Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Догматические и нравственные основы 3 страница



Церковная жизнь для юноши — не просто выполнение опреде­ленных правил (ежедневное чтение Евангелия и семейная молитва, воскресный поход в храм и уроки в церковной школе), как было у младших школьников, но определенное мировоззрение, т. е. пости­жение любого жизненного вопроса через веру, «пропитанность» православным мироощущением.

Отношение к Богу и Церкви

Противоречивость возраста отражается и на духовной жизни, она колеблется от самопожертвования до эгоцентризма. Противо­борство с миром, сомнения во всем приводят к отказу от правил, а значит, возможно, и от Церкви. Церковь — это «привычно, скучно, известно, обыденно, навязано», а нужно новое, интересное, неиз­веданное. Взрослым надо увидеть, что беда не в отказе, а в душев­ных переменах.

Чувство свободы опьяняет подростка, он не знает, что с ней де­лать, в чем она состоит. «Вдруг он решит, что Бога нет, и уверен, что в нем нет веры, а то вдруг по привычке, по неисчезнувшей инерции начнет молиться — и на время глубокое волнение, мистические восторги охватят душу» (прот. Василий Зеньковский). В том и дру­гом случае опасна импульсивность, нужна помощь в поддержании устойчивой, твердой веры. Порой следует просто подсказать подростку, что он, несмотря на его сомнения, верующий человек, и Бог Рядом. Простое, уверенное, спокойно сказанное слово может успо­коить его мятущуюся душу.

Прот. Василий Зеньковский рекомендует помочь молодому че­ловеку разобраться во внутреннем мире, а не заставлять его; иначе появляется лицемерие, враждебность к религиозной жизни. Современный сербский богослов митр. Амфилохий (Радович) настаивает чтобы дети вели церковную жизнь по послушанию родителям, том числе и посещали храм по воскресеньям. В любом случае, невозможно допустить равнодушия к Церкви, хотя и насилия применять не следует. Свт. Иоанн Златоуст обращается к родителям: «Так и в церковь посылая или, лучше, приводя их, не другим вверять их но самим с ними надобно приходить сюда и требовать, чтобы они помнили слышанное и преподаваемое здесь». Святитель говорит о совместной церковной жизни семьи и о неустанной заботе взрос­лых о духовном состоянии детей.

Если обратиться к данным опроса церковных детей, мы уви­дим, что порой маловерие родителей, боязнь осуществить давле­ние на подросшего ребенка становятся препятствием к его полно­ценной духовной жизни. Отошедшие от Церкви юноши отмечают, что в самый сложный момент родители отступились от твердой позиции и тем самым дали и детям возможность послабления в ду­ховной жизни. Очень важно то, как родители относятся к физи­ческой и духовной жизни своих детей. Для иллюстрации послед­ней мысли приведем историю, рассказанную митр. Антонием Сурожским: «Однажды в юности я вернулся из летнего лагеря. Мой отец встретил меня и выразил беспокойство по поводу того, как прошел лагерь. „Я боялся, — сказал он, — что с тобой что-то слу­чилось". Я с легкостью юности спросил: „Ты боялся, что я сломал ногу или свернул шею?" И он ответил очень серьезно, с присущей ему трезвою любовью: „Нет, это не имело бы значения. Я боялся, что ты потерял цельность души". И затем добавил: „Помни: жив ты или умер — не так важно. Одно действительно важно, должно быть важно и для тебя и для других: ради чего ты живешь и за что ты го­тов умереть"».

Сознательная, деятельная христианская жизнь

Дети должны сознательно избрать христианское житие, слу­жение Богу. Молодой человек собственной волей начинает жизнь христианина, раньше она исходила не от его лица. Человек стано­вится человеком, когда держится мыслей и дел не потому, что ему их передали, а потому что сам находит их верными. Со своей тя­гой к самостоятельности подросток непременно должен убедить­ся (с нашей помощью), что исповедуемая им вера есть единственно верный путь спасения.

В речи выпускницам Олонецкого епархиального женского училища сщмч. Фаддей (Успенский) говорил: «Добрые задатки вос­питания бывают прочны лишь тогда, когда самостоятельно воспринимаются и усвояются самими питомцами. Нужно ведь, что­бы последние свободно избрали себе идеал добра, который потом был бы путеводною звездою в их жизни, нужно, чтобы этот идеал был „написанным в сердцах" (Рим. 2, 15) ваших... чтобы вы искрен­но отдались ему всем сердцем, по сказанному в Священном Писа­нии, "даждь ми, сыне, твое сердце" (Притч. 23, 26), нужно, чтобы в вас создалось непреклонное решение ходить по требованиям это­го идеала. Сколько раз, например, мать ставит на ноги дитя, чтобы научить его ходить, и научиться оно может лишь тогда, когда будет прилагать самостоятельные усилия к хождению!». Порядки и обы­чаи, усвоенные в школе, «могут сделаться достоянием жизни лишь в том случае, если сердце ваше лежало к ним и воля создала свобод­ное решение усвоить их для жизненного руководства».

Для укрепления в вере юноши нуждаются в активной дея­тельности. Уместно вспомнить, что, по мнению одного из разра­ботчиков развивающего обучения В. В. Давыдова, ведущий вид. деятельности подростков — общественно-значимая деятель­ность. Известный советский педагог, много сил отдававший нрав­ственному воспитанию школьников через любовь к родной зем­ле, В. А. Сухомлинский говорил: «Меня поражало, что восхищение детей красотой переплеталось с равнодушием к судьбе прекрасно­го. Любование красотой — это лишь первый росток доброго чув­ства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности».

Судя по данным многих опросов, подростки желают служить Богу и Церкви, помогать в храме, помогать батюшке. Загрузить подростков на приходе посильной работой, придать деятельности большую интенсивность — это значит не только показать, что они могут нести ответственность, но дать понятие о служении Богу, по­мочь ощутить себя значимым членом Церкви.

Подросток должен иметь возможность выбрать продолжение Духовного или богословского образования, а для этого обладать всей необходимой информацией о наличии подобных учебных заведений. Необходимо также учить молодых людей проповедовать свою веру, быть постоянными свидетелями о Христе. К сожалению, не каждый подросток желает быть миссионером, и зародить в нем это стремление, в посильной для него форме, — задача церковной школы.


Православному педагогу нужно помнить: возрастные измене­ния — это нормальный, естественный процесс, необходимый для развития; без переходного возраста не будет взрослого человека важно не то, как изменения происходят внешне, а то, что внутри созревает, растет и развивается взрослый полноценный человек Постараемся увидеть смысл этих скрытых от внешнего взора про­цессов, понять, что происходит с ребенком, почему это важно и как отразится на его будущем.

 

 


Отличительные принципы преподавания Закона Божия

Один из дидактических принципов (принцип научности) мы заме­нили на принцип истинности. Его и рассмотрим в первую очередь, сформулировав точнее.

1. ОСНОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ — СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ И СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ

Основанием преподавания является прежде всего Библия, и осо­бенно Евангелие. «В лучших книгах мира истина шепчет и ползет. В Евангелии она летит и поет», — говорил сщмч. Иоанн Рижский (Поммер).

• Из Библии черпается большая часть сведений. Содержание курса Священной истории выстроено в соответствии со Священ­ным Писанием. Программа Закона Божия для церковно-приход­ских школ Екатеринбургской епархии строится следующим обра­зом: первый год обучения посвящен Священной истории Ветхого и Нового Завета, второй — богослужению и катехизису, третий — более подробному изучению Нового Завета. У многих детей учеба начинается с подготовительного года, когда они знакомятся с глав­ными Евангельскими событиями: подготовительная программа называется «Праздники, молитвы, жития» и в основе своей имеет праздники годового круга Православной Церкви. Следовательно большая часть курса посвящена Священной истории. Другие разделы Закона Божия во многом опираются на библейские тексты.

• Учитель читает и цитирует Священное Писание на уроках. При чтении Библии, и особенно — Евангелия, христианин желает увидеть в нем святую Истину. Обращаясь к Священному тексту, педагог научает воспитанников с предельным вниманием и бе­режностью относиться к каждому слову, видя в нем руководство к жизни. «Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматрива­ния. Каждая йота его испускает луч жизни. Пренебрежение жиз­ни — смерть», — наставляет свт. Игнатий (Брянчанинов).

Небольшие тексты дети могут читать на уроке сами, тогда осо­бое внимание должно обращать на то, чтобы чтение было точным и благоговейным. Необходимо давать посильное домашнее зада­ние по чтению Писания: самому ребенку или совместно с родите­лями. Цель таких заданий — не только закрепить изученное, но главное — приучить к ежедневному чтению, что составляет важ­ную часть духовной жизни каждого христианина.

Ученики заучивают отрывки из Евангелия наизусть. «И ныне отчего бы христианским воспитателям не украсить памяти не­винного дитяти Евангелием, чем засорять ее изучением Эзоповых басней и прочих ничтожностей? Какое счастье, какое богатство — стяжание Евангелия памятью! Нельзя предвидеть переворотов и бедствий, могущих случиться с нами в течение земной жизни. Еван­гелие, принадлежащее памяти, читается слепым, узнику сопутству­ет в темницу, говорит с земледельцем на ниве, орошаемой его потом, наставляет судию во время самого присутствия, руководит купца на торгу, увеселяет больного во время томительной бессонницы и тяжкого одиночества» (свт. Игнатий (Брянчанинов)). Несколько по­колений советских детей выросли без знания Священного Писания, но зато они очень хорошо знали басни «дедушки Крылова». Всем знакома поговорка: «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива». Не отвергая русской классики, заметим, насколько выше слова Еван­гелия, так необходимые для детей, например: «Покайтесь, ибо при­близилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2).

Евангельские тексты, предлагаемые для запоминания, должны быть посильными для детей; они могут составлять одно предложе­ние, одну фразу, выражающую смысл изучаемого.

• Библия также учит языку рассказа. Учителю необходимо про­никаться духом и способом ее рассказывания. «Читающие сло­во Божие для своего спасения ничего более не желают, как только найти в нем мысли и волю тех, коими оно написано, и таким обра­зом найти волю Божию», — блаж. Августин. Усвоение библейской формы достигается лишь продолжительным изучением Священ­ного Писания. Нужно, чтобы в самом учителе слово Божие «оби­тало обильно» (Кол. 3, 16). Для этого мало чтения Священного Пи­сания лишь на занятиях и при подготовке к уроку; необходимо по­стоянное, ежедневное чтение Евангелия.

• Священное Писание — основа духовной жизни детей. «Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия, старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это — книга жиз­ни, и надо читать ее жизнью... Твои вечная жизнь и вечная смерть в руках твоих... не играй своею участью вечной. Молись в сокру­шении духа Господу, чтоб Он открыл тебе очи видеть чудеса, со­кровенные в законе Его, который — Евангелие» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).

Самая главная задача, стоящая перед учителем, — не заучива­ние Евангельских слов и даже не истолкование их. Обращаясь к главной Книге, дети должны понять, что Евангелием нужно руко­водствоваться в жизни. Все прочитанное обязано оживотворить действия и мысли маленького христианина, причем не только в стенах храма, но и за его пределами. «Постарайся, чтоб Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу, чтоб ум твой, так сказать, плавал в нем, жил в нем: тогда и деятельность твоя удобно соделается еван­гельской. Этого можно достичь непрестанным благоговейным чте­нием, изучением Евангелия» (свт. Игнатий (Брянчанинов)). Нуж­но, чтобы в результате обучения в церковной школе дети привык­ли читать Евангелие, знали, что читать его следует ежедневно, и привыкли сверять с ним свои мысли и поступки.

В слове Божием можно найти руководства для любого случая Жизни: не обязательно в виде конкретных примеров, а в виде обще­го направления духовной жизни. Результатом чтения станет пра­вильное устроение внешней и внутренней жизни. «Очень недоста­точно только с удовольствием прочитать веления Евангелия и по­дивиться высокой нравственности, которую они в себе содержат», «Пожертвуй всем для исполнения заповедей», «оставь греховную жизнь, оставь земные пристрастия и наслаждения, отрекись души своей, тогда сделается для тебя доступным и понятным Евангелие...

любящего душу свою... закрыто Евангелие... Евангелие есть Изображение свойств нового человека, который — «Господь с небесе» (1 Кор. 15, 48)» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).

Мы «должны дать себе отчет, насколько проникло в душу нагцу действие Божественного слова: не осталось ли оно только на по­верхности нашей души, как какой-то придаток, которым каждый мог бы пользоваться или не пользоваться, смотря по собственно­му желанию, или оно так глубоко проникло в нашу душу, что она не приходит в движение без воспоминания этого слова? Ибо если наша собственная душа не преобразовалась от действия Боже­ственного слова, то как наше, носящее всегда на себе следы нашей душевной нечистоты, слово может преобразить души других лю­дей?» — задает вопрос педагогам сщмч. Фаддей (Успенский).

Учеников должно направлять не просто личное мнение учителя, но мнение Церкви

• Истолкование исторических событий, церковных установлений, вероучительных положений, вопросов христианской нравственно­сти должно быть согласно со Священным Писанием и Преданием Церкви. Свт. Игнатий (Брянчанинов) предупреждает: «Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения святых от­цов!». Иеромонах Серафим (Роуз) дает конкретный практический совет: «Есть ли у Вас тетрадь для выписок из святых отцов? И всегда ли заложена у Вас страница в святоотеческой книге, которую Вы чи­таете, которую открываете в трудную минуту? Если нет — начните сегодня: это очень важно!».

• Как читать? Как разобраться в прочитанном? Как готовить­ся к объяснению ученикам? Опираясь на церковное Предание. «Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми пророками и апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа. Как же не безумно истолковывать его произвольно?.. И слово Божие и толкование его — дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимают ее [Церкви] истинные чада! Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно, тот этим самым отвергает истолкование его святыми отцами, Святым Духом» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).

• Если учитель сам переживает внутреннее единство с церков­ным пониманием чего-либо, он и в детях возбудит расположение к этому. Он заставит учащихся полюбить то, что он сам любит, и вызовет в них чувство, подобное чувству Руфи, сказавшей своей свекрови: «Твой Бог будет моим Богом» (Руф. 1, 16). «Нет ближе знакомства, нет теснее связи, как связь единством мыслей, единством чувствований, единством цели. (см.: 1 Кор. 1, 10)» (свт. Игнатий (Брянчанинов)). Действительно, не только близкие чувства от про­читанного объединяют учителя и его воспитанников, но главное — общая цель. Она есть спасение своей души.

Свт. Игнатий призывает время земной жизни посвятить зна­комству со святыми, чтобы впоследствии они приняли тебя к себе как друга: с их житиями, трудами, с молитвенной поддержкой. «Беседа и общество ближних очень действует на человека. Беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом — мно­го возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником — много познаний о странах, нравах и обычаях народных. Очевидно, что беседа и знакомство со святыми сообщают святость. С препо­добным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен буде- ши, и с избранным избран будеши (Пс. 17, 26-27)».

• Толкование возьмем у святых отцов, в литургическом преда­нии Церкви.

«Усвой себе мысли и дух святых отцов чтением их писаний. Свя­тые отцы достигли цели: спасения... Как единомысленный и едино­душный святым отцам, ты спасешься... Верное руководство к небу, засвидетельствованное самим небом, — писания отцов... Руковод­ствующийся ими имеет... руководителем Святаго Духа», — говорит свт. Игнатий (Брянчанинов). Этим руководством пользуется педагог не только в личной жизни, но и при воспитании и обучении детей.

При построении урока учитель опирается на учение святых отцов, проникается духом их рассказывания. На экзамене по методике преподавания Закона Божия на катехизаторско-педагогических курсах, предшествовавших Екатеринбургской православной Учи­тельской семинарии, некоторые студенты делали для себя настоя­щее открытие, выполняя обязательное условие: составить урок с Использование творений святых отцов — свтт. Иоанна Златоуста, Григория Паламы, блж. Феофилакта Болгарского. Уроки получа­лись стройные, глубокие, насыщенные и интересные. Сейчас подготовка уроков по святым отцам входит в програму Учительской Семинарии с первой сессии.

Особое внимание должно быть уделено изучению богослужебных текстов. Непременным условием изучения многих событий является знакомство с тропарями, кондаками, стихирами и другими молитвословиями. Невозможно познакомиться, например, с праздником Рождества Пресвятой Богородицы, не узнав тропаря и не обсудив, какой смысл вкладывает Церковь в празднование.

• Учитель, сам при подготовке занятия познакомившись с тол­кованием святых отцов, не должен скрывать этого знания от детей. Он приводит слова святых отцов детям. Причем не только знакомит с мыслями, но и называет имена святых отцов. Чтобы все эти имена, как говорит сщмч. Фаддей (Успенский), «отозвались в сердцах любо­вью, пленили восхищением и увлекли к подражанию», не оставшись «пустыми звуками, бесстрастно произносимыми и воспоминаемыми».

Дети должны знать: на уроке звучит не личное мнение учите­ля, а слово Церкви. Именно в нем всегда, в любых жизненных си­туациях нужно искать истинное понимание. «Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям Евангельским. — спасе­нию и христианскому совершенству. Книги святых отцов... подоб­ны зеркалу: смотрясь в них внимательно и часто, душа может уви­деть все свои недостатки. Опять — эти книги подобны богатому собранию врачебных средств...» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).

Одно чтение Блаженств пробуждает в душе благоговейные чув­ства, «один взор на священные книги возбуждает к благочести­вой жизни», — говорит св. Епифаний Кипрский. Такое понимание, сложившееся за годы учебы в церковной школе, должно остаться с детьми на всю жизнь: читай святых отцов — и будешь знать, как поступить.

• Нужно научиться выбирать то чтение, которое подходит. Чте­ние Библии и святых отцов должно отвечать принципам доступ­ности и природосообразности. «Каждый избери себе чтение от­цов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть чи­тает отцов, писавших о безмолвии; инок, живущий в общежитии, — отцов, написавших наставления для монашеских общежитий; хри­стианин, живущий посреди мира, — святых отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства. Каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильное наставление в писаниях отцов.

Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполнимыми самым делом, возбуждающими бесплодную деятель ность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем — мысли твои, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведе­нии неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближ­них. При неправильном чтении Св. Писания и святых отцов легко можно уклониться от спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими», — предостерега­ет свт. Игнатий (Брянчанинов).

• Любой материал Закона Божия подтверждаем Священным Писанием и Преданием.

Опора на Предание Церкви необходима во всех предметах, вхо­дящих в Закон Божий. При обучении Священной истории, есте­ственно, педагог пользуется толкованием святых отцов, опирает­ся на литургическое предание. Но и в других разделах опора на Предание является непременным условием. Например, катехизис требует очень точного изучения как предмет, излагающий догма­ты вероучения. Определения, изложенные Вселенскими Собора­ми, составляют, после Священного Писания, самое высшее прави­ло веры и не допускают изменений даже в одном каком-либо слове. Они составлялись многими святыми отцами после борьбы, после многократных, продолжительных совещаний. Малейшее измене­ние в них подвергает опасности сказать что-либо противное уче­нию Церкви. Потому и дети, и взрослые обязываются изучать дог­маты веры и точно следовать соборным определениям.

Мы можем молиться своими словами. Но мы не знаем, о чем мо­литься, как должно молиться. Молитвы церковные тем и ценны, что они есть молитвы Духа, духоносные и духодвижные. Наш язык не может выразить, «испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа» (Рим. 8, 27). Чтение молитв по указанию Церкви составляет необхо­димую обязанность каждого христианина. Они составлены мужами, опытными в молитве, и есть плод благодатных внушений свыше. они представляют пособие к достижению молитвы истинной и бого­угодной, способствуют нашему соединению со всей Церковью.

Изучение богослужения все основано на литургическом преда­нии. Мы изучаем строй богослужения, тексты, звучащие на службах; Разбираем значение всех церковных событий, исходя из смысла Церковных молитв.

 

 

2. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА ПРЕПОДАВАНИЯ: ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К БОГУ, СТРЕМЛЕНИЯ К СПАСЕНИЮ, СВЯТОСТИ

«Стремление к Богу, Существу Высочайшему, равным образом стремление к добру принадлежат к так называемым врожденным стремлениям человека... Они коренятся в самой природе души, которая по природе христианка, по выражению Тертуллиана. К этом-то врожденным влечениям, которые развиты были в дитя­ти матерью,... и должно примыкать школьное религиозное обуче­ние», по словам сщмч. Фаддея (Успенского). «Подлинная свобода есть безраздельное, непоколебимое, целостное устремление и вле­чение души ко Благу. Это есть целостный порыв благоговения и любви». «Выбор совсем не есть обязательное условие свободы», — считает св. Максим Исповедник. Выбор предполагает раздвоение и неясность, т. е. неполноту и нетвердость воли.

Единственным вечным и истинным благом для человека явля­ется то, что никто, никогда, ни при каких обстоятельствах не мо­жет у него отнять, — общение с Богом, соединение человеческого духа с Духом Божиим во взаимной любви, которая не прекратит­ся даже после физической смерти. «Ни смерть, ни жизнь, ни Анге­лы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любвиБожией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 38-39). «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 12, 8).

Ведение о Боге, о Его отношении к миру и человеку должно наполнять душу благоговейными чувствованиями, вызывая глу­бокое смирение перед Высочайшим Существом, преданность Его благому и премудрому Промыслу и готовность следовать Его свя­той воле. «Истинное Божественное состояние — это любовь к Богу приходящая через святое делание Божественных заповедей» (свт. Григорий Палама). Благоговение усваивается, если преподается не только на уроках, но неразрывно связано с реальным вхождение в литургическую жизнь Церкви Христовой.

Обучение нужно вести так, чтобы вызвать «любовь учиться тому чему заставляют учиться, чтобы занятие было не работою, а удовольствием, делом не принуждения, а добровольного жела­ния», — говорит блаж. Иероним. Добавим: обучение должно быть не просто интересно и занимательно, но воспитывать религиоз­ную потребность. Нужно открыть в детях способность глядения в себя — не просто самонаблюдения, а самонаблюдение в Боге, ко­торое, с одной стороны, склоняет к покаянию, а с другой — не дает унывать, но дает благодать, радость и покой. «Когда с тобой Гос­подь — надейся на победу: Господь не может не быть победите­лем», — уверяет нас свт. Игнатий (Брянчанинов).

Любовь к Богу — это главное, что воспитывается на уроках За­кона Божия, не зависимо от темы, раздела, возраста детей. Возь­мем для примера изучение Священной истории. «В ветхозаветной истории особенно ясно изображается непосредственное управле­ние Богом в истории еврейского народа и в мире, а это воспитыва­ет в детях живую веру в то, что в мире правит всем воля Всевыш­него». Сщмч. Фаддей (Успенский) напоминает нам о том, что са­мое важное в Священной истории — являемый через все события Промысл Божий. Новый Завет есть история совершения спасения: «Учитель должен указать на все благодеяния Божии... и возбудить в детях чувство благодарности и любви к Нему. Желание иметь в уме мысль о Нем и чаще к Нему обращаться». Значит, урок являет­ся не просто знакомством с событиями и явлениями, он имеет ито­гом пробуждение благодарного, молитвенного состояния.

Другой раздел Закона Божия — катехизис — рассматривает бо­гословские истины, сформулированные Церковью для спасения человеков. Стремление знать связано с желанием спастись, а для этого правильно веровать и двигаться в нужном направлении. На­правление это — к Богу.

Скажем также о научении молитве. «Молитвою и непременным Исполнением ее в назначенное время детям внушается, что они не животные, но чем-то обязаны, что есть Кто-то, Кому они должны Поклоняться...», по слову свт. Иннокентия Московского. Педагог ставит задачу сделать молитву близкой и понятной сердцу детей. молитва, по определению свт. Филарета, — связь с Богом, устремление ума и сердца к Богу. «Молитва не только побеждает законы роды, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Самого все­сильного Бога, поднятую для поражения грешников», — вспоми­ная о Моисее, говорит свт. Димитрий Ростовский. «В молитве при­родное влечение к Богу находит свое первое и наиболее сродное ему, непосредственное выражение» (сщмч. Фаддей). В таком случае урок становится по сути своей молитвой, славословием Богу, обра­щенностью к Нему, постоянным памятованием о Нем.

Изучение богослужения также воспитывает почитание Бога. Оно показывает, как Церковь все устрояет для нашего спасения — всем строем богослужения и каждым его словом. Услышим вме­сте с детьми призыв к благоговейному вниманию («вонмем», «от­ложим попечение»), к благоговейным чувствованиям и действиям («приидите поклонимся и припадем ко Христу», «возлюбим друг друга», «главы ваша Господеви приклоните», «горе имеим сердца») и отзовемся на него.

Таким образом, все разделы Закона Божия научают любви ко Господу, безмерно любящему своих чад. «Если заповеди Мои соблю­дете, пребудете в любви Моей...» (Ин. 15, 10). «Ты хочешь научить­ся любви Божией? Тщательно изучай в Евангелии заповедания Гос­пода и старайся исполнить их самым делом, старайся обратить Евангельские добродетели в навыки, в качества твои. Свойственно любящему с точностью исполнять волю любимого. «Возлюбих за­поведи Твоя паче злата и топазия» (Пс. 118, 127). Верность — не­пременное условие любви, без этого условия любовь расторгается... Но эти двери отверзаются одним только Духом Святым. Любовь к Богу есть дар Божий в человеке, приготовившем себя для принятия этого дара чистотой сердца, ума и тела. По степени приготовления бывает и степень дара...», — пишет свт. Игнатий (Брянчанинов).

Любовь к Господу проявляется через любовь к ближнему: «Не подумай... что заповедь любви к ближнему была так близка к на­шему падшему сердцу: заповедь — духовна, а нашим сердцем овла­дели плоть и кровь; заповедь — новая, а сердце наше — ветхое». «Причина святой любви [к ближнему, не различая возраста, пола> сословия] — не плоть и кровь, не влечение чувств, — Бог» (свт. Иг­натий (Брянчанинов)).

 

3. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРЕПОДАВАНИЯ — ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СПАСЕНИЯ

В преподавании необходимы единство и целостность. Основная идея должна пронизывать все преподавание сначала Священной истории, а затем и других предметов. Чтобы Священная история не стала от­дельными листочками летописи, в ней все должно быть освещено од­ной идеей: как Господь любит Своих людей и созидает их спасение.

Ветхий Завет есть подготовка к приходу в мир Спасителя. Не гражданская история евреев, а история их веры и благочестия. Ис­тория рассказывает, как Господь приготовлял людей к принятию Спасителя. Исполнение Ветхого Завета происходит в Новом За­вете. Преподавание новозаветной истории отличается несравнен­но большей подробностью; основная ее мысль — как явившийся Спаситель и Искупитель мира открывал путь к вечному блажен­ству, какие Он дал людям средства к тому. Новый Завет раскрыва­ет жизнь и учение Господа Иисуса Христа, все Евангелие предстает как единый подвиг, от Рождества до Вознесения.

Цельность истории покажем на примерах. Из Ветхого Завета: вхождение в Землю Обетованную прообразует наше вхождение в Царство Небесное, долгими странствиями освобожденное от гре­хов, и не из рабского страха, а по любви к Богу. Пример из Нового Завета: Вход Господень в Иерусалим — выход Спасителя на Стра­сти. Для того чтобы убедиться, прочитаем тропарь:

Общее воскресение прежде Твоей страсти уверяя,

из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже.

Тем же и мы, яко отроцы, победы знамения носяще,

Тебе, Победителю смерти, вопием:

Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!

Два события — воскрешение Лазаря и Вход на смерть — соеди­ним в одну молитву и связаны с нашим будущим воскресением.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.