Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Средний слой: нормы и ценности



Эксплисит-культура отражает то, что образует более глубинный слой всякой культуры: нор­мы и ценности отдельно взятой общности лю­дей. Нормы— это совместное знание членами общности того, что «хорошо», а что «плохо». Нормы могут получить развитие до формально­го уровня, превратившись в законы, а на не­формальном уровне — являться формой обще­ственного контроля. С другой стороны, ценнос­тиформируют само определение, что «хорошо», а что «плохо», и, таким образом, тесно связаны с идеалами, едиными для общности людей.

Рис. 3.1. Модель культуры

Культура бывает стабильной, когда нормы, принятые в сообществе людей, отражают их же коллективные ценности. Когда этого не наблю­дается, то, скорее всего, рано или поздно воз­никнет дестабилизирующее напряжение. Много


Глава 3. Смысл культуры_______________________________________ 5^

лет на примере стран Восточной Европы мы на­блюдали, как нормы, насаждаемые коммунис­тической идеологией, не отвечали реальным цен­ностям в обществе. Распад социалистического альянса — вполне закономерный результат.

Нормы на сознательном или же подсознатель­ном уровне толкают вас к тому, чтобы посту­пать так, как «следует поступать», ценности — так, как «вы хотели быили даже мечталипо­ступать». Конкретная ценность является кри­терием, определяющим выбор между существу­ющими альтернативами. Это понятие отдельного человека или общности людей о том, к чему им хочется стремиться. Например, в одной куль­туре актуальной была бы следующая ценность: «Умение людей упорно работать является зало­гом процветающего общества». Однако поведен­ческой нормой, диктуемой сообществом, может быть: «Не работай больше других, поскольку тогда от всех вас будут ожидать лучших резуль­татов и в итоге всем будет только хуже». Это тот случай, когда нормы отличаются от ценно­стей.

Одни японцы могут ответить, что кланяются оттого, что им приятно встречаться с людьми, — таков элемент их ценностей. Другие могут ска­зать: «Потому что все так делают». В этом слу­чае речь идет о норме поведения.

Залогом того, что культурная традиция раз­вивается и совершенствуется, является стабиль­ное, близкое к гармонии соответствие между нормами и ценностями. Почему различные об­щества, сознательно или подсознательно, по-


54__________________________ Национально-культурные различия...

разному определили для себя, что хорошо и что плохо, что правильно и что неправильно?

«Сердцевина»: предпосылки относительно человеческого бытия

Чтобы ответить на вопрос об основных разли­чиях между культурами в плане исповедуемых ими ценностей, необходимо обратиться к само­му смыслу бытия.

Самая главная ценность, которую исповеду­ют люди, — право на выживание. Из истории, а также из сегодняшнего опыта мы знаем о на­родах, борющихся с природными стихиями: голландцы сражаются с наводнениями; швей­царцы — со снежными лавинами; жители Цен­тральной Америки и Африки — с засухой.

Каждый из этих народов так сумел организо­вать дело, что эффективно противостоит натис­ку окружающей среды теми средствами и сила­ми, которые у него есть. Постоянные проблемы с течением времени разрешаются почти авто­матически. Слово «культура» имеет тот же ко­рень, что и слово «культивировать», означаю­щее «обрабатывать почву» — один из способов воздействия человека на природу. Большинство проблем повседневной жизни решаются столь нехитрым образом, что решения, как таковые, не фиксируются нашим сознанием, забывают­ся. Если бы они не стирались из памяти, мы попросту сошли бы с ума. Представьте, что вы вспоминаете о своей потребности в кислороде каждые 30 секунд. Способы, посредством кото­рых мы решаем проблемы, перестают быть час-


Глава 3. Смысл культуры_______________________________________ 55

тью сознательного и становятся частью нашей системы абсолютных предпосылок относитель­но нашего существования, бытия.

Чтобы проверить, является ли что-либо базо­вой предпосылкой, надо выяснить, вызывает ли конкретный вопрос смущение или раздражение. Например, вы могли заметить, что некоторые японцы делают более низкий поклон, чем дру­гие. И снова, если вы спросите, почему они так поступают, ответом может быть: «Мы сами не знаем, но многие так делают» (норма), или что таким образом они хотят показать свое уваже­ние человеку, который выше по должности (цен­ность). Типичный голландец спросил бы в та­ком случае: «А зачем вам уважать людей за их должности?» Наиболее вероятной реакцией японца на такой вопрос было бы крайнее удив­ление или улыбка, за которой может прятаться раздражение. Когда вы оспариваете справедли­вость базовых предпосылок в беседе с теми, кто их придерживается, вы ставите перед ними во­просы, которые им даже не приходили в голову. С одной стороны, постановка таких вопросов помогает углубиться в исследование культуры народа, но с другой — способна спровоцировать отрицательную реакцию. Попробуйте, будучи в США или Нидерландах, задать кому-нибудь вопрос, почему все люди равны, и вы увидите, что мы имеем в виду.

Люди объединяются в группы и коллективы таким образом, чтобы повысить эффективность в решении проблем. Поскольку различные об­щности людей исконно развивались в разных


56__________________________ Национально-культурные различия...

географических регионах, набор логических предпосылок у них также различен.

Мы видим, что конкретная культура органи­зации, или функциональная культура, есть вы­ражение того, как общности людей организо­вывались в течение многих лет, чтобы совмест­но решать возникавшие перед ними проблемы и задачи. Изменения в культуре происходят оттого, что люди со временем осознают неэф­фективность определенных способов решения тех или иных задач.

Из этого фундаментального отношения к сво­ему (естественному) окружению человечество обрело понимание истинного смысла жизни. Однако этот глубочайший смысл бытия вышел за рамки сознательного исследования и пере­шел в разряд очевидного, что явилось резуль­татом побед человека над природой, которые стали обыденными. В этом смысле культура есть что угодно, но не естественная среда.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.