Стабилизация рынка труда – всегда постепенный процесс, но он становится проблематичным, если период безработицы не заполнен значимой деятельностью; это уменьшает возможность человека устроиться на работу. Во многих странах-членах каждый третий молодой человек остается безработным через год после окончания образования.
Несмотря на повторные обязательства стран-членов, подавляющее большинство из 4,6 миллионов молодых безработных в Евросоюзе не получают возможности наняться на работу в пределах шести месяцев после окончания образования. Образование и учреждения рынка труда должны взять на себя ответственность за обеспечение всех молодых людей строгим руководством, а также консультациями для выбора подходящего образовательного пути, ведущего к профессиям[14], востребованным на рынке труда, следовательно, уменьшая несоответствия выпускников учебных заведений требованиям рынка труда. Молодые люди должны получать большую поддержку через поиск работы (включая рынок руда заграницей), направленный на достижение определенной цели. Евросоюз возьмет на себя ответственность за поддержку сотрудничества стран-членов в повышении мобильности (например, инициатива Европейской Службы Занятости «Ваша первая работа заграницей»).
Устанавливая связи между образовательной сферой и рынком труда на раннем этапе очень важно ознакомить молодых людей, прежде всего, с миром работы. В этом случае, когда существует взаимосвязь с воспитанием или учебным планом, очень важна практика, так или иначе, нужно избегать практики с маленьким или ограниченным образовательным эффектом. Страны-члены должны обеспечить правильную организацию практики.
Молодые люди нуждаются в соответствующих перспективах в работе, но имея мало или вообще не имея возможности показать свои способности, они страдают от того, что их просто не принимают на работу, в особенности, от двойственных стандартов рынка труда. Их могут удерживать на работе с неважными условиями или плохими перспективами: например, 4 из 10 молодых людей находятся в данный момент на временной работе; около четверти работает неполный рабочий день, а остальная часть работают на низкооплачиваемой работе. Такая занятость может послужить отправной точкой, помогая молодым людям получить стаж и опыт, но для некоторых это может послужить периоду постоянной низкокачественной работы[15].
Несмотря на то, что страны-члены делают много усилий в борьбе с молодежной безработицей, оценка активной политики рынка труда в этой области показала, что результаты работы все еще могут быть улучшены[16]. Страны-члены должны выработать широкий и систематичный подход к решению этой проблемы в рамках Лиссабонской стратегии, в том числе Европейской Молодежной Конвенции. Тренинг в 2006/2007 году в Лиссабоне предписал несколько рекомендаций относительно проблем занятости молодежи.
Общие принципы «гибкой безопасности» обеспечивают часть работы в рамках реагирования на главные проблемы безработицы среди молодежи и на чувство ненадежности[17]. В течение следующего Лиссабонского периода, начинающегося в 2008 году, страны-члены призываются к установлению стратегии «гибкой безопасности», основанной на соответствующих своеобразных проблемах, с активным привлечением социальных партнеров, и включающей 4 составных элемента стратегии (гибкие и надежные контрактные соглашения, эффективная долгосрочная система образования, активная политика рынка труда, современные средства социальной защиты). Вмешательство в систему и проведение мероприятий должно быть пересмотрено и приспособлено к национальным особенностям и предпочтениям.
Страны-члены должны использовать Европейский Социальный Фонд для того, чтобы обеспечить молодых людей возможностями перехода из образовательной среды в рабочую, в частности, где системы профессионального образования менее развиты, уделять больше внимания молодежи в структурной политике, целью которой является снижение неравенства между регионами.