Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы регулирования экономики



Административные
Экономические
Донорские
Протекционистские
Организационно- структурная перестройка
Налоговая политика
Государственные дотации
Защита от внешней конкуренции
Плановый производственный контракт с предприятием, организацией
Нормы и нормативы
Регулирование цен
Налоговые льготы
Льготные кредиты
Квоты и лицензии
Содействие развитию национальной науки, техники и технологии
Валютное регулирование
Регулирование кооперации
Обеспечение топливно-энергетическими и природными ресурсами
Правовые

 

 


Классификация методов регулирования, в основу которой положено девять критериев:

Ø по субъектам влияния:

- государственные;

- общественные;

- рыночные;

Ø по времени действия:

- долгосрочные;

- краткосрочные;

Ø по характеру влияния:

- прямые;

- непрямые;

Ø по масштабам вмешательства:

- общие;

- частичные;

Ø по содержанию:

- экономические:

§ бюджетно-налоговая политика;

§ денежно-кредитная;

§ таможенная политика;

§ ценовая политика;

§ структурное программирование;

- административные:

§ контроль за монопольными рынками;

§ экологическая политика;

§ лицензирование;

§ квотирование;

§ сертификация;

§ планирование;

§ государственные заказы и контракты;

§ регламентация деятельности предприятий;

- институциональные:

§ формирование различных фондов;

§ формирование альтернативных форм собственности;

§ финансирования НИЦ, институтов, советов, союзов;

§ международная интеграция;

§ информационная, юридическая, организационная, финансовая поддержка создания и адаптации предприятий;

- социально-психологические:

§ установление минимально допустимого уровня благосостояния и социальной защиты населения;

§ индексация доходов граждан;

§ содействие занятости;

§ формирование общественного мнения;

Ø по способу принятия:

- правовые;

- неправовые;

Ø по характеру действия:

- сдерживающие (ограничительные);

- стимулирующие;

- комплексные;

Ø по уровню влияния:

- государственные;

- местные;

Ø по объектам влияния:

- отраслевые;

- функциональные;

 

Правовое регулирование экономики – это деятельность государства по:

- установлению обязательных для выполнения юридических норм (правил)

- поведения субъектов права.

Административные методы государственного регулирования экономики – это инструменты прямого воздействия государства на деятельность субъектов рынка.

 

Административные (прямые) методы регулирования
Законодательная и экономическая деятельность государства
Контроль за условиями труда
Государственные закупки, трансфертные платежи
Индикативное планирование, разработка и реализация целевых программ
Прямой государственный контроль за монопольными рынками
Административное регулирование отдельных процессов экономической жизни

 

 


1. Лицензии – это специальные разрешения, которые выдаются субъектам предпринимательской деятельности на осуществление отдельных её видов. В Украине порядок выдачи и ликвидации лицензий осуществляется в соответствии с постановлениями Кабинета Министров Украины.

2. Квоты – определяют долю субъектов рынка в производстве, потреблении, экспорте, импорте и т.п. Квотирование осуществляется с целью создания конкурентной среды, защиты отечественного рынка, стабилизации цен на внутреннем рынке.

3. Санкции – это мероприятия государства, направленные на наказание субъектов рынка, которые не выполняют установленных правил деятельности. В порядке экономических санкций государство устанавливает выплату неустоек, штрафов, пени за невыполнение субъектами рынка определённых правил, обязательств.

4. Нормы – это, во-первых, научно обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурсов на изготовление единицы продукции заданного качества, во-вторых, правила поведения людей в определённых видах экономической деятельности. С помощью норм и нормативов осуществляются планово – экономические расчёты, регулирование в сферах производства, труда, социальной защиты населения, охраны природной среды.

5. Стандарты – это единые нормы по типам, маркам, параметрам, размерам и качеству изделий, а также по величинам измерения, методам контроля, правилам маркирования и сбережения продукции, технологии производства. Соблюдение государственных стандартов является обязательным для всех субъектов экономической деятельности.

6. Госзаказы являются инструментом как административного, так и экономического регулирования. Госзаказ на поставку продукции для государственных предприятий является обязательным директивным показателем плана.

7. Цены тоже могут использоваться как инструмент административного регулирования в форме:

- фиксированных цен на важнейшие товары и услуги;

- применения ограниченных цен или ограниченных коэффициентов их повышения.

Цель – ограничить негативное действие рыночных цен на экономику.

Экономические методы (непрямые) государственного регулирования экономики дают возможность создавать экономические условия, которые вынуждают субъектов рынка действовать в необходимом для общества направлении, решать те или другие задачи согласно с общегосударственными и частными интересами.

Инструменты экономических методов

Ставки налогов
Учетная ставка
Таможенные тарифы
Нормы амортизации

 

 


Политика протекционизма – это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции с использованием системы ограничений импорта.

Экономическое регулирование осуществляется с помощью следующих инструментами государственной экономической политики:

1) фискальной;

2) бюджетной;

3) налоговой;

4) денежно – кредитной;

5) внешнеэкономической;

6) амортизационной и др.

1. Инструментами фискальной политики являются госзакупки, которые характеризуют бюджетные расходы, и налоги, которые определяют бюджетные доходы. Таким образом существует связь между фискальным, бюджетным и налоговым направлением политики. Выделяют стимулирующую фискальную политику направленную на стимулирование производства через увеличение госзакупок, и сдерживающую, направленную на сдерживание производства.

2. В рамках бюджетной политики государство осуществляет:

- прямое финансирование учреждений сектора общегосударственного управления;

- финансирование инвестиционных программ;

- обслуживание государственного долга;

- расходы из бюджета в форме дотаций, субсидий, субвенций.

3. Налоговая политика применяется для пополнения государственных, финансовых ресурсов, а также для стимулирования экономического роста, научно – технического прогресса, осуществление структурных преобразований, повышение конкурентоспособности отечественных производителей. Налоговая политика реализуется по двум направлениям:

- определение видов налогов и установление налоговых ставок;

- предоставление налоговых льгот отдельным субъектам с целью воздействия на инвестиционный климат и уровень денежных доходов населения.

4. Денежно – кредитное регулирование осуществляется с целью воздействия на денежный спрос. Для достижения этой цели Национальный банк Украины использует такие основные инструменты:

1) денежная эмиссия (выпуск) в обращение дополнительных денег, что способствует увеличению совокупного спроса и деловой активности. Однако чрезмерная эмиссия способна порождать инфляцию;

2) операции с государственными ценными бумагами связаны с куплей – продажей государством ценных бумаг. Контрагентами государства являются коммерческие банки, предприятия, население. Если необходимо увеличить предложение денег, Национальный банк скупает ценные бумаги, и наоборот;

3) смена нормы обязательных резервов: при повышении резервной нормы национальный банк снижает денежный мультипликатор и уменьшает предложение денег, и наоборот.

5. Наиболее результативным направлением амортизационной политики является механизм ускоренной амортизации.

Политика, направленная на достижение полной независимости страны от экспорта иностранных товаров, инвестиций и т.п. политика защиты и обеспечения внутреннего рынка собственной продукцией, называется автаркией.

Пропагандистские методы государственного регулирования экономики –это обращение государства к чести и совести человека (предпринимателя, наёмного работника, государственного служащего). Они включают меры воспитания, разъяснения целей и содержания регулирования, меры моральной заинтересованности. Сущность этих методов состоит в том, чтобы формировать и поддерживать у людей определенные убеждения, духовные ценности, моральные позиции, психологических установок к деятельности государства.

Социальное управление — это целеустремленное влияние на общество для его благоустройства, сохранения, усовершенствования и развития. Оно состоит из двух типов: саморегулирования общества и государственного управления.

Разграничивают государственное управление (субъект управленческого влияния — государство), общественное управление (субъект управленческого влияния — общество и его структура),менеджмент(субъект управленческого действия — предприниматель, владелец). Среди всех видов управления определяющая роль принадлежит государственному управлению.

1. Государственное управление — это прежде всего социальное, политическое явление.

2. Государственное управление и государственные органы, которые осуществляют его функции, является составляющей единого механизма государственной власти.

3. Государственное управление — это процесс реализации государственной власти, ее внешнее, материализованное выражение, и вне его она не существует. Содержание государственной власти ярче всего оказывается в государственном управлении.

Объектом государственного управления является общество, а не форма государственной деятельности, направленная на осуществление задач и функций государства, которые заключаются в исполнительной и распорядительной работе органов управления.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.