Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Догматические и нравственные основы 9 страница



Церковь научает просить Господа лишь о самом высоком, по­казывая в литургических текстах первое место молитв о воскресении, прославлении, спасении. «Не будь безрассуден в прошениях твоих, чтоб не прогневать Бога малоумием своим: просящий у Царя царей чего-нибудь ничтожного унижает Его», как израильтя­не в пустыне пожеланиями чрева. Как Соломон просил мудрости, так и ты «приноси Богу прошения, сообразные величию Его» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).

Святитель приводит из Лествицы случай, когда Ангел открыл некоему святому иноку следующий порядок мыслей в молитве, бдагоугодный Богу: «Начало молитвы должно состоять из славо­словия Бога, из благодарения Богу за бесчисленные благодеяния Его; потом мы должны принести Богу искреннее исповедание гре­хов наших, в сокрушении духа. В заключение можем предложить, впрочем, с великим смирением, прошения Господу о наших ну­ждах душевных и телесных, предоставляя благоговейно исполне­ние и неисполнение этих прошений Его воле». Не исключая забо­ты о простейших потребностях человека, Церковь отводит им над­лежащее место и призывает не сделать нужды века сего главными в жизни. «Ищущий в молитве своей тленных земных благ возбу­ждает против себя негодование Небесного Царя. Ангелы и Архан­гелы — эти вельможи Его — взирают на тебя во время молитвы твоей, смотрят, чего ты просишь у Бога. Они удивляются и раду­ются, когда видят земного, оставившего свою землю и приносяще­го прошение о получении чего-нибудь небесного; они скорбят, на­против того, на оставившего без внимания небесное и просящего своей земли и тления» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).

Когда мы живем не для вечности, а лишь земной жизнью, мы приучаем себя к просительным молитвам, причем и просим о тленном, о земном. А что же мы будем делать в Царстве Небесном? Если молитва есть разговор с Богом, нам не о чем станет разгова­ривать с Создателем. В молитве, как и в каждом деле, для человека важна подготовка к Царству.

О необходимости знания молитв

Вслед за заповедью Господа «должно всегда молиться и не унывать» (Дк. 18, 1) святые апостолы также призывают молиться во Всякое время и на всяком месте. «Непрестанно молитесь, за все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес.

5, 18); «всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» (Ефес. 6, 18); «...желаю, чтобы на всяком месте произносищ молитвы...» (1 Тим. 2, 8). Только знание молитв на память дает человеку возможность исполнять заповедь.

Порядок изучения молитв мы находим у сщмч. Фаддея (Успен ского). Начинать нужно с кратких и наиболее доступных детям мо литв, переходя к более обширным и трудным. С самыми малень­кими детьми можно заучить молитвы «Господи, помилуй», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и др. Однако с первых занятий необ­ходимо принимать во внимание важность молитв, не откладывать запоминание, например, «Царю Небесный» и «Отче наш». Для де­тей необходимо также знание хвалебных, торжественных молитв Божией Матери — «Богородице Дево» и «Достойно есть». Но т. к. человек по слабости своей склонен прибегать к мольбе о помощи, нужно вместе с прославлением Матери Божией указать на Нее как на непрестанную заступницу и ходатаицу, и научить обращаться к Ней в своих нуждах.

На уроках в церковных школах изучаются молитвы домашние и общественные, входящие в состав богослужений. Прот. А. Темномеров замечает, что «одни молитвы требуют более, другие — ме­нее твердого заучивания. Молитвы, предназначенные для домаш­него употребления — входящие в состав утренних и вечерних пра­вил, молитвы перед вкушением и после вкушения пищи и краткие молитвы ученик должен употреблять ежедневно и в школе, и вне ее. Но если он заучил их текст недостаточно твердо, то, очевидно, он окажется не в состоянии выполнить лежащий на нем долг мо­литвы. Школа поэтому должна дать детям возможно твердое зна­ние повседневных молитв — настолько твердое, чтобы они не мог­ли изгладиться из памяти даже в том случае, если ученик впослед­ствии не будет радеть об исполнении молитвенного долга...

Поэтому учитель должен обратить особое внимание на твер­дое и точное знание детьми домашних повседневных молитв. Зна­ние их текста должно быть ценимо не меньше понимания, хотя есть надежда, что он дойдет до полного понимания их впоследствии»- Краткие молитвы изучаются в церковной школе всеми педагогами» начиная с самых первых уроков. К сожалению, молитвы из утреннего и вечернего правила часто остаются незаслуженно забыты ми. Обязательны для детей молитвы за живых и умерших, родителей и наставников. Задача законоучителя — утвердить в детях той обычай молиться за своих близких живых и умерших. Потреб­ность помолиться о упокоении или здравии близких и дорогих лю­дей формируется с самого детства.

Молитвы церковные «Единородный Сыне», «Свете Тихий», а особенно — тропари и кондаки двунадесятых праздников нико­гда не остаются без рассмотрения. Они подробно изучаются как на уроках Закона Божия, так и на занятиях по церковному пению. Курс можно дополнить тропарями храмового праздника, свв. Ки­рилла и Мефодия, соименным святым, местночтимому святому или иконе, молитвой прп. Ефрема Сирина и др. Прот. Аполлоний Темномеров продолжает свою мысль — теперь о запоминании цер­ковных молитв: «Их ученику никогда не придется читать одному, а только повторять вслед за чтецами или певчими в храме. А для этого не требуется такого твердого знания; часто не умеющие про­читать молитву нисколько не затрудняются петь ее вместе с хо­ром. Кроме того, ученик, участвуя в богослужении и слыша молит­вы, которые он заучивал в школе, незаметно для себя укрепляет их текст в своей памяти». В отношении церковных молитв первым требованием является не заучивание, а понимание смысла.

Можно выделить несколько способов заучивания молитв с детьми:

1. Самостоятельное заучивание учеником по молитвослову или учебнику Закона Божия.

2. Совместное пение всем классом.

3.Хоровое повторение за учителем.

У каждого из этих методов есть свои преимущества и недостат­ки. Предполагается, что самостоятельное заучивание выдается в качестве домашнего задания. Чтобы выучить молитву, ученик дол­жен свободно читать по-церковнославянски. Кроме того, он дол­жен иметь условия для выполнения домашнего задания (что возможно не в каждой семье) и не забыть его сделать.

Другой, самый распространенный способ — когда дети сначала слушают пение молитв учителем, родителем, знающими детьми, а потом сами начинают принимать участие в пении и постепенно за­поминают слова молитвы. Заучивание происходит без затраты времени и незаметно для самого ребенка. Учащиеся сразу вовлечены в процесс моления: они не просто учат текст, а молятся вместе со старшими товарищами. Но этого недостаточно для твердого усвоения текста. Дети поют молитву вместе со всеми, а это не значит, что они знают ее, они только ознакомились с ней. Для понимания молитвы необходимо ее растолкование и пояснение непонятных слов которые, не расслышав, дети искажают. Например, слова Символа веры «распятого же за ны», воспринимаемые как одно слово, лишаются смысла.

Хоровое чтение, являющееся в других случаях удобным методи­ческим приемом, отличается чисто механическим характером и не возбуждает молитвенного настроения. Применяя этот способ, учи­тель должен особо помнить о благоговейном отношении к молитве.

В конкретных случаях учитель пользуется разными методами, помня при этом главную цель — не только заучить текст, но научить детей молиться. Уже знакомые молитвы необходимо повторять с детьми настолько часто, чтобы дети не забыли их всю свою жизнь.

Научая правилам чтения, учитель руководствуется общи­ми богослужебными правилами чтения церковнославянских тек­стов. Дети должны уметь читать благоговейно, не торопясь, про­тяжно, монотонно, без выделений голосом. Встречающееся в руко­водствах требование выразительного чтения нужно понимать как соблюдение логических ударений и необходимых остановок, но не как «исполнение с чувством». Заложенная в школе привычка к та­кому осмысленному, благоговейному чтению всегда будет вызы­вать молитвенное настроение.

Нужен ли русский перевод молитвы?

При изучении молитвы идет усвоение ее значения. Объясня­ются непонятные слова, часто делается перевод на русский язык. Нужен ли такой перевод? С. И. Ширский считает: «Общеупотре­бительные молитвы не требуют вовсе перевода на русский язык- Переводом прибавляется лишь новая трудность к уразумению литв. Перевод положительно вреден для детей, потому что утверждает их в ложной мысли, будто церковнославянский язык нельзя изучать без перевода на русский, будто Православная Русская Церковь говорит на совершенно непонятном языке». Говорят, что в переводе на русский язык молитвы становятся гораздо понятнее детям. Возьмем для примера славословие: «Слава Тебе, Боже наш слава Тебе». Русский текст будет передан теми же словами, следовательно, в переложении совершенно нет необходимости. Во многих молитвах, таких как «Пресвятая Троице», раскрытия требуют лишь отдельные понятия. По некоторым переводам довольно про­стых и понятных молитв невозможно узнать их, так они изменены й затемнены ненужным переводом.

По мнению сщмч. Фаддея (Успенского), русский перевод «ли­шает молитву той высоты и той задушевности и величия, какими веет от текста славянского, употребляемого самой Церковью и по­тому священного». Начинать изучение нужно непременно с текста церковнославянского, который дети уже слышали в Церкви. Цер­ковь говорит на славянском языке, поэтому каждый желающий слушать ее учение обязан понимать язык богослужения. Затем бу­дет пение в классе, при котором они вслушиваются и запоминают, а потом — осмысленное чтение с объяснением непонятных слов и оборотов. Перевод, в отличие от такой длительной и кропотливой работы, не дает полного понимания молитвы, т. к. остается сокры­тым главное — внутренний смысл.

Раскрытие внутреннего смысла составляет самое существен­ное в объяснении детям молитв. Здесь приходится обращаться к другим разделам Закона Божия — Священной истории, катехизи­су. В некоторых случаях для истолкования внутреннего глубоко­го смысла молитв нужно объяснение при изучении соответствую­щего места Священной истории. Прот. А. Темномеров обращает внимание педагога на термины догматического характера (Промыслитель, Царство Небесное), которые «нуждаются в объяснении соответствующих пунктов вероучения. Выражения образные, поэ­тические делаются понятными детям, когда они вызывают в их во­ображении соответствующие конкретные представления. Поэтому в их объяснении важна картинность, наглядность. Если учитель может представить руку Божию, в которой заключены все нобходимые человеку блага, то дети поймут, что раскрытие этой руки Дает бесчисленные блага всему живущему, а закрытие грозит поги­белью. Точно так же дети не в состоянии будут представить значение слов „очи всех уповают" на Господа, если учитель не вызовет в их сознании картину, как люди и все прочие живые существа мо­литвенно взирают на небо и ждут отверзения щедрой и всесильной Десницы Божией. Не поймут дети и того, почему Ангел Хранитель называется покрывающим и соблюдающим нас от всякого зла, если их сознанию чужд образ Ангела, стоящего над спящим мла- денцем и молитвенно ограждающего его сон. Таково же выражение „милосердия двери отверзи нам"; пока дети не представят себе картинно, что наши грехи закрывают от нас, не допускают нас к мило­сердию Божию, оно будет лишено для них какого-либо конкретно­го содержания».

При толковании молитвы необходимо помнить, что расширяя молитву длинным, подробным объяснением можно затруднить понимание, ослабить силу и значение молитвы. Краткие молитвы даже в объяснении должны остаться краткими, по намерению са­мой Церкви. В этом кроется важный педагогический смысл. Крат­кие молитвы назначены для употребления перед началом и в кон­це других, пространных молитв, при начале и окончании всякого дела. Они призваны как молния мгновенно осветить душу, быстро и сильно воздействовать на молящегося.

Внешние знаки молитвы

Немалую роль в обучении истинной молитве играет вне­шняя сторона молитвы. Под внешней стороной подразумеваются: 1) текст, слова молитвы; 2) внешние знаки — телесные действия, со­провождающие молитву. Хотя эти действия лишь сопровождают молитву, являются дополнительными средствами, но и они име­ют большое значение. Сам Господь Иисус Христос, давая учени­кам образец молитвы, освятил их Своим примером. При насыще­нии пяти тысяч, «воззрев на небо, благословил» хлебы (Мк. 6,41; Лк. 9, 16). Во время Первосвященнической молитвы «Иисус возвел очи Свои на небо» (Ин. 17, 1), а во время Гефсиманского моления «пре­клонив колени, молился» (Лк. 22, 41). Притча о мытаре и фарисее дает пример смиренной молитвы, когда мытарь «не смел даже под­нять глаз на небо» (Лк. 18, 13).

Апостол желает, «чтобы на всяком месте произносили молит­вы мужи, воздевая чистые руки... и жены в приличном одеянии» (1 Тим. 2, 8). Православная Церковь строго соблюдает заповеданое Господом, вводя в свои традиции правила совершения молитв. Расположение сердца, по учению святых отцов, сообразуется с по ложением тела: «Давай при молитве самое благоговейное положение телу. Стой, как осужденный, с поникшей главой, не смея воззреть на небо, с опущенными вниз руками», — учит свт. Игнатии (Брянчанинов).

Внешние знаки особенно необходимы детям. Молитва выра­жается следующими внешними действиями: крестным знамени­ем, поклонами, обращением взгляда к небу или устремлением его к земле, поднятием рук, наклонением головы и преклонением ко­лен, особыми словами, идущими из глубины души, слезами. Все это при искреннем и чистосердечном совершении имеет высокую цену в очах Господа. Поклоны, коленопреклонения, молитвенное правило служат главной цели — достижению истинной молитвы. «Видимые знаки молитвы (совершаемые правильно, неторопливо, сознательно, внимательно) будут возбуждать сами собою к молит­ве и воспитывать благочестивое настроение души», — учит сщмч. Фаддей (Успенский). Если же они сами считаются за самоцель, то могут привести к молитве внешней, холодной и лицемерной. Все неестественное, наигранное, лицемерное, преувеличенное не допу­скается как в действиях учителя, так и в действиях детей.

Говоря о внешних знаках молитвы, необходимо дать понятие об иконах. Зачем они употребляются при молитве? Человек — су­щество духовно-телесное, ум и чувства которого тоже должны уча­ствовать в молитве, получать приличествующую им пищу и освя­щаться. Иконы служат напоминанием о подвиге Спасителя и Его святых, возбуждают в нас чувства близости Бога и нашего пред- стояния перед Ним. Взирая на святые иконы, мы сосредоточива­емся на молитву, держим внимание сознательным и нерассеянным.

Православный педагог, обсуждая с детьми внешние проявле­ния молитвы, научает их подготовить себя к встрече с Богом. Для этого навести порядок в комнате, прибрать учебные принадлежно­сти или игрушки, привести в порядок свой внешний вид. Быть го­товым предстать пред Всевышним и внутренне, и внешне.

Чрезвычайно важно рассказать детям, как нужно молиться, вырабатывать качества истинной молитвы будем с первых уроков, постепенно направляя воспитанников к совершенствованию в ду­рном труде. Покажем, как может проходить разговор о качестве Молитвы на примере фрагмента урока.

У. «Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает благодать Духа Святаго, но более всего их дает молитва», — учит нас прп. Серафим Саровский. Что такое молитва?

Д. Разговор с Богом.


У. Точнее, молитва — это устремление всей души: и ума, и серд ца, и воли — к Богу. Бог — наш Отец, Он любит каждого из нас и любит, чтобы мы к Нему обращались. Мы можем обращаться к нему, как к родному отцу. «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21, 22).

Молитвенный долг

У. Можем ли мы не разговаривать с родителями?

Д. Конечно, нет. Мы их любим, они нам родные. Мы живем с ними.

У. Можем ли мы не разговаривать с Богом?

Д. Не можем. Он — наш Отец Небесный...

У. Молитва — дыхание человека, без нее невозможна жизнь. Мо­литва — духовная пища для души. Мы одеваем тело в теплые одежды, а чем питаем и согреваем душу? Молитвой. Она «есть обязанность христиан и обязанность первая, которую они дол­жны исполнять» (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Трудно ли молиться? Заставить себя молиться?

Д. Очень трудно. Мы ленимся, нас все время что-то отвлекает...

У. «Не отчаивайся, — обращается к нам св. прав. Иоанн Крон­штадтский, — потому что Господь знает твое болезненное труд­ное состояние. Борись с немощью, молись изо всех сил, и Гос­подь призрит на слабость твоей плоти и твоего духа». Бог помо­гает человеку при молитве, но и сам человек должен стараться. Евангелие говорит нам: «Царство Небесное нудится» (Мф. 11,12). «Учитесь молиться, принуждайте себя к молитве. Сначала будет трудно, а потом, чем больше будете принуждать себя, тем легче будет» (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Как вам кажется, кто не находит времени для молитвы?

Д. Тот, кто очень занят... Тот, кто не старается...

У. «Не находит времени для молитвы только тот, кто не хочет мо­литься». Какие дела могут оказаться важнее молитвы?

Д. ?

У. «Ничего из дел на земле более важного, чем молитва, нет» архимандрит Захария).

Кому нужна молитва?

У. Кому нужна молитва, ведь «знает Отец ваш, в чем вы имете нужду» (Мф. 6, 8)?

Д. Молитва нужна нам самим.

У.Господь должен видеть наши старания и стремление жить по Его законам. «Благодарность ничего Ему не прибавляет, между тем нас приближает к Нему», — говорит свт. Иоанн Златоуст. Молитвен­ный дух должен сохраняться в человеке постоянно: «Внутренне надо налаживать с утра — как глаза откроются. Хранить его весь день, вечером подогреть, и так заснуть» (свт. Феофан Затворник).

 

Как молиться?

У. К молитве нужно подготовиться.

Внешняя подготовка

В семье одного из новомучеников Российских был мальчик, ко­торый каждый день одевал на молитву свой лучший костюм. Как вы думаете, почему?

Д. Он очень любил Бога... Для него это было самое главное за день...

У. Можем ли приступать к молитве, когда в комнате царит беспо­рядок: не убрана постель, разбросаны игрушки?

Д. Нужно прибраться, чтобы ничего не мешало молитве. Мы дол­жны стараться подготовиться к встрече с Богом.

У. Примет ли Господь наши мольбы, если мы стоим небрежно, по­чесываясь, бегая взором?

Д. Бог может нас не услышать...

Внутренняя подготовка

У. Мы все прибрали в комнате, оделись... А что происходит в на­шей душе? Прибрано ли там? Угодит ли Господу молитва, если ты кого-либо обидел и не попросил прощения?

Д. Душа тоже должна быть чистой, нужно помириться, не дер­жать зла...

У. В нашей душе должны царить спокойствие, мир и любовь.

Внешние знаки молитвы

У. Какими действиями мы сопровождаем молитву? Мы крестимся, кланяемся...

Д. Крестное знамение, поклоны — знаки почитания Бога за творение, за Его промысел, любовь.


Качества истинной молитвы

У. Рассмотрим иллюстрацию. Как молится мальчик?

Д. Внимательно, всем сердцем....

У. Истинная молитва — искренняя, сердечная, благоговейная, вни­мательная: «Взять в свою власть сердце и обратить его к Богу», - предлагает нам св. прав. Иоанн Кронштадтский.

Вспомним притчу о мытаре и фарисее. Во время внимательной мо­литвы замечает ли человек окружающих? Отвлекается?

Д. Нет, он замечает только Бога.

У. Диавол — злейший враг молитвы, и всякими путями старается нас отвлечь. Если мы преодолеваем эти попытки, то побеждаем врага. «Враг больше всего против него [внимания] и вооружает­ся и всеусильно строит пред очами души обольстительные при­зраки, и влагает помыслы о льготах и развлечениях» (свт. Фео­фан Затворник). Замечали за собой такое?

Д. могут привести примеры.

У. Приведу вам в пример святого инока Ферапонта (книга «Пасха Красная»), у него во время трапезы «застывала в воздухе» ложка с супом. Он постоянно пребывал в молитве с Господом, несмо­тря на братию, сидящую рядом за трапезой. Вот какая молит­ва! «Молиться — как перед Самим Богом, обращаясь к Нему со славословием, благодарением и прошениями, назирая при этом, чтобы ничего стороннее не входило в сердце» (свт. Феофан За­творник). Нужно воспитывать внимание: собрать все силы, по­нуждая себя отзываться на слова всем сердцем.

Итог.

У. Молитва есть разговор с Богом. Это обязанность, труд каждого христианина, нас с вами. Молитва должна быть внимательная, искренняя, сердечная. Евангелие говорит: «Просите и дано бу­дет вам, ищите и найдете, стучите и отворят вам...» (Мф. 7,7).

Повторим хором и запомним: молитва — путь к Богу. Нарисуем нашу дорожку к Богу и на ней то, что нам на пути мешает и что помогает.

 

ВТОРАЯ ЗАДАЧА: ВОЗБУДИТЬ МОЛИТВЕННУЮ НАСТРОЕННОСТЬ

Сознательное усвоение детьми смысла молитвы не составляет конеч­ной цели научения. Учитель должен стараться не только о том, что­бы дети затвердили слова молитвы и усвоили ее смысл, но также и о том, «чтобы вызвать в сердце детей те молитвенные расположения, для которых слова молитвы служат выражением». Изучение молит­вы должно сделаться потребностью сердца. Так ставилась задача в объяснительной записке к программе для училищ ведомства Мини­стерства народного просвещения. Дети должны знать из собственно­го опыта: «Нет ничего сильнее молитвы» (свт. Иоанн Златоуст).

«В молитве природное влечение к Богу находит свое первое и наиболее сродное Ему, непосредственное выражение. Поэтому с изучения молитв и нужно начинать религиозное обучение». Уже во вступительных беседах учитель должен навести детей на мысль о том, что все в мире создано Богом, все явления совершаются по Его воле, от Него зависит вся наша жизнь. В природе дать увидеть следы всемогущества, премудрости и благости, «а это само собой возбудит в сердце молитвенные чувства благоговейного страха и Удивления. В особенности же должен учитель указать детям на все благодеяния Божии... и возбудить в детях чувство благодарности и любви к Нему, желание иметь в уме мысль о Нем и чаще к Нему об­ращаться» (сщмч. Фаддей (Успенский)).

Прот. А. Темномеров считает, что «для возбуждения молитвен­ного настроения учителю нужно изложить сущность изучаемой Молитвы и дать детям почувствовать всю ее важность для них и Настоятельную нужду в ее употреблении.

Например, при объяснении краткой молитвы „Господи, благо­слови" можно употребить много усилий, чтобы растолковать, по­чему Бог называется Господом, а „благословить" — значит сказать Хорошее доброе слово. Внутренняя же сущность благословения со­стоит в ниспослании или испрошении благословляемому благодат­ного освящения и помощи. Нужно раскрыть следствия этого таин­ственного акта и сделать переход к возможно частому употребле­нию молитвы „Господи, благослови". Нужно выяснить постоянную Нащу нужду в Божественном освящении и помощи, указать конкретные случаи, когда христианин непременно должен осенить себя крестным знамением с молитвенным призыванием „Господи благослови"; приложить усилия, чтобы дети не только выслушали и запомнили наставления, но и выполняли их. Это будет несравнен­но полезнее и дороже самых глубокомысленных филологических и богословских объяснений. Т. е. указывая на сущность молитвы, на естественность, важность и необходимость для нас данного молит­венного обращения, можно ввести детей в понимание духа молит­вы, сделать ее близкой и понятной сердцу детей». А догматические, нравственные, исторические истины раскрывать лишь в той мере, которая необходима для понимания сущности молитвы и для воз­буждения в детях молитвенного духа.

С. И. Ширский предлагает к рассмотрению пример изучения молитвы «Царю Небесный», разрабатывая серию основных во­просов для объяснения любой молитвы. Можно, объясняя молит­ву, разъяснить лишь слова и выражения, не обращая внимания на общий смысл молитвы, ее назначение, употребление и проч. Тогда ученик будет знать, что слова

— «Душе истины» значат «Дух истины». Так Спаситель в Еван­гелии называет Духа Божия, потому что Он наставляет нас на всякую истину, внушает нам добро и учит нас правде Бо­жией и не терпит лжи, обмана и притворства нашего,

— «иже» сооветствует греческому члену, который по-русски никак не переводится, иногда же означает русское слово «который»,

— «вся исполняяй» значит «всё исполняющий и восполняю­щий», исполнять же значит как наполнять пространство, так и восполнять недостатки (нравственные), помогать нрав­ственному улучшению, усовершенствованию,

— «сокровище благих» значит «богатство всякого добра, источ­ник всего доброго», и т. д.

Но спросите ученика, о чем же мы просим Духа Святого в этой молитве? Чем мы исповедуем свою надежду, что Дух Святой услышит нашу молитву? Когда и при каких обстоятельствах нужно употреблять ее? Мы услышим лишь молчание. Между тем, в школ нужно давать такие объяснения, чтобы в них ученик видел живой источник спасительных истин.

Пример изучения молитвы

Цель изучения: объяснение смысла молитвы, возбуждение по­требности в молитве.

Напомним, что предварительный этап всякого изучения — мо­литва о даровании разумения. В основу объяснения положены сле­дующие вопросы:

1. Как читается молитва?

• Чтение молитвы на церковнославянском языке.

Учитель должен обратить внимание на правильное произне­сение слов на церковнославянском языке. Например, в Символе веры — «Верую в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго...»

• Объяснение непонятных слов, догматических терминов, образов.

В молитве прп. Ефрема Сирина — «дух праздности, уныния,

любоначалия и празднословия не даждь ми...». Каждому понятию можно посвятить подробную беседу.

2. О чем мы просим в этой молитве?

Смысл прошений молитвы «Царю Небесный» — в том, чтобы Дух Святой пришел и вселился в нас Своею благодатью, очистил нас от всякого греха и даровал душам нашим вечное спасение.

3.Чем мы в этой молитве выражаем свою надежду, что наши прошения буду услышаны?

В молитве «Царю Небесный» — исповеданием, что Дух Святой есть Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде существущий и все исполняющий, сокровище благ, податель жизни и благий.

В молитве «Отче наш» — исповеданием, что Бог есть Отец наш — Творец всего сущего и Промыслитель; Отец, Который лю­бит нас так, что послал Сына Своего Единородного; Отец, Которо­му мы все усыновлены через Господа Иисуса Христа.

4. Когда молитва читается в Церкви?

Например, Символ веры, который поется всеми прихожанами, — с°борное исповедание перед совершением Таинства Евхаристии.

Когда и при каких обстоятельствах жизни мы должны употребить эту молитву?

Молитва «Царю Небесный» читается во все обстоятельствах жизни, особенно при начале и продолжении важнейших дел, таких как учеба, путешествие, дела милосердия, спортивные соревнования, помощь по дому и проч. Далее учитель совместно с детьми обязательно приводит примеры употребления молитвы в конкретных условиях, применительно к детской жизни.

Таким образом, в каждой молитве нужно различать:

а) сущность молитвы с указанием как, когда, где, при каких обстоятельствах и с каким душевным настроением должно ее совершать,

б) основания нашей надежды на то, что молитва будет услышана.

После объяснения молитвы происходит ее заучивание (если дети не знали ее ранее). Со стороны учителя необходимо побужде­ние детей к исполнению долга молитвы.

Приведем пример изучения молитвы «Царю Небесный», дан­ный в учебнике С. И. Ширского. Это крайне подробный, хотя и не до конца описанный, разговор о молитве. Он годится для современ­ных детей, обучающихся в воскресных школах, с некоторыми ого­ворками. Если воспроизводить обсуждение в предлагаемом виде, оно займет не один урок. Кроме того, занятие насыщено материа­лом из Священного Писания, доступным старшим детям, уже из­учившим Священную историю Ветхого и Нового Завета. Возможно применение отличных от описанных форм работы на уроке: разде­ление класса на группы и чтение Священного Писания внутри ми­ни-коллективов. Возможно, педагог сократит предложенный мате­риал, оставив лишь общую канву беседы. Однако, в любом случае, стоит обратить внимание на глубину разбора текста молитвы.

У. Встаньте, дети, и молитесь. Я буду читать молитву «Царю Не­бесный». Это важнейшая и необходимейшая молитва Святому Духу. Прежде, чем мы приступим к ее объяснению, мы помо­лимся, чтобы Дух Святой просветил нас в разумении этой молитвы. (Учитель читает молитву, дети молятся; затем начинается объяснение молитвы.)

Молитва «Царю Небесный» делится на две части. Прочитайте начало молитвы до слова: прииди.

Д. читают.

У. Это первая часть молитвы. Мы делаем в ней обращение к Духу Святому, называя Его Царем Небесным, Утешителем и точно так же, как в молитве Господней называем Бога Отцом нашим, сущим на небесах. Как называется начало молитвы Господней, где мы называем Бога нашим Отцом, сущим на небе.

Д. Оно называется призыванием.

У. Таким же образом и первую часть молитвы «Царю Небесный» мы можем назвать призыванием. Читайте дальше со слова: прииди.

Д. читают.

У. Это вторая часть молитвы. В ней мы просим, чтобы Дух Святой пришел, вселился и проч. Как называются в молитве Господней те слова ее, в которых мы просим, чтобы Царство Божие пришло, чтобы воля Божия была на земле, как на небесах и проч.?

Д. Слова эти называются прошениями.

У. Так и в молитве «Царю Небесный» слова: «прииди», «вселися в ны» и проч. мы можем назвать прошениями. Из чего, значит, со­стоит молитва «Царю Небесный»? Скажите двумя словами!

Д. Из призывания и прошений.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.