Наличие единого учебно-методического обеспечения, несомненно, удобно законоучителям: начиная педагогическую деятельность, можно взять в Отделе церковно-приходских школ программы, методические рекомендации, материалы к урокам и пр. Можно получить консультацию у специалиста, у автора разработки.
5. Обучение в едином ключе, обмен опытом
Обязанность учить налагает особую ответственность, требует серьезной богословской подготовки. Имея единое учебное обеспечение, можно разрабатывать единые принципы и требования к уровню преподавания. В Отделе церковно-приходских школ составляются списки рекомендуемой литературы, идет активное взаимодействие с книжным складом епархии. Учителя проходят обучение в Екатеринбургской православной учительской семинарии во имя сщмч. Фаддея (Успенского), на ежемесячном педагогическом практикуме, педагогической конференции. Преподаватели воскресных школ знакомятся с методической системой, с программами, обучаются работать по ним.
Сегодня возрастают требования к церковно-приходской школе: к ее материальной базе, к педагогическому труду, качеству обучения. Можно констатировать, что за последние 10 лет значительно повысился общий богословско-педагогический уровень законоучителей.
Введение единой системы учебно-методического обеспечения возможно только при тесной взаимосвязи отдела с приходами епархии, для чего тоже строится определенная система работы.
Все вышесказанное не отменяет ответственности конкретного законоучителя, возможности его самостоятельного творчества.
Выводы: Общее учебно-методическое обеспечение способствует единению внутри епархии: педагогической сплоченности, взаимосвязи приходов с Правящим архиереем и епархиальными структурами, повышает общий педагогический и богословский уровень, помогает учителям в их служении.
Создание системы учебно-методического обеспечения невозможно без активного развития других видов деятельности: обучения педагогов, совершенствования приходского образования, информационно-аналитической работы отдела в области церковноприходского образования и др.
Учебно-методический комплект для церковно-приходских (воскресных) школ Екатеринбургской епархии
Подготовительное обучение:
1. Программа по Закону Божию для детей 4-5 лет. Методические рекомендации. Материалы к урокам.
2. Программа по Закону Божию для детей 5-6 лет «Знакомство с храмом».
3. Подготовительная программа по Закону Божию.
Школа I ступени
4. Программа по Закону Божию. Учебно-методическое обеспечение программы:
• Уроки Закона Божия. Методические рекомендации для учителя.
• Методические рекомендации к проведению уроков по Закону Божию. Выпуски 1- 6.
• Рабочие тетради по Священной истории Ветхого и Нового Завета, богослужению Православной Церкви, катехизису.
• Уроки сщмч. Фаддея (Успенского).
• Св. вмц. Екатерина. Материалы для учителя.
• Хрестоматия по художественной литературе к урокам Закона Божия.
• «Сотворение мира». Бумагопластика.
5.Программа по церковнославянскому языку. Учебно-методическое обеспечение программы:
• Прописи.
• Рабочая тетрадь.
• Грамматическая тетрадь.
• Тетрадь-раскраска «Животный мир Библии».
6. Программа по церковному пению.
7. Программа по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
Школа II ступени
8. Программа по нравственному богословию.
9. Программа по истории Церкви. Учебно-методическое обеспечение программы:
11. Программа «Собор Екатеринбургских святых. Святыни Екатеринбургской епархии».
Методика преподавания
Закона Божия
КАК ПРЕПОДАВАТЬ ЗАКОН БОЖИЙ?
Обратимся к учебнику С. И. Ширского для того, чтобы узнать, каким методом нужно преподавать Закон Божий. Он выделяет несколько положений.
1. «Это должен быть именно именно учебный метод.
Преподавателям Закона Божия нередко дают такие советы: обучайте детей, как учил Господь Иисус Христос, как учили апостолы и святые отцы, как учит Церковь; обучайте их так, как пастыри Церкви учат своих пасомых, родители своих детей". Советы эти, без сомнения вытекают из самых высоких побуждений, но к делу применимы с оговорками.
Господь Иисус Христос учил не детей, а взрослых. Учение Его направлялось к целям бесконечно более высоким. Метод учения Его непостижим для ума человеческого. В Божественном учении Его изливаются на нас неистощимые потоки лучезарного света, просвещающего ум, согревающего сердце, возбуждающего к жизни и деятельности всю духовную нашу природу: мы ощущаем веяние Божественного духа в этом учении и глас его слышим, но какими путями он достигает нашего сердца, какого направления или метода держится в своих бесконечно разнообразных круговращениях, откуда происходит и куда уходит, мы не знаем (Ин. 3, 8). «Судьбы Божии непостижимы, пути Его неизследимы» (Рим. 11, 33). Господь Иисус Христос как Воспитатель всего человечества, как Учитель всего мира, дал нам Собою высочайший образец, к которому учителя должны, по возможности, приближаться. В Его учении и жизни мы можем черпать для своей деятельности высшие начала, высшие указания, высшие правила, и должны по силам нашим, с помощью благодати осуществлять их в своей жизни. В этом лишь смысле и преподавателям Закона Божия можно советовать: учите, как учил Господь Иисус Христос. Это значит: учите, как следует учить по правилам науки об учении, но постоянно возводите взор свой к Первообразу всех учителей, в Его примере и учении старайтесь находить высшие руководительные начала для своей учебной деятельности.
Святые апостолы также не были преподавателями Закона Божия в каких-либо училищах. Они были учителями всего человечества: «во всю землю исходило вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (Рим. 10, 18). Учение их также направлялось к целям, непостижимым для простых учителей, а потому и метод их учения непостижим для нас. Возвещая Свое учение, они не заботились, как или что говорить, ибо не они говорили, но Дух Утешитель говорил в них: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как и что сказать; ибо в тот час дано будет вам что сказать; ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10, 19-20; Лк. 12, 11). Мы можем и должны учиться у святых апостолов, как преподавать Закон Божий; но это не значит, будто Писания апостольские могут заменить для нас школьную дидактику или методику. В Писаниях святых апостолов, равно как и в речах Божественного Учителя, содержатся лишь общие руководящие начала для учебной деятельности учителей; притом и эти начала излагаются не в виде указаний или правил, прямо обращенных к учителям, а чаще всего под покровом догматических, нравственных и других наставлений и правил.
Школа имеет свои определенные задачи и цели, которыми и следует руководствоваться при избрании методов обучения. В общем и главном эти задачи совпадают с целями церковного обучения.
2. Закон Божий преподается детям в объеме начального курса; значит, нужно преподавать его именно начальным, элементарным методом. В высших учебных заведениях учат научно, в школах — элементарно.
Научное преподавание начинается обыкновенно с общих положений, на которых выводятся все частности и особенности, строго соблюдается последовательный порядок, чего требует систематическое изложение. Элементарное преподавание начинает с единичного, особенного, частного и восходит ко всеобщему. Учитель исходит из точки зрения учащегося; старается вопросами, находящимися в связи с тем, что ученик уже знает, возбудить его самодеятельность и привести к открытию нового, следовательно, ставит учащегося центром всего преподавания. Начальное преподавание заботится и о снабжении учащихся познаниями, и о развитии их душевных способностей и сил одинаково: здесь каждое знание есть вместе с тем и упражнение, и каждое упражнение есть знание; здесь одновременно и в равной мере обращается внимание на все душевные способности учащихся.
3. Закон Божий существенным образом отличается от других учебных предметов как имеющий Божественное происхождение. Это отличие от других предметов должно выражаться и в методе преподавания. Иначе сказать, нужно преподавать Закон Божий хотя и начальным — учебным, но не во всем таким же методом, каким преподаются другие предметы.
Человеческий разум (при правильном его употреблении) и Богом данное Откровение находятся в согласии между собою. Отсюда вытекает возможность преподавания Закона Божия в качестве учебного предмета по общим законам дидактики. Но, подчиняясь в этом отношении науке, Закон Божий обращает ее на служение своему Божественному авторитету. Отсюда особенности в преподавании Закона Божия сравнительно с преподаванием других учебных предметов. Учителю, преподающему чтение, письмо нет надобности ссылаться на какие-либо высшие авторитеты в области знаний; все преподавание его исходит лично от него самого, и все ученики должны ему верить, как последнему и высшему для них авторитету. Преподаватель Закона Божия находится в других условиях. Ученики должны ему верить еще более, чем верят другому учителю, но, требуя веры в свой авторитет, он должен постоянно и всеми возможными способами возводить учеников к признанию высшего, Божественного авторитета, должен показывать ученикам, что он преподает учение Церкви, возвещает слово Божие, что и сам он не более как простой ученик, отдающий свой разум в послушание веры. Отсюда вытекают по преподаванию Закона Божия: постоянное обращение на уроках к слову Божию, к Святому Преданию, к молитвам и установлениям Церкви. Допуская все эти отличия от общих методов преподавания, методика Закона Божия находится, однако, в полном согласии с дидактикою и держится тех же дидактических правил, какими вообще руководствуются при преподавании. Только она освещает эти правила своим светом, разрабатывает их соответственно потребностям Закона Божия и, оставляя их в сущности без всяких изменений, дает им специальное, соответственное Закону Божию, применение».
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Рассмотрим кратко основные понятия, относящиеся к учебному процессу, которые предлагает нам светская педагогика. Сделаем необходимые уточнения.
Процесс обучения (от лат. processus — движение вперед), или учеб[3]ный процесс (УП), — сложный процесс, являющийся составной частью процесса воспитания. Понятие обучения включает преподавание и учение. Преподавание — деятельность учителя по организации усвоения учебного материала, а учение — деятельность учащихся по усвоению предлагаемых знаний.
Учебный процесс — специально организованный, целепола- гаемый и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных (только лишь?) сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Для учебного процесса в воскресной школе важно, чтобы были задействованы все силы души ребенка: ум, воля и чувства. Самое же главное — это духовное развитие учащегося.
Следовательно, для обучения характерны: 1) двусторонний характер, т. е. совместная деятельность учителя и учеников; 2) руководство со стороны учителя; 3) специальная планомерная организация; 4) управление развитием и воспитанием учащихся; 5) соответствие закономерностям возрастного развития.
Наука дидактика — часть педагогики, которая разрабатывает проблемы обучения: чему учить, когда, где, кого и зачем учить, как учить. Она рассматривает такие категории, как знания, умения и навыки; цель, содержание, организация и результаты; методы, формы и средства обучения.
Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения. Исходя из цели церковно-приходской школы — воцерковление детей, цель обучения — научение основам веры. Я. А. Коменский называл преподавание «искусством учить».
Учение — процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности.
Обучение — упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.
Исходные компоненты содержания: знания, умения, навыки. Знания — совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение предметом.
Умения — овладение способами применения усвоенных знаний на практике.
Навыки — умения, доведенные до высокой степени совершенства, ставшие потребностью (в светской педагогике — доведенные до автоматизма).
Содержание (отвечает на вопрос: чему учить?) — система знаний, умений и навыков, способов деятельности, которыми необходимо овладеть учащимся. Содержание УП определяется перечнем предметов, учебным планом, учебной программой и учебными книгами (учебник, книги для учителя, тетради, карты и т. д.). Содержание обучения в церковной школе определено, разработаны программы, имеются учебники. Структура изложения может быть:
• линейная (учебный материал состоит из непрерывной последовательности тесно связанных звеньев, прорабатываемых 1 раз),
• концентрическая (предполагает возвращение к изученным знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, сначала на элементарном уровне, затем постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями),
• спиральная, соединяющая линейную и концентрическую (единый стержень — домостроительство человеческого спасения, вокруг которого постепенно расширяется и углубляется круг знаний).
Результаты — конечные следствия УП, степень реализации намеченной цели.
Организация — упорядочение процесса для наилучшей реализации поставленной цели. (Изучается в Учительской семинарии в рамках курса «Организация работы церковно-приходской школы».)
Форма — способ существования УП, связанный с временем и местом, количеством обучаемых, порядком осуществления. Формы учитывают конкретные условия школы.
Метод (от лат. methodos — путь, способ) — путь достижения цели обучения. Методы — предмет нашего дальнейшего подробного рассмотрения.
Средства — предметная поддержка УП. К ним относятся мастерство и речь педагога, учебники, классное оборудование.
В истории существовали различные дидактические системы, основывающиеся на собственных принципиальных идеях. На характер образования всегда существовали различные точки зрения. Сторонники Я. А. Коменского (материальное образование) целью видели максимальный объем знаний, энциклопедическую образованность. Формалисты придерживались древнего афоризма «многознание уму не научает» — необходимо развитие способностей и познавательного интереса учащихся. Современная система обучения сочетает педагогическое управление с собственной инициативой и самостоятельностью учащихся, активностью школьников.
МОТИВЫ ОБУЧЕНИЯ
Одним из главных факторов, определяющих продуктивность учебного процесса, является мотив. Мотивы — главные движущие силы процесса обучения. Мотивация (от лат. moveo — двигаю) — общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Мотивация должна быть совместной — учителя и учеников: мотивация учения и мотивация обучения. Она, являясь процессом изменения отношения личности, основывается на мотивах, т. е. конкретных побуждениях, причинах, заставляющих личность действовать, совершать поступки.
рассмотрим мотивы — отношение школьника к предмету его деятельности, направленность на нее: потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы.
Виды мотивов.
1.Первая классификация:
• социальные (широкие — долг, ответственность, понимание социальной значимости учения, или узкие — стремление занять определенную должность, получить признание окружающих, утверждение роли в классе);
• познавательные (удовлетворение от самого процесса учения, ориентация на приобретение дополнительных знаний, на высокий уровень эрудиции);
• религиозные (устремленность к Богу, желание жить духовной жизнью, потребность участвовать в жизни Церкви).
Из сочетания мотивов возникает движущая сила учения. Обычно они действуют не как единичные побуждающие причины, а как комплексы. У каждого своя сила влияния, а соединяются они тесно, порой причудливым образом. Мотивы зависят от состояния общества и сочетаются в зависимости от внешних условий и особенностей каждого человека. Повышение мотивации происходит путем разъяснения значимости обучения, активизации деятельности детей и связи обучения с жизнью ребенка.
2. Мотивы делят на внешние и внутренние. Первые исходят от педагогов, родителей, класса, общества и имеют форму подсказок, требований, указаний и принуждений. Их действие может рано или поздно натолкнуться на внутреннее сопротивление личности. Необходимо, чтобы сам обучающийся захотел сделать что-то. Истинный источник мотивации человека находится в нем самом. Вот почему решающее значение придается внутренним мотивам учения. Внутренним побуждением к обучению в церковной школе Должна стать не комфортность обстановки, не любимый учитель, не вкусная трапеза, а Христос Спаситель.
3. Мотивы существуют осознанные — в основном для старших Учеников (они могут рассказать, что их побуждает к деятельности) неосознанные — чаще всего для младших (смутные, неконтролируемые).
4. Реальные и мнимые (иллюзорные, надуманные) мотивы. Нужно быть очень осторожным и трезвым в оценке мотивов, т. к. церковная жизнь связана с мистическим опытом не окрепшего еще в вере молодого человека.
Мотивы должны постоянно расти и совершенствоваться: от внешних к внутренним, от социальных к познавательным и религиозным, от неосознанных к осознанным. Побуждающие причины должны сопровождать деятельность детей на каждом уроке, а значит педагог, готовясь к каждому занятию, должен продумать, как создать мотивацию к учению.
Представление о преобладающих мотивах можно составить по отношению школьника к учению. Оно может быть:
• отрицательным (бедность мотивов, слабая заинтересованность, нежелание учиться, негативное отношение к школе). В церковно-приходских школах такие случаи редки;
• безразличным (учеба по настоянию родителей, наличие способностей, но сильная лень). В таком случае возможно изменение ориентации;
• положительным — аморфным; осознанным и инициативным; ответственным и действенным, когда мотивация глубоко осознанная, мотивы устойчивы, видимы цели учения, преодолеваются препятствия на пути достижения. В этой ситуации наблюдается творческая активность, увеличивается доля самообразования.
Педагогу важно: 1) знать возрастные возможности мотивации, 2) изучать изменения мотивации у каждого воспитанника и у всей группы в целом, 3) формировать мотивы, совершенствовать их, 4) привлекать учащихся к самомотивации.
Отношение школьников к учению обычно характеризуется активностью, которая определяет степень «соприкосновения» ученика с предметом деятельности. Это готовность выполнять учебные задания, стремление к самостоятельной деятельности, сознательность выполнения заданий, систематичность обучения, стремление повысить свой личный уровень и др.
Как активизировать деятельность учащихся? Разнообразить формы, методы и средства обучения, создавать ситуации высказывания своего мнения, обсуждений и дискуссий, постановки вопросов товарищам и учителям. Возбуждение интереса (от лат. interest — имеет значение, важно), «естественного двигателя детского поведения» должно привнести не развлекательный момент в урок, а впечатление чрезвычайной важности изучаемого для личной жизни ребенка. «Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность», — напутствует учителя Л. С. Выготский. Для формирования устойчивых познавательных интересов существует множество путей и средств:
• увлеченное преподавание,
• новизна учебного материала,
• показ практического применения знаний в жизни,
• использование новых и нетрадиционных форм обучения,
• чередование форм и методов учения,
• исследовательское обучение,
• взаимообучение,
• создание положительного микроклимата в классе,
• мастерство педагога, и др.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Принципы обучения — основные положения, определяющие содержание, формы и методы учебного процесса. Принципы обучения разрабатывались в течение столетий многими педагогами, в том числе Я. А. Коменским, в основе системы которого лежит природо- сообразность; К. Д. Ушинским, система которого сегодня общепризнанна. Система предполагает некоторое единство, общую концепцию, ее основные положения имеют исторический характер, исходят из общих потребностей и определяются целями воспитания.
Система основополагающих дидактических принципов выглядит таким образом:
1) сознательность и активность,
2) наглядность,
3) систематичность и последовательность,
4) прочность,
5) научность,
6) доступность,
7) связь теории с практикой.
Кратко рассмотрим каждый принцип и осмыслим с точки зрения преподавания Закона Божия. Практическая реализация принципа идет путем соблюдения определенных правил.
1. Сознательность и активность
Сущность человеческого образования — глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретенные путем интенсивного напряжения умственной деятельности. Ясное понимание целей и задач предстоящей работы необходимо как условие сознательного обучения (например, дети должны понимать, что Ветхий Завет есть приготовление к приходу Спасителя, Новый Завет — совершение искупительного подвига, осуществление нашего спасения).
Добивайтесь следующего: понимания детьми смысла изучаемого — не механического выполнения ими учебных действий, а осмысления материала. Выделяйте главное, добивайтесь, прежде всего, его усвоения. Логически увязывайте известное с неизвестным. Связывайте с жизнью — добивайтесь не пересказа, а применения изученного на практике.
Главное — не преподаваемый предмет, а личность ребенка. Учащийся не должен быть «дополнением» к учебному предмету, но наоборот — субъектом его активного освоения. Еще Пифагор говорил: «Ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».
2. Наглядность
Один из самых известных принципов, знакомый людям с древних времен. Он говорит об участии органов чувств в процессе обучения и основывается на том, что запоминание предметов, представленных в натуре (картинах, моделях), происходит лучше, чем в словесной форме. Дети мыслят формами, красками, звуками, ощущениями, следовательно, для понимания нужны не отвлеченные понятия, а конкретные образы.
Выполняйте следующее правило: использование всех органов чувств. Церковь дает нам наглядный пример: смысл богослужения мы постигаем, видя красоту священнодействий, слыша песнопения, вдыхая аромат ладана. Поэтому и во время занятий, все, что можно, представьте не только словами, а через восприятие зрением, слухом, обонянием, осязанием.
Помните, что наглядность — не цель, а средство обучения; невнимательное или неумелое ее использование может увести от решения главной задачи. Не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание и мешает воспринять главное.
Изготавливайте наглядные пособия вместе с учащимися. Применяйте современные средства. Но никогда не показывайте того, что сами хорошо не знаете; старательно готовьте наглядность к применению. Учтите: с возрастом предметная наглядность все больше должна уступать место символической.
3. Систематичность и последовательность
Настоящее знание приобретается, когда складывается четкая картина мира. Это возможно лишь при системном подходе к преподаванию. Последовательность изложения определяется внутренней логикой учебного материала, только тогда складывается общая картина. Если система нарушена, нужно немедленно ликвидировать пробелы. Не забывайте совет Я. А. Коменского: все должно вестись в неразрывной последовательности, так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего. Этот совет действителен для каждого урока.
У С. И. Ширского находим следующий совет: «Начиная с точки, на которой стоит ученик, веди преподавание постоянно вперед, без перерывов и пропусков... Природа никогда не останавливается в своем развитии, но точно также никогда и не торопится. То же самое Должно быть и в преподавании. Оно должно идти вперед постоянно. Всякий предыдущий урок должен служить подготовкой к последующим урокам. Но еще важнее, чтобы не было скачков и пробелов в понимании детей. Беспрерывным является преподавание, которое делает способным ученика восходить на каждую высшую ступень с такою самостоятельностью, какой только можно требовать от его возраста, степени развития и от сущности предмета».
Каждую тему, каждый предмет рассмотрения нужно проработать основательно. «Но, с другой стороны, нельзя останавливаться на каждом предмете до тех пор, пока он не будет совершенно исчерпан. Ни один предмет ни на какой ступени учения не может и не должен быть совершено исчерпываем. Напротив, к одному и тому же предмету надобно чаще возвращаться, так как только при повторении можно мало-помалу овладеть знанием. Для соблюдения основательности в преподавании требуется только вести ученика вперед не раньше, как он получит возможность взойти на следующую ступень самостоятельно, требуется давать ученикам работу по силам — не более, но и не менее того, что они могут выполнить» (С. И. Ширский).
Придерживайтесь правила: разделяйте содержание материала на логически завершенные шаги, реализуйте их последовательно. В таком случае каждый урок представляет собой несколько взаимосвязанных этапов, ступеней лестницы, двигаясь по которой ученики вместе с учителем поднимутся на вершину познания сегодняшнего материала. Не забудьте подвести промежуточные итоги после каждого этапа и сделать общий итог урока, все эти выводы вместе и представляют «ступени лестницы».
Не ставьте на уроке ни одного вопроса, не вносите в план ни одного пункта, на основательное раскрытие и рассмотрение которого не рассчитываете. Составляйте опорные конспекты, структурно-логические схемы учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний.
Пользуйтесь проверенной схемой формирования теоретических знаний: установить объект теории (явление, событие, например, Таинство Церкви), изложить основания теории (установление Таинства находим в Священном Писании), раскрыть инструментарий теории, объяснить следствия теории (совершение Таинства в Церкви), показать границы ее применения (наше участие в совершении Таинства).
Чаще повторяйте и совершенствуйте ранее усвоенное. Краткие и обобщающие повторения осуществляйте не только в начале и по окончании урока, но и после изложения отдельных частных вопросов. В конце темы, курса, учебного года проводите уроки систематизации.
Чаще показывайте учащимся перспективы обучения. Они касаются их духовного состояния, устроения жизни, участия в жизни Церкви.
4. Прочность
Прочность усвоения основана на объективных (содержание материала) и субъективных факторах (отношение учащихся).
Главное: не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению, не затрачивать память на малоценные знания, освободить учащихся от заучивания вспомогательного материала.
Помните: во многих случаях непроизвольное запоминание более продуктивно — заинтересуйте учащихся. Сделайте обучение важным для детей. Применяйте эмоциональное изложение, наглядные пособия, технические средства. Выберите оптимальный темп урока: не давайте легких и однообразных работ, они мало развивают и быстро утомляют, но и не доводите до переутомления.
Часто повторяйте материал, давайте задания на самоповторение. Связывайте изучаемое с ранее пройденным. Развивайте память.
5. Принцип научности заменим на принцип истинности
Принцип научности возник в средневековой Европе в период становления наук. Он основан на позиции: мир познаваем, человеческие знания дают объективную картину мира. На самом деле подлинные знания христианин черпает в Божественном Откровении, педагог преподает их в четком соответствии с учением Православной Церкви.
Подробно этот принцип рассмотрим в теме «Отличительные особенности преподавания Закона Божия».
6. Доступность
Данный принцип основан на многовековой практике изучения закономерностей возрастного развития. Доступность определяется возрастными особенностями школьников и индивидуальными особенностями, зависит от организации УП, предусматривает постепенное нарастание трудностей обучения и обучение на оптимальном уровне.
Природосообразностью «нужно руководствоваться при обучении детей. Все противное детской природе служит только к ослаблению и извращению душевных и телесных сил воспитанника... Основательное преподавание невозможно без знания ступени, на которой стоят ученики в учебном отношении. Итак, прежде чем начнется преподавание, нужно определить не только степень познаний ученика, но также и степень развития его сил. Чем вернее и подробнее будут эти сведения о каждом ученике, тем успешнее пойдет преподавание» (С. И. Ширский).