Главное — неослабное внимание к внутренней жизни, исподне ние воли Божией. «Итак, трезвись, бодрствуй, молись, — и враги тебе ничего не сделают» (свт. Феофан Затворник).
5. Язык преподавания
Язык преподавания Закона Божия можно назвать библейским. Он включает как обильное цитирование Священного Писания, так и библейский язык рассказа. Невозможно рассказывать Священную историю только словами Библии, поэтому рассказ строится в библейском духе.
Прот. А. Дернов пишет о том, что основанием для учителя должна быть прежде всего и более всего Библия. Отсюда черпается большая часть сведений по Священной истории. Библия умеет рассказывать так просто, бесстрастно и трогательно, как это требуется всеми дидактическими соображениями и до сих пор не удается дидактическому искусству. Поэтому учитель должен вчитываться в Библию не только для того, чтобы рассказывать исторически верно, но и для того, чтобы проникаться духом и способом ее рассказывания. Но этого источника не достаточно. О Пресвятой Богородице нужно иметь сведений больше, чем их дано в Евангелии — столько, сколько полагается Богородичными праздниками. Библия заканчивает свои повествования (в Деяниях) Сошествием Святого Духа, проповедью апп. Павла и отчасти Петра и Иакова. Ученик же должен знать и о Воздвижении, и о великом деле св. равноап. Константина. Поэтому наряду с Библией источником служит Священное Предание, к которому при необходимости добавляются сведения из истории отечественной Церкви.
Библейскую форму надобно усвоить, а это достигается лишь продолжительным изучением Священного Писания, для этого нужно, чтобы в самом учителе слово Божие «обитало обильно» (Кол. 3, 16), чтобы он не повреждал слова Божия, но передавал его «искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» (2 Кор. 2,17) То же самое должно заметить относительно простоты и доступности библейского изложения для детей. Слово Божие вообще просто и доступно для детей (2 Тим. 3, 15), но в частностях, в подробностях, оно представляет великие трудности даже для взрослых, даже для образованнейших и ученых богословов. Одно дело читать слово Божие для душевного назидания, иное изучать его с целью утроить себе и уяснить внутренний смысл и содержание каждого места Писания. В первом случае требуется только благоговейное внимание, сердечная вера, душевная теплота, готовность держать себя под таинственным веянием благодатного духа, обитающего в слове Божием; при этих условиях читающий Священное Писание незаметно, невольно проникается благодатными истинами, душа его согревается верою, любовью, надеждою, и весь он становится как бы новым человеком, новым творением во Христе. Во втором случае требуется точное, ясное понимание каждого слова, каждого выражения, каждой мысли. Это гораздо труднее, такому пониманию нужно учить детей особо.
Конечно, учитель должен предоставить действовать на ученика самой истории. Но личное его мнение, всегда авторитетное для учеников, должно направлять их, особенно в тех случаях, когда возможно ожидать их неправильного отношения. При этом учитель должен помнить, что его вмешательство требует большой осторожности. Личное мнение наставника выражается так, чтобы не отвратить ученика от истины, как будто насильно вкладываемой в душу.
Свобода учителя в изложении библейских историй должна иметь законные границы, предупреждает прот. А. Дернов. Не в том смысле, чтобы говорить только словами Библии. Библейский язык прост, но не настолько, чтобы дети понимали его без толкования. При кажущейся простоте библейских повествований они не могут быть вполне исчерпаны не только ребенком, но и взрослым. Поэтому будучи существенно библейским, рассказ должен быть изложен в доступной детям форме. Он должен представлять собой такое во спроизведение библейского текста, которое включало бы в себя правильное истолкование. С другой стороны, ничто произвольное или представляющее отступление от смысла библейского текста, а тем более извращение его не может быть допускаемо. Например, рассказываяо сотворении человека, выражение Библии: «персть взем от земли» некоторые учителя дополняют рассказом о том, что от сначала сделал из земли фигуру человеческого тела, а потом вдунул в лицо этой бесчувственной фигуры дыхание жизни, т. е. живую душу. Такого рода произвольного толкования, несогласного с общим характером Божественного Откровения, допускать нельзя. Прот. А. Темномеров добавляет: «Слово Божие не нуждается в наших измышлениях... Библия содержит достаточно сведений, дающих весьма подробную картину описываемых событий... Нет решительно никакой нужды осложнять библейские рассказы собственным творчеством. Совершенно достаточно, если учитель сохранит в своем рассказе те подробности, какие дает Библия, и умело воспользуется ими для получения цельной, яркой картины». И главное — сохранение духа повествования. В одном из современных конспектов уроков мы находим следующее «сказочное» изложение событий Священной истории: «Влез змей на дерево и смотрит, не пойдут ли Адам и Ева...» А между тем Библия предлагает нам повествование нисколько не сложнее, зато каждое слово в ней — верно и значимо. «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене...» В рассказе о Вифлеемской звезде и волхвах часто появляется временная неточность: «В тот же день, как засияла звезда, пришли к Младенцу волхвы с востока» или «В тот же день, как Младенцу поклонились пастухи, пришли с дарами волхвы». Между тем Евангелие не указывает времени прихода волхвов, говоря только, что это случилось после посещения пастухов. «Когда же Иисус родился... пришли... волхвы с востока...» (Мф. 2,1) Возможно, это произошло через длительный срок.
Точностью языка преподавания детям должно быть обеспечено отсутствие неправоверия и ереси. В особо важных случаях даже нужно прямо предуведомить учеников о том, какая ересь возникнет при таком-то с виду дозволительном выражении, а учителю в этих случаях — держаться точных, дословных выражений Библии. Особо внимательными стоит быть в учении о естествах, волях и Лицах Иисуса Христа (пример ошибки: Сын Божий во всем подобен Отцу. Правильно — единосущен). Следовательно, толкование должно быть вполне правильным, т. е. согласным с Преданием Церкви.
Прот. А. Дернов называет некоторые качества речи законоучителя, необходимые для правильного преподавания:
• нужно уметь выразить соответствующей интонацией собственное отношение к предмету речи: благоговейный восторг перед бесконечной любовью Божией к человеку, удивление перед верою и подвигами великих праведников, негодование на упорство и Непослушание грешников. Укор и назидание, приказание и просьба не должны говориться голосом одинаково высоким, одинаково быстрым или медленным, без всякой интонации. А какое впечатление на детей производит выразительная речь! Каждое повышение голоса учителя возбуждает в них напряженное внимание, каждое понижение обращает их в слух. Внимание вызывается интересом, какой возбуждает в них живая выразительная речь законоучителя. Но это не должно быть актерство — искусственное, притворное воодушевление или такая степень воодушевления, какая в действительности не испытывается.
• Построение речи. Нужно избегать длинных, сложных предложений и обилия предложений придаточных или с деепричастными оборотами. Лучше всего говорить полными фразами и не сливать в одно предложение различные самостоятельные мысли.
Для выразительности речи нужно применять подлинные слова действующих лиц. Вместо слов: «Одна хананейская женщина, язычница, шла за Иисусом Христом и громко просила Его об исцелении дочери, в которую вселился злой дух и очень мучил ее» привести подлинные слова хананеянки: «Помилуй меня, Иисус, Сын Давидов! Дочь моя тяжко беснуется». Первый способ изложения стушевывает картину, во втором слова бедной матери, полные глубокого горя, только при усилии могут быть произнесены ровным, спокойным голосом.
• В речи учителя не должно быть выражений грубых, вульгарных, простонародных, светских. Сказать «при Крещении младенца окунают в воду» (вместо «погружают в воду») больше подходит лицу, отвергающему это Таинство. Такие выражения употребляются из желания приблизить предмет к детскому пониманию. А может возникнуть неблагоговейное и даже кощунственное отношение, отнимающее от Закона Божия все высокое, священное. Гораздо труднее заметить за собою и исправить такие слова, когда отсутствие благоговения или даже некоторая вульгарность будет сквозить в общем тоне речи. Примеры такой передачи священно- исторических рассказов можно найти в книге прот. А. Соколова «Священная история в простых рассказах». «Послушай, любезный Елеазар, - говорит Авраам, — мой Исаак хочет жениться». Или Иов говорит жене: «Что ты, что ты, жена? В своем ли ты уме?». Говорить на уроках Закона Божия таким языком — значить ронять Священную историю в сознании учеников.
«Будучи простою, речь священно-исторического рассказа ни в каком случае не должна быть ребяческою и грубою. Например- „Ну да! — сказал Иосиф, — вы люди негодные... Зачем вы сделали такую гадость?.. Чем богаче человек, тем более люди стараются всячески напакостить ему..." Речь рассказа должна вполне соответствовать его возвышенному содержанию. Она должна подниматься над грубостью обычной речи, а не унижаться до нее», — предостерегает сщмч. Фаддей (Успенский).
Язык Библии, чуждый изысканности и тривиальности, напыщенности и вульгарности, служит нормой для учителя.
• Необходимым свойством речи законоучителя должна быть сердечность. Истины Закона Божия должны сделаться в детях достоянием сердца, из которого исходят помышления и злые, и благие (Мф. 15, 19), а для этого учитель сам должен говорить «от сердца». Он найдет пути к сердцу детей, если в его словах будет искренность и теплота чувства. Поэтому сердечность — основное свойство воодушевленной речи.
Заканчивая разговор об использовании Библии, нельзя не привести важное предостережение К. П. Победоносцева: «Больше всего берегитесь делать из Евангелия учебную книгу: это грех. Это значит — обесценивать для человека книгу, которая должна быть для него сокровищем и руководством целой жизни. Страшно должно быть для совести разбивать слово жизни на бездушные кусочки и делать из них мучительные вопросы для детей».
6. Взаимосвязь Ветхого и Нового Завета
Священная история есть история Церкви Божией на земле, начиная с детски-невинного состояния человека, продолжая его падением и кончая внутренним возрождением в благодатном Царстве Христовом. Поэтому, казалось бы, вполне естественно на чинать преподавание с Ветхого Завета. Но тем не менее ученикидолжны иметь взгляд более возвышенный, чем большинство ветхозаветных людей. Конечно, христианин на все ветхозаветные бытия смотрит глазами христианской веры, просветленной писаниями Нового Завета. В ветхозаветных событиях мы должны видеть гораздо больше, чем видели евреи. Такая широта взгляда требуется при преподавании Священной истории. Поэтому до изучения Ветхого Завета рекомендуется работа по подготовительной программе Закона Божия, представляющей собой изучение годового круга, т. е. через праздники Православной Церкви ознакомление с основными событиями Нового Завета.
При изучении Ветхого Завета необходимо: 1) выдержать главную идею — ожидание прихода Спасителя и 2) сделать указания на основные преобразования. Здесь нужно вести дело так, чтобы дети поняли прообразы. Прообразами служат, во-первых, лица, например, Исаак, Иосиф, Мелхиседек; во-вторых, предметы и установления, например, жертвы, скиния, купина; в-третьих, события, например, трехдневное пребывание Ионы в чреве кита, продажа Иосифа братьями. Истолкование всех прообразов чрезвычайно трудно, поэтому необходимо точно объяснить учащимся, в чем заключается сходство прообраза с его исполнением, а не просто сказать, например, что неопалимая купина прообразовала собой Божию Матерь. Детям будет непонятно, почему? Скорее всего, они будут запоминать данный материал механически, не понимая. При разъяснении прообраза нужно обратить внимание на главные черты сходства. Например, вся жизнь Иосифа является прообразовательной. Рассмотрим основные преобразовательные черты его жизни: продажа братьями за двадцать сребренников — предательство Иуды, напрасные страдания в Египте — Крестные страдания Иисуса Христа, возвышение фараоном — вознесение Господне, спасение своего народа — спасение всех человеков в Царстве Небесном.
Приведем два фрагмента урока по теме «Потоп» и увидим, как связана история Ветхого Завета с Новым Заветом:
У. Читаем Быт. 6, 5: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время...» Как вы поняли эти слова?
Д. У людей были злые дела и мысли.
У. Зло проникло не только в дела, но и в мысли людей. Процветало всеобщее господство открытого и дерзкого греха и восстания
против Бога. Вспомним, кто первый дерзко ответил Богу. (Каин - «Разве я сторож брату моему?») По всей земле царили ужас, мерзость и насилие. Люди полагались на свою силу, не верили в обе тование будущего избавления.
Читаем Быт. 6, 6-7: «...и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков...». Как понимать эти слова? Бог «жалеет» о сотворении человека?
Д. Нет, Он скорбит о множестве грехов, овладевших человеком.
У. Бог всеправедный, но Он и милостивый, Он творит справедливый суд, суд милосердия. Пока племя Сифа жило отдельно, оставалась надежда на покаяние людей, на сохранение истинной религии. А теперь грех слишком врос в человеческие сердца. Люди опустились до того состояния, когда невозможно покаяние. Они были мертвы духовно, безнадежны для спасения. Чтобы искоренить порок и неверие, чтобы не лишить человечество (нас с вами) будущего, остался один способ — истребить грешников. Но не вся земля была залита грехом. Остался один человек — Ной, потомок Сифа. «Ной же обрел благодать пред очами Господа», потому что «ходил пред Богом» (Быт 6, 8-9). За что же Ной «обрел благодать»?
Д. Он был праведным и верил в Бога.
У. Бог выбрал Ноя, чтобы от него повести дальше род человеческий. Он явился ему и сказал: (читаем Быт. 6, 17) «Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни». Господь повелел Ною построить ковчег (дом-корабль), дав точные размеры и указания, как строить; а затем ввести в ковчег сыновей, жену и жен сыновей, а также от всех животных по паре (Быт. 6, 18-19). Как, по-вашему, Ной принял повеление?
Д. Послушно, с верой.
У. Ной с верою принял повеление Божие и начал строить ковчег- (Рассматриваем иллюстрацию.) Это служило сильным испытанием веры, ведь кругом царило самое дерзкое неверие. Представьте себе, что вам Господь повелел на центральной площади города начать подобное строительство. Как, вы думаете, реагировали люди?
Д. Смеялись, удивлялись.
у Действительно, сооружение было необычайное, оно вызывало у окружающих любопытство, насмешки и угрозы. Но вера Ноя была непоколебима. Хотя это было еще не все испытание. Ной должен был нести и другой подвиг — проповедничества: обличать весь мир с его неверием и беззаконием, призывать к покаянию, объявлять, что Бог дал человеческому роду на покаяние 120 лет. Каким опять являет Себя Господь? Чего Он хочет?
Д. Справедливым, милосердным, долготерпеливым, желающим людям покаяния, спасения.
У. Долготерпеливый и милостивый Господь ожидал пробуждения покаяния во все время построения ковчега. Но люди «ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег; и не думали...» (Мф. 24, 38-39).
Ковчег был построен, и Господь, не видя больше надежды на покаяние грешного человечества, повелел Ною войти в ковчег с сыновьями: Симом, Хамом и Иафетом, со всем семейством и животными. После этого Бог дал людям еще 7 дней — последний срок для покаяния, а потом Сам затворил двери ковчега, т. е. сделал невозможным вхождение туда оставшихся людей. Вот что случилось затем.
Читаем Быт. 7, 11-12, 17-19, 24. «Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей, и умножилась вода,... и ковчег плавал по поверхности вод... Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней». И только потом «воды остановились,... и перестал дождь с неба,... и стала убывать вода». Так совершилось великое наказание Божие утопавшему во зле человечеству и вместе с ним всему миру. Никто не мог спастись, кроме тех, кто находился в ковчеге.
* * *
У. Что бы могло случиться, если бы не произошел потоп?
Д. Человечество погибло бы от зла, от множества грехов. Не пришел бы Спаситель, мы бы не имели надежды на спасение.
У. Нет ли у нас такого дома-корабля, который несет нас ко спасению?
Д. Есть, это Церковь.
У. Верно, ковчег — прообраз Церкви Христовой. Но Церковь — не дом, не храм, а общество всех истинно и правильно верующих во Христа Спасителя и соединенных с Ним. Церковь — это Тело Христово. Кто же Глава Церкви?
Д. Сам Иисус Христос.
У. Куда несется наш корабль спасения?
Д. В Царство Небесное.
У. По какому морю?
Д. По житейскому.
У. Какие волны мешают нашему плаванию?
Д. Наши грехи.
У. Кто находится в корабле?
Д. Люди, верующие во Христа.
У. Да, Церковь земная. А еще?
Д. Умершие в вере. Святые. Ангелы.
У. Церковь Небесная. Можно ли спастись вне Церкви?
Д. ?
У. Вспомним, спасся ли кто-то из людей вне ковчега? Может быть, хотя бы кто-то один?
Д. Нет, никто не спасся, кроме бывших в ковчеге.
У. Запомним и повторим все вместе слова: «Без Церкви нет спасения».
7. Взаимосвязь Священной истории с другими предметами
Каждый урок Священной истории связан с догматическими истинами, с богослужением и молитвами Православной Церкви - Ведь он имеет целью ввести детей в церковную жизнь. Поэтому на ряду с повествованиями о событиях необходимо указывать особенности богослужения и традиции Церкви, приводить соответ ствующие молитвы и праздничные тропари, т. к. в них кратко выразительно объясняются праздничные события. (При незнания смысла праздника учитель в первую очередь обращается к тропарю. «Днесь спасения нашего главизна...» — следовательно, при учении Благовещения говорим о начале нашего спасения.)
Занятие по Священной истории обязательно включает в себя разговор о значении событий и явлений. Таким образом, оно всегда имеет догматическое основание. Извлекаемое из истории учение подробно объясняется с точки зрения катехизиса, учения о богослужении и объяснения молитв.
8. Связь Священной истории с жизнью детей
Уроки по Священной истории строятся так, что после рассказа о событиях следует применение истории к жизни воспитанников. Оно производится в форме беседы, во время которой выясняются вероучительные и нравственные уроки, имеющие целью склонить детей к исполнению христианских обязанностей. Особенное внимание нужно обращать на применение истории к внутренней, нравственной жизни воспитанников. Библейские истории повторяются ежедневно, любая библейская история есть пророчество, исполняющееся в каждом человеческом сердце. Поэтому христианское дитя должно пережить в себе, перечувствовать библейскую историю, и школа ему помогает в этом. Довольно иногда сказать одно слово, чтобы произвести глубокое и сильное впечатление на сердце детей. В «Письмах одинокого человека» прот. Валентина Свенцицкого описан детский опыт страха смерти — страха неотступного, напряженного. Священник вспоминает: «Что бы могло тогда меня утешить? Только одно слово: бессмертие». Этот пример показывает, как нуждаются дети в нашем слове, порой даже в единственном.
Сопоставляя изучаемый материал с жизнью детей, нужно помнить, что Церковь дает не правила поведения в определенных ситуациях, она дает закон, Закон Божий, рекомендации для действий в любом положении. Потому при изучении нужно идти от Евангелия к конкретным случаям, а в жизни — наоборот: от происходящего к оценкам и основаниям, лежащим в Божественном Откровении.
КАК ПРЕПОДАВАТЬ ДЕТЯМ БИБЛЕЙСКУЮ ИСТОРИЮ?
Прот. А. Дернов предлагает следующий ход изучения Священной истории. На первых уроках прежде всего надо познакомиться с теми понятиями, которые ученики принесли из семей: молятся ли они, ходят ли в храм и знают ли, что там совершается. Нужно научить их молиться, изображать крестное знамение. Далее идут начальные понятия о Боге, о Пресвятой Троице, молитвах, иконах, о священническом благословении и его значении. Выясняется необходимость молитвенного обращения к Богу, святым угодникам Его, к Ангелам. Дается понятие об Ангелах и сообщается история творения мира невидимого. Говорится об Ангеле Хранителе и о святом угоднике Божием, который ходатайствует за каждого из нас пред Богом. Затем следует материал о сотворение мира видимого, человека.
Ввиду невозможности представить детям историю домостроительства во всей полноте и строгой системе, следует довольствоваться эпизодическим ее изложением — изучать важнейшие события, да и в них останавливаться главным образом на тех эпизодах, которые более необходимы для более ясного и целостного представления изучаемого события или для религиозно-нравственного воздействия на учащихся. Например, не рассказывая подробно о суде Ирода над Господом Иисусом Христом, тем не менее упоминать об этом обстоятельстве: «Пилат отослал Иисуса Христа на суд к Ироду, царю Галилейскому, но и тот не осудил Господа, потому что не нашел в Нем вины», не рассказывать о призвании Исаии к пророческому служению, однако заметить: «Призванный к пророческому служению в чудесном видении...»
Учитель должен выяснить, какие отдельные подробности содержания объясняемого эпизода представляют особенную важность для духовного развития детей. Тогда будет ясно, в каком объеме должен быть сообщен материал, на что нужно обратить особенное внимание и какие детали без ущерба можно опустить Например, если педагог желает в рассказе о сыновьях Ноя оттенить различие между поступком Хама и поведением Сима и Иафета, он не может не указать, что последние подошли к отцу, обратившись спиною, чтобы не видеть наготы его; в притче о блудном сыне, чтобы показать милосердие и любовь Божию к кающемуся грешнику, нужно отметить, что отец увидел сына, когда тот был еще далеко, сам побежал к нему навстречу и, едва сын начал говорить: «отче, я согрешил...», уже простил его.
Не следует для связи между изучаемыми событиями кратко упоминать о других важных событиях, например, при рассказе о всемирном потопе сказать два-три слова о патриархах, говоря о видении Иаковом таинственной лестницы, заметить, что Исаав продал Иакову право первородства за чечевичную похлебку. Но особенно недопустимо излагать целые рассказы в виде краткого конспекта.
В изложении Святого Писания господствует удивительная, высокая простота, но многие, только в легких контурах намеченные здесь, образы раскрываются пред очами веры в богато раскрашенные картины, в одном слове здесь часто целый мир мыслей.
При истолковании библейских повествований учителю нужно руководствоваться параллельными местами. Например, в Книге Бытие не говорится, почему Господь у Авеля принял жертву, а у Каина нет, но ап. Павел разъясняет, что Авель верою принес лучшую жертву, нежели Каин. Во многих случаях Священное Писание указывает, как сделать рассказ нагляднее. Возьмем Быт. 37, 26-28. История о том, как братья Иосифа продали его купцам, рассказана здесь очень сухо и сжато. Иосиф по этому рассказу спокойно, безмолвно покоряется своему жребию. Но эта же история представится в ином виде, когда мы прочитаем Быт. 42, 21-22. Здесь сами братья рассказывают, как велико было страдание души Иосифа, когда его бросили в ров. Он ожидал себе участи Авеля. Далее мы здесь читаем, что Иосиф со слезами умолял своих братьев не продавать его, и братья все-таки не сжалились над ним. Рувим еще кроме того высказывает, что он просил тогда братьев не грешить против отрока, но они его не послушались. Какой богатый материал для наглядного, живого изображения сцены, представленной Быт. 37, 26-28!
В Евангелии от Матфея 9, 2-8 рассказывается история об исцелении расслабленного. Изложенный здесь очень коротко рас- сказ сделается гораздо живее и нагляднее, когда мы дополним его из Евангелия от Марка 2, 2-5: укажем, что к Иисусу собралось множество народа, так что не только в доме, где находился Иисус Хри- стос, но и за дверьми не было места, что принесшие расслабленного четыре человека, не имея возможности проникнуть в дом за множеством народа, поднялись на кровлю дома, где находился Иисус и, проломав ее, спустили одр, на котором лежал расслабленный где само Священное Писание представляет такой богатый материал для наглядного изображения событий, там нужно пользоваться этим материалом.
Готовясь к уроку по Священной истории, учитель призывает на помощь все свои знания, пользуется справочниками, энциклопедиями и словарями. При изучении жизни Господа Иисуса Христа удобно воспользоваться Евангельским синопсисом, где приводятся события параллельно по всем Евангелиям. Священник Евгений Сосунцов обращает внимание на многие выражения, общеупотребительные среди слушателей Спасителя, пророков и апостолов, но совершенно незнакомые современным школьникам, например, «вязать и решить», «какой мерой мерите, возмерится вам», «умножая умножу», «ты говоришь». Необходимо принять за правило приводить буквально то, что доступно пониманию детей, если же они не доросли до уразумения буквальных изречений Библии, лучше приводить их в истолковательной форме, но передавая в точности их смысл.
Какими методами нужно передавать библейские истории?
1. Лучшим методом полного и подробного изучения Священной истории является толковое чтение и объяснение ученикам самого слова Божия. Комментированное чтение ветхозаветных Книг Библии отличается краткостью, с наибольшей же подробностью читается Евангельское повествование.
2. Важным средством для преподавания библейских истории служит устный, живой рассказ исторических событий самим законоучителем. Это положение признается всеми педагогами.
3. В старших классах допускается самостоятельное чтение учениками священных историй по учебнику или по Библии, т. е. учитель задает урок, не рассказывая истории, а предоставляя самим ученикам прочитать и приготовить ее. Задачей преподавания в этом случае служит свободный рассказ со стороны детей, учитель при этом испытывает их вопросами, чтобы удостовериться, понимают ли дети выученное ими.
С. И. Широкий обосновывает, почему Священную историю нужно преимущественно рассказывать.
В Ветхом Завете история первых людей и патриархов передавалась из рода в род посредством устного, живого предания. По заповеди Божией, данной через Моисея, отцы семейств обязаны были рассказывать детям своим о знамениях Божиих, совершенных в Египте (Исх. 10, 2. 12, 26-27). И эта заповедь, как известно, строго соблюдалась иудеями, в особенности при совершении праздника пасхи. То же самое мы видим и в Новом Завете. Первоначальные самовидцы и служители Слова устно передавали события из земной жизни Спасителя (Лк. 1, 1-2); ближайшие сотрудники апостолов также посредством устных повествований знакомили новообращенных с деяниями апостолов. Устное предание сохранялось и в последующие века, но важнейшие события из жизни апостолов и Самого Иисуса Христа уже были переданы письменно, поэтому устный рассказ о них мало-помалу заменился чтением Евангелия, Книги Деяний и некоторых церковных книг, составленных мужами апостольскими.
• Священная история сама по себе имеет повествовательной характер. История каждого народа вообще начинается в форме повествования, затем наступает эпоха критической оценки событий, при упадке народа историк обращается к великим примерам древности, к так называемым творческим эпохам истории, и составляет жизнеописания. Заметны эти эпохи и в истории народа Божия, но в ней есть важная особенность: главную задачу, сущность Священной истории на всех ступенях ее развития составляет изложение событий. Они совершались по особым намерениям Божиим, в них открываются неизгладимые следы премудрости, благости, всемогущества и милосердия Божия, они имеют высокое значение. Среди них особенно можно выделить: творение мира, воплощение Сына Божия, Его страдания и Крестную смерть, сошествие на апостолов Святого Духа и др. Здесь каждое обстоятельство, каждая подробность заслуживают особого, благоговейного внимания, потому излагать Священную историю значит излагать упоминаемые в ней события.
• Священная история преподается, главным образом, с той целью, чтобы наполнить душу детей наглядными представлениями из мира религиозно-нравственного и тем способствовать усвоению догматических истин (вспомним, например, притчу о сеятеле) Эта задача исполняется гораздо успешнее, когда учитель рассказывает события так, как будто бы он сам присутствовал при их совершении, сам видел их своими глазами.
• Наконец, вообще рассказ особенно нравится детям, он соответствует детской природе, привлекателен по своей наглядности.
Ничто не действует так благотворно на ум и сердце детей, как рассказ. Но рассказывать хорошо — дело весьма нелегкое. Нет возможности совершить перед детьми минувшие события. Остается одно — рассказать так, чтобы событие ожило в сердцах учеников. В сущности своей рассказ есть описание явлений в их связи между собою во времени, при этом непременно должна быть выражена также внутренняя связь по общему основанию событий, общим причинам и влиянию одних событий на другие.