Закрепление обычно проводится с помощью вопросов, оно не должно быть слишком длинным, выстраивается в соответствии с логикой занятия. Может отсутствовать, если урок построен по проблемно-исследовательскому методу и все дети были активны на уроке. Возможны разные формы закрепления: исследовательские задания, игры, самостоятельное чтение документальных источников, и др.
При подготовке нужно продумать время, отведенное на каждый этап урока и вид работы. Подобрать дополнительные вопросы и задания на тот случай, если в конце урока останется время.
6. Моделирование.
Обязательный вид действий для построения проблемных уроков. Это может быть запись темы рисунками, опорными схемами, таблицами. Очень удобно для повторения темы на следующем занятии, при выполнении домашнего задания, при подготовке к экзамену и в любых других случаях.
7. Итог урока.
Итог — обязательный элемент урока. Он является заключительным словом учителя, кратким выражением всей темы. Может представлять собой библейское выражение, церковную поговорку, благочестивую народную пословицу. Пример итогового выражения к теме «Притча о мытаре и фарисее»: «Бог гордым противится, смиренным дает благодать». Не является итогом вопрос учителя к детям: «Что вам понравилось в уроке?» Составив конспект или план урока, проверьте, совпадает ли итог с поставленной в начале подготовки целью.
Закончив подготовку урока, проверьте воздействие на все силы Души ребенка: ум, сердце и волю — достаточно ли сильна интеллектуальная нагрузка, удалось ли вам «растопить» сердце ребенка и расположить его к добру, побуждаете ли вы детей к совершенствованию в духовной жизни, к ведению православного, церковного образа жизни.
В. Домашнее задание.
Выполнение домашнего задания зависит от многих условий, предлагать или не предлагать домашнее задание учитель решает самостоятельно. К домашним заданиям можно отнести: чтение Священного Писания, особенно Евангелия, и глав из учебника Закона Божия, заполнение рабочей тетради, рассказ об изученном членам семьи и друзьям, творческие задания — рисунки, сочинения, самодельные книжки, игры, спектакли и пр. Хорошо, если домашнее задание способствует воцерковлению всей семьи. Для старших учеников возможны: мини-исследования с описанием вещественного источника (храма, иконы), подготовка докладов или кратких сообщений, рефераты, электронные презентации, составление анкет для опроса одноклассников или прихожан и другие разнообразные формы.
Пример построения сократической беседы на основе толкований свт. Иоанна Златоуста
Для подготовки к урокам законоучитель использует святоотеческие труды. Особенно необходимы толкования Священного Писания свт. Иоанна Златоуста. Они помогут подготовиться к урокам Священной истории Ветхого и Нового Завета, некоторых уроков катехизиса, изучения богослужения, для школы II ступени — уроков нравственности и истории Церкви.
Традиция толкования библейских текстов возникает уже во II в. в писаниях мужей апостольских и ранних апологетов. Основу научной экзегезы заложил Ориген. Но непревзойденным толкователем Священного Писания является свт. Иоанн Златоуст, труды которого относятся к классическому — „золотому" веку церковной письменности (IV — н. V вв.).
Характер толкований
Толкования Священного Писания Златоустом реалистичны: ясные, простые, почти совершенно чуждые аллегорий. Они сочетают методы двух богословских школ: Антиохийской (находится близко от места земного подвига Спасителя) — школы буквального толкования, связно и ясно представляющей ход библейских событий и прямой смысл учения, и Александрийской (представляет греческую, эллинистическую культуру) — путем аллегорий изъясняющей сокровенный, духовный смысл Писания. Толкование св. Иоанна Златоуста было нравственным. Оно преследовало, прежде всего, цели назидания, проповеди, делая ударение на догматическом и следующем из него нравственном аспектах Писания. Свт. Иоанн Златоуст подчеркивал: „Иное в Писании должно понимать так, как говорится, а иное в смысле переносном; иное же в двояком смысле чувственном и духовном". Педагоги найдут и буквальный, фактический, событийный пласт; и духовный, внутренний смысл Св. Писания.
На первый план у Златоуста выдвинут историко-грамматиче- ский смысл. Раскрывая смысл текста, он использует исторические и археологические данные, восстанавливает историческую обстановку написания. На уроке все это поможет увидеть реальность истории. Но множественность смысла самого Писания не остается незамеченной. Библейские события поучают и пророчествуют. Особенно это видно при изучении Ветхого Завета, изобилующего типологическими толкованиями. Здесь невозможен чистый историзм, необходимо на реалистической основе раскрывать учение о прообразах и преобразованиях. Данное учение — важный момент преподавания Священной истории Ветхого Завета.
Св. Иоанн подчеркивает «темноту» Ветхого Завета. Главная причина этой темноты в обращенности его к будущему, в том, что он — единое пророчество. Ветхий Завет исполнился в Новом, поэтому только исходя из Нового мы можем понять смысл Ветхого. Оба Завета связаны. Как мы знаем, стержнем преподавания Священной истории является домостроительство человеческого спасения — через явление Господа Иисуса Христа. „Новый Завет сокрыт в Ветхом, Ветхий — раскрывается в Новом" (Беседа на 1 Кор. 6). Отдельные события Ветхого Завета указывают на события грядущие — в этом его прообразовательное значение. К тому же Спаситель часто говорит в притчах. Именно этим оправдывается нравственное приложение Евангельских текстов. Воспитание на уроках Закона Божия идет через нравственные выводы из эпизодов Священной истории.
Состав толкований, метод написания
Златоуст написал очень мало систематических трудов. Письменные трактаты относятся ко времени его диаконского служения. Став впоследствии пресвитером и епископом, он уже не имел возможности для составления письменных работ. Ко времени служения в Антиохии относятся монументальные экзегетические циклы. Но большинство его сочинений — застенографированные 0тРедактированные проповеди, произнесенные устно. Каждую проповедь св. Иоанн сопровождал нравственными увещаниями: об отношении к собственности, о недопустимости посещения театра и цирка, о любви к бедным и милосердии, об исполнении заповедей и хождении в церковь. Проповеди святителя пользовались огромной популярностью, вызывали рукоплескания и восторженные крики, так что проповеднику приходилось умолять о тишине. Несколько стенографов записывали каждое слово. Благодаря им, проповеди дошли до нас. Ко времени призвания на Константинопольскую кафедру относятся толкования на Деяния, на Псалмы, на многие послания ап. Павла. Многие беседы снова были стенографированы и сохранили живость устного слова. Это клад для преподавателя: речь святителя — эмоциональная, красивая, восторженная, в то же время язык библейский, высокий. Большое внимание он уделяет грамматической и логической стороне речи. Его отличает необыкновенная филологическая зоркость и внимание к слову: он раскрывает смысл слов, оттенки синонимов, оборотов речи. На это мы обратим внимание далее.
Творения св. Иоанна Златоуста составляют целую библиотеку богословской литературы. Основная ее часть — беседы на книги Ветхого и Нового Заветов. Святитель был первым из греческих отцов, толковавшим основные библейские книги последовательно и систематически. К лучшим творениям Златоустого писателя принадлежат толкования на Новый Завет. Это было замечено уже в древности. Нам, педагогам, нужно знать, что можно использовать на уроках.
Экзегетические труды свт. Иоанна Златоуста включают следующие беседы.
1. На Ветхий Завет:
• Беседы на Книгу Бытие.
• Беседы на Псалмы.
• Беседы на пророка Исайю.
• Отдельные беседы: беседа о св. Анне и три беседы о Давиде и Сауле.
2. На Новый Завет:
• Беседы на Евангелие от Матфея — стали классическим комментарием к этому Евангелию и получили самое широкое распространение в христианском мире. Уже в V в. их читали на латинском, армянском и сирийском языках; в X в. появилась арабская версия, в XI в. — грузинская и позднее — славянская. На Руси беседы Златоуста были излюбленным чтением, сохранилось множество славянских списков.
• Беседы на отдельные места из Евангелия от Матфея: на притчу о должнике (Мф. 18, 23), на Мф. 7, 14 с изъяснением молитвы «Отче наш».
• 88 Бесед на Евангелие от Иоанна.
• 55 Бесед на Деяния апостольские — являются единственным полным комментарием Деяний из появившихся в течение первых десяти веков по Рождестве Христовом.
• Беседы на послания ап. Павла.
• Слова на праздничные дни:
Беседа о крещении Господа и о Богоявлении.
Беседы на Страстную седмицу, в которых изложено учение о Тайной Вечере как первой Евхаристии, говорится о силе Креста Христова, о значении покаяния и молитве за врагов.
Беседы на Святую Пасху.
Беседа о Вознесении Господнем, в которой говорится о вознесении как о величайшем благодеянии человеческому роду.
Два слова о Пятидесятнице — о плодах Сошествия Святого Духа и о Его благодатных дарах.
Итак, толкования являются систематическими и последовательными, обеспечивающими педагога по всем основным темам школы I ступени. Для школы II ступени: по истории Церкви — толкования на Деяния и Послания.
Жизненность толкований
Вопросы, поднятые в толкованиях, актуальны до сегодняшнего дня. Перед призванным на Константинопольскую кафедру святителем остро встают задачи нравственного воспитания паствы. Отсутствие гонений и умножение числа христиан приводят к беспечности, расслаблению душевному. Златоуста больше всего смущало снижение требований и идеалов среди христиан. Сегодня — близкая ситуация. Проблемы, обсуждаемые на уроках, особенно с подростками, схожи.
Св. Иоанн навсегда остался в церковной истории как идеал христианского пастыря и проповедника высокой христианской морали. (Особые требования всегда предъявлялись к нравственному облику экзегета. Еще преп. Кассиан Римлянин писал о том, что толкователь должен иметь чистую душу и чистое, незамутненное око.) Прямота святителя в отношении к пасомым исходила из его строго христианского отношения к миру. Будучи сам человеком благочестивой жизни, любую ситуацию он соотносил со Священным Писанием. Свт. Иоанн всегда указывал на Писание как на достаточный и обязательный источник, объясняющий каждый жизненный пример. Это — основа и вероучения, и нравственного назидания. «Кто согласен с Писаниями, тот христианин, а кто с ними не согласен, тот далек от истины». Слово Божие есть единственный истинный учитель: «Никто не научит тебя, как оно...» Поэтому Златоуст постоянно и настойчиво призывает каждого христианина к прилежному чтению Библии. В ней не только богатство и глубина мыслей, но и целебная сила. Особо нужно назидательное чтение мирянам: «Мы, живущие среди моря греховных пожеланий и искушений, мы нуждаемся в Божественном лечении, чтобы исцелиться от обременяющих нас язв и предохранить себя от будущих ранений, чтобы уничтожить Писанием огненные стрелы сатаны». Для святителя Священное Писание — это не просто истории, а назидания: «Примем же с великой благодарностию наставления Божественного Писания, и не будем противиться истине и оставаться во мраке, но поспешим к свету и будем творить дела, достойные света и дня...». Для нас должно быть так же.
Евангелие для святителя — книга о красоте добра, явленного в образе Богочеловека. Он обращает слово как будто к педагогам о детях: «Какое мы будем иметь преимущество пред теми, которые вовсе не слышали (Евангелия), если и после слушания уйдем домой, ничего не имея, а только удивляясь произнесенным словам?- Если кто имеет в себе терние, пусть воспламенит огонь Духа; кто имеет сердце грубое и упорное, пусть сделает его мягким и удобо- преклонным, пользуясь тем же огнем...». Пусть наши дети после нашего урока «воспламеняют огонь», умягчают сердца.
Итак, каждую проповедь св. Иоанн Златоуст сопровождает пастырскими увещаниями на нравственные темы. Необходимо сделать предостережение: увещания порой не связаны логически с основной темой бесед, а касаются непосредственных проблем его паствы
Значит, педагогу нужно: 1) выдерживать основную тему, 2) использовать беседу для решения проблем класса или отдельного ученика.