· Необходимо более детально рассмотреть особенности неформального обучения в молодежной сфере, его цели и задачи. При этом значимость неформального образования и дополнительный характер формального и неформального обучения должны быть сделаны более видимыми. В целях улучшения признания неформального обучения потребуется диалог между значимыми действующими на местах силами, также как и социальными партнерами, исследователями и политическими деятелями.
· Необходимо улучшить инструменты мониторинга и оценки с целью обеспечения стандартов качества.
· Необходимо обеспечить подготовку по различным темам в качестве важнейшего средства обеспечения высокого качества в неформальном обучении. Программы подготовки, нацеленные на профессионалов, должны включать европейское измерение.
На национальном, региональном или местном уровне
· Значимость неформального обучения должна быть увеличена путем поддержки предоставляющих данную услугу, а также за счет улучшения их роли в рамках системы обучения; необходимо улучшить финансовую поддержку молодежных инициатив, молодежных организаций и других форм неформального обучения.
· Необходимо создавать дальнейшие совместные проекты, включая школы, места подготовки, предприятия и структуры, осуществляющие неформальное обучение, путем создания мостов между неформальной и формальной системами.
· Молодежные организации должны на регулярной основе обнародовать широкий перечень возможностей для неформального обучения: документация и публичная презентация итогов проектов неформального обучения должны быть составной частью их деятельности.
На европейском уровне
· Необходимо развивать дальше в сотрудничестве с Советом Европы стандарты качества в рамках программы МОЛОДЕЖЬ. В дополнение к этому, необходимо составить и распространить перечень хорошей практики; должен быть еще более улучшен доступ для неблагополучной молодежи к неформальному образованию в рамках программы МОЛОДЕЖЬ и по другим схемам.
· Финансирование и развитие пилотных совместных схем по программам СОКРАТ, ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ и МОЛОДЕЖЬ должно помочь строить мосты между неформальной и формальной системами.
· Необходимо развивать подтверждение и сертификацию участия во всех схемах по программе МОЛОДЕЖЬ. Это может рассматриваться как первый шаг, за которым должны последовать и другие в других заведениях неформального образования всех уровней.
· Больше подготовки должно быть предоставлено «мультипликаторам» (или распространителям знаний – прим.пер) и тем, кто облегчает обучение при неформальном обучении.
ЗАНЯТОСТЬ КАК СРЕДСТВО УЛУЧШЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ
Анализ результатов
Рабочие места являются ключевым элементом, позволяющим молодежи найти свое место в обществе, достигнуть экономической независимости и осуществить свои индивидуальные устремления. Общество, неспособное предоставить конкретные возможности на рынке труда молодежи, рискует попасть в порочный круг безработицы, маргинализации и социального распада. Предоставление доступа на рынок труда молодежи способствует социальной стабильности, которая рассматривается как основа экономического роста и благосостояния. Иногда безработица даже считается нарушением прав человека молодежи.
Доступ к образованию и профессиональной подготовке, а также к информации и руководству составляет главное предварительное условие не только для нахождения рабочего места и избегания безработицы, но также и для нахождения хорошей и удовлетворяющей работы. Но одного этого недостаточно: необходимо также принимать во внимание решения в других сферах, таких как здравоохранение, семья, социальные права, дискриминация и т.д. Они играют такую же важную роль в плане социальной интеграции молодежи.
С включением новых глав о безработице и социальных проблемах в Договоры, Европейский Союз приобрел право на разработку стратегий и программ в этих сферах (таких как Европейская стратегия по безработице, Лиссабонская стратегия о модернизации Европейской социальной модели, Социальная повестка дня, Программа по борьбе со всеми формами дискриминации и Программа по социальной включенности[64]). Там где это возможно и является подходящим, будет делаться на них ссылка с целью дополнения мнений, выраженных различными сторонами в ходе процесса консультаций. Это поможет определить те сферы, в которых ЕС и страны-члены просят развивать большую и лучшую деятельность.
· Занятость – это предпосылка к социальной включенности.
Молодежь сильно озабочена перспективами, предоставляемыми ей рынком труда. Она считает получение работы наилучшим способом интеграции в общество. Молодежь предпочитает иметь реальное чувство направленности, указывающей ей на место в мире труда в долгосрочном плане. Наличие работы означает статус взрослого, самоуважение, деньги, независимость, а также возможность расширить связи в обществе. Молодые люди, лишенные работы, теряют необходимый шанс приобретения новых перспектив и интеграции в более обширное общество[65].
Молодежь готова работать, но поиск хорошего места становится все сложнее. Она знает, что ее пригодность к занятости[66], а значит и шансы на рынке труда увеличивается при наличии хорошего образования и навыков, а также при условии учебы в течение некоторого времени в школе или университете за границей. Это подвергает ее еще большему давлению, и уровень ее ожиданий в плане мобильности, гибкости, компетентности и навыков выше, чем когда-либо. Поскольку молодежь тратит все больше времени на образование и профессиональную подготовку, она остается более зависимой от родителей и государственных учреждений.
В том, что касается перехода от образования, профессионального обучения к рынку труда, за последние 20 лет ситуация объективно ухудшилась[67]. Процент безработных среди молодежи по сравнению с общей долей безработных остается высоким. В 2000 году общий уровень безработицы в пятнадцати странах Европейского союза составлял 8,4%, в то время как доля безработной молодежи в возрасте до 25 лет была примерно в два раза больше, а именно 16,1%[68]. Более распространенными стали временные виды занятости. Снизились заработки по сравнению с доходом более взрослых работников. Молодежи теперь требуется гораздо больше времени, чтобы достичь стабильности на рынке труда. Даже хорошая образовательная квалификация не гарантирует получения рабочего места, так как конкуренция в сфере занятости стала жестче. Успех на рынке труда зависит в большой степени от личного опыта и обстоятельств молодых людей.
Повторяющийся разочаровывающий опыт и трудности экономического плана, часто сопровождаемые личными проблемами, могут способствовать умственному ступору и жизни на грани общества. Любая политика, ориентированная на ликвидацию бедности и социального отчуждения должна предваряться превентивными подходами по отношению к молодым людям.
Выделить молодежь как отдельную социальную группу становится все сложнее. Различающийся социальный опыт и неравенство возрастают[69]. Среди молодых растет чувство неравноправия между поколениями, она все больше осознает последствия демографических изменений для социальной, пенсионной системы и системы здравоохранения[70]. Пенсионные системы в особенности будут зависеть от желания и способности молодых людей участвовать в их финансировании. Это будет возможно, только если у молодежи будет доступ к занятости. Таким образом, солидарность между поколениями, а отсюда и желание молодых людей вносить свой вклад в социальную включенность и благосостояние их родителей, бабушек и дедушек, подвергается все большим и большим испытаниям.
Молодежь утверждает, что переход от школы к работе должен быть более простым. Государственная система рынка труда играет в этом плане немаловажную роль и должна быть улучшена. Молодые люди недовольны также отсутствием стратегического общественного или частного партнерства для улучшения включенности в общество, особенно для тех, кто испытывает трудности, или тех, кого дискриминируют на рынке труда.
В то же время на пороге инновационных и технологических изменений нужно избегать новых форм социального отчуждения. Большой процент учеников покидает школу раньше времени, то есть они оставляют систему образования в лучшем случае с дипломом о неполном среднем образовании. Это может привести к межпоколенческому порочному кругу между детской нищетой, низким уровнем образованности и нищетой во взрослом возрасте. Существует также связь между бедностью и риском технологического разрыва: люди с большим достатком, например, пользуются Интернетом в три раза чаще, чем люди с менее высокими доходами. Таким образом, последние имеют меньше доступа к технологиям и, как следствие, подвержены большему риску отчуждения от рынка труда и от общего социального и культурного развития.
«Социальная мобильность» как предпосылка для формальной профессиональной подготовки и работы
«Международный центр для молодежного движения» в Шампо, Франция, предлагает некоторым из наиболее маргинальных и неимущих молодых европейцев попробовать вкус «социальной мобильности». Это
дает им шанс восстановить уверенность в себе и чувство собственного достоинства и может стать жизненно важной предпосылкой для более формальной профессиональной подготовки и занятости.