Большинство упомянутых в данной «Белой книге» пожеланий адресовано странам-членам и регионам Европы, которые выносят основную тяжесть практического осуществления различных связанных с молодежью мер. Именно на низовом уровне, где молодые люди могут видеть результаты их личного участия, активная гражданственность становится реальностью. Именно участием в жизни школ, соседских товариществ, местных районов или ассоциаций, молодые люди могут приобретать опыт и уверенность, в которых они нуждаются для того, чтобы сделать следующий шаг, сейчас или в дальнейшем, в общественной жизни, включая и европейский уровень. Именно погружаясь в общественную деятельность, которая открыта для всех, без какой-либо формы дискриминации, молодежь может внести свой вклад в общество, в большей степени охваченное идеями солидарности, и жить в полной мере реализуя свой гражданский потенциал.
Вместе с тем, важно придать европейское измерение связанной с молодежью деятельности с целью повышения эффективности и усиления взаимодействия при поддержании и выделении степени ответственности, соответствующей каждому уровню деятельности. Это то, к чему призывала молодежь в ходе консультаций; это то, что поддерживает европейский парламент; и это то, что пропагандируют страны-члены, как стало ясно в ходе проведенных Комиссией консультаций. В ответ «Белая книга» предлагает новые рамки для европейского сотрудничества, включающие два основных аспекта: применение открытого метода координации в конкретной сфере молодежи; и лучший учет «молодежного» измерения в других политических инициативах.
Данное европейское измерение создаст ощущение динамизма на низовом уровне и будет стимулировать креативность, поддержит обмены и сравнения хорошей практики, а также будет способствовать национальному и европейскому признанию того, что делают отдельные лица и молодежные организации на местном и региональном уровне. Оно поможет создать общее видение и дать лучшее понимание проблем, связанных с молодежью, а также сделает возможным работать более эффективно во взаимодействии и путем решения по общим целям.
Слушать, что молодежь может сказать и предложить форум для местных инициатив, воодушевить страны-члены сотрудничать более эффективно, выдвигать конкретные идеи в рамках существующих европейских программ и придать «молодежному» измерению большее значение во всех направлениях деятельности – такой подход предлагается данной «Белой книгой» в целях создания надлежащих условий, которые позволят молодежи играть в полную силу в жизни демократических, открытых и социально-ориентированных обществ.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
После расширения в Европе будет 75 миллионов молодых людей в возрасте между 15 и 25 годами[35]. Какими бы ни были их различия (в плане доступа на рынок труда, образования, семейной жизни, дохода и т.д.) молодые люди видят себя в качестве полноправных граждан со всеми положенными правами и обязанностями. Инвестирование в молодежь является инвестированием в богатство наших обществ, сегодня и завтра. Поэтому это является одним из ключей для достижения политической цели, провозглашенной Европейским советом в Лиссабоне: сделать Европу «самой конкурентоспособной и динамичной экономикой, основанной на знании, в мире».
Договоры предоставляют основу для действий в широком ряде секторов[36], затрагивающих молодежь напрямую или косвенным образом: дискриминация, европейское гражданство, занятость, исключенность из общества, образование, профессиональная подготовка, культура, здравоохранение, защита потребителей, свобода передвижений, охрана окружающей среды, мобильность для молодых исследователей, сотрудничество в интересах развития и бедность.
Существуют различные меры Сообщества, которые более прямым образом воздействуют на молодежь в сферах образования, занятости и профессиональной подготовки, и, более недавно, в плане доступа к информационным технологиям, если перечислять лишь некоторые.
Над общими и отраслевыми политиками, затрагивающими молодежь, есть другой тип деятельности, который способствует мобильности, межкультурным обменам, гражданству и работе добровольцев. В этом контексте и на основе Статьи 149 Договора[37], ЕС ввел серию программ, включая программу МОЛОДЕЖЬ, которые, в свою очередь, привели к схемам по мобильности и обменам для молодежи. Это сотрудничество постепенно распространилось и на такие сферы, как информация, обмены между организациями и добровольческая служба.
В более широком плане, существует ряд тем – таких как участие или автономия для молодых людей, которые не являются напрямую предметом заботы Сообщества, но которые заслуживают углубленного анализа из-за их тесной связи с молодежной политикой и их политического воздействия, в связи с чем замысел состоит в том, чтобы предоставить странам-членам практический ресурс для координации их действий в соответствующих секторах.
Все эти конкретные виды деятельности, связанной с молодежью, получили безоговорочную поддержку Европейского парламента, как при разработке программ, так и в форме резолюций и слушаний по проблемам молодежи. Совет министров по вопросам молодежи принял ряд резолюций по участию молодежи, образовательному потенциалу спорта, общественной интеграции, инициативе и предпринимательству среди молодежи. Экономический и социальный комитет и Комитет регионов регулярно принимают позитивные и обнадеживающие заключения по различным проблемам, касающимся молодежи.
Теперь же вопрос состоит в том, достаточно ли этой деятельности для того, чтобы ответить на спектр вызовов, с которыми сегодня сталкивается молодежь, и используют ли наилучшим образом творцы европейской политики потенциал молодежи. Является фактом то, что резолюции или декларации по специфическим проблемам, относящимся к молодежи, часто оставались лишь добрыми намерениями и европейским структурам, а также странам-членам не хватает обзора политики и различных видов действий, которые могли бы быть предприняты для поддержки молодежи. Нынешняя система европейского сотрудничества в молодежной сфере достигла своих пределов и находится под угрозой того, что больше не сможет отвечать новым вызовам (см. пункт 2):
- демографически и социальные перемены, усложняющие отношения между поколениями;
- расширяющаяся пропасть между молодежью и общественными делами на национальном, европейском и международном уровнях, с усиливающимся риском «дефицита гражданственности»;
- инвестиция в качество дебатов о будущем Европейского союза, как демократического императива, и поощрение более тесных связей с людьми, гражданским обществом и силами, действующими на местном уровне, как предлагается в «Белой книге» по управлению в Европе[38].
Продвижение новых форм управления в Европе является одним из четырех стратегических приоритетов, намеченных Комиссией. Термин «управление» относится ко всем правилам, механизмам и практикам, затрагивающим пути, по которым распределяются различные власти, так же как и открытие процесса принятия решений в ЕС с тем, чтобы дать возможность народу Европы возможность быть включенным в решения, которые его касаются.Данная модернизации европейской публичной деятельности поддерживается пятью основополагающими принципами открытость, участие, подотчетность, эффективность и сплоченность.Молодежь является сферой, в которой помимо всех прочих, должны применяться данные принципы:- открытость:предоставление информации и активная коммуникация с молодыми людьми, на их языке, с тем, чтобы они понимали, как работают европейские структуры и политику, касающуюся их;- участие: обеспечение того, что с молодыми людьми консультируются и больше вовлекают их в решения, касающиеся их, и, в целом, в жизнь их сообществ;- подотчетность: развитие новых и структурированных форма сотрудничества между странами-членами и европейскими институтами с тем, чтобы найти пути, на подходящем уровне подотчетности, того, как ответить надеждам молодежи;- эффективность: максимальное задействование того, что могут предложить молодые люди с тем, чтобы они могли ответить на вызовы общества, внести свой вклад в успех различных политик, которые затрагивают их и построить Европу будущего;- сплоченность:развитие обзора различных политик, касающихся молодежи и различных уровней, на которых полезно воздействие.Решение о публикации Белой книги по молодежной политике и, в частности, о проведении предварительных консультаций, являются одним из следствий данного подхода к «управлению».