Все другие темы, упомянутые в ходе консультаций, такие, как занятость, образование, формальное и неформальные типы обучения, социальная интеграция, расизм и ксенофобия, иммиграция, проблемы потребителей, здоровье и предотвращение риска, экология, равные возможности для женщин и мужчин и т.д., потребуют тесной координации с различными властями, как на национальном, так и на европейском уровне.
Политика и деятельность на европейском уровне будет основываться на Договоре и использовать различные доступные инструменты.
Европейская комиссия обеспечит, что руководящие принципы, касающиеся молодежи, будут в большей степени учитываться в этой политике и видах действий, там, где это подходит, и какие бы инструменты не использовались. Результаты консультаций, изложенные в приложении 1, будут учитываться в этих целях.
Министры, ответственные за молодежную политику, должны будут обеспечить, что озабоченности, связанные с молодежью, учитываются в политике по другим направлениям, на национальном уровне, также как и при осуществлении европейской политики.
В качестве результата консультаций, Европейская комиссия верит, что образование, обучение в течение всей жизни, мобильность, занятость и социальная интеграция, а также расизм и ксенофобия являются приоритетными сферами, в которых должен учитываться молодежный аспект. Вопрос о самостоятельности молодежи также заслуживает глубокого анализа.
· - Образование, обучение в течение всей жизни и мобильность
Образование и обучение, будь то в школе, университете или посредством любого другого вида неформального обучения затрагивается в сообщениях Совету (касающихся целей систем образования и подготовки, создания европейского пространства образования и подготовки) и по ним предпринимаются дальнейшие действия на уровне Сообщества.
В соответствии с этим, молодежные ассоциации, социальные работники и местные власти во многих странах включены во всестороннюю работу с молодежью. Продолжая быть инновационной и неформальной, и как часть всеобъемлющего комплекса мер по обучению в течении всей жизни, эта работа приобрела бы от:
- более четкого определения концепций, приобретенных навыков и стандартов качества;
- большего внимания к людям, включенных в такую деятельность;
- большей взаимодополняемости с формальным образованием и обучением.
Существуют также План действий и рекомендация о мобильности, утвержденные соответственно Европейским советом в Ницце в декабре 2000 г. и, посредством процедуры совместного принятия решений, Европейским парламентом и Советом в июле 2001 г. Эти инициативы должны быть совместимыми с теми, которые могут появиться в результате применения открытого метода координации в молодежной сфере.
· - Занятость
Европейский союз весьма активен в сфере занятости на протяжении ряда лет. После Европейского совета в Люксембурге в ноябре 1997 г., он разработал Европейскую стратегию в сфере занятости, основанную на новую главу «о занятости» в Амстердамском договоре.
От стран-членов требуется осуществлять политику, способствующую интеграции и улучшению доступа всех к рынку труда. Такая политика концентрируется вокруг четырех основных направлений: улучшение занятости, развитие духа предпринимательства и создание рабочих мест; поощрение фирм и их сотрудников к тому, чтобы быть легко приспосабливаемыми; усиление равных возможностей для мужчин и женщин.
Что касается конкретно молодых людей, Руководящие принципы по вопросам занятости подчеркивают необходимость политики, направленной на предотвращение долгосрочной безработицы; улучшения систем образования и обучения; сокращения количества молодых людей, досрочно покидающих системы образования и обучения; всеобщее предоставление обучения новым технологиям.
· Социальная интеграция
Европейский совет в Лиссабоне в марте 2000 г. решил использовать открытый метод координации в целях продвижения социальной интеграции. Данный метод, основанный на Европейской стратегии по вопросам занятости, сочетает общие цели по борьбе с исключенностью из общества и бедностью (утвержденные Европейским советом в Ницце в декабре 2000 г.) и национальные планы действий (представленные впервые в июне 2001 г.).
Страны-члены были призваны выработать свои приоритеты и основные политические меры в своих национальных планах, основанные на четырех общих целях, утвержденных в Ницце: развитие участия на рынке занятости и доступ для всех к необходимым ресурсам, правам и услугам; предотвращение риска исключенности; принятие мер по отношению к наиболее уязвимым членам общества; мобилизация всех действующих сил и продвижение участия.
По более конкретному вопросу относительно молодежи были затронуты различные аспекты, как в общих целях, так и в национальных планах действий: развитие рынка труда, который способствует включенности молодежи; гарантирование адекватных ресурсов и доходов для молодых людей, находящихся в трудном положении, в особенности членов меньшинств, молодых женщин с ненадежной занятостью и молодых инвалидов; борьба с неравенством в образовании; расширение доступа к качественным услугам (жилье, здоровье, культура и правосудие); восстановление территорий, пострадавших от многочисленных неблагоприятных условий.
· Молодежь против расизма и ксенофобии
Статья 13 Амстердамского договора в значительной степени подкрепила усилия по борьбе с дискриминацией, и Европейский союз приобрел новые ресурсы в этой сфере (в форме двух директив и программы действий)[51].
Молодежь является особенно чувствительной группой применительно к борьбе с дискриминацией, в особенности с расизмом и ксенофобией, и особенно привержена мультикультурному обществу.
На уровне Сообщества, предложено, чтобы приоритет был отдан борьбе с расизмом и ксенофобией во всех программах и мерах, затрагивающих молодежь. Сотрудничество с Европейском центром по мониторингу расизма и ксенофобии могло бы быть увеличено, а деятельность гражданского общества в этой сфере должна быть поддержана. Работа Комиссии будет основываться на сетевых договоренностях, собирающих вместе молодежные организации, активно действующие по борьбе с расизмом и ксенофобией и работающие над обеспечением уважения ко всем, включая меньшинства. Целью является предоставление возможностей молодежи сделать свой вклад в общие усилия ЕС в этой сфере.
На национальном уровне страны-члены должны также сделать эту проблему приоритетом в своих действиях, адресованных молодежи. Работа по оказанию помощи, в форме местных проектов, направленных на солидарность и ответственность, должна играть ключевую роль.
· Самостоятельность для молодежи
Учитывая большую значимость самостоятельности для молодежи, вывод, сделанный по итогам консультаций, Европейская комиссия предлагает создание рабочей группы высокого уровня для консультирования ее и Совета министров, в его различных формах, по этой теме. Данная проблема является комплексной и требует междисциплинарной экспертизы, а решения требуют включения политики во многих других сферах, помимо молодежи (занятость, семья, социальная защита, здоровье, транспорт, правосудие и внутренние дела).