от развитых капиталистических государств за экспорт сырьевых ресурсов. Если в 1980 г. на проценты уходило более 9/10 выручки от экспорта сырья, то в конце 1986 г. — 156% стоимости экспорта. В 1988 г. общая сумма помощи развитых капиталистических стран развивающимся странам составляла 90 млрд долл. США, а выплаты последних в счет долга и процентных платежей за этот же год были на 50 млрд выше. Это наибольший за всю историю перелив капитала из бедных стран в богатые. В целом промышленно развитые страны в 90-х гг. XX в. присваивали в силу отсутствия равноправных экономических отношений примерно в 10 раз больше средств, чем они выделили на оказание иностранной помощи.

В-пятых, необходимо избавиться от диктата международных капиталистических организаций, прежде всего МВФ. Он заключается в том, что предоставление «помощи» этим странам осуществляется при условии выполнения ими практических рекомендаций МВФ в области внутренней социально-экономической политики. К таким рекомендациям относится программа жесткой экономии, которая значительно сокращает внутреннее потребление самых бедных слоев населения, подрывает государственный сектор экономики, но не затрагивает интересы элиты этих стран, приводит к неравномерному распределению богатств в них. Диктат империалистических государств, транснациональных монополий и международных организаций привел к тому, что страны «третьего мира», в которых голодает почти 1 млрд населения, субсидируют экономику развитых капиталистических стран, что приводит к экономическому и топливно-энергетическому кризисам. После того как МВФ на своих условиях предоставил Аргентине кредит в размере 290 млн долл. США и ее экономика стала быстро переходить в частные руки, голод охватил почти половину населения страны.

В-шестых, следует прекратить гонку вооружений, которая тяжелым грузом ложится на страны «третьего мира». В этих странах проживают почти 80% населения нашей планеты, а их доля в мировом производстве составляет менее 25%. В то же время военные расходы этих стран достигают четверти расходов всего мира. На долю самых бедных стран, которые производят всего 5% товаров и услуг в мире, но где проживает больше половины населения планеты, приходится около 7% мировых расходов на вооружение. В целом развивающиеся страны расходуют 5,5% своего ВНП на вооружение (при 1 % — на охрану здоровья и менее 3% — на образование). В этих странах один врач приходится на 3700 чел., а один военный — на 250 чел.

В-седьмых, поскольку развитые страны и ТНК стремятся осуществлять только первичную обработку минерального сырья в развивающихся странах, последним необходимо наращивать выпуск готовой продукции. Это дало бы возможность даже при нынешней конъюнктуре цен на мировом рынке значительно увеличить доходы от экспорта.

В-восьмых, развитые капиталистические страны, которые десятилетиями грабили природные ресурсы слаборазвитых стран, вследствие чего обострились проблемы голода, энергетического, сырьевого кризисов, должны выделить значительные финансовые, человеческие и технические ресурсы для разведки, разработки природных ресурсов, их переработки, транспортировки, распределения по справедливым (трансформированным) ценам с целью значительного увеличения валютных доходов, установления экономического суверенитета над своими ресурсами. За счет этих средств следует интенсивно развивать сельское хозяйство, преодолевать нерациональную монокультуру.

В-девятых, необходимо осуществлять прогрессивные аграрные преобразования на селе, ликвидировать неоколониальные формы аграрных отношений (развитие экспортных сырьевых отраслей за счет искусственного ограничения сельскохозяйственного производства, монополизацию поставок сельскохозяйственной техники и реализации продукции сельского хозяйства, использование поставок продовольствия с целью экономического и политического давления и т. д.).

В-десятых, следует объединить усилия всех стран для решения глобальных проблем, значительно увеличить расходы на преодоление экологического кризиса за счет ослабления гонки вооружений, уменьшения военных расходов. Сегодня на охрану окружающей среды в мире расходуется в два раза меньше средств, чем необходимо для стабилизации экологической обстановки на планете. Целесообразно создать за счет стран, которые причинили наибольший ущерб планете, своеобразный фонд экологической безопасности для ликвидации наиболее угрожающих окружающей среде источников опасности.

В-одиннадцатых, все государства, независимо от их принадлежности к определенной социальной системе, должны взять на себя ответственность за сохранение природы и с помощью административно-экономических и правовых рычагов стимулировать производство таких автомобилей, техники, электростанций и т. д., которые бы не загрязняли окружающую среду, обеспечивали экономию всех топливно-энергетических, сырьевых ресурсов, расширение лесных насаждений, уменьшение отходов и т. д.

В-двенадцатых, следует активизировать деятельность различных общественных организаций, политических партий, направленную на решение глобальных проблем, создавать новые организации, которые бы считали своей основной задачей сохранение жизни на Земле, создание адекватных с точки зрения сущности человека условий для существования на планете.

В-тринадцатых, необходимо использовать комплекс экономических рычагов управления качеством окружающей среды, в том числе субсидий и дотаций за изготовление экологически чистой продукции, за выполнение государственных экологических проектов; экологические платежи за все виды загрязнения окружающей среды; выплаты за сохранение и улучшение экологических результатов; льготное или дискриминационное кредитование, налогообложение и ценообразование; экологическое страхование и др. В странах ОЭСР используется, в частности, около 150 разных экономических рычагов в этой сфере, в том числе более 80 видов разнообразных штрафов, свыше 40 видов различных субсидий.

 

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.