Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Догматические и нравственные основы 6 страница



Главное — неослабное внимание к внутренней жизни, исподне ние воли Божией. «Итак, трезвись, бодрствуй, молись, — и враги тебе ничего не сделают» (свт. Феофан Затворник).

5. Язык преподавания

Язык преподавания Закона Божия можно назвать библейским. Он включает как обильное цитирование Священного Писания, так и библейский язык рассказа. Невозможно рассказывать Священ­ную историю только словами Библии, поэтому рассказ строится в библейском духе.

Прот. А. Дернов пишет о том, что основанием для учителя дол­жна быть прежде всего и более всего Библия. Отсюда черпается большая часть сведений по Священной истории. Библия умеет рас­сказывать так просто, бесстрастно и трогательно, как это требует­ся всеми дидактическими соображениями и до сих пор не удается дидактическому искусству. Поэтому учитель должен вчитывать­ся в Библию не только для того, чтобы рассказывать исторически верно, но и для того, чтобы проникаться духом и способом ее рас­сказывания. Но этого источника не достаточно. О Пресвятой Бого­родице нужно иметь сведений больше, чем их дано в Евангелии — столько, сколько полагается Богородичными праздниками. Библия заканчивает свои повествования (в Деяниях) Сошествием Святого Духа, проповедью апп. Павла и отчасти Петра и Иакова. Ученик же должен знать и о Воздвижении, и о великом деле св. равноап. Кон­стантина. Поэтому наряду с Библией источником служит Священ­ное Предание, к которому при необходимости добавляются сведе­ния из истории отечественной Церкви.

Библейскую форму надобно усвоить, а это достигается лишь продолжительным изучением Священного Писания, для это­го нужно, чтобы в самом учителе слово Божие «обитало обиль­но» (Кол. 3, 16), чтобы он не повреждал слова Божия, но передавал его «искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» (2 Кор. 2,17) То же самое должно заметить относительно простоты и доступно­сти библейского изложения для детей. Слово Божие вообще просто и доступно для детей (2 Тим. 3, 15), но в частностях, в подробностях, оно представляет великие трудности даже для взрослых, даже для образованнейших и ученых богословов. Одно дело читать слово Божие для душевного назидания, иное изучать его с целью утроить себе и уяснить внутренний смысл и содержание каждого места Писания. В первом случае требуется только благоговейное внимание, сердечная вера, душевная теплота, готовность держать себя под таинственным веянием благодатного духа, обитающего в слове Божием; при этих условиях читающий Священное Писание незаметно, невольно проникается благодатными истинами, душа его согревается верою, любовью, надеждою, и весь он становится как бы новым человеком, новым творением во Христе. Во втором случае требуется точное, ясное понимание каждого слова, каждого выражения, каждой мысли. Это гораздо труднее, такому понима­нию нужно учить детей особо.

Конечно, учитель должен предоставить действовать на уче­ника самой истории. Но личное его мнение, всегда авторитетное для учеников, должно направлять их, особенно в тех случаях, ко­гда возможно ожидать их неправильного отношения. При этом учитель должен помнить, что его вмешательство требует большой осторожности. Личное мнение наставника выражается так, чтобы не отвратить ученика от истины, как будто насильно вкладывае­мой в душу.

Свобода учителя в изложении библейских историй должна иметь законные границы, предупреждает прот. А. Дернов. Не в том смысле, чтобы говорить только словами Библии. Библейский язык прост, но не настолько, чтобы дети понимали его без толкования. При кажущейся простоте библейских повествований они не могут быть вполне исчерпаны не только ребенком, но и взрослым. Поэтому будучи существенно библейским, рассказ должен быть изло­жен в доступной детям форме. Он должен представлять собой такое во спроизведение библейского текста, которое включало бы в себя правильное истолкование. С другой стороны, ничто произвольное или представляющее отступление от смысла библейского текста, а тем более извращение его не может быть допускаемо. Например, рассказываяо сотворении человека, выражение Библии: «персть взем от земли» некоторые учителя дополняют рассказом о том, что от сначала сделал из земли фигуру человеческого тела, а потом вдунул в лицо этой бесчувственной фигуры дыхание жизни, т. е. живую душу. Такого рода произвольного толкования, несогласного с общим характером Божественного Откровения, допускать нельзя. Прот. А. Темномеров добавляет: «Слово Божие не нуждается в на­ших измышлениях... Библия содержит достаточно сведений, даю­щих весьма подробную картину описываемых событий... Нет реши­тельно никакой нужды осложнять библейские рассказы собствен­ным творчеством. Совершенно достаточно, если учитель сохранит в своем рассказе те подробности, какие дает Библия, и умело восполь­зуется ими для получения цельной, яркой картины». И главное — сохранение духа повествования. В одном из современных конспек­тов уроков мы находим следующее «сказочное» изложение событий Священной истории: «Влез змей на дерево и смотрит, не пойдут ли Адам и Ева...» А между тем Библия предлагает нам повествование нисколько не сложнее, зато каждое слово в ней — верно и значи­мо. «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене...» В рассказе о Вифлеемской звезде и волх­вах часто появляется временная неточность: «В тот же день, как за­сияла звезда, пришли к Младенцу волхвы с востока» или «В тот же день, как Младенцу поклонились пастухи, пришли с дарами волх­вы». Между тем Евангелие не указывает времени прихода волхвов, говоря только, что это случилось после посещения пастухов. «Когда же Иисус родился... пришли... волхвы с востока...» (Мф. 2,1) Возмож­но, это произошло через длительный срок.

Точностью языка преподавания детям должно быть обеспече­но отсутствие неправоверия и ереси. В особо важных случаях даже нужно прямо предуведомить учеников о том, какая ересь возник­нет при таком-то с виду дозволительном выражении, а учителю в этих случаях — держаться точных, дословных выражений Биб­лии. Особо внимательными стоит быть в учении о естествах, волях и Лицах Иисуса Христа (пример ошибки: Сын Божий во всем по­добен Отцу. Правильно — единосущен). Следовательно, толкова­ние должно быть вполне правильным, т. е. согласным с Предани­ем Церкви.

Прот. А. Дернов называет некоторые качества речи законоучи­теля, необходимые для правильного преподавания:

• нужно уметь выразить соответствующей интонацией собственное отношение к предмету речи: благоговейный восторг перед бесконечной любовью Божией к человеку, удивление перед верою и подвигами великих праведников, негодование на упорство и Непослушание грешников. Укор и назидание, приказание и прось­ба не должны говориться голосом одинаково высоким, одинаково быстрым или медленным, без всякой интонации. А какое впечатле­ние на детей производит выразительная речь! Каждое повышение голоса учителя возбуждает в них напряженное внимание, каждое понижение обращает их в слух. Внимание вызывается интересом, какой возбуждает в них живая выразительная речь законоучите­ля. Но это не должно быть актерство — искусственное, притвор­ное воодушевление или такая степень воодушевления, какая в дей­ствительности не испытывается.

• Построение речи. Нужно избегать длинных, сложных предложений и обилия предложений придаточных или с деепричастны­ми оборотами. Лучше всего говорить полными фразами и не сли­вать в одно предложение различные самостоятельные мысли.

Для выразительности речи нужно применять подлинные сло­ва действующих лиц. Вместо слов: «Одна хананейская женщина, язычница, шла за Иисусом Христом и громко просила Его об исце­лении дочери, в которую вселился злой дух и очень мучил ее» при­вести подлинные слова хананеянки: «Помилуй меня, Иисус, Сын Давидов! Дочь моя тяжко беснуется». Первый способ изложения стушевывает картину, во втором слова бедной матери, полные глу­бокого горя, только при усилии могут быть произнесены ровным, спокойным голосом.

• В речи учителя не должно быть выражений грубых, вульгар­ных, простонародных, светских. Сказать «при Крещении младен­ца окунают в воду» (вместо «погружают в воду») больше подхо­дит лицу, отвергающему это Таинство. Такие выражения употреб­ляются из желания приблизить предмет к детскому пониманию. А может возникнуть неблагоговейное и даже кощунственное отно­шение, отнимающее от Закона Божия все высокое, священное. Го­раздо труднее заметить за собою и исправить такие слова, когда отсутствие благоговения или даже некоторая вульгарность будет сквозить в общем тоне речи. Примеры такой передачи священно- исторических рассказов можно найти в книге прот. А. Соколова «Священная история в простых рассказах». «Послушай, любезный Елеазар, - говорит Авраам, — мой Исаак хочет жениться». Или Иов говорит жене: «Что ты, что ты, жена? В своем ли ты уме?». Говорить на уроках Закона Божия таким языком — значить ронять Священную историю в сознании учеников.

«Будучи простою, речь священно-исторического рассказа ни в каком случае не должна быть ребяческою и грубою. Например- „Ну да! — сказал Иосиф, — вы люди негодные... Зачем вы сделали такую гадость?.. Чем богаче человек, тем более люди стараются вся­чески напакостить ему..." Речь рассказа должна вполне соответ­ствовать его возвышенному содержанию. Она должна поднимать­ся над грубостью обычной речи, а не унижаться до нее», — пред­остерегает сщмч. Фаддей (Успенский).

Язык Библии, чуждый изысканности и тривиальности, напы­щенности и вульгарности, служит нормой для учителя.

• Необходимым свойством речи законоучителя должна быть сердечность. Истины Закона Божия должны сделаться в детях до­стоянием сердца, из которого исходят помышления и злые, и бла­гие (Мф. 15, 19), а для этого учитель сам должен говорить «от серд­ца». Он найдет пути к сердцу детей, если в его словах будет ис­кренность и теплота чувства. Поэтому сердечность — основное свойство воодушевленной речи.

Заканчивая разговор об использовании Библии, нельзя не при­вести важное предостережение К. П. Победоносцева: «Больше все­го берегитесь делать из Евангелия учебную книгу: это грех. Это значит — обесценивать для человека книгу, которая должна быть для него сокровищем и руководством целой жизни. Страшно дол­жно быть для совести разбивать слово жизни на бездушные кусоч­ки и делать из них мучительные вопросы для детей».

6. Взаимосвязь Ветхого и Нового Завета

Священная история есть история Церкви Божией на земле, на­чиная с детски-невинного состояния человека, продолжая его па­дением и кончая внутренним возрождением в благодатном Цар­стве Христовом. Поэтому, казалось бы, вполне естественно на чинать преподавание с Ветхого Завета. Но тем не менее ученики должны иметь взгляд более возвышенный, чем большинство ветхозаветных людей. Конечно, христианин на все ветхозаветные бытия смотрит глазами христианской веры, просветленной пи­саниями Нового Завета. В ветхозаветных событиях мы должны видеть гораздо больше, чем видели евреи. Такая широта взгляда требуется при преподавании Священной истории. Поэтому до из­учения Ветхого Завета рекомендуется работа по подготовительной программе Закона Божия, представляющей собой изучение годо­вого круга, т. е. через праздники Православной Церкви ознакомле­ние с основными событиями Нового Завета.

При изучении Ветхого Завета необходимо: 1) выдержать глав­ную идею — ожидание прихода Спасителя и 2) сделать указания на основные преобразования. Здесь нужно вести дело так, чтобы дети поняли прообразы. Прообразами служат, во-первых, лица, например, Исаак, Иосиф, Мелхиседек; во-вторых, предметы и установления, например, жертвы, скиния, купина; в-третьих, со­бытия, например, трехдневное пребывание Ионы в чреве кита, продажа Иосифа братьями. Истолкование всех прообразов чрез­вычайно трудно, поэтому необходимо точно объяснить учащим­ся, в чем заключается сходство прообраза с его исполнением, а не просто сказать, например, что неопалимая купина прообразовала собой Божию Матерь. Детям будет непонятно, почему? Скорее все­го, они будут запоминать данный материал механически, не по­нимая. При разъяснении прообраза нужно обратить внимание на главные черты сходства. Например, вся жизнь Иосифа является прообразовательной. Рассмотрим основные преобразовательные черты его жизни: продажа братьями за двадцать сребренников — предательство Иуды, напрасные страдания в Египте — Крест­ные страдания Иисуса Христа, возвышение фараоном — вознесе­ние Господне, спасение своего народа — спасение всех человеков в Царстве Небесном.

Приведем два фрагмента урока по теме «Потоп» и увидим, как связана история Ветхого Завета с Новым Заветом:

У. Читаем Быт. 6, 5: «И увидел Господь, что велико развращение че­ловеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время...» Как вы поняли эти слова?

Д. У людей были злые дела и мысли.

У. Зло проникло не только в дела, но и в мысли людей. Процветало всеобщее господство открытого и дерзкого греха и восстания

против Бога. Вспомним, кто первый дерзко ответил Богу. (Каин - «Разве я сторож брату моему?») По всей земле царили ужас, мерзость и насилие. Люди полагались на свою силу, не верили в обе тование будущего избавления.

Читаем Быт. 6, 6-7: «...и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков...». Как понимать эти слова? Бог «жалеет» о сотворении человека?

Д. Нет, Он скорбит о множестве грехов, овладевших человеком.

У. Бог всеправедный, но Он и милостивый, Он творит справедли­вый суд, суд милосердия. Пока племя Сифа жило отдельно, оста­валась надежда на покаяние людей, на сохранение истинной ре­лигии. А теперь грех слишком врос в человеческие сердца. Люди опустились до того состояния, когда невозможно покаяние. Они были мертвы духовно, безнадежны для спасения. Чтобы искоре­нить порок и неверие, чтобы не лишить человечество (нас с вами) будущего, остался один способ — истребить грешников. Но не вся земля была залита грехом. Остался один человек — Ной, потомок Сифа. «Ной же обрел благодать пред очами Госпо­да», потому что «ходил пред Богом» (Быт 6, 8-9). За что же Ной «обрел благодать»?

Д. Он был праведным и верил в Бога.

У. Бог выбрал Ноя, чтобы от него повести дальше род человеческий. Он явился ему и сказал: (читаем Быт. 6, 17) «Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жиз­ни». Господь повелел Ною построить ковчег (дом-корабль), дав точные размеры и указания, как строить; а затем ввести в ковчег сыновей, жену и жен сыновей, а также от всех животных по паре (Быт. 6, 18-19). Как, по-вашему, Ной принял повеление?

Д. Послушно, с верой.

У. Ной с верою принял повеление Божие и начал строить ковчег- (Рассматриваем иллюстрацию.) Это служило сильным испытанием веры, ведь кругом царило самое дерзкое неверие. Представьте себе, что вам Господь повелел на центральной площади города начать подобное строительство. Как, вы думаете, реагировали люди?

Д. Смеялись, удивлялись.

у Действительно, сооружение было необычайное, оно вызывало у окружающих любопытство, насмешки и угрозы. Но вера Ноя была непоколебима. Хотя это было еще не все испытание. Ной должен был нести и другой подвиг — проповедничества: обли­чать весь мир с его неверием и беззаконием, призывать к покая­нию, объявлять, что Бог дал человеческому роду на покаяние 120 лет. Каким опять являет Себя Господь? Чего Он хочет?

Д. Справедливым, милосердным, долготерпеливым, желающим людям покаяния, спасения.

У. Долготерпеливый и милостивый Господь ожидал пробуждения покаяния во все время построения ковчега. Но люди «ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег; и не думали...» (Мф. 24, 38-39).

Ковчег был построен, и Господь, не видя больше надежды на покаяние грешного человечества, повелел Ною войти в ковчег с сыновьями: Симом, Хамом и Иафетом, со всем семейством и животными. После этого Бог дал людям еще 7 дней — последний срок для покаяния, а потом Сам затворил двери ковчега, т. е. сде­лал невозможным вхождение туда оставшихся людей. Вот что случилось затем.

Читаем Быт. 7, 11-12, 17-19, 24. «Разверзлись все источники ве­ликой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей, и умножилась вода,... и ковчег плавал по поверхности вод... Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней». И только потом «воды остановились,... и пере­стал дождь с неба,... и стала убывать вода». Так совершилось великое наказание Божие утопавшему во зле человечеству и вме­сте с ним всему миру. Никто не мог спастись, кроме тех, кто на­ходился в ковчеге.

* * *

У. Что бы могло случиться, если бы не произошел потоп?

Д. Человечество погибло бы от зла, от множества грехов. Не пришел бы Спаситель, мы бы не имели надежды на спасение.

У. Нет ли у нас такого дома-корабля, который несет нас ко спасе­нию?

Д. Есть, это Церковь.

У. Верно, ковчег — прообраз Церкви Христовой. Но Церковь — не дом, не храм, а общество всех истинно и правильно верующих во Христа Спасителя и соединенных с Ним. Церковь — это Тело Христово. Кто же Глава Церкви?

Д. Сам Иисус Христос.

У. Куда несется наш корабль спасения?

Д. В Царство Небесное.

У. По какому морю?

Д. По житейскому.

У. Какие волны мешают нашему плаванию?

Д. Наши грехи.

У. Кто находится в корабле?

Д. Люди, верующие во Христа.

У. Да, Церковь земная. А еще?

Д. Умершие в вере. Святые. Ангелы.

У. Церковь Небесная. Можно ли спастись вне Церкви?

Д. ?

У. Вспомним, спасся ли кто-то из людей вне ковчега? Может быть, хотя бы кто-то один?

Д. Нет, никто не спасся, кроме бывших в ковчеге.

У. Запомним и повторим все вместе слова: «Без Церкви нет спа­сения».

7. Взаимосвязь Священной истории с другими предметами

Каждый урок Священной истории связан с догматическими истинами, с богослужением и молитвами Православной Церкви - Ведь он имеет целью ввести детей в церковную жизнь. Поэтому на ряду с повествованиями о событиях необходимо указывать особенности богослужения и традиции Церкви, приводить соответ ствующие молитвы и праздничные тропари, т. к. в них кратко выразительно объясняются праздничные события. (При незнания смысла праздника учитель в первую очередь обращается к тропарю. «Днесь спасения нашего главизна...» — следовательно, при учении Благовещения говорим о начале нашего спасения.)

Занятие по Священной истории обязательно включает в себя разговор о значении событий и явлений. Таким образом, оно все­гда имеет догматическое основание. Извлекаемое из истории уче­ние подробно объясняется с точки зрения катехизиса, учения о бо­гослужении и объяснения молитв.

8. Связь Священной истории с жизнью детей

Уроки по Священной истории строятся так, что после рассказа о событиях следует применение истории к жизни воспитанников. Оно производится в форме беседы, во время которой выясняют­ся вероучительные и нравственные уроки, имеющие целью скло­нить детей к исполнению христианских обязанностей. Особенное внимание нужно обращать на применение истории к внутренней, нравственной жизни воспитанников. Библейские истории повто­ряются ежедневно, любая библейская история есть пророчество, исполняющееся в каждом человеческом сердце. Поэтому христи­анское дитя должно пережить в себе, перечувствовать библей­скую историю, и школа ему помогает в этом. Довольно иногда ска­зать одно слово, чтобы произвести глубокое и сильное впечатление на сердце детей. В «Письмах одинокого человека» прот. Валенти­на Свенцицкого описан детский опыт страха смерти — страха не­отступного, напряженного. Священник вспоминает: «Что бы мог­ло тогда меня утешить? Только одно слово: бессмертие». Этот при­мер показывает, как нуждаются дети в нашем слове, порой даже в единственном.

Сопоставляя изучаемый материал с жизнью детей, нужно по­мнить, что Церковь дает не правила поведения в определенных ситуациях, она дает закон, Закон Божий, рекомендации для дей­ствий в любом положении. Потому при изучении нужно идти от Евангелия к конкретным случаям, а в жизни — наоборот: от про­исходящего к оценкам и основаниям, лежащим в Божественном Откровении.

 

КАК ПРЕПОДАВАТЬ ДЕТЯМ БИБЛЕЙСКУЮ ИСТОРИЮ?

 

Прот. А. Дернов предлагает следующий ход изучения Священной истории. На первых уроках прежде всего надо познакомить­ся с теми понятиями, которые ученики принесли из семей: молят­ся ли они, ходят ли в храм и знают ли, что там совершается. Нужно научить их молиться, изображать крестное знамение. Далее идут начальные понятия о Боге, о Пресвятой Троице, молитвах, ико­нах, о священническом благословении и его значении. Выясняет­ся необходимость молитвенного обращения к Богу, святым угод­никам Его, к Ангелам. Дается понятие об Ангелах и сообщается ис­тория творения мира невидимого. Говорится об Ангеле Хранителе и о святом угоднике Божием, который ходатайствует за каждого из нас пред Богом. Затем следует материал о сотворение мира види­мого, человека.

Ввиду невозможности представить детям историю домострои­тельства во всей полноте и строгой системе, следует довольство­ваться эпизодическим ее изложением — изучать важнейшие собы­тия, да и в них останавливаться главным образом на тех эпизодах, которые более необходимы для более ясного и целостного пред­ставления изучаемого события или для религиозно-нравственно­го воздействия на учащихся. Например, не рассказывая подробно о суде Ирода над Господом Иисусом Христом, тем не менее упоми­нать об этом обстоятельстве: «Пилат отослал Иисуса Христа на суд к Ироду, царю Галилейскому, но и тот не осудил Господа, потому что не нашел в Нем вины», не рассказывать о призвании Исаии к пророческому служению, однако заметить: «Призванный к проро­ческому служению в чудесном видении...»

Учитель должен выяснить, какие отдельные подробности со­держания объясняемого эпизода представляют особенную важ­ность для духовного развития детей. Тогда будет ясно, в каком объеме должен быть сообщен материал, на что нужно обратить особенное внимание и какие детали без ущерба можно опустить Например, если педагог желает в рассказе о сыновьях Ноя оттенить различие между поступком Хама и поведением Сима и Иафета, он не может не указать, что последние подошли к отцу, обратившись спиною, чтобы не видеть наготы его; в притче о блудном сыне, что­бы показать милосердие и любовь Божию к кающемуся грешнику, нужно отметить, что отец увидел сына, когда тот был еще далеко, сам побежал к нему навстречу и, едва сын начал говорить: «отче, я согрешил...», уже простил его.

Не следует для связи между изучаемыми событиями кратко упоминать о других важных событиях, например, при рассказе о всемирном потопе сказать два-три слова о патриархах, говоря о ви­дении Иаковом таинственной лестницы, заметить, что Исаав про­дал Иакову право первородства за чечевичную похлебку. Но осо­бенно недопустимо излагать целые рассказы в виде краткого кон­спекта.

В изложении Святого Писания господствует удивительная, вы­сокая простота, но многие, только в легких контурах намеченные здесь, образы раскрываются пред очами веры в богато раскрашен­ные картины, в одном слове здесь часто целый мир мыслей.

При истолковании библейских повествований учителю нуж­но руководствоваться параллельными местами. Например, в Кни­ге Бытие не говорится, почему Господь у Авеля принял жертву, а у Каина нет, но ап. Павел разъясняет, что Авель верою принес луч­шую жертву, нежели Каин. Во многих случаях Священное Писание указывает, как сделать рассказ нагляднее. Возьмем Быт. 37, 26-28. История о том, как братья Иосифа продали его купцам, рассказана здесь очень сухо и сжато. Иосиф по этому рассказу спокойно, без­молвно покоряется своему жребию. Но эта же история представит­ся в ином виде, когда мы прочитаем Быт. 42, 21-22. Здесь сами бра­тья рассказывают, как велико было страдание души Иосифа, когда его бросили в ров. Он ожидал себе участи Авеля. Далее мы здесь чи­таем, что Иосиф со слезами умолял своих братьев не продавать его, и братья все-таки не сжалились над ним. Рувим еще кроме того вы­сказывает, что он просил тогда братьев не грешить против отрока, но они его не послушались. Какой богатый материал для наглядного, живого изображения сцены, представленной Быт. 37, 26-28!

В Евангелии от Матфея 9, 2-8 рассказывается история об исцелении расслабленного. Изложенный здесь очень коротко рас- сказ сделается гораздо живее и нагляднее, когда мы дополним его из Евангелия от Марка 2, 2-5: укажем, что к Иисусу собралось мно­жество народа, так что не только в доме, где находился Иисус Хри- стос, но и за дверьми не было места, что принесшие расслабленного четыре человека, не имея возможности проникнуть в дом за множеством народа, поднялись на кровлю дома, где находился Иисус и, проломав ее, спустили одр, на котором лежал расслабленный где само Священное Писание представляет такой богатый матери­ал для наглядного изображения событий, там нужно пользовать­ся этим материалом.

Готовясь к уроку по Священной истории, учитель призывает на помощь все свои знания, пользуется справочниками, энциклопе­диями и словарями. При изучении жизни Господа Иисуса Христа удобно воспользоваться Евангельским синопсисом, где приводят­ся события параллельно по всем Евангелиям. Священник Евгений Сосунцов обращает внимание на многие выражения, общеупотре­бительные среди слушателей Спасителя, пророков и апостолов, но совершенно незнакомые современным школьникам, например, «вязать и решить», «какой мерой мерите, возмерится вам», «умно­жая умножу», «ты говоришь». Необходимо принять за правило приводить буквально то, что доступно пониманию детей, если же они не доросли до уразумения буквальных изречений Библии, луч­ше приводить их в истолковательной форме, но передавая в точно­сти их смысл.

 

Какими методами нужно передавать библейские истории?

1. Лучшим методом полного и подробного изучения Священ­ной истории является толковое чтение и объяснение ученикам самого слова Божия. Комментированное чтение ветхозаветных Книг Библии отличается краткостью, с наибольшей же подробно­стью читается Евангельское повествование.

2. Важным средством для преподавания библейских истории служит устный, живой рассказ исторических событий самим зако­ноучителем. Это положение признается всеми педагогами.

3. В старших классах допускается самостоятельное чтение учениками священных историй по учебнику или по Библии, т. е. учи­тель задает урок, не рассказывая истории, а предоставляя самим ученикам прочитать и приготовить ее. Задачей преподавания в этом случае служит свободный рассказ со стороны детей, учитель при этом испытывает их вопросами, чтобы удостовериться, понимают ли дети выученное ими.

С. И. Широкий обосновывает, почему Священную историю нужно преимущественно рассказывать.

В Ветхом Завете история первых людей и патриархов переда­валась из рода в род посредством устного, живого предания. По за­поведи Божией, данной через Моисея, отцы семейств обязаны были рассказывать детям своим о знамениях Божиих, совершенных в Египте (Исх. 10, 2. 12, 26-27). И эта заповедь, как известно, стро­го соблюдалась иудеями, в особенности при совершении праздни­ка пасхи. То же самое мы видим и в Новом Завете. Первоначальные самовидцы и служители Слова устно передавали события из зем­ной жизни Спасителя (Лк. 1, 1-2); ближайшие сотрудники апосто­лов также посредством устных повествований знакомили новооб­ращенных с деяниями апостолов. Устное предание сохранялось и в последующие века, но важнейшие события из жизни апостолов и Самого Иисуса Христа уже были переданы письменно, поэтому устный рассказ о них мало-помалу заменился чтением Евангелия, Книги Деяний и некоторых церковных книг, составленных мужа­ми апостольскими.

• Священная история сама по себе имеет повествовательной ха­рактер. История каждого народа вообще начинается в форме по­вествования, затем наступает эпоха критической оценки событий, при упадке народа историк обращается к великим примерам древ­ности, к так называемым творческим эпохам истории, и составля­ет жизнеописания. Заметны эти эпохи и в истории народа Божия, но в ней есть важная особенность: главную задачу, сущность Свя­щенной истории на всех ступенях ее развития составляет изложе­ние событий. Они совершались по особым намерениям Божиим, в них открываются неизгладимые следы премудрости, благости, всемогущества и милосердия Божия, они имеют высокое значение. Среди них особенно можно выделить: творение мира, воплощение Сына Божия, Его страдания и Крестную смерть, сошествие на апостолов Святого Духа и др. Здесь каждое обстоятельство, каждая подробность заслуживают особого, благоговейного внимания, потому излагать Священную историю значит излагать упоминаемые в ней события.

• Священная история преподается, главным образом, с той це­лью, чтобы наполнить душу детей наглядными представлениями из мира религиозно-нравственного и тем способствовать усвоению догматических истин (вспомним, например, притчу о сеятеле) Эта задача исполняется гораздо успешнее, когда учитель рассказы­вает события так, как будто бы он сам присутствовал при их совер­шении, сам видел их своими глазами.

• Наконец, вообще рассказ особенно нравится детям, он соот­ветствует детской природе, привлекателен по своей наглядности.

Ничто не действует так благотворно на ум и сердце детей, как рассказ. Но рассказывать хорошо — дело весьма нелегкое. Нет воз­можности совершить перед детьми минувшие события. Остается одно — рассказать так, чтобы событие ожило в сердцах учеников. В сущности своей рассказ есть описание явлений в их связи ме­жду собою во времени, при этом непременно должна быть выраже­на также внутренняя связь по общему основанию событий, общим причинам и влиянию одних событий на другие.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.