· в Господские и Богородичные праздники и в дни святых, особенно чтимых Церковью,
во все важнейшие времена в церковном году, каковы: Страстная неделя, Пятидесятница, посты и др. на всех церковных службах, совершаемых по частным просьбам их родителей и близких родных: заздравные и заупокойные Литургии, панихиды, молебны в дни именин, крестины, похороны и т. п. В именины каждого ученика законоучитель- священник служит особый молебен, за которым, по желанию, могут находиться и товарищи именинника.
Продолжительное стояние за церковными службами, без сомнения, очень трудно для детей, при живости их природы, и требует от них большого самоотвержения. Но самоотвержение есть основание нравственного совершенства, и потому его нужно всеми мерами развивать в детях с раннего возраста.
Указанного выше порядка должно держаться не только в учебные дни, но и во время отпусков. Законоучитель должен настоятельно требовать от родителей, чтобы они приводили в церковь детей во все воскресные и праздничные дни, а также в дни школьных каникул, особенно летних.
О благоговейном пребывании за церковными службами
Что должен сделать учитель?
• Учитель дает детям понятие о храме, богослужении, главном Таинстве Евхаристии. Это должны быть не сухие сведения, а понятия, непосредственно связанные с духовной жизнью детей, важные для них. Например, при изучении православного храма наибольшее внимание надо уделить не его устройству, а значению его в жизни христианина. Многочисленные свидетельства любви к храму Божию, невозможности жизни без него мы находим в житиях святых.
• Учитель должен строго следить, чтобы дети оказывали благоговейное почитание храму Божию и всем его принадлежностям не только при богослужении, но и во всякое другое время вне церкви.
Он должен, например, внушить, чтобы они, проходя мимо храма, остановились и сдел али три малых поклона с крестным знамением, чтобы оказывали почитание священным сосудам, иконам, одеждам, церковным книгам, священникам, свечам и проч.; наблюдать, чтобы дети не портили в церкви стен, не собирались играть на Церковном дворе, не бегали вокруг церкви.
Особо сложно бывает современным детям вести себя благоговейно в нецерковной среде, среди неверующих друзей и близких — например, совершать крестное знамение, проезжая мимо храма. Здесь учитель напоминает им о важности миссионерства, свидетельства о своей вере: «Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими» (Лк. 12, 8).
• Учитель должен объяснить подробно и чаще напоминать детям, как они должны держать себя в церкви во время богослужения. Рассказ о правилах поведения в храме содержит, во-первых, сведения о том, что нужно делать в храме — молиться, и только потом — чего нельзя делать. Поняв главное, дети и сами могут рассказать, что запрещено в церкви.
Дети должны входить в храм Божий с непокрытой / покрытой головою, ровным и мерным шагом, без шума, никого не толкая и не дергая; по приходе на место воздать поклонение Богу; перед иконами стоять благопристойно; во время совершения службы не разговаривать, с места на место не переходить и не отвлекать внимания православных от службы ни словом, ни движением, но пребывать со страхом, в молчании, тишине и во всяком почтении; в алтарь не входить, на солее не стоять, к целованию святого креста, икон и Евангелия подходить в порядке, прилично и с благоговением.
• Учитель, по соглашению со священником и прихожанами, должен избрать для учеников особое место в церкви. Эта уступка вызывается словами Самого Господа: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного» (Мф. 18, 10).
Лучше всего ставить детей впереди прихожан, немного отступя от солеи пред алтарем, мальчиков по правой, а девочек по левой стороне, или всех — справа. В первые века христианства дети стояли в церкви или вместе с родителями, или впереди перед солеей. Детям во многих случаях должно уступать места даже по простой вежливости. Ответственность за поведение детей на богослужении несут родители, педагоги, назначенные лица (по особой договоренности), а также, с любовью и терпением, все прихожане.
• Помощь в деле приучения детей к богослужению оказывают посильные послушания: клиросное, пономарское для мальчиков, на подсвечниках, запивке и др. Важную роль играют Литургии, специально назначенные для церковной школы, на которых ученики исполняют все возможные послушания. Таким Литургиям предшествует детская Исповедь. Немаловажны также и паломнические поездки с участием в богослужении.
Нужно заметить, что приучение детей к участию в богослужении — дело чрезвычайно трудное. Оно требует от воспитателя терпения и добросовестности, которые никогда не должны иссякнуть. Ревность учителя в этом важном деле не должна походить на факел, сперва ярко пылающий, а потом угасающий. Всякая трудность побеждается только постоянством и настойчивостью. Первая оценка педагогу дается всегда во время богослужения: присутствуют ли порученные ему дети в храме, насколько они благочестивы, как они ведут себя во время молитвы?
Что есть благоговение? Прот. Борис Ничипоров считал, что без благоговения духовное образование бессмысленно. Как говорит апостол, такое знание только надмевает, а любовь назидает (1 Кор. 8, 1). Благоговение, по словам одного подвижника, — это соединение страха Божия и радости о Боге и Спасителе. Видимо, оно связано с устроением души, которая, приближаясь к некоторым предметам, чувствует соприсутствие Божие. При этом нужно совершить внутренние и внешние действия: как Моисею было сказано Богом, когда он увидел куст, горящий и не сгорающий: «Не подходи сюда, сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3, 5). Это плохо усваивается, если преподается только на уроках и никак не связано с реальным вхождением в литургическую жизнь Церкви Христовой. Благоговение — плод внутренней работы, совершаемой в церковной жизни.
Внутреннее благоговение имеет три степени: первая — низшая степень состоит во внимании к словам и действиям священнослужителей. Вторая — в понимании слов и действий священнослужителей. Третья — в полном душевном сочувствии всему, что поется, читается и делается в Церкви.
Эти степени плотно связаны с возрастом учащихся. Детей младшего возраста нужно приучать преимущественно к соблюдению правил внешнего благоговения; через это они мало-помалу приучаются и к внутреннему благоговению, особенно к низшей его ступени, состоящей во внимании к словам и действиям священнослужителей.
Для детей среднего возраста главным средством к возбуждению внутреннего благоговения, состоящего в понимании слов и действий священнослужителей, служит преподавание, основное в нем — разъяснение смысла и значения церковных молитв и богослужебных действий.
К детям старшего возраста применяются указанные средства с особой целью — воспитать в них любовь к церковному богослужению и твердый навык в исполнении важнейших обязанностей. Нужно чаще испытывать их — что они выслушали в Церкви и, преподавая Закон Божий, ссылаться при каждом удобном случае на церковные песнопения, молитвы и поучения. Можно требовать, чтобы дети упражнялись, по мере возможности, в записывании на дому церковных поучений. Нужно поощрять их к чтению душеполезных книг, к пению церковных песней в свободное от учебных занятий время, к паломническим путешествиям в ближайшие монастыри и церкви для поклонения чудотворным иконам, святым мощам и т. п.
3. Чтение слова Божия и душеполезных книг
Святой апостол Павел заповедует своему возлюбленному ученику епископу Тимофею чтение святых и душеполезных книг как одно из главных средств для преуспеяния в духовной жизни: «Занимайся чтением, наставлением, учением... » (1 Тим. 4, 13-16). И святые отцы, следуя апостолу, заповедуют всем непрерывное чтение святых книг как занятие святое, спасительное и сладостное.
«Когда я читаю книги о Боге, — говорит святой мученик Тимофей, — меня окружают Ангелы Божии». В святых книгах говорится о славе святых, об их добродетелях и подвигах, через которые они сподобились быть наследниками Царства Божия. Читая эти книги, мы сами как будто делаемся гражданами другого мира и жителями неба, так что можем говорить: житие «наше на небесах есть» (Флп. 3, 20); «несмы странни и пришельцы, но сожители святым и приснии Богу» (Еф. 2, 19).
«Когда я читаю святые книги, — пишет святитель Григорий Богослов о книгах святителя Василия Великого, — то просветляюсь и духом, и телом, становлюсь храмом Божиим и орудием Святаго Духа через них я исправляюсь, через них получаю Божественное изменение, делаюсь другим человеком».
Их можно читать и перечитывать по мере нужды и потребностей и останавливаться в них на том, что особенно полезно нам в то или другое время, в тех или других обстоятельствах. Читающий добрую книгу останавливается, когда хочет и где хочет, и столько, сколько хочет, сколько нужно, как немного постоявший подле огня не может согреться, а должен для этого постоять подолее подле огня, и чем долее будет стоять, тем более согреется.
В душеспасительных книгах, как в зеркале, человек может видеть себя, каков он и куда идет; это зеркало отражает верно и не льстит никому, каждый тут ясно видит свои недостатки.
Наконец, чтение душеполезных книг доставляет радость, удовольствие, утешение. Псалмопевец говорит: коль «возлюбих закон Твой, Господи, весь день поучение мое есть... коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим» (Пс. 118, 97,103). Эта пища удовлетворяет все вкусы, это истинная манна, пища небесная, ангельский хлеб, имеющий в себе всякую сладость и всякое благоухание, удовлетворяющий потребностям каждого.
Особо скажем о той книге Священного Писания, которая нередко забывается в занятиях с детьми — Псалтирь. «Ни одна книга Священного Писания, не исключая и Евангелие, не представляет таких удобств для выражения самых разнообразных состояний души, как поэтическая и вместе с тем учительная книга Псалтирь. Там мы встретим самую живую, чисто детскую веру в Бога. Чтение ее водворяет в душе, удручаемой скорбями жизни, мир и отрадное спокойствие», — пишет сщмч. Фаддей (Успенский). Нынешние дети, действительно удручаемые сложностями современного мира, как никогда нуждаются в душевном покое. По своей вере книга должна быть близка им. А не совсем понятный церковнославянский слог своей красотой затронет душу.
«Удивительное дело! — восклицает свт. Афанасий Великий. — Кто читает псалмы, тот все написанное в них произносит, как собственные слова». На все случаи жизни можно найти совет и утешение. «Ничто столько не способно восторгать и окрылять душу, освобождать ее от уз плоти и возбуждать к любомудрию, как Божественные песни псаломские. В Псалтири ты найдешь бесчисленны блага», — призывает свт. Иоанн Златоуст. Используем этот призыв не только для своей пользы, но и для помощи нашим детям.
Сщмч. Фаддей говорит, что эту книгу, столь любимую нашими предками, образованные потомки стали оставлять, осмеивать и издеваться над старинным обучением по ней, находя его «несовременным и несообразным с новейшею педагогикой». С тех пор непонятные псалмы начинают заменяться баснями и сказками. Кто не воспитывался на баснях «дедушки Крылова»? И кто может вспомнить из своего детства чудные и красивейшие псалмы? А между тем, по словам С. А. Рачинского, ни одна книга не положила такой неизгладимой печати на христианское чувство и сознание, как Псалтирь.
4. Исполнение христианского долга Исповеди и святого Причастия
Исповедь и Причастие — это самые действенные средства к духовно-нравственному совершенствованию детей. Кто из педагогов проводил урок после совместного с детьми Причастия, тот знает, какое необыкновенное единение испытывается в классе, когда даже не нужно слов.
Воспитательное значение Исповеди в детском возрасте
Совершаемая согласно Уставу Православной Церкви Исповедь в детском возрасте оказывает на детей весьма благотворное влияние.
• Христианская вера имеет особенное, ей одной свойственное, действеннейшее средство указывать детям путь, приводящий их ко Христу. Это Исповедь. Должным образом совершаемая в детстве Исповедь дает спасительное направление воле и сердцу детей на всю их последующую жизнь.
• Через Исповедь в детском возрасте приобретается навык и расположение к неопустительному принятию Таинства Покаяния во всю последующую жизнь. Кто в детстве редко бывает у Исповеди, тот в зрелом возрасте, по большей части, совсем охладевает к исполнению этого долга.
· Неопустительно являясь на Исповедь, дети легко, еще в раннем возрасте, усвояют себе правильные понятия о грехе, виновности и прощении.
· Не следует забывать, что дети через Исповедь получают не только прощение грехов, что само по себе составляет уже для них неоцененное благо, но и особенную благодать избегать зла и делать добро.
· Наконец, никто не может оказывать такого глубокого и сильного влияния на сердце, как добросовестный духовник во время Исповеди. Преподаватель Закона Божия действует большею частью на всех детей вместе, духовник же на Исповеди занимается с каждым отдельно. Ему открыты все тайны детской души. Для нравственно испорченных детей, предающихся тайным порокам, духовник является часто единственным помощником. Он не только может с успехом исторгать из детских сердец все злое, он легче и надежнее, чем кто-нибудь другой, может насаждать в них доброе и содействовать каждому в его стремлении к добродетелям.
Смысл Исповеди состоит в присоединении к Церкви отпавшего по грехам члена. Важно воспитывать в детях чувство соборности, когда о грехе одного скорбит вся Церковь, а его Покаяние ощущается всеми как радость.
Приготовление детей к Исповеди и Причастию
• Учитель должен разъяснить детям понятия Таинства Покаяния и Причащения, сообщаемые в катехизисе. Они должны хорошо понимать, какое Таинство происходит в храме во время Божественной литургии, а также, что происходит с каждым из них, и каково значение Причащения Святых Христовых Тайн.
• Учитель должен побуждать детей к Исповеди и Причастию. Для этого организовывать совместное и индивидуальное участие в Таинствах, проводить соответствующие занятия, работу с родителями и крестными, встречи с батюшкой. Объяснять, что Таинства — это средства ко спасению. Евхаристия, совершаемая на каждой Божественной литургии, есть трапеза Господня, на которую Господь призывает всех. А на трапезах не может быть присутствующих, но только участники.
• Учитель должен подсказать детям, как и в каких словах они могут выражать свое раскаяние в грехах: «Грешен, святый отче, согрешил душою и телом, словом, делом и помышлением, и всеми моими чувствами, душевными и телесными». Убедить, принося раскаяние, сознаваться во всех грехах и не скрывать ничего. Ибо Сам Господь всеведущий присутствует при Исповеди: как от Него ничего не возможно скрыть, так ничего не должно скрывать и пред отцом духовным, который есть только свидетель Исповеди пред Богом. Нужно помнить об этом, когда приступаешь к Исповеди.
• Учитель должен вести индивидуальные собеседования с детьми относительно Таинства Покаяния. Объяснить, что не следует бояться или стыдиться исповедания грехов пред духовным отцом, постараться так настроить детей, чтобы они почувствовали сами потребность в искренней и чистосердечной Исповеди. Полезно применение притчи о блудном сыне, она производит необыкновенно сильное впечатление на детей.
• Во время приготовления к Исповеди он должен обратить особенное внимание на детей малоспособных и испорченных и постараться возбудить в не только страх пред правосудием Божиим, но бодрость духа и упование на милость Божию. Особенно это важно для учащихся подросткового возраста, склонных к унынию, чувствующих себя одинокими и покинутыми.
• Педагог должен объяснить детям правила подготовки к Исповеди и Причастию: сообщить им об аскетической традиции ежедневного покаяния и записывания грехов, о церковной традиции поста и молитвы, познакомить с последованием ко Святому Причащению, изучить молитву перед Причастием. Организовать встречу с батюшкой перед совместной Исповедью и Причастием, а также, по возможности, совместное чтение канонов и последования.
• Учитель должен побудить детей к говению, т. е. к усилению подвигов церковной и домашней молитвы, с соблюдением, по возможности, всех благочестивых обычаев и церковных правил, таких, как пост, церковные службы, отсутствие книг, развлекающих внимание; добавление к домашним молитвам, особенно вечерним, например, акафистов; прекращение игр.
• Что касается Таинства Причастия, должно расположить душу детей так, чтобы они видели пред собою Господа Спасителя, приближающегося к ним со Своим Святейшим Телом и Кровью и, подходя ко Причастию, вели себя благочестиво. При этом нужно внушить, что никто не должен признавать себя достойным Причащения, а говорить: «Я недостоин, но верую, что освящаюсь Причащением». Приступая к Евхаристии, мы представляем сочетание смирения и высоты, человеческого бессилия и Божественной силы.
• Во время приготовления детей к Святому Причащению нужно внушить им и то, как они должны вести себя после Причащения Святых Тайн. Не все будет сделано, что должно, если только пред Причащением мы станем располагать свое тело и душу достойно, а после Причащения будем вести себя небрежно. Поступив таким образом, мы окажемся виновными против Тела и Крови Господней, и за свою невнимательность лишимся спасительных плодов Причащения.
Причастник Святых Даров должен употреблять все усилие воли и деятельности, чтобы те внушения Духа, которые ощущает он и прежде и после Причащения Тела и Крови Господней, не угашать и не ослаблять по принятии Святых Даров, и более усиливать и утверждать ревностным исполнением наставлений Святого Духа. Плоды же Духа, по учению святого апостола Павла, суть: «любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23).
В день Приобщения надобно удаляться от всех праздных разговоров и стараться проводить его в молчании, занимаясь молитвою и чтением душеспасительных книг. В последующие дни обязательны для причастившегося частое хождение в церковь и благоговейное слушание чтения, пения и поучений в храме; внимательное и неопустительное чтение благочестивых книг в доме; строгое соблюдение правил домашнего богослужения, благоговейное моление Богу поутру по пробуждению от сна, пред началом и окончанием каждого дела, перед принятием пищи и по принятии, вечером пред сном; назидательные беседы об истинах спасения, о подвигах угодников Божиих и людей благочестивых, и другие дела благочестия.
• Внешний вид учителя, серьезность преподавания должны соответствовать значительности темы. По особенной ревности в объяснении дети должны понять, что дело касается важного события в их жизни.
Спасительные плоды Причащения
По учению Православной Церкви, плоды Таинства, как для взрослых, так и для детей, открываются в следующем:
• участвуя в таинственном жертвоприношении Тела и Крови Христовой, мы таинственно соединяемся со Христом Богом, как учит Сам Спаситель: «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Азе нем» (Ин. 6,56). «В образе хлеба подается тебе Тело, — учит святитель Кирилл Иерусалимский, — а в образе вина подается тебе Кровь, чтобы, причастившись Тела и Крови Христа, был ты Его сте- лестником и скровником. Так мы делаемся христоносцами, когда Его Тело и Кровь переходят в наши члены, делаемся, по учению блаженного Петра (2 Пет. 1,4), причастниками Божественного естества».
«Иисус Христос дал желающим не только видеть Его, но и осязать, и есть, и касаться зубами Плоти Его, и соединяться с Ним, и насыщать Им всякое желание» (свт. Иоанн Златоуст).
• Соединяясь со Христом, мы соединяемся с источником спасительной благодати. Как обыкновенная пища, принимаемая телом, не только предохраняет его от изнеможения, но и укрепляет его, услаждает вкус и дает бодрость всем членам, так и Божественная пища, Тело и Кровь Иисуса Христа, достойно принимаемая, не только врачует немощи души и тела, покрывая благодатью Христовою раскрываемую с сокрушением сердца наготу греховную, но и подает различные дары Духа, благопотребные ко спасению. В Таинстве Евхаристии ты «сподобляешься причастия Божественных, Пречистых и Животворящих Тайн, коими очищаешься от грехов, оживотворяешься, освящаешься, питаешься духовно, утверждаешься во всякой добродетели, в коих получаешь залог жизни вечной» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).
Причащение Тела и Крови Христовой, соединяя достойных причастников с Господом и сообщая им благодатные дары, укрепляет их в подвигах благочестия и добродетели, ограждает от искушений, делает страшными демонам. «Оно полезно потому, что христианин, который часто присутствует при сей жертве и принимает сие Таинство, посредством оного освобождается от всякого искушения и опасности со стороны диавола, поелику враг души не осмеливается нанести никакого вреда тому, в ком видит пребывающего Христа» (Православное исповедание, вопр. 107). Мы принимаем в себя Владыку Неба и земли, могущество Которого беспредельно. Мы вмещаем невместимое, и сила наша становится так велика, что бесы трепещут, враг боится подойти к нам.
После Причастия мы становимся иными людьми, чем были до этого события. Мы сами и окружающие нас люди представляются нам в другом свете. Дурное, под властью которого мы находились, меркнет для нас, мы испытываем новые святые чувства, ценим сладость молитвы, крепче любим добро, воля утверждается в стремлении к добру, мы становимся чище сердцем и ближе к Богу. Мы чувствуем себя недоступными для проникновения в душу грехов, душа закрыта для них. По мере частого Причащения добродетели становятся потребностью нашей души.
• Небесная пища — Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа — питает и взращивает жизнь небесную, вечную. Принимая сию пищу, душа более и более очищается и приготовляется к вечному блаженному созерцанию Господа лицом к лицу. «Ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6, 57).
Евхаристия воскрешает вкушающих от нее. Хлеб Небесный в отличие от манны ветхозаветной есть Хлеб вечного бессмертия, «ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин. 6, 51), он не умрет. Тело Христово животворит причастников, изгоняет смерть, удаляет тление.
Святейший Патриарх Алексий II говорил: «В Евхаристии мы принимаем Христа, Его Святое Тело и Кровь не пассивно, но активно, чтобы иметь в себе Его силу и жизнь вечную. Мы приобщаемся, чтобы пребывать во Христе, и чтобы семя вечной жизни прорастало в нас, овладевало нами, чтобы нам быть продолжателями жизни Христа, Его мыслей, действий, желаний, по слову Самого Господа: «пребудьте во Мне и Я в вас» (Ин. 15, 4) и Его святого апостола Павла: «Иуже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2,20), т. е. реально, в себе, в своей жизни, собою показать Богочеловеческий образ Христа».
• Причащение Святой Евхаристии доставляет и то благо, что причащаясь, мы свидетельствуем пред лицом Церкви о своей живой вере в Иисуса Христа и о любви к Нему. Это полезно и для причастников, полезно и для других.
• Причащение Тела и Крови Христовой раскрывает и утверждает взаимный союз членов Церкви Христовой. На это единение через Таинство Причащения указывает святой апостол Павел, когда говорит: «Яко един хлеб, едино тело есмы мнози: ecu бо от единаго хлеба причащаемся» (1 Кор. 10, 17). Евхаристия есть Тело Христово и Церковь, по апостолу Павлу, также есть соборное Тело Христово — не многие тела, а одно Тело. Как одно Тело Христово и «раздробляемое не разделяется», так и причащающиеся сего Тела укрепляются в составе одного таинственного Тела Христова. Христос есть Глава сего Тела, и причащающиеся Тела и Крови Его суть члены Его. Евхаристия есть соборное единство всех ее причастников, членов таинственного Тела Христова.
Эта истина, видимо раскрываемая через Причащение Тела и Крови Христовой, многому учит христиан. Она показывает, что Бог не на лица взирает, никого не отвергает, но всех приходящих к Нему принимает человеколюбиво; ибо, присутствуя в храме Божием пред престолом благодати, каждый видит, что Господь всем равно предлагает величайшие дары Свои. Потому члены Церкви не должны превозноситься одни пред другими, но должны любить друг друга, как члены одного великого семейства и дети одного Отца Небесного.
Следствия таинства Воскресения Христова простираются на все человечество. Евхаристия есть единая существенная связь наша со всеми христианами, с умершими. Причащаясь Тела и Крови, мы входим в теснейшее общение и с усопшими причастниками.
Таким образом, все истинные потребности христианского воспитания удовлетворяются в Таинстве Причащения самым полным и совершеннейшим образом.
5. Соблюдение церковных заповедей и благочестивых русских обычаев
Молиться Богу с сокрушением и смирением сердца и исполнять уставы Церкви во все воскресные и праздничные дни. (Об этом подробно сказано в разделе о молитве и богослужении.)
. по возможности часто разъяснять ученикам установления постов, их необходимость и пользу, качества истинного поста насколько возможно, непосредственно наблюдать за тем, чтобы дети в точности исполняли правила Церкви относительно постов. Он должен вести работу и с родителями учеников сам строго соблюдать церковную заповедь о постах.
Уважать служителей Церкви, особенно отцов духовных, и обращаться к ним за душеспасительными советами.
• Нужно приучать детей с малолетства к соблюдению внешних правил почтительного обращения с духовными лицами. При встрече со священником дети должны отдавать ему почтительные поклон, подходить к благословению, целовать руку; в присутствии священника вести себя скромно, не вмешиваться в разговоры, и т. д.
• С церковной кафедры и на уроках необходимо объяснять достоинство и важность священного сана, чаще приводить детей к церковному богослужению, давать им возможность присутствовать при пастырских собеседованиях священника с прихожанами и т. п.
Как можно чаще исповедоваться и причащаться Святых Тайн.
Молиться обо всех христианах живых и умерших. Неопытные в познании Священного Писания и наук не должны читать книг, написанных еретиками, не слушать богохульного их учения и удаляться от общения с ними. Не участвовать в противозаконных играх и зрелищах и избегать всех языческих обыкновений.
«Храни ум и сердце от учения лжи. Не беседуй о христианстве с людьми, зараженными ложными мыслями; не читай книг о христианстве, написанных лжеучителями. Истине соприсутствует Дух Святый: Он — Дух Истины. Лжи соприсутствует и содействует дух Диавола, который — ложь и отец лжи. Читающий книги лжеучителей приобщается непременно лукавому, темному духу лжи. Святая Церковь позволяет читать книги лжеучителей только тем своим членам, которых мысль и сердечные чувства исцелены и просвещены Святым Духом, которые могут всегда отличить от истинного добра зло, притворяющееся добром и прикрытое личиной добра. Признак книги истинно, существенно душеполезной — святой писатель, член Восточной Церкви, одобренный, признанный Святой Церковью», — поучает свт. Игнатий (Брянчанинов).
«Должно избегать слушания постыдных толков, рассказов и зрелищ», — говорит Климент Александрийский и горячо восстает против посещения детьми и юношами пиршеств, театральных зрелищ и всех тех общественных собраний, в которых для молодой, еще гибкой души много соблазнительного, т. к. праздность ведет к дурным мыслям. Против зрелищ и их пагубного влияния особенно восставал свт. Иоанн Златоуст. Отцы, по его словам, ввергают детей «в самом начале невинного возраста в пропасть нечестия».
Дети должны больше вращаться в обществе взрослых и нравственных людей, т. к. нередко дурное товарищество, по словам блаж. Августина, может иметь самое пагубное влияние. Особенно, по предупреждению свт. Феофана Затворника, в подростковом возрасте. «Как обращение с равными приятнее, так со старшими безопаснее, — говорит св. Амвросий, — ибо за предводительством их жизни нравы юношей укрощаются и напоеваются росою благочестия». Святые отцы желают, чтобы дети реже предавались праздности и больше находились при каком-нибудь серьезном занятии. Пример древнееврейского первосвященника и судии Илия, своим недостаточно строгим отношением к поведению сыновей погубившего их и вызвавшего на себя грозную кару Божию, не раз приводится в отеческих наставлениях в назидание христианам.
Учебный предмет «Закон Божий»
О ЗАКОНЕ БОЖИЕМ КАК УЧЕБНОМ ПРЕДМЕТЕ
Приведем мысли прот. Александра Дернова, основанные на святоотеческом понимании, о значении Закона Божия как учебного предмета. «Насколько возможно уподобляться Богу — вот наша цель» (Климент Александрийский). А если так, то не к тому ли должны направляться и вся деятельность воспитания? «Господь — источник нашего блаженства, — говорит блаж. Августин. — Он предел всех желаний». Наше благо состоит не в чем ином, как в том, чтобы быть с Ним соединенным. К этому благу мы должны быть приводимы теми, которые нас любят, а также вести тех, кого любим сами, прежде всего своих детей. Конечная цель воспитания, идеал — сделать питомца чадом Божиим, полагающим целью всей жизни постепенное приближение к Отцу Небесному, всем существом своим стремящимся к уподоблению Ему. «Сделай твоего сына христианином», — говорит свт. Иоанн Златоуст.