Святитель Иоанн был прежде всего проповедником. В изложении догматического учения Златоуст не занимает выдающегося положения среди учителей Церкви. Его мысль невозможно изложить систематически. Но неверно говорить, что он был только учителем нравственности, а не веры. Он выводил нравственный идеал из догматических истин. В экзегетических беседах это видно с особенной силой, например, в толкованиях на послания ап. Павла: «Пусть жизнь соответствует догматам, и догматы будут глашатаями жизни... Если мы содержим правые догматы, но нерадим о жизни, нам не будет никакой пользы от догматов; и опять, если мы заботимся о жизни, но хромаем в догматах, и в этом случае также не будет пользы. Поэтому необходимо, чтобы наш духовный дом был прочен с обеих сторон». Проповедь Златоуста — о Христе и спасении, а не просто проповедь морали. И мы учимся у святителя быть учителями и нравственности, и веры!
Беседы и проповеди имели целью пробудить и укрепить в людях веру и желание жить по вере. Их отличают радость, возвышенность. Например, наказание первых людей святитель называет «бездной человеколюбия» Божия. Святоотеческая экзегеза никогда не ограничивалась историческими или литературными аспектами Писания: она была продолжением апостольского благовестия. Святитель Иоанн никогда не говорит на отвлеченные темы, его слова всегда обращены к конкретным людям. Это живые беседы.
Если говорить о догматических вопросах толкований, среди любимых, к которым постоянно возвращался святитель, нужно назвать учение о Евхаристии. Не случайно святого Златоуста называют «евхаристическим учителем». «Это Таинство и здесь делает для тебя землю небом: открой же врата неба и взгляни, или, лучше врата не неба, а неба небес, и ты увидишь тогда сказанное. Что там есть самого драгоценного, то же самое я покажу тебе на земле» беседа 24 на 1 Кор.) Учение о Евхаристии предложим на уроках изучения богослужения, катехизиса.
Влияние свт. Иоанна Златоуста было громадным. Он очень скоро раньше, чем имя дано было ему Церковью, признается «вселенским учителем и святителем». С VI в. его называют Златоустом, в это имя становится общепринятым. В экзегетике особенно
святитель становится авторитетом на все времена. Все последую, щие византийские толкователи двигались вслед за ним, особенно блаж. Феофилакт Болгарский.
Пример толкования ветхозаветного события явления Аврааму Святой Троицы в виде странников (Быт. 18, 1-8)
Обратим внимание, что рассматриваются всего восемь стихов!
Однажды явился патриарху Господь, «когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу к ним». Златоуст замечает (мы можем и не заметить), что именно в полдень занимался Авраам гостеприимством, т. к. «люди, принужденные идти в это время, особенно нуждаются в призрении». Он принимает странников, «не любопытствуя узнавать что-либо о них, и не разведывая, знакомы они ему или нет». И сразу обращение к нам: «Запомним это, возлюбленные, и, намереваясь принять странника, никогда не будем разведывать, кто он и откуда». Почему? Потому что, полюбопытствовав, можно согрешить.
«С таким усердием и почтением обращался с ними, как раб с господами, умоляя их не отказать ему и тем не лишить его великого одолжения». Златоуст призывает «увидеть в глубокой старости юношескую бодрость, старца помолодевшего, пришедшего в восторг, и посещение странников считающего приобретением великого сокровища».
«Бежит, летит старец: он увидел ловитву, и, не обращая никакого внимания на свои немощи, побежал на лов; не позвал рабов, не приказал слуге, не обнаружил никакой беспечности; нет, он побежал сам», чтобы не упустить сокровища. И — для нас: «Поучимся и станем подражать добродетели праведника. Если мы будем так же поступать, то, конечно, и сами когда-нибудь получим такую же ловитву». Свт. Иоанн Златоуст, обращаясь к Священному Писанию, к Евангелию, вспоминает слова Господа: «Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18, 5). «Поэтому, когда радиимени Господа ты оказываешь призрение страннику, то получишь такую награду, как если бы принял Самого Господа». Ты получишь награду за то, что творишь ради Господа и подражаешь праведнику-
«Он побежал навстречу к ним» — свт. Иоанн Златоуст обращаетвнимание на слово побежал: «Состарившийся, покрытый седина ми столетний старец подбегает к ним, и бегом выражает свое усердие». И даже не это самое дивное, что он не смотрит на свои лета и неизвестность странников! «И поклонился до земли» — Авраам усиленно просит, умоляет странников, «дабы не показалось что он приглашает их просто, из приличия». В этом поступке свт. Иоанн Златоуст видит «пламенное усердие, глубокое смирение, величайшее страннолюбие, несказанную заботливость... Ты, говорит он, мне оказываешь благодеяние, а не принимаешь его от меня». И какой же вывод делает Златоуст? Кто с усердием оказывает страннолюбие, «тот более сам получает, нежели сколько дает».
Авраам «сказал: Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши...». Разговаривая с путниками, как с обыкновенными людьми, праведник неоднократно называет себя их рабом. Он предлагает им скромные дары гостеприимства: «Я могу только доставить вам воду для омовения», да хлеб, «и потом отдохновение от усталости под деревом». Патриарх употребил все возможные средства, чтобы убедить путников задержаться: поклонился, назвал их господами, а себя рабом, предлагал угощение. «Какой чадолюбивый отец показал бы столько усердия к своим детям, сколько праотец показал людям неизвестным...»? Златоуст обращает наше внимание на внутренний настрой старца: «И смотри, с каким восторгом он принимается за дело, как ликует от радости и восхищается, как будто несет в руках бесчисленные сокровища».
После того как Авраам добивается желаемого, он не теряет пылкости, но «показывает еще более горячую любовь». Ревность не угашает, доводит дело до конца с равным тщанием. «Между тем с нами часто случается, что в начале мы иногда показываем много заботливости, а когда войдем в самое дело, то уже не столько прилагаем тРУДа, как прежде».
«Я поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал ей: поскорей замеси лучшей муки и сделай пресные хлебы». Он и Сарру, «союзницу своей жизни», «делает общницею той же ловитвы, и как научает ее ревновать своей добродетели!» Патриарх поручает готовить именно ей, престарелой, а не рабыне, и побуждает ее не медля приступить к делу. «И Сарра не отказывается исполнить приказа, но и сама прилагает равное усердие. Да слышат это мужья, да слышат и жены!» Мужья — чтобы научать жен делать все, что возможно, для духовной пользы. Жены — «чтобы спешили принимать участие в добрых делах своих мужей». Ближних не оставлять без сокровищ.
«И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом» (Быт. 18, 1-8). «О, старческая юность! О сила душевная!» Сам бежит, чтобы услужить им, сам выбирает все самое лучшее. «Смотри, как все делается со скоростию, с пламенным усердием, с радушием, с радостию и с большим удовольствием». И после всего этого «он даже не признал себя достойным сесть вместе с ними... Какое величие страннолюбия! Какая глубина смиренномудрия! Какая возвышенность боголюбивой души!». «От великой радости и радушия он стал... выше своей немощи и как бы получил новые силы. Действительно, часто бывает так, что пламенная ревность души... побеждает немощь тела». Нам кажется — не сможем, а преодолеем — и силы оказывается больше.
Патриарх действовал со смирением. Часто люди тщеславятся перед гостями и даже презирают их за принятие забот. А потому теряют награду за такое дело. Вывод: всякое дело совершаем со смирением и любовью.
Авраам «исполнил все, что от него зависело, не пропустив ничего». И тогда Пришедший наконец понемногу открывает Себя, показывает величие Своего могущества. Праведник получает награду за свою ревность! Сам Господь является Аврааму в виде трех странников, открывая тайну Святой Троицы. И обещает сына, так долго ожидаемого, в котором должны исполниться все обетования Божии!
«Будем все подражать ему и позаботимся побольше о странно- любии, не для того, чтобы получить в воздаяние только это скоротечные и тленные блага, но чтобы приготовить себе и в будущей жизни наслаждение бессмертными благами». Господь требует от нас не земных даров, а «избытка усердия», «сердца радушного»> сердечной любви и «чистого намерения».
Святитель не останавливается на нравственных выводах, но приводит нас к догматическому окончанию, рисует путь к вечной жизни. Награда — всегда выше ожидаемой.
Выводы по изучению толкования свт. Иоанна Златоуста
1. Эмоциональная, восторженная речь заражает восторженностью педагога. Монолог равен диалогу, как будто ведется с живым человеком. Урок должен строиться таким же образом.
2. Основа проповеди — Священное Писание: Златоуст внимательно рассматривает каждое слово, цитирует слово Божие.
3. Сократическая беседа, в форме которой ведется диалог, возводит человека к выводам.
Что делает Авраам? Авраам ждет, бежит, поклоняется, называет себя рабом, исполняет все зависящее, призывает ближних.
Что делать нам? Всегда ожидать возможности служения.
Кому служить? Не разбирать, кому служить, служить ревностно, тщательно.
Как служить? Со смирением и любовью, как рабы.
С кем? Привлекать ко спасению и ближних.
До какой степени? До конца. Помнить: дух победит немощи.
Для чего? Награда — высоты необычайной — нас ожидает на Небесах.
4. Нравственные выводы — постоянное обращение к нашей жизни, по каждому эпизоду, предложению рассказа. Вывод всей беседы — догматический, это проповедь о Христе и спасении, а не просто о морали.
В результате сократической беседы урок превращается в лестницу, каждая ступень которой представляет для нас возможность Духовного восхождения.
награда
дух больше немощи
привлекать ближних
со смирением и любовью
всем
служить
Элементы возрастной психологии и педагогики
В детстве закладываются основы личности, физическое и психическое здоровье, происходит духовное становление. Духовная жизнь является основной, физическая и психическая сферы должны быть подчинены ей. Православное воспитание направлено на создание условий развития духовной жизни, т. е., во-первых, сохранение Божией благодати, дарованной в Таинстве святого Крещения, во-вторых, умножение ее. «Подобие Божие может быть иногда затемнено, но оно никогда не может быть уничтожено», — часто повторяла преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Затемнение произойдет, если дух будет пленен психофизической сферой, т. е. над человеком будет властвовать грех. Следовательно, мы должны знать, что происходит с ребенком, понимать, что формируется в его душе, не быть «слепыми вождями слепых». Для этого нам необходимы знания физиологии и психологии конкретного возраста. По словам К. Д. Ушинского, если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях. Основа методики преподавания — знание психологических механизмов усвоения и педагогических условий, в которых они реализуются.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ
Существуют различные попытки периодизации детского развития в зависимости от того, что рассматривается в качестве критерия развития. Не останавливаясь подробно на этом вопросе, возьмем за основу периодизации протоиерея Василия Зеньковского И Д. Б. Эльконина.
от рождения до года — младенчество,
от года до трех лет — раннее детство,
от трех до шести лет — дошкольное детство, от семи до одиннадцати лет — младший школьный возраст, от двенадцати до семнадцати лет — подростковый возраст (младшие и старшие подростки).
В церковно-приходских школах обучаются дети разных возрастов. Все чаще в воскресных школах появляются классы дошкольников, большую часть составляют младшие школьники, следующую группу представляют подростки. Представим характеристику двух возрастов, наиболее часто встречающихся в приходских школах. При описании возраста необходимо иметь в виду некоторые общие положения:
1. Каждый возрастной период отличается существенными условиями жизни, деятельностью, потребностями, характерными новообразованиями.
2. Каждый период подготавливается предыдущим, возникает на его основе и служит, в свою очередь, основой для наступления следующего.
3. Возрастную характеристику определяют следующие черты: социальные — изменение положения ребенка в семье и школе, изменение форм обучения и воспитания, новые формы его деятельности; биологические — особенности созревания организма; духовно-нравственные — отношение к Богу и Его Церкви, особенности внутреннего мира, отношение к себе и ближним.
4. Возрастные особенности существуют как наиболее типичные, характерные черты возраста, указывающие на общее направление развития. Понятие возрастных границ и возрастных особенностей не может быть неизменным и обязательным для каждого человека, это лишь ориентировочные общие параметры.
5. В пределах каждого возраста наблюдаются большие индивидуальные различия. Они формируются вследствие индивидуальных природных различий, разных условий жизни и воспитания.
Учет возрастных особенностей необходим в воспитательной Работе. Он выражается в применении определенных педагогиче- форм, методов и средств общего характера, соответствую особенностям, потребностям и возможностям каждого возраста.
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (7-11 ЛЕТ)
Физиологическая сфера
В данный период в организме ребенка происходят важные процессы. Это качественное изменение головного мозга: он вырос практически до размеров взрослого человека, но его возможности ограничены. Формирование идет таким образом, что становится возможной целенаправленная деятельность. Начинает формироваться произвольное (подконтрольное, целенаправленное) поведение, это очень важно для начала учебной деятельности.
Сформирована двигательная сфера, идет увеличение мышечной силы. Дети ощущают постоянную потребность в движении, не могут жить без активности, игры. При этом еще отсутствуют силы сдерживания, действия бесконтрольны.
Проявляется разница в развитии мальчиков и девочек. Усвоено понятие пола. Следовательно, соответствующим образом изменяется поведение.
Психическая сфера
К психической сфере святые отцы относят ум, волю и чувства. В центре развития дошкольников стоят чувства, младших школьников — ум, подростков — воля. Отметим главное, что характеризует психическое развитие младших школьников. Определим основные категории, характеризующие возраст.
Новообразование — психические и социальные изменения внутренние процессы, которые впервые возникают в данном возрасте; новый тип строения личности, определяющий сознание ребенка и взаимоотношение с окружающим миром. Существует множество новообразований, но есть центральное, которое в следующие периоды становится побочным.
Ведущий вид деятельности (ВВД) — деятельность, в которой максимально проявляется ребенок. Она связана с новообразованием. Это такой вид деятельности, который обусловливает главные, важнейшие изменения, а не тот вид, которым чаще всего занимается ребенок (хотя они часто совпадают).
ВВД младших школьников становится не игровая, как у дошкольников, а учебная деятельность. Хотя игра остается чрезвычайно значимой. Новообразованием возраста является появление произвольности и самооценки.
Возрастному периоду предшествует перелом, кризис, переход к другому способу переживаний. Кризис 7 лет малопонятен взрослому, т. к. связан с внутренними процессами. Причина его состоит в начале дифференциации внутренней и внешней жизни (у дошкольников — что внутри, то и снаружи; у взрослых — все раздельно, нет наивности и непосредственности). Происходящие изменения — глубинные, сложные — внешне выглядят как утрата детской непосредственности. Характерно нетипичное поведение: кривлянье, манерничанье, дерганье, импульсивность, замкнутость, капризы, искусственность, вертлявость, паясничанье, клоунада. Немотивированное поведение вызывает осуждение, а не смех окружающих.
Основные черты кризиса:
• привнесение во все интеллектуального момента, «вклинивание» его между переживанием и поступком.
• Осмысление собственных переживаний: если ребенок радуется, он понимает, что рад, если сердится, понимает, что сердит.
• Обобщение переживаний: если с ребенком много раз случалась какая-то ситуация, у него образуется понятие.
• Борьба переживаний, ситуация постоянного выбора. Следствием может быть трудновоспитуемость, конфликты со взрослыми.
• Симптомы кризиса (кривлянье) преходящи, а новообразование (самолюбие, самооценка) останется.
Рассмотрим особенности младшего школьного возраста. В 7 лет резко меняется социальная позиция — ребенок попадая в другую обстановку, в другие отношения. «Школьник» — первый социальный статус ребенка. Его мир равен классной комнате, системе знаний. Если раньше главными были отношения «дети — родители», то теперь это отношения «дети — учитель», «дети – дети». Неизмеримо возрастает роль учителя в обеспечении условий для развития внутренних сил детей. Учитель — значимая личность, авторитет, установленный обществом, он «знает все», не может ошибаться. Такое положение предъявляет определенные требования к организации учебного процесса в церковно-приходской школе. Развитие личности ребенка в этот период определено взрос лыми: содержание обучения, круг общения, сфера увлечений. Ста. новятся более интенсивными дружеские связи, а значит, интерес, ной и результативной становится групповая работа.
Ребенок действует не в соответствии с конкретным «нельзя», а опирается на набор правил с учетом момента. Правила и нормы чрезвычайно важны в этом возрасте. Ребенок послушен и старателен, активен, трудолюбив, хочет учиться. Он очень восприимчив и стремится к подражанию: перенимает модели поведения — следовательно, его легко учить. Поскольку сильна подражательность, нужно приучать делать добро собственным примером. Важно, чтобы не было противоречия между словами и делами взрослых, иначе ребенок будет делать не то, что говорит взрослый, а то, что он делает. Правила ребенок возводит в культ и не может выходить за их рамки. Он требователен к себе и к другим, что вызывает определенные трудности общения.
У ребенка просыпается самосознание, он осмысляет свои переживания. «Старец сказал: человек тот, кто познал себя» (Древний патерик). Следовательно, идет становление ребенка как человека. «Настоящее самопознание есть ясновидение своих недостатков и немощей в такой мере, что ими переполнено все», — говорит свт. Феофан Затворник. «Без величайшего наблюдения над собой невозможно преуспеть ни в одной добродетели», — учит свт. Игнатий (Брянчанинов). Дети начинают оценивать себя. Критерии самооценки еще чисто внешние: отметки, отношение учителей, родителей. В этом возрасте становится важным выстроить собственное пространство: устроить свою комнату, иметь личную мебель, распорядиться этим по-своему, например, украсить наклейками.
Рассмотрим методы формирования самосознания у детей.
1. Установление отношений «учитель — ученик», помогающих учиться, духовно возрастать, познавать себя, воспитывать чувство собственного достоинства, самоуважения. Отношения должны быть уважительными, серьезными, не равными, но на основе взаимопонимания и взаимоуважения. «Отцы, не раздражайте чад своих», — говорит апостол Павел (Кол. 3, 21).
2. Поддержание смысла, цели обучения — поиск детьми себя. Они должны знать, что учение — это часть их духовной жизни, пробуждение религиозной потребности в Богопознании.
3. Воспитание самого учителя. Великие педагоги понимали, что и «ребенок воспитывает воспитателя» (Я. Корчак). Свт. Иоанн Златоуст подчеркивает, что сначала нужно поднять себя, а потом детей до Иисуса Христа. Необходимо «положить начало собственному спасению», только тогда ты будешь иметь возможность и право вести к спасению детей.
4. Приучение детей преодолевать трудности в физической, интеллектуальной и духовной сфере. Не искать трудностей ради трудностей, но планировать их, по словам К. Д. Ушинского. Обучение должно находиться не за пределами возможного, а быть посильным. Детей нужно «воспитывать в великой строгости и трудных занятиях», — утверждает прп. Нил Синайский. Пусть они постоянно будут в состоянии напряжения мысли, поиска.
5. Осторожность в оценках: сравнение только с самим собой (вчерашним), завышение оценок неудачникам.
6. Определение уровня самооценки детей (в этом возрасте она обычно завышенная). Затем либо умерять уровень притязаний, соотнося с реальными возможностями, либо увеличивать веру в собственные силы. Оценивать нужно личность ребенка, исходя из Цельных внутренних процессов, а не отдельные его качества: память, внимание.
Самосознание ребенка в окружающем мире только просыпается. Надо, чтобы с помощью учителя «пробуждающиеся впечатления имели характер благостный, будили в душе духовные состояния», по слову свт. Феофана Затворника.
Познавательная сфера
Дети — активные исследователи всего нового. Учатся с удовольствием, плачут, когда надо уходить на каникулы. Лучшая награда им за знания — это новые знания. Если учебный процесс увлекателен, можно выработать у младших школьников устойчивую мотивацию к учебе, переходящую от социальной к познавательной, от внешней к внутренней, а главное, становящуюся религиозной потребностью.
Обратимся к познавательной сфере. Восприятие, внимание, память, мышление — это дары Божии. Мы не можем их не использовать, Господь говорит нам об этом в притче о талантах. Задача православных педагогов — увидеть, сохранить, развить дары каждой личности. Для этого нужно представлять уровень развития всех психических процессов.
1. Восприятие
Восприятие — процесс отражения объекта в сознании. Его характеризует:
• высокая острота зрения и слуха. Следовательно, информация должна идти преимущественно по зрительным и слуховым каналам;
• хорошая ориентация в цвете и форме. Необходимо цветовое оформление при объяснении и записи; больше рисунков. Например, в теме «Каин и Авель» выделить имена цветом (допустим, Каин — черным, Авель — зеленым);
• увеличение пространственно-временных рамок, но все-таки недостаточное развитие восприятия пространства. Дети не представляют конкретно изучаемые места, меры длины. Значит, возможно введение элементов планов и карт;
• просыпается чувство времени, интерес к нему. Хотя дети умаляют минуту, не представляют эпоху, эру. Прошлое для них невелико, будущее представляется в общем виде, главным и единственным является настоящее. Следовательно, можно и нужно начинать знакомить с временными понятиями, вводить шкалу времени с библейскими событиями, годовой круг с церковными праздниками;
• волнуют конкретные факты, события, действия. Можно читать сказки, жития, рассказы о подвигах. При этом необходимо помнить о связи Ветхого Завета с Новым Заветом, с жизнью, чтобы эпизоды Священной истории не воспринимались как сказки.
2. Внимание
Внимание — направленность сознания на объект. Этапы внимания:
• выделить объект,
• сосредоточиться на нем,
• отвлечься от постороннего,
• удержать объект необходимое время.
Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
Внимание в младшем школьном возрасте характеризуют:
• отсутствие целенаправленности. Дети не могут удерживать цель;
• высокая непроизвольность (бесконтрольность). Сосредоточенность сознания могут вызвать неожиданные яркие эпизоды;
• малый объем. Одновременно дети воспринимают 3-4 независимых объекта: явления, героя. Объем увеличивается, если связывать объекты в логические системы, блоки с единым смыслом. Например, тему «Пророки» разбить на группы пророков;
• слабая сосредоточенность — легко отвлекаются, не могут работать в шуме;
• сосредоточенность не более 20 минут. Через 10-15 минут необходимо переключать внимание на другой объект. Для переключения необходимо некоторое время — пауза, переходные фразы.
Для концентрации внимания необходимо воспитание сознательного отношения к занятиям, воли, твердости характера и организация системы обучения: Внешние характеристики:
• начало и итог урока (ребенок, уходя с урока должен четко представлять, чему он научился);
• организация рабочего места. У каждого ребенка должна быть своя рабочая зона, необходимые для учебы предметы;
• внешний вид учителя (С. И. Ширский пишет: «достойный своего призвания законоучитель соблюдает приличие в положении тела, в одежде, осанке и походке и особенно в обхождении»);
ликвидация отвлекающих факторов — шума, вторжения посторонних. Существует ложное мнение, что можно сохранять внимание одновременно в познавательной деятельности и заниматься другими делами;
организация режима деятельности — составление четкого расписания уроков.
Рабочие характеристики:
отбор значимых объектов для рассмотрения, удаление второстепенных объектов. Общий предмет внимания у учителя и учеников;
понятность изложения материала, что предъявляет особые требования к подготовке учителя и знаниям учащихся; четкая постановка цели. Ученики должны знать, зачем, что и как они будут делать, т. е. им должен быть известен план, а может быть, и методы работы. Если цель сформулирована так: «Слушать учителя», то слова будут удерживаться доли секунды. Цель должна ставиться на понимание материала; активная деятельность учащихся;
привлечение ранее усвоенного материала и связь с жизнью, опора на опыт учащихся, соответствие материала внутреннему состоянию и потребностям детей;
чередование режима загрузки и разгрузки, т. е. смена видов деятельности. Чередование уроков, например: Закон Божий, пение, урок благочестия, рукоделие; форм работы в рамках одного урока: рассказ, беседа, минуты пения, рисования, физкультминутки. Рассмотрение одного явления с разных точек зрения, не только обсуждение, но и пояснение жестами, составление модели (например, схемы недельного круга богослужения);
наглядность на каждый урок. Это могут быть и иллюстрация, и демонстрация, и наблюдение. Если нет возможности использовать видеофильмы, слайды, фотографии, можно предложить для раскрашивания ксерокопии рисунков, а также самодельные рисунки, планы, схемы;
тренировка распределения внимания, направленность на несколько объектов, например, сравнение житий разных святых.
Память
Память — способность сохранять, накапливать и воспроизводить информацию с целью многократного использования в последующей деятельности. Этапы памяти:
• запоминание,
• сохранение,
• воспроизведение.
Виды памяти: 1) произвольная, непроизвольная. 2) образная (зрительная, слуховая, вкусовая и др.), двигательная, эмоциональная, словесно-логическая.
Ее характеристики в данном возрасте:
• непроизвольность;
• развитие преимущественно эмоциональной и зрительной памяти;
• отсроченность. Заучивать трудный материал нужно заранее — желательно за 3 дня до воспроизведения, перед сном (в горизонтальном положении), а утром повторить;
Для хорошего запоминания учащимися материала необходимо:
• установка — что и на какое время нужно запомнить. Например, «данный материал нужно знать к следующему уроку», или «это необходимо запомнить на всю жизнь»;
• использование различных видов памяти — зрительной, слуховой, двигательной, тактильной (осязательной), с упором на зрительную. Например, при изучении букв церковнославянского алфавита не просто просмотреть их, но понаблюдать, на что похожа каждая буква, придумать свой вариант написания, проговорить вслух название, написать в воздухе, сделать из веревочки или пластилина. При изучении темы «Молитва» дать понятие «молитва — путь к Богу» и нарисовать дорожку;
• подача материала в системе, целостности. Необходима связь с Предыдущим и последующим материалом, связь Нового Завета с Ветхим, с богослужением, праздниками, житиями святых. Опора на имеющиеся знания. Занятия по строгому плану;
количество материала — посильное;
четкость изложения материала, понимание, осмысленное запоминание, а не механическая зубрежка;
мотив, интерес к занятиям. «Сделай приятным твое изложение, чтобы ребенок находил в нем некоторое удовольствие, и оно не утомляло его душу», — говорит свт. Иоанн Златоуст; активное воспроизведение материала детьми (повторение учителя эффекта не дает); повтор материала через 15-20 мин., через 24 часа, через неделю (запоминается 90 % того, что делаешь сам, 30 % того, что делают другие, 10 % из рассказа о том, как делать); различные приемы запоминания — рисунки, схемы, таблицы, игры.