Государственное управление — это социальное, политическое явление, вид общественной деятельности, связанной с осуществлением государственной власти в демократической стране на принципах ее деления на законодательную, исполнительную и судебную
Государственное управление имеет процессуальный характер, который охватывает процессы определения, осуществления и достижения целей. Государственное управление имеет политический и административный аспекты
Государственное управление — это систематически осуществляемое целее направленное влияние государства на общественную систему в целом или на отдельные ее звенья, на состояние и развитие общественных процессов, на сознание, поведение и деятельность лица и гражданина с целью реализации государственной политики, выработанной политической системой и законодательно закрепленной, в интересах оптимального функционирования и развития государства
Цели и функции государственного управления адекватны целям, задачам и функциям государства и представляют собой соответствующую совокупность всех целей, задач и функций государства, сформированных политической системой с учетом социально-экономического и политического состояния государства
Цели государственного управления формируются политической системой и реализуются механизмом государства
Органы государственной власти, как субъекты государственного управления, действуют в пределах компетенции, определенной для них в соответствующих нормативных актах, и наделены необходимыми полномочиями государственной власти
Исполнительно-распорядительную деятельность по реализации отмеченных целей в основном осуществляют государственный аппарат и органы местного самоуправления в пределах делегированных функций
Государственный аппарат формируется на основании законодательных актов по поручению государства
Государственное управление —целенаправленное организационное и регулирующее влияние государства на состояние и развитие общественных процессов, сознание, поведение и деятельность лиц и граждан с целью достижения целей и реализации функций государства, отображенных в Конституции и законодательных актах, путем внедрения государственной политики, выработанной политической системой и законодательно закрепленной, через деятельность органов государственной власти, наделенных необходимой компетенцией.
Принципы государственного управления —это закономерности, отношения, взаимосвязи, руководящие принципы, на которых основываются его организация и осуществление и которые могут быть сформулированы в определенные правила.
Принцип объективности государственного управления является отправным и предопределяет необходимость учета во всех управленческих процессах требований объективных закономерностей и реальных возможностей общественных сил.
Принцип демократизма воспроизводит народовластие в государственном управлении и предусматривает установление глубокой и постоянной взаимозависимости между обществом и государством как предпосылки формирования демократической системы управления, которая бы базировалась на демократических принципах ее осуществления в интересах всех или подавляющего большинства граждан.
Принцип правовой упорядоченности государственного управления объективно предопределяет необходимость главным образом законодательного определения основных аспектов целей, функций, структур, процесса, самих принципов государственного управления. Дополняется этот принцип принципом законности государственного управления, который предусматривает установление четкого в понимании и последовательного в реализации режима повсеместного и полного выполнения законов и нормативно – правовых актов.
Принцип разделения власти в государственном управлении служит созданию демократической, правовой организации государственной власти.
Принцип публичности государственного управления, который предусматривает: доступность государственного управления для граждан; открытость функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления; общественный контроль; судебный контроль за соблюдением в процессах государственного управления конституционно закрепленных интересов общества, прав и свобод граждан.
Принцип сочетания централизации и децентрализации значит, что государственное управление должно быть построено на принципах умного соотношения концентрации власти и децентрализации, поскольку нарушение этого баланса в любую сторону приведет к негативным последствиям.
Демократия трактуется многогранно, и в частности как:
• тип политической системы и социальной организации общества, форма уклада любой организации, которая основывается на равноправии ее членов, периодической выборности и отчетности органов управления, принятии решения по принципу большинства (партийная, профсоюзная, производственная демократия);
• один из политических режимов;
• форма организации государства, политической системы и власти, когда все граждане принимают участие в управлении.
Различают две основных формы демократии: прямую и опосредствованную демократию.
Прямая демократия предусматривает постоянное участие всех граждан в разработке решений, отсутствие отличий между государством и обществом. На принципах прямой демократии концептуально базировалась модель советов.
Представительская демократия рассматривается как наиболее оптимальная форма демократической организации власти и общества, которая способна дать максимальное пространство для реализации всей многогранности социальных интересов.
ДЕМОКРАТИЯ (греч. Demokratia — народовластие, от demos — народ и kratos — власть), форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Демократия в этой связи выступает прежде всего как форма государства.
Демократия — явление историческое, изменяющееся по мере развития общества, смены социально-экономических формаций.
Буржуазная демократия — наиболее развитый исторический тип демократии в эксплуататорском обществе — является формой диктатуры капиталистов над пролетариатом и иными, полупролетарскими и непролетарскими трудящимися классами и слоями населения. Она характеризуется явным противоречием между декларируемой «властью народа» и действительным господством эксплуататоров.
Бюрократия— система управления, в которой власть принадлежит администрации чиновников.
Различают два основных типа бюрократии: «имперскую» («традиционную») бюрократию, которая возникла в азиатских империях и опирается на авторитет традиции, и рационально легальную бюрократию, которая возникла при переходе к индустриальному обществу.
Рациональная бюрократия является типом управления, который опирается на знание, применение законов и органов власти.
Социалистическая демократия развивалась как результат научно обоснованного марксизмом политического творчества трудящихся, руководимых пролетарской революционной партией. Расширение и совершенствование демократии — планомерный процесс, направляемый марксистско-ленинской партией—руководящей силой в системе организаций социалистической демократи. Всестороннее развёртывание и совершенствование социалистической демократии как главного направления развития социалистической государственности определялось Программой КПСС.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ - сочетание полновластия, самодеятельности и инициативы трудящихся, выборности их руководящих органов и их подотчетности массам с централизацией - руководством из одного центра, подчинением меньшинства большинству, дисциплиной, подчинением частных интересов общим в борьбе за достижение поставленной цели.
Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело".
Экономический порядокотражает принципы взаимоотношений между экономическими агентами, а также взаимоотношений этих агентов с государством (редистрибуция, рыночные отношения, смешанная экономика), возникающих в процессе производства и обмена материальных и нематериальных благ.
В исторической ретроспективе выделяют три вида экономических порядков: централизованно управляемую экономику, свободный рынок, конкурентный порядок (Ойкен В., 1995). Принципы функционирования этих порядков приведены в табл. 8.1.
Политический (государственный) порядок отражает складывающуюся в тот или иной исторический период в стране форму власти (демократия, авторитаризм, тоталитаризм и др.) и обусловленные этой формой взаимоотношения между властными структурами различных уровней и обществом.
Идеологический (общественный) порядок отражает исторически сложившиеся господствующие в общественном сознании мировоззренческие системы взглядов (коммунитарность — патернализм, индивидуализм — субсидиарность и т. п.), обусловленные ментальными, в том числе конфессиональными, особенностями граждан страны. Идеологический порядок наиболее консервативен.
Принципы функционирования
Централизованно управляемая экономика
Свободный рынок
Конкурентный порядок
Определение целей экономической деятельности
Вышестоящие властные структуры
Домашние хозяйства и предприниматели
Конкурирующие продавцы и покупатели
Обеспечение средствами производства
Плановое распределение орудий и предметов труда
Свободные взаимовыгодные договоры
Взаимовыгодные контракты в условиях антимонопольного регулирования
Установление цен на товары и услуги
Вышестоящие плановые органы
Свободное ценообразование на основе соотнршения спроса и предложения
На основе механизма цен полной конкуренции
Ответственность экономических агентов
За выполнение текущих и перспективных планов
За все результаты экономической деятельности
За все результаты экономической деятельности
Роль государства в управлении (регулировании) Экономической деятельности
Непосредственно управляет, рационирует потребление товаров и услуг
Устанавливает и контролирует соблюдение правил экономической деятельности
Регулирует экономическую деятельность, не допуская экономической власти отдельных агентов
Характер стимулирующих воздействий
Принуждение
Заинтересованность
Заинтересованность
Директивное планирование
Институциональные стимулы
Индикативное планирование
Субъект, формирующий стратегию экономического агента
Вышестоящие плановые органы государства,
Руководство экономической единицы с учетом интересов клиентов и конъюнктуры рынка
Руководство экономической единицы с учетом государственных индикативных планов, собственных интересов и интересов клиентов
Преобладающие формы собственности на средства производства
Общественная (государственная) с незначительной долей частной и кооперативной
Частная с некоторой долей участия государства
Частная (индивидуальная и коллективная) государственная на стратегически важные объекты
Понятие «глобальные проблемы» происходит от франц. слова global, что означает «всеобщий», «охватывающий весь земной шар»:
Наиболее общей причиной обострения глобальных проблем, связанной с развитием технологического способа производства, является интенсивный рост в последние десятилетия народонаселения планеты, или так называемый демографический взрыв, который к тому же сопровождается неравномерностью роста населения в различных странах и регионах.
С точки зрения общественной формы наиболее общими причинами обострения большинства глобальных проблем явились, во-первых, отношения капиталистической собственности, прежде всего хищническое отношение монополий к природным ресурсам, мировому океану и т. д. Не случайно в послевоенный период на США, к примеру, приходится 40% мирового объема загрязнения экологической среды, а на каждого жителя 1 кг токсических веществ в воздухе. Во-вторых, такими причинами стали деформация социально-экономических отношенийв бывшем СССР и некоторых других странах Восточной Европы, монопольная политика министерств и ведомств этих стран, господство в них тоталитарной системы.
К числу социальных причин обострения глобальных проблем относитсянепродуманная региональная политика государств, проявившаяся, в частности, в отсутствии у бывших советских республик экономического суверенитета, национальной собственности на свои природные ресурсы, средства производства и т. д.