Молодежь косвенно представлена в Европейском социально-экономическом комитете (ЕСК), поскольку многие из членов ЕСК связаны с организациями с молодежными филиалами, активно действующими на национальном, региональном и местном уровнях. В ноябре 2000 года ЕСК утвердил мнение по молодежной политике[110]. В соответствии с ним в молодежной политике молодежь должна рассматриваться как «ресурс общества» и эта политика должна способствовать тому, чтобы молодые люди стали «активными, свободными и ответственными гражданами». Молодежная политика трактуется как «интегрированная межотраслевая (кросс-секторальная) политика», имеющая целью «улучшить и развить условия жизни и участие молодежи посредством охвата целого ряда социальных, культурных и политических проблем, касающихся ее, а также других групп общества».
В феврале 2001 года ЕСК и Европейская комиссия организовали в сотрудничестве с Молодежным форумом Европейского союза слушания по гражданскому обществу в контексте «Белой книги». Слушания были весьма полезными. Поскольку дали информацию «из первых рук» о положении молодежи в Европе и ее социальных, экономических и личных ожиданиях.
Региональные и местные власти, представленные в Комитете регионов (КР), в большинстве государств-членов являются ведущими действующими лицами в плане реализации молодежной политики. В 1999 году КР утвердили мнение о «местном и региональном сотрудничестве по защите детей и молодежи в Европейском союзе от злоупотреблений и пренебрежения»[111]. КР подчеркнул необходимость разработки стратегии для всего ЕС по предотвращению злоупотреблений и пренебрежения детьми и молодежью, не противоречащей обязанностям национальных, региональных и местных властей. Точка зрения КР заключается в том, что вовлечение детей и молодежь в принятие решений, затрагивающих их жизнь и предоставление им возможности быть услышанными способствует предупреждению этих негативных явлений. КР считает, что децентрализованные и близкие к гражданам европейские структуры должны быть лучше скоординированными, трансграничными и транснациональными и что в этом процессе нельзя игнорировать детей и молодежь.
ДИАЛОГ С ЕВРОПЕЙСКИМ МОЛОДЕЖНЫМ ФОРУМОМ
Европейский молодежный форум (ЕМФ) был основан в 1979 году. Чтобы представлять молодежные организации на европейском уровне и положить начало диалогу с молодежью. Его членами являются национальные молодежные советы в государствах – членах ЕС и международные неправительственные организации. Он способствует установлению ежедневных контактов и коммуникации между членскими организациями, объединяющими миллионы молодых людей, и отдельными молодыми людьми. Его цель заключается в том, чтобы играть более активную представительскую роль. ЕМФ приобрел значительный опыт в молодежной работе, молодежной политике, неправительственном молодежном секторе и вопросах гражданского общества. ЕМФ представлен в рабочих группах Европейской комиссии и вовлечен в отбор проектов в рамках программы МОЛОДЕЖЬ.
ЕМФ сыграл важную роль в процессе консультаций, завершившемся выходом в свет «Белой книги». Он принял участие в консультациях с молодежью и совместно с Комиссией и ЕСК организовал консультации с организациями гражданского общества. ЕМФ внес собственный вклад в подготовку «Белой книги» и передал его для обсуждения[112].
РАБОТА СОВЕТА ЕВРОПЫ
В 70-х годах Совет Европы основал в Страсбурге Европейский молодежный центр (ЕМЦ) и Европейский молодежный фонд (ЕМФ). В 1995-м году в Будапеште был открыт второй Европейский молодежный центр. Программы и проекты ЕМЦ и ЕМФ управляются совместно[113].
Совет Европы принял ряд деклараций и резолюций по таким вопросам, как участие молодежи, гражданство, неформальное обучение, мобильность и борьба против расизма.
В марте 1992 года он принял Европейскую хартию участия молодежи в муниципальной и региональной жизни[114]. В Хартии содержался призыв к большей вовлеченности молодежи в государственные дела на региональном и местном уровне и к реализации «различных форм участия», применимых ко «всей молодежи без дискриминации». В рекомендации по участию молодежи и будущему гражданского общества, принятой в 1997 году, Комитет министров подтвердил «решающую роль участия молодежи в развитии гражданского общества как ресурса постоянного обновления демократического общества»[115].
На 5-й конференции Совета Европы в Бухаресте в апреле 1998 года министры молодежи заявили, что интеграция молодежи в трудовую жизнь будет строиться на навыках и квалификациях, приобретаемых посредством неформального образования. Совет Европы подчеркнул важность неформального образования. Очевидно обогащающего традиционные методы обучения. Совет Европы сделал еще один шаг, приняв в январе 2000 года рекомендацию о неформальном образовании, в которой он признал, что формальные образовательные системы в одиночку не могут отреагировать на постоянные стремительные технологические, социальные и экономические изменения и по этой причине должны подкрепляться неформальной образовательной практикой[116].
Борьба против расизма, ксенофобии и нетерпимости имеет в Совете Европы давние традиции. В начале 90-х годов он в сотрудничестве с европейскими молодежными организациями инициировал широкую европейскую кампанию за толерантное общество и дал стимул пилотным проектам. Совет Европы сделал также акцент на разработке «молодежной карточки» как служебной карточки, цель которой состоит в улучшении положения молодых участников проектов по мобильности. Он оказывает содействие схеме добровольной службы для молодежи на национальном и европейском уровне и поддерживает на приемлемом уровне стоимости систему «Интеррейл». Он предоставляет поддержку некоммерческим платформам для молодежных обменов. В 1998 году началось партнерство между Европейской комиссией и Советом Европы, имеющее целью разработку программы подготовки молодых педагогов для содействия таким общим ценностям, как права человека, плюралистическая демократия, верховенство закона, активное гражданство и европейское сотрудничество[117]. Конкретные шаги, вытекающие из партнерства, включают учебно-методические публикации и сотрудничество в сфере консультирования и исследований относительно мероприятий по подготовке.