• регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных
секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям (НИИ, университетам и
т.д.);
•вертикальные производственные цепочки, узко определённые секторы, в которых
смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (например, цепочка
«поставщик-производитель-сбытовик-клиент»). В эту же категорию попадают сети,
формирующиеся вокруг головных фирм;
•отрасли промышленности, определённые на высоком уровне агрегации (например,
«химический кластер») или совокупности секторов на ещё более высоком уровне агрегации
(например, «агропромышленный кластер»).
Кластер - это совокупность субъектов хозяйственной деятельности взаимосвязанных различных отраслей, объединённых в единую организационную структуру, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, совместно функционируют с определённой целью.
Кластерное развитие экономики — это определённый инструмент бизнеса. Рыночно ориентированное общество формирует правила деятельности своих хозяйствующих субъектов через законы, взаимоотношения, банковский сектор, институты поддержки и т.д. Поэтому кластер, существующий в рамках данных правил, — это ни что иное, как особым образом организованное пространство, которое позволяет успешно развиваться крупным фирмам, малым предприятиям, поставщикам (оборудования, комплектующих, специализированных услуг), объектам инфраструктуры, научно-исследовательским центрам, вузам и другим организациям.
Отличительная черта кластера — целевая предпринимательская деятельность. В рамках кластера объединяются не только производственный, но и инновационный бизнес, комплексное управление качеством продукции, сервисное обслуживание. Объединение усилий предпринимателей, органов управления, субъектов инвестиционной и инновационной деятельности на определенной территории дает значительные преимущества в конкурентной борьбе, способствует рационализации производственно-рыночных процессов, перераспределению рисков и проведению гибкой политики, необходимой в условиях быстро меняющейся конъюнктуры.
Характерные признаки кластеров можно свести к 12 показателям:
•возможности по исследованию и развитию;
• квалификация рабочей силы;
•развитие трудового потенциала;
•близость поставщиков;
•наличие капитала;
•доступ к специализированным услугам;
•отношения с поставщиками оборудовани
•ассоциирующиеся структуры;
•интенсивность формирования сетей;
•предпринимательская энергия;
•инновации и обучение;
• коллективное видение и руководство.
Предпосылки для формирования кластеров:
Наличие конкурентоспособных предприятий.
Наличие в регионе конкурентных преимуществ для развития кластера.
Географическая концентрация и близость.
Широкий набор участников и наличие «критической массы».
Наличие связей и взаимодействия между участниками кластеров.
7 основных характеристик кластеров:
•географическая: построение пространственных кластеров экономической активности
от сугубо местных (например, садоводство в Нидерландах) до подлинно глобальных
(аэрокосмический кластер);
•горизонтальная: несколько отраслей/секторов могут входить в более крупный кластер
(например, система мегакластеров в экономике Нидерландов);
•вертикальная: в кластерах могут присутствовать смежные этапы производственного
процесса. При этом важно, кто именно из участников сети является инициатором и конечным
исполнителем инноваций в рамках кластера;
•латеральная1
: в кластер объединяются разные секторы, которые могут обеспечить
экономию за счет эффекта масштаба, что приводит к новым комбинациям (например,
мультимедийный кластер);
•технологическая: совокупность отраслей, пользующихся одной и той же технологией
(например, биотехнологический кластер);
•фокусная: кластер фирм, сосредоточенных вокруг одного центра — предприятия, НИИ
или учебного заведения;
•качественная: существенным является не только то, действительно ли фирмы
сотрудничают, но и то, каким образом они это делают.
Процесс формирования кластеров можно разделить на следующие этапы:
1-й этап: Формирование инициативной группы, объединяющей достаточное количество
изготовителей продукции и содействующих субъектов, которые разделяют идею создания
кластера. Согласие участников утверждается подписанием протокола о намерениях. На этом же
этапе производится сбор соответствующей технологической и маркетинговой информации, а
также проводятся тренинги и согласование позиций участников.
2-й этап: Разработка реального и со всеми согласованного проекта. На этом этапе
необходимо учитывать такие факторы: потребности участников будущего кластера и их
соответствующие возможности, рыночные условия, целесообразность формирования кластера
на конкретной территории, источники формирования материальной базы. Все эти элементы
должны быть согласованы со всеми участниками, которые совместно приступают к разработке
концепции проекта кластера.
3-й этап: Создание координационного центра кластера и определение круга субъектов