Твердо веря в необходимость таких перемен и, учитывая масштаб вызовов и пределы нынешней системы сотрудничества, Комиссия предложила, на Совете по вопросам молодежи в конце 1999 года, создать Белую книгу о новых формах европейского сотрудничества в сфере молодежной политики. На протяжении весьма широких консультаций, ведущих к данной Белой книге, она получила полную поддержку стран-членов ЕС, сменявших друг друга председательств и Европейского парламента.
Беспрецедентные консультацииБелая книга является результатом консультаций, проходивших в период с мая 2000 г. по март 2001 г. Они привлекли молодых людей различного происхождения, молодежные организации, научное сообщество, политических деятелей и государственные администрации. По своему масштабу, продолжительности, разнообразию людей, с которыми проконсультировались, а также ценности полученной информации, консультации были беспрецедентным событием на европейском уровне. Для некоторых стран-членов это также было первым опытом такого рода. Было задействовано огромное количество людей и мероприятий.- 17 национальных конференций было организовано странами-членами. В них приняли участие несколько тысяч молодых людей. Результатом стали 440 предложений.- Встреча европейской молодежи в Париже в октябре 2000 г. в рамках французского председательства, проанализировала результаты национальных конференций с европейской перспективы; 450 молодых делегатов, представляющих 31 страну, достигли согласия по порядка 80 предложениям.- Более 60 организаций приняло участие в слушаниях, организованных Экономическим и социальным комитетом в Брюсселе в феврале 2001 г.- научному сообществу, представленному примерно десятком междисциплинарных исследователей, было предложено прокомментировать варианты возможного дальнейшего развития.- Во всех европейских столицах были проведены встречи с политическими деятелями, администраторами и с Национальными советами молодежи. Было также организовано два заседания с участием Генеральных директоров, отвечающих за молодежь (одно –для начала этих двусторонних заседаний, второе – для их окончания).- Была организована встреча в Умеа, в середине марта 2001 г., в рамках шведского председательства. Молодые люди, молодежные организации, исследователи и представители властей представили свои приоритеты для политических действий.- День дебатов был проведен в Европейском парламенте 24 апреля 2001 года. Приняло участие почти 300 человек, преимущественно молодежь.Консультации будут продолжены. Бельгийское председательство организует конференцию в Генте в ноябре 2001 года. Она даст Комиссии возможность представить Белую книгу и открыть дискуссию по ее предложениям.
Консультации, которые детально проанализированы в Приложении 1, широко подтвердили данный выше диагноз и поддержали идею о том, что сейчас необходим новый импульс.
Все молодые люди желают, чтобы политика отвечала их ожиданиям. Они чувствуют, что деятельность властей на местном, региональном, национальном и европейском уровне часто является недостаточной и не имеет связи с их повседневными нуждами. Они призывают к радикальному изменению мышления и действий и, прежде всего, они настаивают на том, чтобы быть полностью включенными в процесс разработки политики.
Ключевые идеи
Четыре ключевые идеи стали результатами процесса консультаций.
- Активная гражданственность для молодых людей
Молодые люди, принявшие участие в консультациях, видят себя в качестве ответственных граждан. Они хотят быть более включенными в общественную жизнь. Они хотят, чтобы их мнения выслушивались по широкому спектру тем. Этому желанию участвовать необходимо дать возможность выражения на различных уровнях: от местного до международного; оно может принять различные формы – активную и представительную – и оно не должно исключать любую форму обязательств, будь то разовые или постоянные, спонтанные или организованные. Кроме того, такая вовлеченность не может быть сведена к одной консультации и конечно нет – к опросам общественного мнения. Она должна включать молодых людей в процесс принятия решений.
Участие должно поощряться без исключений. Это означает облегчение для имеющих наибольшие трудности и расширение доступа к существующим структурам для молодых людей, не являющихся членами организаций.
Информация является необходимой для развития активной гражданственности, и она продолжает являться сферой, от которой молодые люди ожидают многого: они знают, что области, которые должны быть освещены, весьма широки (занятость, условия труда, жилье, учеба, здоровье и.т.д.) и идут дальше, чем информация о программах Сообщества. Их ожидания поэтому в первую очередь касаются признания того, что существует потребность, которая должна быть удовлетворена. Молодые люди также подтвердили важность равного доступа, принципа близости и высоких стандартов этического поведения. В дополнение, большое значение было придано важности информации, удобной для пользователя, которая вовлекает молодых людей как в плане содержания, так и распространения.
- Расширение и признание сфер экспериментов
Молодые люди хотели бы, чтобы власти признали, что образование и подготовка к традиционным или формальным видам. По их мнению, данное ключевое время в их жизненном опыте приобрело бы, если бы его воспринимали целостным образом, принимая во внимание неформальные аспекты образования и подготовки.
Большее значение в этой связи должно придаваться мобильности и волонтерской службе, которые до сих пор все еще недостаточно распространены: молодые люди считают приоритетом развивать их и связать их с политикой в сфере образования и подготовки. Они хотят, чтобы этот более широкий опыт был признан и получил финансовую поддержку. Для полного успеха такая связь между формальным и неформальным измерениями обучения должна учитывать концепцию индивидуального развития и использовать механизмы и методы, подходящие для молодых людей и которые содействуют продвижению обменов между сверстниками, а также использовать формы экспериментов, где процесс более важен, чем результат.
-Развитие самостоятельности у молодежи
Самостоятельность является насущной потребностью для молодых людей. Она зависит от имеющихся в их распоряжении ресурсов, в первую очередь – материальных. В этой связи вопрос доходов является ключевым. Молодежь находится под воздействием не только политики в сфере занятости, социальной защиты и интеграции рынка труда, но также жилищной и транспортной политикой. Все они важны в создании для молодых людей возможности скорее стать самостоятельными и их необходимо развивать так, чтобы учитывать мнения и интересы молодежи, а также использовать надлежащим образом опыт, касающийся молодежной политики. Поскольку молодежь хочет быть активной в обществе и ощущает, что политика, касающаяся различных аспектов ее уровня жизни напрямую ее затрагивает, она возражает против того, чтобы молодежную политику ограничивали отдельными сферами.
- За Европейский союз как поборника ценностей
Значительное большинство молодежи придерживается определенных ценностей, которые являются теми же, как и те, которые связываются с европейской интеграцией. Тем не менее, они рассматривают органы [Евросоюза – прим. пер.] как образования, которые являются в своем большинстве недоступными и погруженными в себя.
Конечно, благодаря или несмотря на разнообразие своих жизней и карьер, у молодых людей есть ощущение неуверенности и трудностей, которые они встретят в своих личных и профессиональных жизнях. Эта осведомленность о хрупкости их собственных ситуаций без сомнения частично объясняет их широкую озабоченность теми, кто исключен. Они верят, что необходимо сделать намного больше, чтобы гарантировать основополагающие права каждого человека и, что еще более важно, гарантировать права меньшинств и бороться со всеми формами дискриминации и расизма всеми доступными средствами.
Молодежь в Европе разделяет те же основополагающие ценности, что и Европейский союз. Она ожидает, что ЕС сможет оправдать их ожидания.
НОВОЕ СТРЕМЛЕНИЕ
Данная Белая книга обращается к широкому кругу вопросов, которые затрагивались в ходе консультаций, вне зависимости от уровня компетенции. Действительно, собственно молодежная политика является по сути ответственностью стран-членов ЕС и, в некоторых странах, она в большой степени регионализирована и зачастую осуществляется на местном уровне. Именно принимаемые на местном уровне решения оказывают наибольшее воздействие на повседневную жизнь молодых людей. В этой связи необходимо в данной сфере применять принцип субсидиарности из-за принципиальных соображений и в целях эффективности. Но это все еще совместимо с усиленным сотрудничеством на европейском уровне, которое бы усилило воздействие и слаженность национальных политик.
По этой причине главная цель «Белой книги» – дать Европейскому союзу новые рамки для сотрудничества, одновременно масштабные, удовлетворяющие устремлениям молодежи, и реалистичные, задающие приоритеты среди множества других проблем, поднятых в ходе процесса консультаций и помня о различных уровнях ответственности. Такое сотрудничество должно строиться на основе существующей деятельности, оно должно быть совместимо с и дополнять другие текущие инициативы, особенно в сфере занятости, образования и социальной интеграции – если это надо доказывать; и оно должно облегчать сотрудничество между различными уровнями ответственности и различными действующими силами. Существует два основных аспекта в этих новых рамках для сотрудничества:
- применение открытого метода координации в более конкретной сфере молодежи,
- больший учет молодежи в других направлениях деятельности.
4.1 Сфера молодежи в конкретном плане
4.1.1 Открытый метод координации
Статья 149 Договора касается участия в развитии качественного образования путем поощрения сотрудничества между странами-членами.
Заботы молодежи, как четко проявилось в ходе консультаций, не могут по существу быть решены при помощи законодательства. С другой стороны, всеми действующими силам широко признана добавленная стоимость, которая может быть получена в результате совместной работы. Со стороны стран-членов есть также четкая воля к более тесному сотрудничеству.
По этой причине открытый метод координации является наиболее подходящим, и есть необходимые условия, для того, чтобы он эффективно работал. Данный метод включает «фиксирование руководящих принципов для Союза, соединенных с отдельными расписаниями для достижения целей, которые [страны-члены] определили на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды; установление, где это подходит, количественных и качественных индикаторов и критериев по образцу лучших в мире и приспособленных к нуждам различных стран-членов и отраслей в качестве средства для сравнения наилучшей практики; перевода этих европейских руководящих принципов в национальную и европейскую политику путем постановки конкретных задач и принятия мер с учетом национальных и региональных различий; периодический мониторинг, оценка и экспертиза, организованные как процесс взаимного обучения»[47].
В этой связи открытый метод координации предлагает, как подчеркивается в «Белой книге» по вопросам управления, «путь поощрения сотрудничества, обмена наилучшей практикой и согласования общих целей и руководящих принципов для стран-членов… Он основывается на регулярном мониторинге прогресса в достижении этих целей, позволяя странам-членам сравнивать свои усилия и учиться на опыте других».
Открытый метод координации, приспособленный к конкретному направлению политики – молодежной политике, берет за основу открытый метод координации, примененный к политике в сфере образования. Он определяет приоритетные темы, устанавливает общие цели и руководящие принципы, а также обеспечивает механизмы для последующих действий. Он также включает меры по консультациям с молодежью.
Комиссия предлагает следующий план.
- Действуя на основе предложения со стороны Комиссии, Совет министров периодически принимает решения относительно приоритетных сфер, представляющих общий интерес.
- Каждая страна-член назначает координатора, который должен действовать как контактное лицо для Комиссии по вопросам, относящимся к молодежи. Различные координаторы представляют Европейской комиссии детали инициатив в сфере политики, примеры наилучшей практики и другой материал для рассмотрения по избранным темам.
- Европейская комиссия представляет обзор и анализ данной информации Совету министров, совместно с предложениями относительно общих целей.
- Совет министров устанавливает общие руководящие принципы и цели по каждой теме и утверждает мониторинговые процедуры и, где необходимо, критерии, основанные на индикаторах.
-Европейская комиссия ответственна за периодический мониторинг и оценку, а также сообщает о прогрессе Совету министров по вопросам молодежи.
- Европейский парламент должен иметь подобающую роль в этом процессе и в мерах по мониторингу. Экономический и социальный комитет, а также Комитет регионов также должны иметь возможность давать заключения.
- С молодежью проводятся консультации по приоритетным темам и мерам по их развитию (см. пункт 4.1.2 «Участие») (Термин «participation», переводимый далее как «участие», обычно понимается как «активное участие молодежи в общественной жизни» - прим. пер).
- Страны-кандидаты подключаются максимально возможным образом.
Предложенный метод координации расширяет перечень инструментов Сообщества и является беспристрастным по отношению к решениям, которые могут быть приняты в рамках Договора и которые могут побуждать Комиссию, например, предложить некоторые рекомендации по статье 149.
4.1.2 Рамки действий при использовании открытого метода координации в молодежной сфере
Из числа различных тем, рассматриваемых как относящиеся собственно к молодежной сфере, и которые подходят к открытому методу координации в том виде, как он описан выше, Европейская комиссия предлагает участие, волонтерскую службу, информацию, улучшение осведомленности властей о заботах молодежи и, в более общем плане, любую другую тему, которая могла бы содействовать развитию и признанию деятельности на молодежном направлении (напр., молодежная работа, молодежные клубы, работа на улицах, проекты по усилению чувства гражданственности, интеграции, солидарности между молодыми людьми и т.д.) в той части, которая не затронута политическими процессами, такими, как занятость, социальная интеграция и образование. В большой степени это соотносится с теми видами деятельности и ресурсами, которые обычно связываются с молодежной политикой на национальном уровне.
Имплементация открытого метода координации может опираться на анализы и предложения по итогам консультаций, приведенные в Приложении 1, с целью улучшения уровня сотрудничества в молодежной сфере и для ответа на различные вызовы.
В интересах взаимодополняемости и слаженности, результаты применения открытого метода консультаций должны обогатить и дать добавленной стоимости политике в других сферах, инициативам или процессам Сообщества в плане как содержания, так и ресурсов.
На основе вышеуказанных рамок действий, Европейская комиссия наметила следующие приоритетные темы для применения открытого метода координации, прежде всего – участие.
· -Участие
Участие молодых людей является типичной заботой стран-членов. Тем не менее, применение открытого метода координации принесет добавленную стоимость на европейском уровне, особенно в связи с тем, что усиленное сотрудничество сделает вклад в развитие образования и гражданственности молодых людей.
Участие должно развиваться в первую очередь в местных сообществах, включая школы, которые дают идеальную возможность для участия. Оно также должно быть распространено на молодых людей, не принадлежащих к объединениям.
Открытый метод координации мог бы привести к внедрению местными властями гибкого и инновационного механизма участия и к распространению региональных и национальных советов молодежи, открытых молодежи, необязательно активной в организациях.
В качестве сильного сигнала молодежи, Комиссия также предлагает усиление консультативной структуры на европейском уровне. Не исключая прямые механизмы консультаций и разовые инициативы, Европейская комиссия предлагает Молодежный форум, переделанный таким образом, чтобы он представлял молодежь как принадлежащую, так и не принадлежащую к организациям, в качестве подходящей структуры для консультаций с молодежью по приоритетным темам в рамках открытого механизма координации и мер в их развитие. Стоило бы также увеличить представительство молодежи в Экономическом и социальном комитете.
Комиссия верит, что некоторые меры могли бы быть приняты безотлагательно для поддержки открытого метода координации. Она намеревается:
- организовать прямой диалог с молодежью в форме регулярных встреч по конкретным темам в течение 2002 г.;
- включить молодежь в инициативу о будущем Европы, которая была заложена в предложении по итогам Европейского совета в Ницце, начиная с 2002 г.;
- предложить пилотные проекты в 2003 и 2004 гг. в целях поддержки местных, региональных и национальных усилий по продвижению участия[48]. Результаты этих пилотных проектов будут учтены как часть среднесрочной оценки программы МОЛОДЕЖЬ и при подготовке любой новой программы.
· - Информация
Участие идет рука об руку с обеспечением молодежи информацией. Информирование молодежи, например, о европейских делах является обязанностью, в первую очередь, стран-членов. Поэтому данная тема также должна быть затронута в рамках открытого метода координации. Важно достичь саму молодежь, если возможно, но, в любом случае – тех, кто находится с ней в контакте в школах, клубах, объединениях и т.д. Массовое распространение информации потребует скоординированного подхода, значительных ресурсов и подключения молодых людей в разработку и осуществление таких механизмов коммуникации. Данный подход будет координироваться с новой информационной политикой ЕС, основывающейся, в частности, на принципах управления, и формулируемой сейчас в тесном взаимодействии с Европейским парламентом.
Комиссия верит, что некоторые меры могут быть безотлагательно осуществлены для поддержки открытого метода координации. Она намеревается:
- ввести электронный портал, чтобы дать максимально возможному количеству людей доступ к информации о Европе, в начале 2002 г., при этом планируется стремиться к взаимодополнению между существующими сайтами и планируемым порталом;
- создать электронный форум.
· - Волонтерская служба среди молодежи
Волонтерская служба является формой общественного участия, образовательным опытом и фактором при решении проблем занятости и интеграции, отвечая ожиданиям молодежи и общества.
Используя открытый метод координации, в предстоящие годы должны быть предприняты усилия по существенному развитию волонтерской службы на национальном, региональном и местном уровнях. В этом контексте может оказаться необходимым отразить положение молодых волонтеров в плане правовой и социальной защиты.
Позитивный опыт Европейской волонтерской службы будет полезен для того, чтобы сделать волонтерскую службу стандартной практикой среди молодых людей (виды контроля, методы финансирования и т.д.). На европейском уровне важно обеспечить, чтобы волонтерская служба была признана в качестве образовательного опыта и периода неформального обучения. Схема Европейской волонтерской службы для молодежи могла бы быть расширена с тем, чтобы включить партнерства с международными структурами, организующими и поддерживающими деятельность волонтеров. Странам-членам следует предпринять незамедлительные меры для устранения препятствий мобильности молодых волонтеров.
· - Большее понимание молодежи
Большее понимание реальностей, касающихся молодежи, является необходимым на европейском уровне. С этой целью Европейская комиссия предлагает использовать открытый метод координации для:
- анализа и сетевого взаимодействия существующих структур и исследований по вопросам молодежи, развивающихся в рамках Европейского союза; в интересах взаимодополнительности будет учитываться работа и инициативы других международных структур (Совет Европы, ОЭСР, ООН и т.д.);
- фокусирования дискуссий на правильном подходе на европейском уровне;
- разработки, где потребуется, исследования и исследовательской программы, основанной в первую очередь на выполненной на национальном уровне работе и использующей возможности, предоставленные шестой европейской исследовательской рамочной программой[49];
- предоставление необходимых статистических данных, оптимальное использование данных уже доступных в рамках Европейской статистической системы[50].