Глубокий духовный смысл требуется найти в материале каждого урока и показать детям. Например, события Преображения Господня говорят о том, что Спаситель Своим преображением дает и нам возможность изменения, преобразив человеческую природу. «Что не воспринято, то не уврачевано», — говорит свт. Григорий Богослов. Господь не только пример, но Путь. Мало быть похожим на Христа, но следовать за Ним, быть единым с Ним, чтобы сказать: «Иуже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 19-20)
Православное понимание спасения, верное святоотеческой традиции, состоит в исцелении человека. Значение искупительного подвига Христова — в восстановлении и очищении падшей человеческой природы. Католицизм придерживается юридической, правовой точки зрения, видя смысл искупления в удовлетворении правде Божией и возмещении ущерба чести Божией; в протестантизме главным является моральное значение примера, имеющего действие на психологию отдельного человека. Свт. Филарет Московский настаивает: «Источник Божественный открывается в глубине человеческой природы и внутренне изливает в нее благодатный свет и силу», а не внешне действует на сознание человека в качестве примера. Будем же придерживаться православной точки зрения, не сводя подвиг Христов лишь к силе примера. «Христос пострада по нас, нам оставлъ образ, да последуем стопам Его» (1 Пет. 2, 21).
Отрицание объективной стороны искупления приводит к нравственно-психологической, рациональной теории, по которой под искуплением понимается только учение, возвещенное Спасителем, пример Его жизни и впечатление от Его мученической добровольной смерти. Тогда у Крестной смерти — значение для психологии, а не существенное для спасения. Церковь взгляд, сводящий все искупительное дело к Евангельскому учению и примеру Его личном жизни, решительно осудила на Карфагенском соборе при рассмотрении ереси Пелагия. Искупление, по разумению святых отцов, есть «натиск жизни» (прп. Иоанн Дамаскин), животворная энергий очищающая от греха, освобождающая от его следствий — тления и смерти, врачевание естества человеческого. Свт. Филарет говорит о спасительном значении страданий и крестной смерти воплотившегося Сына Божия: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного... И с какою страшною щедростию дал Его! Дал нетолько для того, чтобы Он был для нас наставником истины, руководителем и примером жизни, но дал Его на смерть за нас, да о всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16)
4. ХАРАКТЕР ПРЕПОДАВАНИЯ — ПАСХАЛЬНЫЙ
Мы должны показать детям заповедь Господню: «Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15, 11), «...ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17).
Милостью Божией нам дана достаточная причина «к непрекращающейся радости и к непрестанному веселию», по слову свт. Василия Великого. Покажем детям: Бог всемогущ, Ему все возможно, Его дела — чудные, великие, непостижимые; Божественное Писание и книга природы диктуют учение о воскресении мертвых; силой Воскресшего мы имеем надежду на воскресение, наследование Царства Небесного, пребывание с Ангелами и блага, которые превосходят все наше разумение. Само свойство евангельской проповеди таково, что оно приносит отраду и утешение. Причем радуются и те, кто проповедует, и те, кто просвещен светом веры. Только в Церкви мы можем осуществить цель своей жизни, т. к. можем приступать к благодатным Таинствам, особенно к Евхаристии. Только в Церкви человек найдет отрадное единение со своим Создателем и со всеми христианами в истинном и надежном союзе. Пребывание в любви Христовой и исполнение заповедей Его — неизъяснимое духовное утешение и наслаждение. Двери любви открываются только Духом Святым.
Церковь учит нас радостному мировосприятию: каждый богослужебный элемент нас возводит, поднимает, заканчивается высоким, радостным. Пример: Великая Суббота, Страстной канон «Волною морскою». Кондак:
«Бездну Заключивый, мертв зрится, и смирною и плащаницею обвився, во гробе полагается, яко смертный, Безсмертный; жены же приидоша помазати Его миром, плачущия горько и вопиющия: сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув, воскреснет тридневен».
Мы слышим победный гимн в конце плача! Даже богослужебные тексты тяжелых дней Страстной седмицы всегда приводят к радостному, ликующему сообщению: Христос воскрес, и нам даровал жизнь!
Таким же должен стать и настрой каждого урока — с радостным завершением. Например, основное настроение уроков по Ветхому Завету — трудное, но радостное ожидание прихода Спасителя с упованием на милосердие Божие; по Новому Завету — священный трепет, радость от совершаемого спасения.
Причины радования для христианина
Как можно радоваться и веселиться (и добродетель ли это?), если в жизни нас окружают тысячи бедствий? Они вызывают в душах уныние, боль и мучение. Как можно радоваться, если не имеешь к этому причины внутри себя? Человек испытывает ненависть, мучения, голод, издевательства, потерю близких и саму смерть. Неужели он должен благодарить? Апостол, говоря «всегда радуйтесь» (1 Фес. 5,16), имеет в виду иное, он пытается вознести наши души от земли к небу, призвать к небесному образу жизни. Он обращается не к каждому, а только к тем, кто способен к жизни не по плоти, в ком живет Христос. Плотские будут признаны жалкими, т. к. избрали для себя не то, что должно. Но «душа, однажды объятая любовию к Создавшему и привыкшая увеселяться тамошними красотами, радости своей и благодушия не променяет на разнообразное превращение плотских страстей», — говорит свт. Василий Великий. Таков был ап. Павел, славящий Господа в нуждах, скорбях и немощах. К евангельской жизни он призывает и всех христиан.
Свт. Василий рассуждает о том, что милостью Божией нам дано великое число поводов к радости. Мы приведены из небытия в бытие, сотворены по образу Самого Создателя, нам дарованы неисчислимые совершенства и возможность познавать Творца. «Тщательно изучая красоты творения, по оным, как по некоторым письменам, объясняем себе великий Божий о сем промысел и Божию премудрость». Мы по собственной воле отпали от Бога, но освобождены из рабства греху Кровью Сына Божия, вновь воззваны к общению с Всевышним. Силой Воскресшего мы имеем надежду на воскресение, наследование Царства Небесного, пребывание с Ангелами и блага, которые превосходят все наше разумение. Это достаточная причина «к непрекращаю-
щейся радости и к непрестанному веселию». Она несравнима с «радостью» мягкого ложа, пресыщенного чрева — веселия плоти.
Соединившиеся с Богом, в любых скорбях и гонениях, по примеру отроков в огненной печи, проводят свое время в радости, не печалясь о настоящем, а живя упованием и надеждой на последующие награды. Их подвиги будут увенчаны славой.
Тварный мир — книга духовного веселия
Книга природы, данная для чтения первозданному Адаму, открывается для каждого человека. По мысли свт. Игнатия (Брянчанинова), она, подобно Божественному Писанию, диктует учение о воскресении мертвых. Чудесное, почти невероятное оживление природы весной своим таинственным языком убедительно говорит о благоуханном оживлении человека: живые вступят в новую жизнь и новый мир; грешники, утратившие свою жизнь, будут ввергнуты в неугасимый огонь. Бог всемогущ, Его премудрость созерцаема, Ему все возможно, Его дела — чудные, великие, непостижимые. Ежегодное повторение таинственного преображения природы учит о будущем воскресении мертвых, вселяя отраду в души надеющихся.
Святые угодники Божии радовались творениям Божиим, с веселием и восхищением ходили среди них. Созерцая чудеса Божии, и каждый христианин приобретает сердцем веселие. Во всех вещах и явлениях земного мира он ясно видит отражение мира духовного. Весь мир проникнут духовным, Божественным, «ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (1 Кор. 1, 20). Потому все существующее превращается в огромное беспрерывное поучение, в разумную книгу ликования о Воскресшем Господе.
Смерть и радость воскресения
Господь победил мир совершением великого дела искупления человечества Своей смертью, победил господствующего в мире духа гордости и злобы Своим смирением и самоуничижением даже до смерти и положил начало превращению этого мира из царства сатаны в Царствие Божие. Он снял с нас клятву смеряю Своею (Гал. 3,13), уврачевал расстройство наше, став для нас силою во спасение (Рим. 1, 17; 1 Кор. 1, 24), разрушил дела диавола имущего державу смерти (Евр. 2,14). Сын Божий смирил Себя даже до Крестной смерти ради человека. Причастники Христа по благодати приобщаются Его смерти в Крещении и помазаны Духом — елеем радости, «Который освободил нас от печали по грехам и сделал для нас то, что мы утешаемся надеждой на будущие блага», — пишет блаж. Феофилакт Болгарский.
1. У учеников Господних стоял плач, когда они видели Учителя на Кресте, но наутро была великая радость, когда по Его воскресении они бежали, с радостью благовествуя друг другу, что видели Воскресшего. Так и все плачущие утешатся при наступлении Нового Дня, будущего века: «сеющие слезами радостию пожнут» (Пс. 125, 5). Мир исполнил свои убийственные замыслы и увидел страдания и смерть Господа. Но печаль претворилась в радость — ученики снова увидели Спасителя воскресшим. Эта радость не покидала их всю оставшуюся жизнь — «и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 22). Радость от воскресения! В день сошествия Святого Духа апостолы вступили в постоянное духовное общение со Христом, им открылись все Божественные тайны, всякая их молитва исполнялась в довершение полноты их радости.
Радость противополагается смерти. Сам Господь «вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест, пренебрегши посрамление» (Евр. 12, 2). Он, будучи безгрешным, не подлежал смерти, но претерпел ее — позорную, и воссел одесную престола Божия. Отрешенные от мира стремятся в вечность. Те, которые возлюбили Христа, «жаждут предстать Ему, хотя и трепещут смертного часа, созерцая величие Божие и свои ничтожество и греховность. Смерть представляется для них вместе и подвигом страшным, и вожделенным избавлением из земного плена». Смертная память — «горькое врачевство против греховности» человека (свт. Игнатий (Брянчанинов)). «Обратил ecu плач мой в радость мне», говорит псалмопевец (Пс. 29, 12). Если человек творит над собой плач, как над умершим, с непрестанными слезами, то его плач обратится в веселие. Покаянные слезы достойны похвалы. Священное Писание призывает нас к плачу о грехах, к оплакиванию своей погибели, к смирению плоти. «Растерзал ест вретище мое, препоясал мя ecu веселием» (там же). «У такового раздирается плачевная одежда, в какую он облекся, оплакивая свой грех; возлагается же на него „риза спасения и одежда веселия" (Ис. 61, 10), сии светлые и брачные одеяния, украшенный которыми не будет извержен из брачного чертога», — толкует слова псалма свт. Василий Великий. Вретище есть символ покаяния и смирения, препоясание — слава и благодать.
Каждая душа на пути к совершенству испытывает поражения. Ее покрывает тьма, она не знает, куда деваться, но тьму разгоняет свет воскресения Христова. Приходит Господь и печаль души претворяет в радость, по слову Спасителя: «Восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется: вы же печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин. 16, 20).
«Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом», — говорит пророк (Пс. 2,11). «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение»,- увещевает апостол (Флп. 2, 12). Таким людям Бог способствует во внимательном и усердном доброделании, укрепляет добрую волю, возбуждает рвение — помогает жить право. Они с отрадой приносят свою жизнь и веру как жертву Христу, не печалятся даже в виду смерти, но радуются по примеру апостола, что делаются «жертвою за жертву» (ст. 17). В Страшный День они пребудут в покое, печаль их пройдет. Одни воскреснут, чтобы узнать об определении на жизнь, а другие — выслушать осуждение на вечную смерть. Первые совершали дела живые, а последние — дела «мертвые и мертвящие». Живые дела совершаются «по заповедям с радостью духа, во славу Божию, мертвящие дела суть те, которые совершаются в противность заповедям, с богозабвением, в угоду себе и страстям своим». Они делаются без мысли о спасении, из себялюбия, предупреждает свт. Феофан Затворник.
Радость проповеди о Христе
Всем народам надлежит услышать слово Божие в познание спасения. Услышав проповедь, они исполняются радости и Духа Свята (Деян. 13, 52), несмотря на гонения своих учителей. Таково свойство евангельской проповеди, она имеет великую силу, приносит отраду и утешение. Филипп проповедовал Христа, творил многие чудеса, исцелял многих — «и была радость великая в том городе» (8, 8). При проповеди о спасении Павла и Варнавы «язычники... радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (13,48). Обращение народов производило «радость великую во всех братиях» (15, 3).
Апостол приводит свидетельство о том, что призванные из язычества спасены из человеколюбия. Поэтому они обязаны особенно славить Бога: «возвеселитесь, язычники, с народом Его... хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы» (Рим. 15, 10-11). Язычники и иудеи должны жить в единении и единомыслии, исполненные радости и мира. Все это дается верой, которая богата надеждой на будущие блага и позволяет переносить все временные бедствия. Упование же приобретается силой Духа Святого (ст.13).
Апостолы рассевают слово Божие по многим странам, они благовествуют слово, проповедуют Христа, совершают знамения. Своей проповедью они и каждого христианина призывают возделывать души. Как земледелец исторгает на поле терние, чтобы сжечь, уничтожить его, так необходимо освободить и души от внутреннего терния, причиняющего больший вред. С трепетом должен думать христианин об отчете за каждого, о котором призван печься и заботиться. «Не должен ли каждый из верующих построить церковь, пригласить учителя в помощь себе, и заботиться, прежде всего, о том, чтобы все были христианами», убеждая их «человеколюбием, предстательством, кротостию, ласками и всем другим?» — обращает к нам вопрос свт. Иоанн Златоуст. Ведь радость о каждом спасенном согревает благовестника, помогая нести труд проповеди.
Ап. Павел говорит об ожидающих его узах и скорбях: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией...», «что вы плачете и сокрушаете сердце мое? Я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса» (Деян. 20, 24; 21, 13). Он радуется проповеди Христовой (1 Флп. 1, 18). Имея «желание разрешиться и быть со Христом» (ст. 23), он остается с паствой, чтобы они возросли в вере, утвердились и укрепились в жизни с Господом. Успех составляет истинную радость и для самих учеников, и для пастыря. Чтобы радость была полной, отраду любви, общение духа, милосердие и сострадательность необходимо дополнить единодушием. Одинаковое мудрствование, одна согласная душа на всех составляет личное благодеяние для апостола. Ангельская, Божественная жизнь, по мнению блаж. Фео- филакта Болгарского, ожидает тех, кто ищет мира, заботится не о себе, но о других.
Когда апостол видит, что ученики преуспевают в добродетелях, он не чувствует собственных бед от радости. «Я радуюсь вашему благу, хотя бы сам терпел множество бед, и скорблю о ваших недостатках, хотя бы сам имел множество совершенств. Какая надежда учителю, если его паства предана порокам? Какая жизнь? Какое утешение? С каким дерзновением он предстанет перед Богом?» (свт. Иоанн Златоуст) Как отцы страдают и скорбят о своих детях, даже если сами не подвергаются осуждению за них, так и пастырь терпит неисцелимую скорбь за нерадивую паству. Испытывая муки духовного рождения, он готов лучше расторгнуться на тысячу частей, чем увидеть одного из рожденных погибающим. В его сердце помещаются все его дети. Сила отеческой любви делает его «душу пространнее неба». Успехи детей в любви к ближнему и, прежде всего, ко Христу исполняют его душу отрадой и благодатью. Потому апостол призывает возлюбить Христа со всей горячностью души.
Церковь — единение в радости о Господе
Благо человека состоит в устремлении всех его желаний к Богу, но «жажда без утоления, алчба без насыщения, потребность без удовлетворения есть скорбь, болезнь, мучение» (свт. Феофан Затворник). Потому, когда человек ищет Бога, он должен обрести Его, приобщиться Ему. В единении с Богом есть главная цель человека. Если нет общения с Господом, человек осознает, что он находится вне своего назначения. Осознание принадлежности Богу — это признак начала духовно-нравственной жизни. От осознания себя Божиим в душе христианина загорается свет, который должен гореть, не угасая, не умаляясь, а возрастая до самого конца жизни. Когда человек предает всего себя Богу — свои дела и мысли, он может смело стоять перед лицом Божиим и «весело взирать на небо» (Иов. 22, 26). Этим и обнаруживается, что он стоит у своей цели — находится в общении с Богом.
В Церкви осуществляется цель человеческой жизни. Здесь мы имеем неистощимые сосуды благодати — Божественные Таинства. За таковой великий и неизреченный дар мы должны радоваться и благодарить Господа, приступать к ним чаще и как должно, бережно хранить принятую благодать. В них — сила, главные средства для жизни. Участие в Евхаристии — радостная обязанность благодарения. Слава Богу! — таково внутренне расположение приступающего. Христианин приступает к Таинству как к источнику благ, а исходит облегченный от грехов, обрадованный, в отрадном расположении духа. Потоки благодати преисполняют человека отрадою. Горестное расставание с Господом окончено, человеком владеет радость свидания. Он получает венец щедрости Божией — Его Плоть и Кровь. Благодать укореняется в человеке, соделываясь с ним как бы одним существом. «Как нет жизни и живых существ вне природы, так вне Церкви нет духовной жизни и духовно живущих лиц», — утверждает свт. Феофан Затворник.
При богообщении все люди сходятся к единой цели и потому соединяются между собой в истинном и надежном союзе. Единое живое тело, исполненное единым духом, есть Церковь Христова.
Каждый христианин должен наполниться единой жизнью, единым духом, которым преисполнена вся Церковь. Только здесь он найдет отрадное единение со своим Создателем.
Неразделимость радости и любви
По любви Господь открыл ученикам волю Божию, сделав их не рабами, а друзьями Христовыми. Он избрал их для великого служения, заповедав им: «да любите друг друга» (Ин. 15, 17). Исполняя новую заповедь, ученики пребывают в любви Христовой, как Сам Христос, возлюбленный Отцом, пребывает в Его любви. Таким образом, новая заповедь любви приобщает учеников Христовых, исполняющих ее, к полноте Божественной жизни. Новое обетование в прощальной беседе Духа-Утешителя, Который будет свидетельствовать о Христе, имеет целью преодоление печали, которая владеет учениками. Прощальная беседа заканчивается победным восклицанием: Христос победил мир! Ныне Господь во Святом Духе пребывает с верующими в Него и пребудет до скончания века. Дух Святой напоминает верующим учение Христово и открывает им истины, которых они еще не могли вместить в дни Его земного служения.
Совершенство любви — в единении с Богом. Такая любовь становится неизъяснимым духовным утешением и наслаждением. Двери любви открываются только Духом Святым. Это дар Божий человеку, который ложится лишь на почву, подготовленную чистотой сердца и миром души. Святая любовь, как говорит свт. Игнатий (Брянчанинов), «влечет внутреннего человека к молитвенному молчанию, погружает его в упокоение смирением и сладостью духовной». Любовь прекрасна, она приносит множество радостей, доставляет душе пользу и великое удовольствие. Все трудное и даже скорбное она делает приятным. Христианину необходимо заботиться о том, чтобы быть единым со Христом — постоянно пребывать в любви Христовой и исполнять заповеди Его.
Любящие Бога не чувствительны к блеску настоящей жизни, к человеческим радостям. Привязавшись к Богу, они презирают всякое бедствие и считают себя блаженнее всех. «Хотя бы они были в бедности, хотя бы в бесчестии, хотя бы в узах, хотя бы в скорбях, хотя бы в крайних бедствиях, они будут считать себя счастливее самих царей», — уверяет Златоустый святитель. Они находят утешение в том, что терпят все страдания ради своего Господа. «Радуюся в страданиях моих, яко исполняю лишение скорбей Христовых в плоти моей» (Кол. 1, 24). Апостол и нам предлагает с радостью переносить постигающие нас бедствия, возлюбив Бога по слову псалмопевца: «Возжада душа моя к Богу крепкому живому...» (Пс. 41,2) Жажда — показатель пламенности и постоянства любви, ее ежедневности и протяженности во всю жизнь. Не земной славы и удовольствий, ничтожных, утекающих и проходящих, ищет христианин, а настоящей жизни — надежной и прочной, в единении с Вечным и Присносущным. «Кто любит Его, тот не постыдится никогда, не потерпит и не лишится любимого», — удостоверяет свт. Иоанн. Он непрестанно помышляет о высших благах и представляет себе бесконечную жизнь, ликование с Ангелами, непреходящую славу, жизнь, чуждую любой скорби. В той жизни нет места ничему печальному и неприятному, там пребывает мир, благость, слава, радость, любовь. Благодать Духа уничтожает любую печаль, истребляет любое зло. Св. Иоанн Богослов учит, что, когда кто пребывает в любви, то не только он пребывает в Боге, но и Бог в нем (Ин. 4,16).
Любовь к Богу основывается на любви к ближнему. Если обязанности любви становятся не на первом месте, из жизни изгоняется истинный дух — дух любви. Истинная нравственная жизнь — в исполнении обязанностей любви. «Наперстник любви к ближнему входит ею в любовь к Богу», по мысли свт. Игнатия (Брянчанинова). Духовная любовь к ближнему есть признак обновления души Святым Духом, основание в здании любви. Кто раскрывает в себе духовную любовь к ближним, тот входит в любовь к Богу, «во врата воскресения, во врата Царства Небесного».
Праведность — отрада человека
Живущему в Боге свойственно быть полным теми чувствами, которые истекают от действия Его на душу. Главное ощущение грешника — это болезненный, беспокойный страх, при котором человек страшится поднять глаза к небу. В работающем Богу главное — сладостное чувство сыновства, восхищающее его к беспредельно благому Отцу. Грешник неизбежно находится в постоянной тревоге. В нем нет силы, которая защитит его от постоянной смены чувств, мятущих его душу. Истинный христианин достигает сладостного мира и покоя, которого не колеблют страсти. Душа отрывается от холода греха и начинает тяготеть к Богу, согревающему ее. Все скорбные чувства находят утешение в Господе, человек уже не отвергаемый, а «приемлемый, милуемый и ущедряемый» (свт. Феофан Затворник). Он обретает внутри себя Царство Небесное.
«Радуйтеся праведный о Господе, правым подобает похвала» (Пс. 31, 1). Радуйтесь, говорит псалмопевец, т. к. имеете Господа — прекрасного, благого и премудрого. Почувствуйте свое достоинство, удостоенные быть рабами великого Владыки. Такое рабство вызывает восхищение, когда рвется «сердце от восторга любви ко Благому», по слову свт. Василия Великого. У обыкновенного слабого человека лишь изредка внезапная мысль о Боге озаряет душу высокой любовью, а праведные в полноте своей добродетели непрерывно возрастают в веселии о Господе. Такое малое посещение немощного предназначено приводить на память человеку, чего он лишился. Постоянное небесное ликование праведников свидетельствует о пребывании в них Духа, ведь главные плоды духа — любовь, радость и мир (Гал. 5, 22).
«Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13,11). Если вы исправите свою жизнь, говорит апостол, приобретете неувядаемую радость в совести. Если вы сможете устоять в единой истинной вере, остаться в согласии друг с другом, сохраняя мир, то Бог любви и мира будет с вами, обильно явит Свою любовь в нас и примирит небесное с земным. Освобожденные от злых дел и сделавшиеся совершенными через делание добрых дел сподобляются вечных благ. Кто исправился, тот радуется, а кто не хочет исправиться, тот тяготится.
Упражнение в добродетели свт. Василий Великий уподобляет лестнице, которую видел во сне Иаков, — лестнице, одним концом стоящей на земле, а другим уходящей в небо. Святой Мака- рий сравнивает добродетели с духовной цепью, в которой звенья зависят друг от друга: «молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от покорности, покорность от надежды, надежда от веры». Радость есть свидетельство добродетели. Праведника отличают необыкновенное радушие, искренняя доброта, тихость нрава. В нем обнаруживаются плоды Духа, показанные апостолом: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23). Он во всей своей жизни сохраняет радость духовную, т. к. в нем пребывает Царство Божие — мир и радость о Святом Духе. «Духовные дела похожи на драгоценный камень, который, как ни обратишь его, — отовсюду увеселяет зрение», — говорит свт. Иоанн Златоуст. Чистое состояние совести праведника, помнящей о Вечном Царстве и об огне гееннском, приносит освежающую и ободряющую трезвенность и исполняет «сладостным миром, неизъяснимой отрадой, всеобъемлющим богоблаженством», — добавляет свт. Феофан Затворник. Такое состояние дает непреодолимое воодушевление на угодные Богу дела. Свидетельство совести — «это отрадная манна и укрепительная пища небесная, приносимая Ангелами с неба. Это и есть радость о Дусе Святе, или сила, по коей можно, следуя апостолу, непрестанно радоваться».
Грех убивает в человеке силы душевные и телесные, потому называется ядом. Грешник подобен умирающему, томящемуся предсмертной мукой. Его жизнь превращается в непрерывное безотрадное состояние. Жизнь во Христе оживляет падшего, истребляет в нем грех, восстанавливает истинную жизнь. Исцеляющийся приходит из силы в силу и исполняется отрадой. Праведники уже отсюда восхищаются в иной век и видят неземные красоты и чудеса. Блаженны те, которые по своей любви к добродетели получили познание небесных тайн. Они уже сегодня имеют жилище на небесах. Им, даже нищим и униженным, принадлежит нетленная радость, ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Общение Святого Духа, вечный праздник, торжество святых Ангелов, непрестанное сияние света — вот блага, которым могут приобщаться христианские души.
«Радуйтесь о Господе» (Флп. 3,1), призывает апостол, т. к. мирская радость не есть радость истинная, а в Господе и скорби составляют отраду. Но как христианину переносить бедствия и скорби, подстерегающие на трудном жизненном пути? Все скорбное, что касается естества, мы должны переносить честно и благопристойно, мужественно и твердо отражая греховные нападения и защищаясь Божественным учением. Праведный Иов, имеющий «адамантовое сердце», при всех жизненных ударах «не плачет, не рвет на себе волос, не издает какого-нибудь немужественного гласа, но произносит это славное и всеми воспеваемое благодарение: „Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!" (Иов. 1, 21)» (свт. Василий Великий). Поэтому ни безвременная смерть, ни неожиданные злополучия не должны поразить нас.
Если жизнь человека будет обращена к Богу, он всегда сможет Радоваться. Житейские скорби облегчатся упованием будущих благ. На небесах уготована слава за терпение, неземные богатства и сокровища — за добрые дела, Отечество небесное — за изгнания, вечное веселие — за тяготы и печали. Горестям земным про- тивополагаются ожидаемые воздаяния, вселяя бодрость и возвышенность в человеческие души. Собирающий духовное веселие, ангельское радование воспаряет над настоящими ощущениями и устремляется душой к небу.
«Всему должно радоваться, что ни постраждешь, даже до смерти, за имя Господне и заповеди Господни», — учит свт. Василий Великий. Заповеди блаженства ясно говорят нам: «Возрадуйтеся в той день и взыграйте: се бо мзда ваша многа на небе- сех» (Лк. 6, 23). Так апостолы, которых били, запрещая говорить об имени Иисусовом, идя из синедриона, радовались, «.что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян. 5,42). Как говорит псалмопевец, «о Нем возвеселится сердце наше, и во имя святое Его уповахом» (Пс. 31, 21). Так же и для нас само именование христианами служит источником ликования.
Но ап. Павел заповедует нам не только радоваться и стойко переносить скорби, но и плакать с плачущими (Рим. 12, 15). Как это согласуется со словами «всегда радуйтесь»? Святые плач и слезы происходят от любви к Богу. Эти слезы есть залог вечной радости. Если бы нам дано было созерцать ангельское состояние, мы увидели бы только радость и благодушие, ведь Ангелы «удостоены предстоять Богу и наслаждаться неизреченною красотою славы» Создателя (свт. Василий Великий). Так и нам заповеданы апостолом радость и благодарение. Сама природа человека подталкивает его к тому, чтобы сострадать плачущему, ни один человек не останется равнодушным при виде несчастного. Но видя благополучного, трудно не только не завидовать ему, но разделять его радость. Для того чтобы несчастья и злоключения ближнего стали твоими, нужно благородство души. Плача с другом, ты становишься милостивым, а радуясь с ликующим, очищаешься от зависти и недоброжелательства. Сорадование — великое благо для обоих, ведущее к истинной любви. «Ничто так не располагает нас к любви, как то, когда мы разделяем друг с другом и радость и печаль... Разделяй с ним слезы, чтобы облегчить печаль его, разделяй радость, чтобы упрочить веселие, укрепить любовь и самому получить пользу», — убеждает Златоуст. Не случайно вслед за этой заповедью апостол назидает: «Будьте единомысленны между собою... будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 16,18). Высшее благо состоит в любви, в братстве, в единении, в союзе, в жизни мирной и кроткой. Царствие Божие — это «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Праведность вводит в Царство, в мир с братьями, радость согласия и единения. Всякии должен поставить себе целью осчастливливать ближнего: делом, советом, добрым взглядом — тем, что ему нужно. «Благоприятствующий другому есть благодетель, отрада души. Это посланник Божий, Его наместник, разливающий отраду вокруг себя и, как солнце, всех согревающий. Очи всех — на него», — считает свт. Феофан Затворник. При подобном взаимном общении, как бы переливании из сосуда в сосуд, составится единое «питье, называемое счастьем». «За все благодарите» (1 Фес. 5,18)