Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Жизненность толкований 9 страница



5. Закрепление.

Закрепление обычно проводится с помощью вопросов, оно не должно быть слишком длинным, выстраивается в соответствии с логикой занятия. Может отсутствовать, если урок построен по проблемно-исследовательскому методу и все дети были активны на уроке. Возможны разные формы закрепления: исследователь­ские задания, игры, самостоятельное чтение документальных ис­точников, и др.

При подготовке нужно продумать время, отведенное на каж­дый этап урока и вид работы. Подобрать дополнительные вопросы и задания на тот случай, если в конце урока останется время.

6. Моделирование.

Обязательный вид действий для построения проблемных уро­ков. Это может быть запись темы рисунками, опорными схемами, таблицами. Очень удобно для повторения темы на следующем за­нятии, при выполнении домашнего задания, при подготовке к эк­замену и в любых других случаях.

7. Итог урока.

Итог — обязательный элемент урока. Он является заключи­тельным словом учителя, кратким выражением всей темы. Может представлять собой библейское выражение, церковную поговор­ку, благочестивую народную пословицу. Пример итогового выра­жения к теме «Притча о мытаре и фарисее»: «Бог гордым противит­ся, смиренным дает благодать». Не является итогом вопрос учите­ля к детям: «Что вам понравилось в уроке?» Составив конспект или план урока, проверьте, совпадает ли итог с поставленной в начале подготовки целью.

Закончив подготовку урока, проверьте воздействие на все силы Души ребенка: ум, сердце и волю — достаточно ли сильна интел­лектуальная нагрузка, удалось ли вам «растопить» сердце ребен­ка и расположить его к добру, побуждаете ли вы детей к совершен­ствованию в духовной жизни, к ведению православного, церковно­го образа жизни.

В. Домашнее задание.

Выполнение домашнего задания зависит от многих условий, предлагать или не предлагать домашнее задание учитель решает са­мостоятельно. К домашним заданиям можно отнести: чтение Свя­щенного Писания, особенно Евангелия, и глав из учебника Зако­на Божия, заполнение рабочей тетради, рассказ об изученном чле­нам семьи и друзьям, творческие задания — рисунки, сочинения, самодельные книжки, игры, спектакли и пр. Хорошо, если домаш­нее задание способствует воцерковлению всей семьи. Для старших учеников возможны: мини-исследования с описанием веществен­ного источника (храма, иконы), подготовка докладов или кратких сообщений, рефераты, электронные презентации, составление ан­кет для опроса одноклассников или прихожан и другие разнооб­разные формы.

Пример построения сократической беседы на основе толкований свт. Иоанна Златоуста

Для подготовки к урокам законоучитель использует святооте­ческие труды. Особенно необходимы толкования Священного Пи­сания свт. Иоанна Златоуста. Они помогут подготовиться к урокам Священной истории Ветхого и Нового Завета, некоторых уроков катехизиса, изучения богослужения, для школы II ступени — уро­ков нравственности и истории Церкви.

Традиция толкования библейских текстов возникает уже во II в. в писаниях мужей апостольских и ранних апологетов. Основу на­учной экзегезы заложил Ориген. Но непревзойденным толковате­лем Священного Писания является свт. Иоанн Златоуст, труды ко­торого относятся к классическому — „золотому" веку церковной письменности (IV — н. V вв.).

Характер толкований

Толкования Священного Писания Златоустом реалистичны: ясные, простые, почти совершенно чуждые аллегорий. Они соче­тают методы двух богословских школ: Антиохийской (находится близко от места земного подвига Спасителя) — школы буквально­го толкования, связно и ясно представляющей ход библейских со­бытий и прямой смысл учения, и Александрийской (представля­ет греческую, эллинистическую культуру) — путем аллегорий изъ­ясняющей сокровенный, духовный смысл Писания. Толкование св. Иоанна Златоуста было нравственным. Оно преследовало, прежде всего, цели назидания, проповеди, делая ударение на догматиче­ском и следующем из него нравственном аспектах Писания. Свт. Иоанн Златоуст подчеркивал: „Иное в Писании должно понимать так, как говорится, а иное в смысле переносном; иное же в двояком смысле чувственном и духовном". Педагоги найдут и буквальный, фактический, событийный пласт; и духовный, внутренний смысл Св. Писания.

На первый план у Златоуста выдвинут историко-грамматиче- ский смысл. Раскрывая смысл текста, он использует исторические и археологические данные, восстанавливает историческую обста­новку написания. На уроке все это поможет увидеть реальность истории. Но множественность смысла самого Писания не остает­ся незамеченной. Библейские события поучают и пророчествуют. Особенно это видно при изучении Ветхого Завета, изобилующего типологическими толкованиями. Здесь невозможен чистый исто­ризм, необходимо на реалистической основе раскрывать учение о прообразах и преобразованиях. Данное учение — важный момент преподавания Священной истории Ветхого Завета.

Св. Иоанн подчеркивает «темноту» Ветхого Завета. Главная причина этой темноты в обращенности его к будущему, в том, что он — единое пророчество. Ветхий Завет исполнился в Новом, по­этому только исходя из Нового мы можем понять смысл Ветхого. Оба Завета связаны. Как мы знаем, стержнем преподавания Свя­щенной истории является домостроительство человеческого спасе­ния — через явление Господа Иисуса Христа. „Новый Завет сокрыт в Ветхом, Ветхий — раскрывается в Новом" (Беседа на 1 Кор. 6). Отдельные события Ветхого Завета указывают на события гряду­щие — в этом его прообразовательное значение. К тому же Спаси­тель часто говорит в притчах. Именно этим оправдывается нрав­ственное приложение Евангельских текстов. Воспитание на уроках Закона Божия идет через нравственные выводы из эпизодов Свя­щенной истории.

 

 

Состав толкований, метод написания

Златоуст написал очень мало систематических трудов. Пись­менные трактаты относятся ко времени его диаконского служения. Став впоследствии пресвитером и епископом, он уже не имел возможности для составления письменных работ. Ко времени служения в Антиохии относятся монументальные экзегетические циклы. Но большинство его сочинений — застенографированные Редактированные проповеди, произнесенные устно. Каждую проповедь св. Иоанн сопровождал нравственными увещаниями: об отношении к собственности, о недопустимости посещения теа­тра и цирка, о любви к бедным и милосердии, об исполнении запо­ведей и хождении в церковь. Проповеди святителя пользовались огромной популярностью, вызывали рукоплескания и восторжен­ные крики, так что проповеднику приходилось умолять о тишине. Несколько стенографов записывали каждое слово. Благодаря им, проповеди дошли до нас. Ко времени призвания на Константино­польскую кафедру относятся толкования на Деяния, на Псалмы, на многие послания ап. Павла. Многие беседы снова были стеногра­фированы и сохранили живость устного слова. Это клад для пре­подавателя: речь святителя — эмоциональная, красивая, востор­женная, в то же время язык библейский, высокий. Большое вни­мание он уделяет грамматической и логической стороне речи. Его отличает необыкновенная филологическая зоркость и внимание к слову: он раскрывает смысл слов, оттенки синонимов, оборотов речи. На это мы обратим внимание далее.

Творения св. Иоанна Златоуста составляют целую библиотеку бо­гословской литературы. Основная ее часть — беседы на книги Вет­хого и Нового Заветов. Святитель был первым из греческих отцов, толковавшим основные библейские книги последовательно и систе­матически. К лучшим творениям Златоустого писателя принадле­жат толкования на Новый Завет. Это было замечено уже в древности. Нам, педагогам, нужно знать, что можно использовать на уроках.

 

Экзегетические труды свт. Иоанна Златоуста включают сле­дующие беседы.

1. На Ветхий Завет:

• Беседы на Книгу Бытие.

• Беседы на Псалмы.

• Беседы на пророка Исайю.

• Отдельные беседы: беседа о св. Анне и три беседы о Дави­де и Сауле.

2. На Новый Завет:

• Беседы на Евангелие от Матфея — стали классическим ком­ментарием к этому Евангелию и получили самое широкое распространение в христианском мире. Уже в V в. их чита­ли на латинском, армянском и сирийском языках; в X в. появилась арабская версия, в XI в. — грузинская и позднее — славянская. На Руси беседы Златоуста были излюбленным чтением, сохранилось множество славянских списков.

• Беседы на отдельные места из Евангелия от Матфея: на притчу о должнике (Мф. 18, 23), на Мф. 7, 14 с изъяснением молитвы «Отче наш».

• 88 Бесед на Евангелие от Иоанна.

• 55 Бесед на Деяния апостольские — являются единствен­ным полным комментарием Деяний из появившихся в тече­ние первых десяти веков по Рождестве Христовом.

• Беседы на послания ап. Павла.

• Слова на праздничные дни:

Беседа о крещении Господа и о Богоявлении.

Беседы на Страстную седмицу, в которых изложено учение о Тайной Вечере как первой Евхаристии, говорится о силе Креста Христова, о значении покаяния и молитве за врагов.

Беседы на Святую Пасху.

Беседа о Вознесении Господнем, в которой говорится о вознесе­нии как о величайшем благодеянии человеческому роду.

Два слова о Пятидесятнице — о плодах Сошествия Святого Духа и о Его благодатных дарах.

Итак, толкования являются систематическими и последова­тельными, обеспечивающими педагога по всем основным темам школы I ступени. Для школы II ступени: по истории Церкви — тол­кования на Деяния и Послания.

 

Жизненность толкований

Вопросы, поднятые в толкованиях, актуальны до сегодняшне­го дня. Перед призванным на Константинопольскую кафедру свя­тителем остро встают задачи нравственного воспитания паствы. Отсутствие гонений и умножение числа христиан приводят к бес­печности, расслаблению душевному. Златоуста больше всего сму­щало снижение требований и идеалов среди христиан. Сегодня — близкая ситуация. Проблемы, обсуждаемые на уроках, особенно с подростками, схожи.

Св. Иоанн навсегда остался в церковной истории как идеал хри­стианского пастыря и проповедника высокой христианской мора­ли. (Особые требования всегда предъявлялись к нравственному облику экзегета. Еще преп. Кассиан Римлянин писал о том, что тол­кователь должен иметь чистую душу и чистое, незамутненное око.) Прямота святителя в отношении к пасомым исходила из его строго христианского отношения к миру. Будучи сам человеком благоче­стивой жизни, любую ситуацию он соотносил со Священным Пи­санием. Свт. Иоанн всегда указывал на Писание как на достаточ­ный и обязательный источник, объясняющий каждый жизненный пример. Это — основа и вероучения, и нравственного назидания. «Кто согласен с Писаниями, тот христианин, а кто с ними не согла­сен, тот далек от истины». Слово Божие есть единственный истин­ный учитель: «Никто не научит тебя, как оно...» Поэтому Златоуст постоянно и настойчиво призывает каждого христианина к при­лежному чтению Библии. В ней не только богатство и глубина мыс­лей, но и целебная сила. Особо нужно назидательное чтение миря­нам: «Мы, живущие среди моря греховных пожеланий и искуше­ний, мы нуждаемся в Божественном лечении, чтобы исцелиться от обременяющих нас язв и предохранить себя от будущих ранений, чтобы уничтожить Писанием огненные стрелы сатаны». Для свя­тителя Священное Писание — это не просто истории, а назидания: «Примем же с великой благодарностию наставления Божественно­го Писания, и не будем противиться истине и оставаться во мра­ке, но поспешим к свету и будем творить дела, достойные света и дня...». Для нас должно быть так же.

Евангелие для святителя — книга о красоте добра, явленного в образе Богочеловека. Он обращает слово как будто к педагогам о детях: «Какое мы будем иметь преимущество пред теми, которые вовсе не слышали (Евангелия), если и после слушания уйдем до­мой, ничего не имея, а только удивляясь произнесенным словам?- Если кто имеет в себе терние, пусть воспламенит огонь Духа; кто имеет сердце грубое и упорное, пусть сделает его мягким и удобо- преклонным, пользуясь тем же огнем...». Пусть наши дети после нашего урока «воспламеняют огонь», умягчают сердца.

Итак, каждую проповедь св. Иоанн Златоуст сопровождает пас­тырскими увещаниями на нравственные темы. Необходимо сделать предостережение: увещания порой не связаны логически с основ­ной темой бесед, а касаются непосредственных проблем его паствы

Значит, педагогу нужно: 1) выдерживать основную тему, 2) использовать беседу для решения проблем класса или отдельного ученика.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.