Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Жизненность толкований 5 страница



Известный казанский законоучитель ХIХв. прот. А. Дружинин в своей лекции «О средствах и методах религиозно-нравственно- го воздействия на учащихся на основании данных новейшей педа­гогической литературы» так обозначил цель воспитания: «Послед­няя цель воспитания есть цель религиозно-нравственного раз­вития и усовершенствования человека, раскрытие в нем образа и подобия Божия, введение его в живое и деятельное общение с Бо­гом и ближними в духе благочестия и благотворной любви к Богу и ближнему».

Закон Божий является самым важным и необходимым предме­том. Ученики получают здесь высшие знания об истинах христианской веры и точные руководства для своей жизни. Закон Божий научает человека быть членом Церкви Божией. Правда, он не раз­вивает отдельно ни ума, ни памяти, не научает никакой специаль­ности, но он касается всей души человека. Изучая его, ученик пря­мо подготавливается к той высшей школе, которой для него дол­жна быть Церковь.

С. И. Ширский считает, что Закон Божий существенным об­разом отличается от других учебных предметов. Он имеет Боже­ственное происхождение, тогда как другие предметы суть произ­ведение человеческого ума.

Прот. Аполлоний Темномеров выделяет и подробно рассматри­вает две цели преподавания Закона Божия:

1.Учебная — расширить умственный кругозор ребенка.

2. Воспитательная — сделать приобретаемые знания достояни­ем не одного только ума ребенка, но также его чувства и воли.

Знание для знания — вот девиз очень многих законоучителей. Следуя ему, они все свое внимание обращают на теоретическое из­учение истин Закона Божия, стараясь сообщить детям возможно больше сведений в этой области. Закон Божий, по существу, пред­мет прежде всего воспитательный, становится при таком характе­ре преподавания чисто учебным, не имеющим непосредственного влияния на религиозно-нравственное развитие учащихся.

Если знания, твердо усвоенные памятью и рассудком, не согре­ют сердца детей и не дадут должного направления их воле, труды учителя напрасны. Как бы хорошо человек ни изучил истины хри­стианской веры и нравственности, он останется, по слову апостола, «медью звенящей и кимвалом бряцающим» (1 Кор. 13, 1).

Задачи учебные более конкретны, осязательны, чем религиозно-нравственное воспитание ребенка. В школе всегда можно точно проверить, насколько твердо знают дети молитвы, Священную ис­торию, заповеди и пр., но не так легко определить, научены ли дети Закону Божию, воспринят ли он их сердцем, является ли он для них правилом жизни.

На экзамене показателем усердия и успешности занятий зако­ноучителя чаще всего считается твердое и ясное усвоение деть­ми Закона Божия, как учебного предмета. Поэтому учебную цель преподавания мы вправе назвать формальной. Когда приобрете­ние возможно большего количества знаний перестает быть средcтвом к религиозно-нравственному воспитанию ребенка, а стано­вится целью всех стремлений законоучителя, то и самое препода­вание, по своему направлению и цели, должно быть названо фор­мальным. Учитель может быть весьма преданным своему делу; он не будет ограничиваться пределами программы, сообщая детям много и других сведений, но как бы ни был он усерден, сколь мно­го энергии ни вложил бы он в свое дело, если в его преподавании господствует стремление изучить предмет Закона Божия, а не на­учить детей Закону Божию его преподавание должно быть назва­но формальным.

Учебную цель отличает сравнительная легкость ее достиже­ния и, главное, осязательность достигаемых результатов. Изучить в школе Символ веры и заповеди, нужнейшие молитвы с крат­ким объяснением и несколько рассказов из Священной истории не представляет большого труда. Дети в состоянии заучить все это, и если учитель не лишен твердости характера, его ученики к окон­чанию курса будут твердо знать Символ веры по членам, молитву Господню по прошениям, прочитают требуемые программой мо­литвы, расскажут порядок совершения Литургии. Чего же более? Учитель смело может вести своих питомцев на экзамен; всякий увидит, что он трудился добросовестно и не безуспешно. Так ино­гда бывает и сегодня на экзаменах в церковно-приходских школах.

На самом же деле, дети — только почва, в которую учитель сеет семена Божественного учения. Чтобы последние привились и про­изросли в детской душе, необходимо, чтобы они не были безжиз­ненны, но были проникнуты убеждением, согреты любовью, ды­шали искренностью.

В другую крайность впадают те учителя, которые обращают большую долю своего внимания на так называемые нравственные беседы с детьми. Избегая формального преподавания Закона Божия, всю суть занятий сводят к назидательной беседе, точкою отправле­ния для которой являются заданный урок, какой-либо факт школь­ной жизни. Урок принимает характер проповеди, законоучитель об­ращается исключительно к сердцу ребенка. Этот способ нравствен­ного воздействия на детей более пригоден для церковной кафедры и Домашнего наставления, чем для школьного обучения.

В школе назидание применимо и, бесспорно, имеет большое значение в отдельных случаях, как, например, перед началом учебного года, перед Исповедью, в случае обнаружения среди детей крупных проступков, и т. п. Однако это не значит, что все дело пре­подавания Закона Божия в школе можно свести к проповеди. Хотя конечная цель усилий учителя — христианское воспитание сердца и воли ребенка, при этом школа не должна игнорировать религи­озного развития ума учащихся. Без теоретического научения исти­нам Закона Божия назидание имеет лишь поверхностное влияние на религиозно-нравственное развитие детей. Они будут следовать наставлениям законоучителя только до тех пор, пока в них силь­но впечатление от его слов. Обязанность учителя заключается не в том только, чтобы удержать ребенка от дурного поступка или воз­будить в нем добрый порыв, но гораздо более в том, чтобы зало­жить в его душу прочные начала истинно христианской жизни, ко­торые были бы действенными и за порогом школы. А этого нельзя сделать без научения основным истинам христианства. Для нрав­ственного развития христианина «никто не может положить ино­го основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3, 11). Только тот человек устойчив в добродетели, который глубоко проникся верою в Спасителя.

Таким образом, если забвение целей христианского воспита­ния делает преподавание Закона Божия бесплодным, мертвым, то и пренебрежение тем учебным материалом, который предлагает­ся в школе для изучения, лишает учителя возможности прочно утвердить в душах его питомцев начала христианской нравствен­ности. Будучи прочно усвоены умом ребенка, истины Закона Бо­жия должны овладеть его сердцем и подчинить себе его волю. То­гда они перестанут быть мертвым, холодным знанием и возбудят в душе детей живую спасительную веру. Свт. Тихон, Патриарх Мо­сковский, будучи в 1892 г. ректором Холмской семинарии, обратил к своим воспитанникам следующие слова: «Очень многие у нас склонны думать, что учение церковное есть что-то сухое, мертвое, отвлеченное, не имеющее никакого отношения к жизни. Поэтому и светские люди отвращаются от этой якобы схоластики, да и ду­ховные изучают ее скорее по необходимости, чем по любви. Ме­жду тем такой взгляд на учение Церкви есть только одно печаль­ное заблуждение, основывающееся на нежелании или неумении проникнуть в суть дела, понять его как следует. Церковное уче­ние, будет ли то краткое наставление веры или целая богословская система, есть самое ближайшее выражение истинной жизни и ис­тинных потребностей нашего духа, стремящегося к Богу, как ис­точнику истины и любви...»

Почему необходимо так подробно говорить о различных целях и стилях преподавания? В современной педагогической практике можно встретить описанные выше виды преподавания. Упор на чисто теоретическое овладение предметом в отрыве от личной ду­ховной жизни ребенка приводит к тому, что он не входит в жизнь Православной Церкви, не становится ее действительным членом. Следовательно, велика опасность его ухода из церковной школы, отпадения от Церкви.

В материалах совещания 1916 года при министре народного про­свещения, которое было посвящено обсуждению программы пре­подавания Закона Божия в средних учебных заведениях, находим: «Целесообразное сообщение религиозных истин должно просветить и укрепить в вере христианских отроков и юношей, соделав их веру сознательной и плодотворной. Само собой разумеется, что вера есть более сложное и всеобъемлющее явление, чем простое рассудоч­ное усвоение предметов, обозначенных термином «Закон Божий». Вот почему обязанности законоучителя не замыкаются в границы классного преподавания, а переносятся и за стены класса — в сферу отношений духовного отца к духовным детям, пастыря к пасомым». Сегодня, когда законоучитель в большинстве своем не является свя­щенником, отношения «учитель — ученик» также выходят за преде­лы класса. Педагог знакомится с семьей подопечного, обращает вни­мание на таинственную его жизнь, печется (в рамках своих полно­мочий) о его внутренней жизни, о развитии добродетелей — занима­ется его воспитанием, а не только обучением.

Далее читаем: «Но правильное религиозное познание есть благоприятствующее вере условие, а неправильно или методи­чески неудачно поставленное сообщение и усвоение религиоз­ного видения — есть весьма важное препятствие в деле жела­тельного религиозного развития юношества. Вот почему вопрос о правильной постановке преподавания Закона Божия в школах весьма остро ощущается как педагогами, так и родителями уча­щихся». Здесь мы находим важную мысль: качественное, полноценное обучение Закону Божию способствует становлению веры юношества.

Есть и противоположные примеры. Мы уже упоминали о ре­волюционных требованиях XIX в. по расширению преподавания нравоучения без учения догматического. Сегодня такая мысль тоже часто высказывается. Работа школы по типу клуба без тео­ретического обучения, преподавание исключительно в виде нрав­ственных бесед быстро приводят к тому, что дети забывают основ­ные истины православной веры, теряют основание для формирова­ния мировоззрения, порой такие школы страдают даже отсутствием литургического общения детей.

Сделаем вывод: религия должна проникать всего человека, его ум, чувство и волю, а потому законоучителю необходимо стре­миться к гармоничному религиозному развитию всех душевных сил своих питомцев.

 

 

ЗАКОН БОЖИЙ - ФУНДАМЕНТ И ПЕРСПЕКТИВА ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Закон Божий есть закон жизни, данный Богом для спасения чело­века, для осуществления главной цели — соединения с Богом. Если говорить о Законе Божием как об учебной дисциплине, нужно ска­зать, что он является самым важным предметом, по своему Боже­ственному происхождению.

Богооткровенные истины важны не сами по себе, они дол­жны переживаться нами, понуждать человека «к глубокому изме­нению ума, к внутреннему преобразованию», по мысли русского богослова В. Н. Лосского. Таким образом человек должен «стано­виться способным обрести мистический опыт», а опыт невозмо­жен без знаний, он есть проявление общей веры. «Христианское богословие в конечном счете всегда только средство, только не­кая совокупность знаний, долженствующая служить той цели, что превосходит всякое знание». Что же это за цель? Соединение с Богом, обожение. Следовательно, «христианская теория имеет значение в высшей степени практическое», сотериологическое. Вся сложная борьба за догматы, которую в течение столетий вела Церковь, есть забота Церкви в каждой исторической эпохе обеспечивать христианам возможность полноты мистического соеди­нения с Богом. «Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать Бо­гом». Христианские истины — основы христианской духовной жизни, т. е. начала, которые необходимы для развития личной внутренней жизни.

Все христиане призваны к богопознанию, это обязанность каж­дого. Евангелие приравнивает богопознание к обретению вечной жизни: «Да знают Тебя Единого истинного Бога...» (Ин. 17, 3). Одна­ко следует учитывать, что процесс катехизации — это не только получение знаний, информации, но и готовность изменить свою жизнь. Нам известен древний опыт. Процесс оглашения в Древней Церкви заканчивался вопросом: готов ли ты измениться, отверг- нуться ветхого человека, облечься во Христа?

Точный перевод греческого слова «познание» есть «соедине­ние нерасторжимыми узами». Познать — значит, понять сущность, соединиться, стать единым. Богопознание — соединение с Богом. Только через теоретическое постижение это сделать невозможно, необходим личный духовный опыт.

Прп. Исаак Сирин различает три степени ведения:

1. Еестественное, которое занимается видимым или чувствами.

2. Духовное, которое пребывает в области мысленного, силою постигает природу бесплотную.

3.Сверхъестественное, достигшее Божественного.

«Первое ведение рождается от непрестанного занятия и ра­чительного обучения; второе же — от доброго жития и разумной веры, а третье наследуется одной верой, потому что ею упраздня­ется ведение, дела приемлют конец и чувства делаются излишними Для употребления». Третьей ступени достигают только люди высо­кого духовного опыта.

Поэтому и путь православной педагогики можно определить следующим образом: от обученности — к благочестию, от нрав­ственности — к святости, от бытия — к инобытию. От первого ве­дения (от знания) может произойти, а может и не произойти пре­образование жизни. Воспитание должно выработать в человеке не только внешнее доброе поведение, но должно делать человека но­вым творением Божиим, должно выработать такие внутренние ос­новы жизни, чтобы она стала служением Богу, вытекала из радост­ной преданности Ему.

Принимая Крещение, человек должен вступать в новые отноше­ния с миром, получать новое понимание жизни. Крещение — «от­правная точка, основание христианской философии жизни, цели­ком определяющей его существование...», — говорил прот. Алек­сандр Шмеман.

Школа, отделенная от Церкви, лишает детей возможности на­стоящей духовной жизни, ослабляет и искажает духовный опыт, полученный ранее. Между тем, школа должна вести детей к Церкви. Потребность в знании должна возникать не из традиций мирской жизни или любознательности, но из живого церковного опыта и ре­лигиозной потребности в знании. Школа должна вести не словами, а тем, куда она устремляет движение детской души. Нужно, чтобы дети любили Церковь — всей душой, искренне и свободно.

В Церкви происходит богообщение, соединение человека с Бо­гом. Церковь Христова — Ноев ковчег. Как в ветхозаветном ков­чеге произошло спасение человека, так в новом Ноевом ковчеге происходит спасение для вечной жизни, уже здесь, в земной жиз­ни — преображение человека: «входит волк, а выходит агнец; вле­тает орел, а вылетает горлица», по образному святоотеческому из­речению. Вне Церкви нет спасения. Церковь Христова — благодат­ная жизнь во Христе, движимая Духом Святым.

Православная педагогика по своей сути является педагогикой спасения, воцерковления. В основе ее лежит понимание того, что вне Церкви, вне церковной жизни достичь цели воспитания не­возможно. Основная цель воспитания и образования (от понятия «образ Божий») достигается образом жизни, проникнутой духом Церкви. Церковная жизнь становится средством стяжания Свято­го Духа, методом познания Божественной Истины — единствен­но верным, проверенным методом. Только здесь познается Истина, т. к. Церковь есть сокровищница знаний, хранилище благочестия.

Церковная жизнь не отменяет развития всех задатков ребен­ка: умственных, физических, эстетических. В воспитании должно осуществляться развитие всех сил, но с приоритетом духовной сто­роны. Главное — духовное образование, путь стяжания Духа Свя­того, путь покаяния, смирения, нравственного очищения. Воспи­тание ответственности перед Богом, страха по любви. «Нельзя так жить, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти», — научает прот. Василий Зеньковский. Воцерковить — значит освятить светом веры весь круг поня­тий и практической жизни человека; не только мыслить, но и жить по-христиански, чтобы не было разлада между мыслью и чувством, плотью и духом, знанием и верой.

Светская общеобразовательная школа по сложившейся тради­ции предлагает пассивный, схоластический метод обучения, по­зволяющий получить определенный набор знаний, в том числе и о духовном мире, совершенно не способствующих обретению живо­го духовного опыта. Без духовного опыта знания становятся бес­смысленными вследствие непонимания вектора жизни.

Исходной точной преподавания Закона Божия является не урок, а богослужение, то есть сама жизнь Церкви. Здесь слиты воедино все элементы религиозного бытия. Здесь мы найдем и Ветхий Завет, и Новый Завет, и догматическое богословие, и историю Церкви, и ис­кусство, но не в раздельности, а в едином гармоничном целом. Чело­век, знающий богослужение, знает Православие. Церковь как сокро­вищница христианского опыта и учения дает ответы на все вопросы.

Литургическая жизнь должна быть центром жизни человека. Без воцерковления, без глубокого вхождения в литургическую жизнь не может быть настоящего православного воспитания. Вне Церкви, вне Евхаристии непостижима полнота Божественной благодати.

Важно также создание церковной среды, церковного быта, бла­годатное преображение социальной жизни. В таком случае семья становится для ребенка первой школой христианских добродете­лей. Жизнь должна быть построена по требованиям христианско­го совершенства:

1. Участие в богослужениях, Таинствах. Молитва. Чтение сло­ва Божия.

2. Пробуждение чувства греха, при котором обязательна Испо­ведь. Исповедь и Причастие — самые действенные средства к духовно-нравственному совершенствованию.

3. Православное миропонимание — удивительно радостное: «Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15, и). Духовная радость понятна только человеку церковному.

4. Дела любви — необходимая составляющая христианской Жизни. «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4, 8), и нам заповедано: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, и всем Разумением твоим» (Мф. 22, 37; Мк. 12, 30; Лк. 10, 27).

Подлинная Любовь открывается человеку в личной встрече со Христом. Православное воспитание на основе изучения Закона Бо­жия есть приведение ко Христу и Его Церкви, к постоянному пи­танию от тех благодатных даров, которые дает Церковь. Именно в православном воспитании происходит освящение образом Хри­стовым всей человеческой жизни.

Рассмотрев взаимосвязь преподавания Закона Божия с жизнью Церкви и личным духовным миром ребенка, с этой точки зрения сравним два учебных предмета: «Закон Божий» и «Основы право­славной культуры».

Учтем, что системы изучения Закона Божия по содержанию и цели обучения могут быть следующими:

1. Вероучительная и тесно связанная с ней нравоучительная. «Вера воспитывает и поучает».

2. Познавательно-научная или религиоведческая, предпола­гающая свободное исследование как религиозных догматов, так и антирелигиозных движений души.

3. Культурологическая или просветительская, включающая ре­лигию в культурно-исторический контекст нации, народа.

Нетрудно увидеть, что преподавание Закона Божия в церковно-приходских школах строится по первому типу, а «Основ пра­вославной культуры» — по третьему. Ко второму типу относятся предметы «Религиоведение», «История мировых религий» и т. п.

Сравнение учебных предметов «Закон Божий» и «Основы православной культуры»

 

Категории Закон Божий Основы православной культуры
Цели преподавания — Научение основам веры — Способствование воцерковлению, соделыванию членом Церкви, где совершается спасение. — Возбуждение духовной жизни — Сообщение некоторых знаний о Православии. — Нравственное развитие; возможно, пробуждение духовной жизни

 

 

Содержание — Домостроительство человеческого Спасения: Священная история, катехизис, агиография. В том числе — жизнь Церкви, духовная жизнь человека (молитвы, богослужение) — Некоторые элементы Священной истории, истории Родины, Церкви, церковного искусства
Язык Язык Священного Писания, святых отцов — «библейский» язык Литературный язык
Учебник Священное Писание — слово Божие Авторские учебники
Структура урока — Теоретическая часть. — Часть урока, посвященная духовной жизни —Теоретическая часть. —Нравственный вывод
Учитель Несет послушание под окормлением священника, церковный человек, причащается, молится за детей, а дети за него Практически самостоятелен

 

Итог:

По содержанию курс «Основы православной культуры» — это Закон Божий в минимальном объеме, в поверхностном обозре­нии. Закон Божий открывает путь для богопознания в полноте, так как неразрывно связан с духовной жизнью человека. Духовные вещи можно познать только через духовный опыт (например, по­нятие «Бог есть Святая Троица»), Закон Божий является источни­ком, фундаментом курса «Основы православной культуры». Курс ОПК — первый шажок, первый взгляд в сторону храма и для учени­ка, и часто для учителя. Он должен стать толчком к христианской жизни, к Церкви. Исходя из этого, формулируется цель, задачи и итог урока, формируется отношение к жизни. И учителя, и ученика можно сравнить с человеком, стоящим у дверей храма. Откроет ли он дверь, войдет ли в Церковь, пойдет ли по пути спасения?

Очень важно заметить, что Закон Божий становится и перспек­тивой курса «Основы православной культуры». Дети, заинтересовавшиеся вопросами православной веры, почувствовавшие пробу­ждение внутренней жизни, приходят в храм. Здесь они самостоя­тельно изучают вероучение, а могут продолжить обучение в цер­ковной воскресной школе для овладения Законом Божиим, для вхождения в жизнь Православной Церкви. Именно так и проис­ходит на многих приходах, где ведется активная образовательная деятельность как внутри прихода, так и в окормляемых им учеб­ных заведениях.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕРКОВНО ПРИХОДСКИХ ШКОЛ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обращает внимание педагогической общественности на то, что организато­рами приходской работы с детьми и молодежью остро ощущает­ся отсутствие учебников и методических пособий, соответствую­щих единой учебно-методической программе. В Екатеринбургской епархии работа по созданию единого учебно-методического обес­печения началась в 1999 г. по благословению епископа Никона, в то время Правящего архиерея Екатеринбургской епархии. В настоя­щее время существует определенная система, которая постоянно расширяется и совершенствуется. Говоря о ней, необходимо обра­тить внимание на некоторые важные положения.

1. Благословение Правящего архиерея

Система учебно-методического обеспечения устраивается под окормлением Правящего архиерея. Все пособия утверждаются Правящим архиереем и не распространяются на приходы без его благословения.

В словах благословения ко второму изданию программы по За­кону Божию сказано: «Все мы, прежде всего, — ученики Христа. Ради помощи чадам малым во встрече со Христом и изучается За­кон Божий. Пусть в вашем нелегком служении Матери-Церкви по­мощь Божия будет с вами, наставляя на путь истины и помогая других вести ко спасению. С Божиим благословением к дальней­шему труду, Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский». Божие благословение, преподанное Правящим архиере­ем, ощущает каждый законоучитель, дерзающий обучать вере. Это большая помощь для педагогов.

«Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Цер­кви», — подчеркивает св. Игнатий Богоносец. «Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете это делать сами по себе» (Послание магнезийцам. гл.7,1); «Делающий что-либо без ведо­ма епископа служит диаволу» (гл.9.1); «Кто будет почитать себя боль­ше епископа, тот пропал совершенно» (св. Поликарпу Смирнскому).

 

 

2. Епархиальный уровень

Апостолы получили от Самого Христа власть священнодей­ствия, управления Церковью и учительства. По Божественному повелению они передали эту власть епископам. Но власти при­суща и благодатная сила для совершения. Как учителям им дано было повеление проповедовать Евангелие всем народам. Преемни­кам святых апостолов принадлежит право и обязанность хранить и преподавать правое учение в Церкви, наблюдать за чистотой пра­вославного учения. Епископы реализуют свою учительную власть лично, делегируют ее пресвитерам, мирянам, которые трудятся на приходах и в разных учебных заведениях.

Законоучители получают утверждение в своей должности от Епархиальных архиереев. Вместе с правом преподавать они обре­тают и величайшую ответственность.

Епархиальный уровень учебно-методического обеспечения озна­чает, что задается высокая планка. Авторы программ, методических рекомендаций, созданных в Екатеринбургской епархии, — сотрудни­ки епархиального Отдела церковно-приходских школ, лучшие педа­гоги церковных школ, епископ Никон, принимавший непосредствен­ное участие в создании программы по Закону Божию, архиепископ Викентий, под руководством которого созданы программа по срав­нительному богословию и программа по нравственному богословию.

Поддерживается достаточно высокий уровень качества посо­бий: каждое пособие тщательно прорабатывается, спорные вопро­сы изучаются, получаются советы и рецензии специалистов: свя­щенников, преподавателей Духовной семинарии.

3. Традиции Церкви, а не самодеятельность отдельных педагогов

Церковь есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15), она содержит учение христианское и поддерживает истину в умах и сердцах людей.

В Первосвященнической молитве Господь говорит: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино...» (Ин. 17, 20). В словах Христа «ясно определена сущ­ность всего христианства: христианство не есть какое-либо отвле­ченное учение, которое принимается умом и содержится каждым порознь. Нет, христианство есть общая жизнь, в которой отдель­ные личности настолько объединяются меду собой, что их едине­ние можно уподобить единству Лиц Святой Троицы» (сщмч. Ила- рион (Троицкий)). Единение верующих во Христе должно быть по­добно единению Бога Отца с Богом Сыном и Духом Святым. Такое единение всех верующих во Христа и образует Церковь. «На земле нет единства, с которым можно было бы сравнить единство цер­ковное. Такое единство нашлось только на небе» (сщмч. Иларион (Троицкий).

«Образ Божественного единства и существенное тождество Святой Троицы, как и совершеннейшее взаимопроникновение, должно находить отражение в единении единомыслия и единодуший верующих», — писал свт. Кирилл Александрийский. Такое единение всех христиан в вере и любви может содействовать тому, что и весь окружающий мир придет к вере во Христа. «Если будет порвана связь с Телом Церкви, то отдельная личность, обособив­шись и замкнувшись в своем себялюбии, лишена будет благодатно­го воздействия Святого Духа, живущего в Церкви». «Вне Церкви невозможна христианская жизнь. Только в Церкви может жить, развиваться и спасаться человек, как и во всяком организме от­дельные члены никогда не растут и не развиваются отдельно друг от друга, а всегда только в неразрывной связи со всем организмом» (сщмч. Иларион (Троицкий)). Священномученик, предостерегая нас, говорит о свойстве гордого и себялюбивого человека, который обо всем рассуждает смело и самоуверенно, даже если не понима­ет, о чем говорит: «Особенно ясно обнаруживается это в вопро­сах веры. Здесь все хотят быть учителями, апостолами и пророка­ми. Здесь не смущаются даже своим полным невежеством. В дру­гих областях люди ничего не знающие предпочитают хоть молчать. Но в вопросах веры у нас теперь больше всего рассуждают и про­поведуют те, кто меньше всего в этих вопросах понимает. Ведь еще апостол Павел говорил, что, кто отступил от чистосердечной люб­ви, от доброй совести и нелицемерной веры, те уклоняются в пу- стословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, но того, что утверждают (1 Тим. 1, 5-7)».

В Церкви присутствуют слабые и немощные члены. Каждый из членов в отдельности не составит Церкви, равно и Церковь не есть только численное множество, состоящее из отдельных единиц, но и Глава Церкви — Иисус Христос, и Дух Святой с полнотой освя­щающих средств. Дух истины — в Церкви. «Един Господь, едина вера, едино Крещение» (Еф. 4,5-6). Это не значит, что далее должны быть перечислены единые методические пособия, единая програм­ма, но это означает необходимость соблюдать согласие исповеда­ния — единые уста, единый взгляд. Такое возможно при соблюде­нии святоотеческой традиции.

4. Единение педагогов

«Человек чувствует, что он — ветвь великого, присно цветущего и присно юного дерева Церкви». Тогда он имеет общую жизнь с Церко­вью, руководится ею в оценке жизненных явлений и в своей личной жизни. Многое становится несомненным и ясным, «каждый церков­ный человек чувствует, как он стоит на непоколебимой вековой скале, как твердо у него под ногами» (сщмч. Иларион (Троицкий)).

Вся епархия живет и работает в едином ключе. Все чувствуют свое единство: прежде всего — молитвенное и таинственное, но и педагогическое. «Всем церковным структурам, всем отделам епар­хии надо работать в единстве, имея общую цель: отвратить мно­жество человеческих душ от гибельного неверия...», — настраи­вает нас Правящий архиерей. «Надо всем нам усвоить святооте­ческий взгляд на каноничность и обязательность катехизации и приложить все усилия для восстановления лучших традиций учи­тельства и душепопечения. Для решения поставленных проблем необходима консолидация общих усилий настоятелей приходов, священства, завучей церковно-приходских школ, катехизаторов, молодежных педагогов. Пусть каждый из нас вносит посильную лепту в общее дело созидания стройной системы церковного обра­зования, в которой процесс освоения, сохранения и передачи духа буквы православного вероучения будет живым, возгревающим сердца учащихся», — говорится в приветствии архиепископа Ека­теринбургского и Верхотурского Викентия участникам VI Епархи­ального съезда православных законоучителей 2010 г.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.