§ информационная, юридическая, организационная, финансовая поддержка создания и адаптации предприятий;
- социально-психологические:
§ установление минимально допустимого уровня благосостояния и социальной защиты населения;
§ индексация доходов граждан;
§ содействие занятости;
§ формирование общественного мнения;
Ø по способу принятия:
- правовые;
- неправовые;
Ø по характеру действия:
- сдерживающие (ограничительные);
- стимулирующие;
- комплексные;
Ø по уровню влияния:
- государственные;
- местные;
Ø по объектам влияния:
- отраслевые;
- функциональные;
Правовое регулирование экономики – это деятельность государства по:
- установлению обязательных для выполнения юридических норм (правил)
- поведения субъектов права.
Административные методы государственного регулирования экономики – это инструменты прямого воздействия государства на деятельность субъектов рынка.
Административные (прямые) методы регулирования
Законодательная и экономическая деятельность государства
Контроль за условиями труда
Государственные закупки, трансфертные платежи
Индикативное планирование, разработка и реализация целевых программ
Прямой государственный контроль за монопольными рынками
Административное регулирование отдельных процессов экономической жизни
1. Лицензии – это специальные разрешения, которые выдаются субъектам предпринимательской деятельности на осуществление отдельных её видов. В Украине порядок выдачи и ликвидации лицензий осуществляется в соответствии с постановлениями Кабинета Министров Украины.
2. Квоты – определяют долю субъектов рынка в производстве, потреблении, экспорте, импорте и т.п. Квотирование осуществляется с целью создания конкурентной среды, защиты отечественного рынка, стабилизации цен на внутреннем рынке.
3. Санкции – это мероприятия государства, направленные на наказание субъектов рынка, которые не выполняют установленных правил деятельности. В порядке экономических санкций государство устанавливает выплату неустоек, штрафов, пени за невыполнение субъектами рынка определённых правил, обязательств.
4. Нормы – это, во-первых, научно обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурсов на изготовление единицы продукции заданного качества, во-вторых, правила поведения людей в определённых видах экономической деятельности. С помощью норм и нормативов осуществляются планово – экономические расчёты, регулирование в сферах производства, труда, социальной защиты населения, охраны природной среды.
5. Стандарты – это единые нормы по типам, маркам, параметрам, размерам и качеству изделий, а также по величинам измерения, методам контроля, правилам маркирования и сбережения продукции, технологии производства. Соблюдение государственных стандартов является обязательным для всех субъектов экономической деятельности.
6. Госзаказы являются инструментом как административного, так и экономического регулирования. Госзаказ на поставку продукции для государственных предприятий является обязательным директивным показателем плана.
7. Цены тоже могут использоваться как инструмент административного регулирования в форме:
- фиксированных цен на важнейшие товары и услуги;
- применения ограниченных цен или ограниченных коэффициентов их повышения.
Цель – ограничить негативное действие рыночных цен на экономику.
Экономические методы (непрямые) государственного регулирования экономики дают возможность создавать экономические условия, которые вынуждают субъектов рынка действовать в необходимом для общества направлении, решать те или другие задачи согласно с общегосударственными и частными интересами.
Инструменты экономических методов
Ставки налогов
Учетная ставка
Таможенные тарифы
Нормы амортизации
Политика протекционизма – это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции с использованием системы ограничений импорта.
Экономическое регулирование осуществляется с помощью следующих инструментами государственной экономической политики:
1) фискальной;
2) бюджетной;
3) налоговой;
4) денежно – кредитной;
5) внешнеэкономической;
6) амортизационной и др.
1. Инструментами фискальной политики являются госзакупки, которые характеризуют бюджетные расходы, и налоги, которые определяют бюджетные доходы. Таким образом существует связь между фискальным, бюджетным и налоговым направлением политики. Выделяют стимулирующую фискальную политику направленную на стимулирование производства через увеличение госзакупок, и сдерживающую, направленную на сдерживание производства.
2. В рамках бюджетной политики государство осуществляет:
- прямое финансирование учреждений сектора общегосударственного управления;
- финансирование инвестиционных программ;
- обслуживание государственного долга;
- расходы из бюджета в форме дотаций, субсидий, субвенций.
3. Налоговая политика применяется для пополнения государственных, финансовых ресурсов, а также для стимулирования экономического роста, научно – технического прогресса, осуществление структурных преобразований, повышение конкурентоспособности отечественных производителей. Налоговая политика реализуется по двум направлениям:
- определение видов налогов и установление налоговых ставок;
- предоставление налоговых льгот отдельным субъектам с целью воздействия на инвестиционный климат и уровень денежных доходов населения.
4. Денежно – кредитное регулирование осуществляется с целью воздействия на денежный спрос. Для достижения этой цели Национальный банк Украины использует такие основные инструменты:
1) денежная эмиссия (выпуск) в обращение дополнительных денег, что способствует увеличению совокупного спроса и деловой активности. Однако чрезмерная эмиссия способна порождать инфляцию;
2) операции с государственными ценными бумагами связаны с куплей – продажей государством ценных бумаг. Контрагентами государства являются коммерческие банки, предприятия, население. Если необходимо увеличить предложение денег, Национальный банк скупает ценные бумаги, и наоборот;
3) смена нормы обязательных резервов: при повышении резервной нормы национальный банк снижает денежный мультипликатор и уменьшает предложение денег, и наоборот.
5. Наиболее результативным направлением амортизационной политики является механизм ускоренной амортизации.
Политика, направленная на достижение полной независимости страны от экспорта иностранных товаров, инвестиций и т.п. политика защиты и обеспечения внутреннего рынка собственной продукцией, называется автаркией.
Пропагандистские методы государственного регулирования экономики –это обращение государства к чести и совести человека (предпринимателя, наёмного работника, государственного служащего). Они включают меры воспитания, разъяснения целей и содержания регулирования, меры моральной заинтересованности. Сущность этих методов состоит в том, чтобы формировать и поддерживать у людей определенные убеждения, духовные ценности, моральные позиции, психологических установок к деятельности государства.
Социальное управление — это целеустремленное влияние на общество для его благоустройства, сохранения, усовершенствования и развития. Оно состоит из двух типов: саморегулирования общества и государственного управления.
Разграничивают государственное управление (субъект управленческого влияния — государство), общественное управление (субъект управленческого влияния — общество и его структура),менеджмент(субъект управленческого действия — предприниматель, владелец). Среди всех видов управления определяющая роль принадлежит государственному управлению.
1. Государственное управление — это прежде всего социальное, политическое явление.
2. Государственное управление и государственные органы, которые осуществляют его функции, является составляющей единого механизма государственной власти.
3. Государственное управление — это процесс реализации государственной власти, ее внешнее, материализованное выражение, и вне его она не существует. Содержание государственной власти ярче всего оказывается в государственном управлении.
Объектом государственного управления является общество, а не форма государственной деятельности, направленная на осуществление задач и функций государства, которые заключаются в исполнительной и распорядительной работе органов управления.