В Люксембурге система учебных отпусков позволяет работникам до 30 лет оставлять свою работу на определенный период времени с целью продолжения обучения. Это не приводит к финансовым потерям ни для работодателя, ни для работника, так как государство выплачивает работодателю компенсацию, эквивалентную заработку работника.
http://www.snj.lu/s_conge_education.asp
· Молодежи нужна особая социальная защита
Молодежь считает, что в плане законодательства в социальной сфере на европейском уровне должно быть сделано больше[71]. Доступ к рынку труда стал более затрудненным, а требования к знаниям, трудовому опыту, географической и личной гибкости существенно возросли. В то же время социальные права, особенно в законодательстве, касающемся конкретных потребностей молодежи, перестали соответствовать растущему давлению со стороны рынка труда. По-прежнему сохраняется дискриминация по отношению к этническим меньшинствам, женщинам, людям с ограниченными возможностями и др[72]. Поэтому молодежь выступает за более «социальную Европу».
По мнению молодёжи, достижение полной занятости в странах Европейского союза должно стать главной целью правительств и Европейской комиссии[73]. Они предлагают пути и методы достижения этой цели: сокращение рабочего времени или использование сокращения рабочего времени как средство помочь людям интегрироваться в рынок труда, минимальный доход и финансовая поддержка для завершения учебы, более совершенные и расширенные государственные программы занятости и т.д. Ощущается также потребность в разработке общеевропейского статуса стажеров.
Неправительственные организации озабочены тенденцией в молодежной занятости, состоящей в росте числа временных и незащищенных рабочих мест, таких, как студенческая и сезонная работа, стажировка, работа по краткосрочному или ограниченному во времени контракту. Молодые люди зачастую эксплуатируются, получают низкую зарплату и страдают от несчастных случаев на работе. По всей Европе молодежь перепредставлена в особых направлениях трудовой деятельности (таких, как работа в ресторанах быстрого питания, курьерская служба, предоставление услуг и пр.) или в новых типах трудовой занятости (работа на расстоянии, работа дома). В таких видах трудовой деятельности традиционный социальный диалог между партнерами менее развит, и как следствие условия труда меньше регулируются контрактом.
Знать свои права
Телефонная служба «Знать свои права» в Британском конгрессе профсоюзов создана специально для молодых работников для того, чтобы они имели доступ к информации о своих правах на занятость. Конгресс планирует кампании по поддержке прав на занятость среди молодых работников.
Молодые люди зачастую зарабатывают недостаточно, чтобы быть финансово независимыми: они вынуждены жить вместе с родителями до достижения возраста 29-31 года и быть зависимыми от их поддержки[74]. Более того, очень часто молодежь испытывает стресс и давление на работе. Особенно это касается молодых семейных пар с детьми и родителей-одиночек. На практике молодые люди плохо знают о своих правах и реально не участвуют в коллективных соглашениях. Из этого следует, что регулирующие рамки должны быть усовершенствованы с тем, чтобы принять во внимание особые нужды молодежи.
В защите нуждаются особенно те, кто не задействован на рынке труда. Без такой защиты, особенно для неимущих слоев молодежи, молодые люди не могут воспринимать молодость как переходный период между детством и взрослой жизнью, как этап социального экспериментирования, развивающего творческие и личностные качества, собственную точку зрения, ответственность и пр.
Предложения по итогам консультаций
Занятость
На национальном, региональном и местном уровнях
Расширять и улучшать меры на национальном, региональном и местном уровнях как часть Европейской стратегии занятости.
· Улучшать связанную с рынком труда информацию и консультирование молодежи:
-Развивать удобные для пользователя услуги по информации и консультированию, ориентированные на нужды молодежи.
-Подключать работодателей и лиц, принимающих решения, на местном уровне к работе служб информации и консультирования молодежи.
-Развивать на национальном, региональном и местном уровнях конкретные информационные источники для молодежи относительно вакантных должностей, условий работы, социальной защиты и т.д.
-Распространять информацию в местах, где молодые люди проводят большую часть своего времени, таких, как школы, университеты, агентства по трудоустройству, клубы, молодежные центры и пр.
-Развивать в рамках существующих информационных служб и ориентирующих систем конкретные блоки информации для молодежи, учитывающие местные особенности и личные планы действий.
-Убеждать профсоюзы становиться более привлекательными для молодежи.
-Поощрять работодателей оказывать содействие в планировании карьеры.
· Улучшение качества и масштабов профессионального обучения:
- Расширение схем для стажеров и практикантов.
-Обучение широкому кругу навыков в ходе профессионального обучения.
-Улучшение языкового тренинга и обучения навыкам владения компьютером.
-Контроль над организациями, занимающимися профессиональной подготовкой, и оценка уровня обучающих программ, предлагаемых молодым людям.
· Облегчение доступа молодежи к профессиональному обучению, особенно для людей с ограниченными возможностями, а также для социально исключенных или рискующих стать таковыми:
- Предложение бесплатной подготовки.
-Повышение квалификации лиц, занимающихся профессиональной подготовкой.
· Улучшить переход от стадии профессиональной подготовки к работе:
-Предложение возможностей профессионального обучения по месту работы, работа для студентов, вечерние занятия или сдвоенная система профессионального обучения и подготовки.
-Оказание поддержки ассоциациям, способствующим занятости.
-Создание государственно-частного стратегического партнерства с целью улучшения интегрирования молодежи в рынок труда.
-Сокращение по различным типам работы разрыва в профессиональном выборе и доходах в зависимости от пола.
-Предоставление молодым людям в течение переходного периода от школы к трудовой деятельности «двойного статуса» стажера/учащегося/ученика и рабочего/сотрудника.
-Введение стипендионных схем по окончании обучения.
-Улучшение качества рабочих мест для молодежи.
· Облегчение доступа молодежи к предпринимательской деятельности:
-Сокращение/исключение любых препятствий в сфере административного и налогового бремени, фискальных и финансовых правил, экономического и социального регулирования и т.д., которые могут помешать обретению самостоятельной занятости и созданию молодыми людьми собственного малого бизнеса. Облегчение доступа молодежи к финансовым источникам и службам консультации.
-Предоставление финансовой и логистической поддержки молодым предпринимателям.
-Облегчение бремени социального обеспечения для людей, занимающихся собственным предприятием.
На европейском уровне
· Достижение полной занятости среди молодежи должно и в дальнейшем рассматриваться как наиболее важная задача для всех государств–членов и Европейской комиссии:
-Усиление молодежно-ориентированной политики ЕС путем улучшения координации между руководителями различных уровней и различными сферами деятельности.
-Вовлечение гражданского общества и целевых групп в регулярные консультации по вопросам Европейской стратегии занятости.
-Поддержка инновационных проектов для реинтеграции молодых безработных.
-Обеспечение информацией о возможностях в отношении рабочих мест и профессиональной подготовки и о занятиях и профессиях, признанных во всей Европе.
-Улучшение общеевропейского статуса молодого стажера.
-Развитие информационного Интернет-сайта, конкретно ориентированного на потребности молодежи.
· Улучшение систем передачи между государствами–членами и признания профессиональных навыков и компетентности:
-Улучшение и интеграция систем признания (например, ЕСПК, НИЦАП, Европасс)[75].
-Признание и поддержка навыков и знаний, приобретенных в другом государстве - члене ЕС, а также на добровольной службе или в рамках неформальных обучающих программах.